Макс Фрай
Я вообще не слишком большой любитель фэнтези, но так получилось, что жизнь вынудила меня обратиться к творчеству этого автора.
Фэнтези - жанр многоплановый, неоднозначный. Тут есть и шедевры на все времена, такие, как "Властелин колец" Дж.Р.Р.Толкиена и "Гарри Поттер" Дж. Роулинг, и вполне художественные вещи средней руки и средней же унылости - к примеру, "Волшебник Земноморья" У. ле Гуин, и откровенное УГ отечественных подражаний "Таня Гроттер" и "Мефодий Буслаев" для клинических имбецилов позднего препубертатного возраста, и откровенно стёбные и зачётные фанфики типа "Звирьмариллион" и "Последний кольценосец" по мотивам всё того же Толкиена, и даже отечественное костедробильно-магическое фэнтези А.Бушкова «Сварог», ну и т.п.. Всякий может найти для себя с этом жанре подходящую тему. Ну, и занесло меня на прошлой неделе в фэнтезийный мир Макса Фрая.
Макс Фрай - это литературный псевдоним Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина; впоследствии Светлана творила в гордом одиночестве. Макс Фрай (max frei (нем.) — “максимально свободно”) – не только литпсевдоним авторов, но и имя главного героя, провалившегося из российской реальности 90-х годов в магический мир Ехо; таким образом, авторы с первых строк вовлекают читателя в игру: подразумевается, что цикл повестей – мемуары самого Макса, написанные от первого лица.
Ну, что я могу сказать?! При, в целом, неплохой задумке и продуманном сквозном сюжете динамика этого сюжета очень и очень вялая. Почему?
Да потому, что 90% текста заняты чистым флудом.
Я ни разу не половой расист, да и отличных писателей-женщин мировая литература знает в избытке. Но в данном случае бабизм, проявивишийся в неудержимом словесном поносе, зашкаливает за все возможные пределы. Некоторое представление об этом вы можете иметь, если читали худшие из романов Иоанны Хмелевской - причём, надо отдать должное пани Хмелевской, не только с сюжетной линией, но и с её динамикой у неё-то, как раз, всегда всё в порядке.
Трёп, трёп, трёп, трёп и снова трёп. Неудержимый словесный понос, причём не столько на сюжетные темы, сколько на 90% - натужные попытки выдавить из себя очередную порцию шюток йумара и дешёвых подколок. Так способны часами трепаться, не слушая друг друга, подобно глухарям на току, старые школьные подруги, натрескавшиеся синьки на очередном юбилее школьного выпуска или бройлеры в курятнике в предвкушении кормёжки. В промежутках герои постоянно что-нибудь жрут и цистернами пьют неведомую камру (ХЗ, что это такое, по стилю употребления и необходимости подогрева создаётся впечатление, что это либо грог, либо глинтвейн), занимаются лёгким флиртом и сравнительной фаллометрией. По прочтении первых двух-трёх повестей я стал ловить себя на мысли, что почти все поголовно герои представляются мне в виде тошнотно болтливого ишака из мультика «Шрек» с некоторыми малозаметными индивидуальными особенностями.
В общем, через полторы-две тысячи страниц этого вербального смрада и действия, по объёму примерно соответствующего объёму сюжета сказки «Золотой ключик», я спёкся и отказался от дальнейшей вспашки этой словесной целины. Пусть этим занимаются нецелованные престарелые ТП для пополнения запаса острот с целью дальнейшего их испытания на коллегах по несчастью или прыщавые задроты мужского пола, заброшенные безжалостной рукой судьбы на филологические и лингвистические факультеты, а я в этом деле пас.
Читать можно, разве что, как альтернативу «Экспресс-газете» в поезде дальнего следования, когда ничем более конструктивным заниматься невозможно.
Полиграфический мусор.