Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
право и правда |
|
|
Опции темы |
30.06.2006, 00:19 | #61 | |
Форумец
Сообщений: 627
Регистрация: 29.09.2005
Возраст: 26
Не в сети |
Цитата:
По поводу аргументов - опять же не понял.. Смею предположить, что вы интересуетесь ПРИЧИНАМИ, которые вызвали мой смех? |
|
30.06.2006, 01:02 | #62 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Paul Smith, к пониманию точки зрения возраст отношения не имеет. Его знание может Вам помочь достичь видимости понимания того, как я к этой точке зрения пришел. Причины же Вашего смеха мне мало интересны, я просто предполагал, что Вы захотите поучаствовать в дискуссии, а не просто выразить эмоции, которые я обычно вычищаю из обсуждения, если они не сопровождают более содержательное участие. Закругляем сей оффтоп - если есть что сказать не по вопросу возраста, то пожалуйста, остальное же оставим.
|
30.06.2006, 06:55 | #63 | |||
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
30.06.2006, 08:25 | #64 | ||
Александр
Сообщений: 121
Регистрация: 13.01.2004
Возраст: 47
Не в сети |
Цитата:
а когда еще "разрушали до основания кроме 17 "? Об этом и речь, должны присутствовать и охраняться ценности, кот. бы были присущи России. Цитата:
Вот как раз диктата и боюсь, с той или др стороны. Представь, если со стороны Церкви. Во-первых, будет обратный эффект, а во-вторых - еще США введут войска для спасения демократии... |
||
30.06.2006, 10:52 | #65 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
ssaa, как раз, в 988, например да и Петр Алексеевич неслабо "порушил до основания"... кстати, я так и не услышал, какие ценности присущи именно России? но это все шутки, как, надеюсь, и ремарка про то, что США введут войска )) а вот диктат страшен как со стороны почвенников, так и со стороны либералов. я тут даже спорить не собираюсь, просто попрошу Антона на эту фразу внимание обратить.
Антон Ю.Б., на твой (давай вернемся к такому обращению. я как-то привыкать уже стал) пост я могу бы ответить примерами "биографического" свойства... потому что все, что противоречит твоей точке зрения и высказано в печати, с легкостью можно объявить штампом. Кстати, я плохо понимаю разницу между подавлением публичных проявлений инакомыслия и подавлением инакомылия... А о кастовости... ну, я, например, никак иначе не могу объяснить, что высшие номенклатурные чины "совка" сохранили и приумножили свое положение после исчезновения СССР. Егор Семеныч Строев - классический тому пример |
30.06.2006, 11:08 | #66 | |||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
30.06.2006, 11:14 | #67 | |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
|
|
30.06.2006, 11:17 | #68 | |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
д. Царев, я рад, что мы пытаемся найти общий язык надеюсь, что это небольшое ответвление о "советской системе" не уведет нас от главного вопроса этой ветки. Говоря об интересах и их конфликте я имел в виду примерно следующее:
Цитата:
|
|
30.06.2006, 14:10 | #69 | |
Александр
Сообщений: 121
Регистрация: 13.01.2004
Возраст: 47
Не в сети |
Цитата:
Про диктат, кстати, я согласен с тобой. Жаль, что твое мнение не разделяют другие либералы. В каком ключе, например, в Европе (ПАСЕ, кажется) обсуждали запрет голубого парада в Москве? |
|
30.06.2006, 15:14 | #72 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
По-другому и быть не может - диктат обязателен. Диктат демократических ценностей, коммунистических, политкорректности и т.д. Без него государство распадется от малейшего дуновения ветра или даже без него. |
|
30.06.2006, 15:37 | #73 |
Форумец
Сообщений: 548
Регистрация: 06.02.2006
Не в сети |
О соборности.
Слово "соборность" ввел в употребление А.С.Хомяков в XIX веке (до него было только прилагательное "соборный" - хотя бы в тексте Символа веры, а существительного "соборность" не было). Но Хомяков писал о соборности Церкви - я понимаю, что это такое, а здесь у нас речь зашла о тяге к соборности русского народа - это мне ухватить сложнее (хотя я не отрицаю этой черты национального характера). Единственным для себя выходом вижу пока отставить в сторону конкретность русского народа, и написать несколько о соборности "вообще" и соборности Церкви. У Хомякова слово "соборность" имело полемический оттенок - он ругал западное христианство, и противопоставлял соборность как единство живое, органическое - двум крайностям: атомарному индивидуализму (для Хомякова его выражал протестантизм, я сюда припишу, ожидая реакции, европейские гражданские общества от эпохи Просвещения и далее) и жесткому тотальному коллективизму (Хомяков здесь ругал католичество, а примером из области общественного устройства многие назовут СССР, но я не стану - см. ниже, и поэтому вспомню восточные деспотии, о которых, впрочем, тоже ничего не знаю - для меня это такой же штамп...) Думаю, не будут лишними две цитаты из статьи прот. Г.Флоровского "Соборность Церкви. Богочеловеческое единство и Церковь." (1) «Церковь есть единство не только в том смысле, что она едина и единственна; она единство прежде всего потому, что самое существо ее состоит в воссоединении разделенного и разрозненного человечества. Это-то единство и есть соборность, или кафоличность, Церкви.» (2) «Существуют два типа самосознания и самоутверждения: обособленный индивидуализм и соборность. Соборность не есть отрицание личности, и соборное сознание не является ни родовым, ни расовым. Это не общее сознание, не совместимое сознание многих и не Bewusstsein uberhaupt немецких философов. Соборность достигается не исключением живой личности, не переходом в план абстрактного логоса. Соборность есть конкретное единство в мысли и чувстве. Соборность есть чин, или порядок, или установка личного сознания, восходящего до "уровня соборности." Это вершина (telos) личного сознания, осуществляемая в творческом развитии, а не в уничтожении личности. В соборном преображении личность получает силу и власть выражать жизнь и сознание целого, и это не в качестве безличного средства, а в творческом и героическом действии. Мы не должны говорить: "в Церкви каждый достигает уровня соборности," но "каждый может, и должен, и призван достичь его."» Два слова о СССР: да, тогда декларировались коллективистские ценности. Но когда мы начинаем говорить о подавлении личности в интересах коллектива-государства - там все непросто: сама идеология рисовала страну как большую семью - образ вполне "человеческий". Вспомните хотя бы образ советского милиционера - никак он не похож на винтик тоталитарной машины. Теперь о том, почему мне не понравилось слово "интересы". Дело не в его толковании словарем, а в коннотациях, в том, как, в каких контекстах оно употребляется. Я даже рискну сказать, что язык "интересов" и "права" - в отличие от языка истины и любви - есть то, что преимущественно отличает коллективизм от соборности. Если личность жертвует своими интересами (даже сознательно) ради интересов коллектива - это коллективизм. Если личность жертвует своими интересами, да и собой ради истины (которая одна на всех), ради любви к ближнему - это соборность. Понятно, здесь я говорю очень нестрого, но направление мысли видно, и пока этого достаточно. Вот я, кстати, опять вернулся к исходному вопросу - причем не нарочно. К этому вопросу позволю себе еще цитату - из дневника известного протопресвитера А.Шмемана: «Христианство разрушает не буржуазия, не капитализм и не армия, а интеллигентская гниль, основанная на беспредельной вере в собственную важность. Ж.-П.Сартр и Кo - плохенькие "иконы" дьявола, его пошлости, его суетливой заботы о том, чтобы Адам в раю не забывал о своих "правах". Там, где говорят о правах, нет Бога.» Это я, стало быть, к разговору о "правах". |
03.07.2006, 06:34 | #74 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
|
|
03.07.2006, 10:28 | #75 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
ssaa, это хорошо, что так серьезно ставится вопрос о месте религиозных ценностей в жизни современной цивилизации. Хорошо бы, если бы религиозные лидеры посмотрели на эту проблему со всех сторон. Определили бы феномены соборного сознания, как бы наглухо прикрепленные к той или иной эпохе ( как коллективизм в ссср, н-р), и рассмотрели бы явления в " непрерывно расширяющейся исторической вселенной". Что для нас теперь, вооруженных средствами личной телефонной связи, персональными компьютерами, соборность? Почему прогресс, казалось бы облегчая коммуникабельность, на деле все более и более разъединяет нас?
Scorpion22, я тоже согласна с Вами, что диктат традиции так же плох, как и диктат либерализма. Вот Вы заговорили о Бруно. Если посмотреть исторически на проблему, то традиционалистское сознание менялось. Исторически менялось оно в индивидуальных сдвигах сознания. Историк Баткин, к примеру, считает, что надличные установки превращались иногда в момент личного противостояния. При этом происходило испытание и преобразование самих матриц коллективного сознания. Умонастроенность среды и времени переставала быть привычной, заданной. В этом - суть культурных явлений как истории. Вообще, исторические матрицы, длившиеся иногда сотни и тысячи лет, могут терять свое значение. Преходящими оказываются только самые устойчивые ЖИЗНЕННО-ДУХОВНЫЕ ФОРМЫ. Нас, наверное, не интересовали бы сейчас шекспировские пьесы, если бы мы не обнаруживали бы для себя какую-то созвучную позицию внутри их мира. zss_vrn, Вы пишете, что личность вообще не может быть понята, только поступки, мотивация действий. С точки зрения историка, видимо, да. Потому что, для историков содержательно не то, что люди делают, а - с какой целью. Мотивации входят в историко - культурную объективность. Честолюбив ли был человек, жаден ли , любострастен ли - это антропологические или биологические уровни рассмотрения, т.е. они лишены исторического смысла. А вообще-то историки считают, что принцип индивидуализма, если он отображается в культуре, обретает всемирно- историческое значение. В этом смысле столкновение индивидуализма и коллективизма теряют свое значение. Баткин, н-р, считает, что высшая коллективность культурного общения, диалог как свободное объединение людей ради обмена СОБОЮ - в этом смысле индивидуализм является программой на третье тысячелетие. |
03.07.2006, 11:17 | #76 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
|
|
03.07.2006, 13:41 | #77 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
zss_vrn, я просто хотела сказать об ОБЪЕКТИВНОСТИ исторического взгляда. Н-р, в Бихистунской надписи Дарий пишет о том, что власть ему голову не вскружила, как его предшественнику, кот. в гневе превращался в дикого зверя. И что он не впадает в безрассудный гнев. И тут же в другом тексте Дарий красочно описывает, как расправился он с мятежником. Он отрезал ему нос,уши, язык и выколол один глаз, а затем посадил его на кол. А с его приверженцев содрал кожу и вывесил их чучела в крепости. Подумаешь, делов-то. В духе того времени это было делом обычным. И сделал он это все в трезвом размышлении, не во гневе вовсе. Тут уже мы выходим в рассуждениях к теме - индивидуальность и политика, государство.
|
03.07.2006, 14:41 | #78 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
То есть, каждый конкретный случай в рассуждении об исторической роли (поведении) той или иной личности можно рассматривать только изолированно, конкретно. Тот же Дарий, возможно, действовал весьма гуманно - мб, изверг на его месте еще сровнял бы с землей весь город мятежника истребив все живое на растоянии полета стрелы. А в нашем случае он довольствовался весьма малым. В терминологии же предложенной темы "право и правда" Дарий действовал без противоречий между этими понятиями. Хотя бы потому, что право он имел на все, так как царь царей, правда же заключалась в том, что право имел только он один - царь, остальные имели лишь царскую милость, а прав не имели. В тех далеких условиях не было противоречия между этими понятиями ввиду отсутствия каких либо прав. |
|
04.07.2006, 06:26 | #80 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Если речь о т.н. "традиционном" и "европейском" обществах, то ответ отрицательный. |
|
05.07.2006, 23:03 | #81 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
zss_vrn, имела ввиду два принципа самоутверждения и самосознания - обособленный индивидуализм и соборность. Поскольку самосознание - это онтологический факт, значит оно исторично. Значит можно проследить, как оно развивалось . А исторически сложилось два таких принципа.
Когда сказала " наша культура", имела ввиду все, что относится к нашей нынешней с вами жизни - как бы наше целостное бытие. Писала уже, что Новое время породило новую личность и новый принцип самосознания( ее легче рассматривать на примерах художественных образов - они тоже часть нашего целостного бытия). Индивид здесь включается в социальное действие. Все время как бы сталкиваются безрассудство Дон Кихота и практичность макьявеллевского государя. Идеалы и анализ. Ну и у Достоевского, конечно, здорово об этом в легенде о великом инквизиторе. Возвращаясь на землю, Христос видит, что его учение осталось неосуществленным, что наличное и реальное христианство не нуждается в Христе. Все безоружные потерпели поражение.В ответ на слова - ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками - Христос молчит. |
06.07.2006, 09:20 | #82 | ||
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Может быть, стоит упростить? Я бы таким образом изложил суть конфликта - конфликт между личными и общественными интересами. Если принять такую формулировку, то мы придем к выводу о том, что конфликт этот есть следствие двойственной природы человека, а именно материальной и духовной составляющей. Если посмотреть еще шире, то мы придем к выводу о том, что двойственная природа человека есть следствие двойственной природы мироустройства. (Побочным следствием признания двойственной природы мира является признание, кстати, наличие Бога, но вопрос сейчас не о том). Так как двойственная природа была всегда, то конфликт возник отнюдь не в Новое время, а раньше, вместе с возникновением (грехопадением) человека. Новое время не принесло никаких важных изменений и никак не изменило суть человека либо природу конфликта. ИМХО, конфликт между духовным и материальным мирами есть та "разность потенциалов", которая дает энергию развитию общества. Конфликт человеческой природы есть источник энергии для развития личности. |
||
07.07.2006, 07:00 | #84 | ||
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Вообще же конфликты (противоречия) - основной, если не единственный, источник прогресса. Диалектика, которую пока никто не может отменить. |
||
07.07.2006, 10:00 | #85 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
zss_vrn, вообще-то речь ведь не о конфликтах на бытовом уровне. Таких "двигателей прогресса" сколько угодно. Мы же немножко о другом. Об историческом взгляде. О том, что жизнь течет и меняется вместе с нее сама личность. Ну не можем же мы сейчас вместе с Вами нарядиться средневековыми рыцарями и не станем же оттого мыслить и думать, как они? Т.е. речь идет о состоянии, которое нельзя примерить на себя, находясь вне него. Т.е. исторически мы не вольны выбирать данный способ выбора духовных приверженностей. И если я выбираю соборность ( да ведь договорились же уже, что она означает), индивидуально, в качестве современного человека-личности, а не традиционалистского индивида, который ее не выбирает, которому она уже задана - так соборность ли это? Вот так ставит вопрос сейчас, н-р, историк Баткин.
|
07.07.2006, 11:50 | #86 | |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Цитата:
|
|
07.07.2006, 12:14 | #87 | ||||
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
||||
07.07.2006, 15:07 | #88 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
zss_vrn, для того и филологи, и историки и копаются во всех этих трактатах, поэмах, чтобы понять, мыслим ли мы как-то иначе, чем жившие давно люди.
И делают вывод, что способ мышления средневекового человека, к примеру, это такая дедукция - от всеобщего к единичному. А новое время все-таки дало принципиально новую личность, с рефлексией на себя " а что я за человек", "чем я отличаюсь от других". |
10.07.2006, 07:24 | #89 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
|
|