Показать сообщение отдельно
Старый 23.09.2016, 10:16   #1810   
Матёрый
 
Аватар для Чёрный Дембель
 
Сообщений: 41,097
Регистрация: 22.02.2006
Записей в дневнике: 2655

Чёрный Дембель вне форума Не в сети
Советская военная комедия

Коль скоро в прошлый раз я коснулся темы военной комедии, решил продолжить до кучи разбор этого жанра, тем более, что отечественный кинематограф дал нам для этой темы обильную пищу.

Антоша Рыбкин.
ЦОКС (впоследствии Казахфильм), 1942

Сюжет, игра актёров, уровень юмора, конечно, ниже плинтуса, но надо принимать во внимание дремучие времена, в которые снимался фильм, и задачу, для которой он вообще снимался — поднять дух бойцов на передовой и трудящихся в тылу в самые тяжёлые годы войны. Посему немцы тупые и не особо страшные, повар недалёкий, храбрый и безбашенный, типа Швейка, наши побеждают и ура-ура, а больше от него ничего и не требовалось. На сегодняшний день фильм представляет сугубо искусствоведческий интерес.

2/10



Небесный тихоход.
Ленфильм, 1945

Буду в данном случае категорически непочтителен к классике – фильм откровенно слабый. Я готов смириться с лубочно-карикатурными немцами - в конце концов, во время войны их иначе и не изображали, а фильм хронологически снят был в то же время и недалеко ушёл от того же «Антоши Рыбкина». Я о другом. Все персонажи картонны напоказ манерны, сюжет абсурден, мимика неестественна, игра неубедительна. Вместо военных лётчиков обоего пола мы видим каких-то жеманных ретрометросексуалов в униформе. Фильм явно пытался спасти своей природной органичностью Николай Крючков, бесспорно, один из лучших и известнейших актёров эпохи, но на фоне общего унылого болота эта задача оказалась ему не по плечу. Я уж молчу о дикой технической безграмотности фильма – в одной из сцен озвучиваются такие скорости фронтовых самолётов периода ВМВ, что уши вянут, а ритуальные пляски вокруг вундервафли, к тому же уничтожаемой единственным У-2 (вес боевой нагрузки 150 килограммов) и история со спасением главного героя в первых кадрах фильма – вообще из области ненаучной фантастики.
Из положительного: стали народными песни, примечателен в первых сценах фильма вид Елагина дворца со снесённым бомбой куполом, засветилась в самой первой сцене раритетная модель трёхосного санитарного автомобиля ГАЗ-05-193 - вот, пожалуй, и все его плюсы.

3/10




Женя, Женечка и Катюша.
Ленфильм, 1967

Вот это у же совсем другое дело. Автором сценария выступил фронтовик Булат Окуждава, при этом некоторые интермедии целиком заимствованы из фронтовых рассказов Эфраима Севеллы, хотя упоминания его авторства нигде нет.
В целом, фильм крепкий, хороший, но ближе к концу главный герой из лопоухого ботана превращается не в зрелого мужчину, как замышлялось авторами, а в злобного дёрганного задрота, что, видимо, было вызвано личностными особенностями и нездоровыми привычками Олега Даля, и это совершенно не добавляет ему зрительских симпатий, а фантазии главного героя наяву начинают страдать избыточностью и искусственностью, чем сильно утомляют. Суровый финал, напротив, не ломает канву сюжета, а лишь подчёркивает бренность бытия и фаталистичный взгляд на судьбу человека.
На мой взгляд, тот самый фильм, к которому, несмотря на всю патриотико-идейную нагрузку, прекрасно подошёл бы эпиграф
Цитата:
«Vanitas vanitatum et omnia vanitas»
7/10




Дачная поездка сержанта Цыбули.
Киностудия им. Довженко, 1979

Тоже вполне себе безбашенная комедия, изрядно напоминающая «Крепкий орешек», вот только главный герой там - не удачливый храбрый недотёпа, а чрезвычайно ушлый и изобретательный продуман. Пожалуй, именно в образе Цыбули зритель может увидеть того самого эталонного Хохла – друга, пройдоху и хитрована, родного брата, к образу, лёгким причудам и постоянному присутствию которого в повседневной жизни мы так привыкли за последние 300 лет и которого мы, увы, за последние годы практически перестали видеть за дикой маской ополоумевшего бесноватого укробандеровца. Отличный экшн без каких-либо замахов на драматизм и глубокий смысл, «истерн» в полном понимании этого термина, и, как раз, отсутствие всяких намёков на высокий патриотический пафос в полном соответствии с сюжетом, не вызывает никакого напряжения при просмотре – всё вполне органично, легко и весело, с настоящим гусарским размахом, когда вызывающие оторопь задачи одна за другой выполняются влёт, на чистом кураже и импровизации.
Несмотря на идейную легковесность

8/10




Гусарская баллада.
Мосфильм, 1962

Внезапно.
Тем не менее, фильм, на 100% попадающий под понятие «эпический», ибо через одного из главных героев открыл целую страницу устного народного эпоса. Безусловно, речь идёт о поручике Ржевском – воистину народном герое, гусаре, забияке, ходоке, пошляке и оторве – словом, носителе всех качеств, которым можно только позавидовать, этаком альфа-самце, предмете публичного осуждения и тайного преклонения самых широких народных масс обоего пола – мужчины, впрочем, ценят Ржевского не столько за успехи у слабого пола, сколько за отчаянное ухарство и бескрайнюю внутреннюю свободу. Немного у нас народных любимцев, чьи образы прямиком перекочевали в народный эпос прямо с экрана – Василий Иванович с Петькой, Штирлиц с Мюллером, Холмс с Ватсоном, гайдаевская троица, поручик Ржевский, ну и, под закат советской эпохи, Алиса с роботом Вертером, но эти последние уж вовсе глумливые – посему фильмы, давшие старт таким востребованным народным психотипам, и следует называть «эпическими» без малейшего преувеличения и натяжки.
Хороша сама пьеса «Давным-давно» безвестного автора (авторство Гладкова ставится под очень большое сомнение всеми, кто знал его лично, да и создателями фильма), вышедшая на подмостки театров музкомедии во время войны и экранизированная великим Рязановым в 1962 году, к 150-й годовщине изгнания Наполеона, великолепна музыка Тихона Хренникова, впечатляющи масштабные костюмированные съёмки; словом, придраться не к чему при всём желании – ну, разве что, к формам Ларисы Голубкиной, прекрасными для юной женщины, но крайне неподходящими для семнадцатилетней девочки, успешно выдающей себя за мальчика посреди целого табуна гусар. Но это уже чистой воды придирки – через 15-20 минут просмотра это уже перестаёшь замечать. Безусловно, сама пьеса — исторический анекдот, но анекдот от начала и до конца, отчего органичный, цельный и профессиональный. Смотрится легко и свежо даже после надцатого раза. Что тут скажешь – классика.

10/10



В бой идут одни старики.
Киностудия им. Довженко, 1973

Конечно, этот фильм — не комедия в чистом виде, но юмора в нём немало. Что же до критики, то это как раз тот случай, что критиковать нечего — бесспорный шедевр без малейшего изъяна. Всё органично, естественно, на своих местах. Перефразируя Исаака Бабеля,
Цитата:
произведение рождается на свет хорошим и дурным в одно и то же время. Тайна заключается в повороте, едва ощутимом. Рычаг должен лежать в руке и обогреваться. Повернуть его надо один раз, а не два.
Авторы все рычаги повернули правильно, и именно на тот неуловимый градус, на который и нужно было.
Оценивать не буду — шедевры не оценивают, ими восхищаются.

  Ответить с цитированием