Цитата:
Сообщение от Schumi
(KROT), я, боюсь, уже не вполне в теме и что-то пропустил из Вашего изложения, но вопрос - можно ли проследить подробную судьбу указанных Вами книг с даты написания до наших дней? Т.е. назвать владельцев и причину их смены (продажа/ограбление/обмен...).
|
Кельнская соборная библиотека отнюдь не единственная, в которой древние манускрипты хранятся безвылазно 1200 лет, никогда не терялись и не находились. Другим примером является
библиотека аббатства Санкт-Галлен
Цитата:
История аббатства Санкт-Галлен насчитывает более 1200 лет. Прекрасные факсимиле дают представление о произведениях знаменитых санкт-галленских мастеров Х-ХII вв., рассказывающих об истории создания монастыря. Уникальным является древнейший в Западной Европе чертеж, созданный около 825 г. в эпоху блистательного расцвета в монастыре духовной культуры, изобразительного искусства и книжности. Это так называемый санкт-галленский монастырский план, которым предусмотрены две школы, внутренняя и внешняя, т.е. монашеская и мирская.
В пределах комплекса зданий Сент Галленского аббатства находится знаменитая библиотека аббатства, одна из старейших библиотек в Европе, внесенная Юнеско в список мирового наследия и из-за своего ошеломляющего интерьера и огромной коллекции редких и уникальных средневековых книг и рукописей.
Список культурных сокровищ библиотеки экстраординарен – здесь больше ирландских рукописей, чем в Дублине, есть около 15 рукописных экземпляров седьмого века, включая латинскую рукопись Евангелий, датируемую 750 годом. Другие работы включают астрономический учебник, написанный в 300 году до н.э., тексты Беде Достопочтенного на его родном нортумбрианском языке, старейшая сохранившаяся книга на немецком языке 8 века
|
В архиве библиотеки можно найти ее старые каталоги и убедиться, что Пасхальные таблицы Дионисия из Кодекса 251 хранятся там с 10 века.
Вообще старые каталоги сохранились от многих древних монастырских библиотек. Лео Мулен в книге "Монашество Высокого Средневековья" (1000-1300) пишет
Цитата:
Дом Шмиц упоминает о библиотеках, насчитывавших одну-две тысячи манускриптов; для того времени это богатейшие книжные собрания. Большинство же библиотек были гораздо более скромными: 300 книг в аббатстве Флёри, 570 — в Клюни, 300 — в Сен-Жермен-де-Пре, 700 — в Боббио, 580 — в Рейхенау
|
Как видим, списки книг известны с большой точностью.
Самое интересное, известны не только каталоги монастырских библиотек 10-14 веков - сохранились даже своеобразные "библиотечные формуляры" монахов
Цитата:
В монастыре Флёри библиотекарь, armarius, в определенный день составлял список всех братьев, которые взяли себе книги в прошлом году. Таким образом, каждый из этих братьев должен был сначала вернуть полученную книгу и лишь затем мог рассчитывать на получение вновь затребованной. А если в течение года монах не прочтет эту книгу целиком, то он должен будет просить прощения на обвинительном капитуле
|
Копии писем Дионисия к Петронию
847 года из Кодекса Lat. 5543 с 9 века хранились в библиотеке
аббатства Флери на Луаре, потом достались Парижской библиотеке. Так что доказательств их непрерывного пребывания в аббатстве достаточно.
То же самое касается копий писем Дионисия из кодекса
Lat. 4860 - они пришли в парижскую библиотеку из коллекции Кольбера, ранее хранились в монастыре в Майнце, и написаны в этом городе в 939-954 году. Причем, в свою очередь, они являются копиями манускриптов библиотеки аббатства в Рейхенау, которая также весьма примечательна - как упоминалось выше, в 12 веке насчитывала 580 книг, и после закрытия аббатства эти манускрипты достались библиотекам в Мюнхене и Карлсруэ
Цитата:
Монастырь Рейхенау основан в 724 г. епископом св. Пирмином в преимущественно языческой на тот период времени Алемании.
В Рейхенау были своя школа, скрипторий и художественная мастерская, из которой происходят лучшие иллюминированные манускрипты X—XI вв. С ним связана миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия в Восточной Европе.
Аббатство в Рейхенау захирело вследствие соперничества с Санкт-Галленом и подпало под управление констанцского епископа. В 1757 г. монастырские земли были секуляризованы, а в 1803 г. обитель была закрыта. Богатейшая библиотека, тексты которой включали «Баварского географа», была переведена частью в Карлсруэ, а частью в Мюнхен
|
Пасхалии Дионисия из кодекса Lat. 5239 с 10-го века хранились в библиотеке аббатства Святого Марсиаля в Лиможе. Часть библиотеки была куплена для Парижской национальной библиотеки еще Людовиком Пятнадцатым, другая часть попала в коллекцию Кольбера, откуда опять поступила в Парижскую библиотеку. Сохранились и каталоги, и сами рукописи
Но самое интересное, что в библиотеке Святого Марсиаля учился и работал знаменитый хронист Жоффруа де Брейль, будущий аббат Вижуа (1170-1184). Можно сравнить его описания с каталогом библиотеки того времени. Адемар де Шабаннес (989-1034), знаменитый хронист и композитор (собственноручно написанная им апостольская месса хранится в парижской библиотеке, манускрипт Latin 909) - он тоже учился в Марсиале, работал в скриптории, изучал там Пруденция. И т.п. - по каждой библиотеке набирается множество свидетелей, видевших ее собрание книг