Матёрый
Сообщений: 41,097
Регистрация: 22.02.2006
Не в сети
|
Возвращаемся к творчеству современников.
Алексей Иванов
Творчество этого автора, как и творчество многих других, весьма неоднозначно, и, как у многих, несёт как явные личностные черты, так и признаки высокой профессиональной квалификации.
Начнём, так сказать, ab ovo.
Маленький Лёша родился в интеллигентной семье, а жить , расти и учиться ему пришлось на суровом Урале - собственно, понимающему человеку уже примерно понятно, как складывались его личность и мировоззрение. Собственно, достаточно взглянуть на лицо автора и прдставить процесс его взросления в суровых уральских реалиях - и всё станет яснее ясного. В результате творчество автора чётко разделяется на две почти не связанные между собой вселенные.
Первую из них, посвящённую реалиям современной жизни, можно смело назвать «Путь Задрота» - ну, или «Дао Задрота», если вы адепт восточной философии.
Это , по факту, тетралогия, хотя формально никаких признаков тетралогии не несёт – ни единых героев, ни единого сюжета нет. Но эти три книги объединяет психологическое единство – единство личности главного героя, этапы его созревания и жизненного пути. И этот главный герой – задрот.
Первая часть – "Пищеблок", ностальгическая предпубертатная страшилка на тему советского пионерлагеря. Себя автор позиционирует, как главного героя, не вписывающегося в коллектив пионера-задохлика, не имеющего близких друзей, но имеющего отличную перспективу стать изгоем и жертвой, как нынче принято выражаться, коллективного буллинга - короче, формирующегося задрота. Спасение сим задротом остальных пионеров и вожатых проходит по части ночных фантазий - как показывает жизненная практика, задроты на подвиг не способны.
Вторая часть - «Общага-на-Крови». Здесь в главной роли выступает уже сформировавшийся задрот в самом начале своего профессионального и самостоятельного пути - задрот-студент, милый наивный мальчег, столкнувшийся в суровых реалиях общаги с, как ему кажется, эгоизмом, алчностью, коварством более прожженных и беспринципных однокурсников, а на самом деле – с обычными простыми и грешными людьми, а не эльфами, какающими марципанами и пукающими шанелью, и от этого пребывающий в когнитивном диссонансе, плавно переходящим во вселенскую скорбь и страдания. Исход предсказуем.
Третья часть – «Географ глобус пропил». Задрот вырос, созрел, но ни хрена не поумнел. Он обзавёлся семьёй, стал школьным учителем, что, впрочем, никак не поспособствовало его личностному росту. Терзающий главного героя когнитивный диссонанс тот пытается унять водкой, изменами жене и фапом на вверенных его педагогическому таланту лоли, но исход, как всегда, предсказуем: задрот остаётся задротом, так и не испытав никакого катарсиса.
Четвёртая часть – «Блуда и МУДО». Распад личности задрота прогрессирует: в этой книге задрот уже в разводе, трижды никому не нужен, ведёт асоциальный образ жизни, пьянствует, пробавляется случайными половыми связями и сомнительными случайными заработками, кое-как связанными с его базовой, педагогической профессией. Собственно, половые и алкогольные подвиги – это единственные свершения, которыми задрот может похвастаться перед публикой и сделать сюжетообразующей нитью. Впрочем, в этой книге задрот озлобился и приобрёл способность к немотивированной жестокости – правда, только в случае уверенности в стопроцентной безнаказанности, что указывает на высокий уровень трусости.
Таким образом, эта тетралогия являет собой развёрнутую картину формирования психики, жизненных ценностей и моральных устоев современного русского интеллигента – того самого говна нации, мнящего себя её мозгом. По прочтении данной опупеи здравомыслящий человек сможет понять, почему нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах интеллигентов нельзя подпускать к власти на пушечный выстрел.
Если бы творчество автора ограничивалось подобным шлаком, я бы бросил его читать на первой же книге – этим рефлексивным говном, к сожалению, очень сильно грешит вся русская литература, начиная со Льва Толстого, Тургенева и Чернышевского, даже и Достоевский по этой линии запомоился – но, к счастью для нас, читателей, автор не остановился в своём творчестве на мазохистским самобичевании, и вторую ипостась своего творчества связал с основной своей профессией. Иванов по специальности искусствовед и краевед, и история Урала для него не только кусок хлеба, но ещё и всеобъемлющее хобби, а также источник сюжетов для довольно неординарных книг.
Первая – роман-легенда «Сердце Пармы», история освоения русскими Северного Урала в 15 веке.
Вторая – детектив 18 века «Золото бунта», про послепугачёвский Урал.
Третья - "Тобол", книга о недолгом славном и трагичном губернаторстве в Сибири князя Матвея Гагарина.
Все эти книги - крепкие исторические романы, какими давно нас не баловала отечественная литература – наверное, со времён «Петра I» Алексея Толстого и «Каменного пояса» Евгения Фёдорова (креативы Пикуля категорически не могу причислить ни к исторической прозе, ни к литературе вообще – донцовщина по мотивам исторических событий).
В книгах этих есть много вкусного для читателя: былинные русские богатыри, суровые ратники, дикие вогулы с луками и копьями верхом на боевых лосях, первобытные нравы, дикие обряды, романтика первопроходцев, белое безмолвие приполярной тайги, интриги князей церкви, древние капища и осквернённые курганы , трудовая и ратная слава, горящие городища, разбойничья вольница, пугачёвские клады, тайные общины староверов, средневековые детективные страсти, гонки на барках в каменных теснинах Чусовой, сумрачная вогульская языческая мистика и т.п..
Однако задротство автора даже из этих романов показывает читателю изрядную фигу в кармане.
Будучи с детства изгоем в обществе нормальных людей, автор не только проникся ненавистью к обывателю, но и экстраполировал своё отношение к нему на весь русский народ и всю русскую государственность - короче, задрот стал русофобом (закономерная эволюция любого задрота). Русские в большинстве своём в его книгах выглядят весьма нелицеприятно (ну, кроме нескольких главных героев), а уж Государство Российское у него всегда - инфернальное зло, невидимо и неотвратимо нависающее над героями книг и иногда вмешивающееся в сюжет, непременно негативным образом.
Ещё в авторском багаже можно обнаружить юношеские искания на поприще фантастики («Земля-Сортировочная», «Охота на Большую Медведицу» - подростковый мусор); «Ёбург» (криминальные хроники Екатеринбурга 90-х годов, в которых слишком много локальных реалий, имён и событий – может быть интересно, разве что, аборигенам вышеупомянутого городка); мистический детектив "Псоглавцы" (весьма крепенько); киносценарии и проч..
Посмотрим, посмотрим, чего ещё наваяет наш страдалец с Урала - годы у него ещё весьма не старые...
Последний раз редактировалось Чёрный Дембель; 21.04.2023 в 13:43.
|