Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
право и правда |
|
|
Опции темы |
05.06.2006, 12:48 | #1 |
Форумец
Сообщений: 548
Регистрация: 06.02.2006
Не в сети |
право и правда
В спорах на нашем форуме один из ключевых пунктов несогласия, а лучше сказать - взаимного непонимания, я бы описал в нулевом приближении вот как. Форумиты "левого" крыла ("субъективисты", "либералы") склонны мыслить и выражаться на языке "права" ("какое вы имеете право нам указывать", "имеем право на свою точку зрения" и т.д.) "Правый" фланг ("объективисты") исходит скорее из того, что по каждому вопросу имеется "правильная" точка зрения: мыслит, так сказать, в категориях "правды" ("это - грех", "это - неправда", "а на самом деле вот как" и т.п.). "Левые" подозревают и упрекают "правых" в желании ущемить свободы и присвоить "право определять, где истина" (обращаю внимание: как раз формулировка в категориях "права"); "правые" ругают "левых" за безразличие к истине, нежелание разбираться в вопросе "как он есть на самом деле". "Левые" тщетно просят "правых" объяснить, по каким признакам те определяют истину (хотя "правые" вроде бы не утверждают, что владеют всей истиной здесь и сейчас); "правые" столь же безуспешно добиться у "левых" признания, что эта истина вообще существует (хотя "левые" вроде бы этого и не отрицают).
Понятно, что и та, и другая установки содержат весьма глубокие и правильные интуиции (обращаю внимание: как раз формулировка в "объективистских" выражениях). Понятно, что обе установки легко вырождаются в однобокость. Вопрос - в мере. Где правильная мера? Сейчас я поставил вопрос, а вечерком сформулирую свой первоначальный ответ. |
05.06.2006, 14:30 | #2 | |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
эк, ты сразу себя в правые записал нам, левым товарищам, даже и спорить не о чем ибо неправые мы - богат русский язык смыслами...
д. Царев, О разрешениях и запрещениях. В законодательстве может быть два принципа: - разрешено все, что не запрещено (запретительный) - запрещено все, что не разрешено (разрешительный) Тебе какой ближе? Может быть, именно здесь и кроется хотя бы часть ответа на вопрос о мере? Вопросы перенесены из темы про Аффтар жжот книги http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...=112151&page=4 Цитата:
|
|
05.06.2006, 15:28 | #3 |
Форумец
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006
Не в сети |
Я думаю, здесь момент навязывания в любом случае будет присутствовать. Ведь человек всегда презентирует свою истину с соответствующей иерархией ценностей и жизненными сценариями, как наиболее достоверную. Думаю излишне говорить, что мы живём в мире ценностей, вращаемся в них, и в этом плане он объективен. Этот мир не сводится к простому осознанию конфликта между добром и злом. В мире, который насквозь выверен, происходит постоянное сопоставление доброго и более доброго, высокого и еще более высокого. Человек разумный должен осознавать, что в этом мире "все мне позволено, но не все полезно". Или: "Так - это хорошо, но вот так – лучше". Бывает разные ценности и авторитеты, иногда, входят между собой в конфликт. Из подобного рода столкновений надо учиться выходить. Для этого необходимо научиться думать. Надо придти к пониманию, что, в ряде случаев в Православии нет легких ответов или нет общецерковного мнения. Мир Церкви – он сложен, потому что человечен. Разные люди. Разные вкусы. Разные понимания и разная способность понимать. В этом мире надо учиться жить, ориентироваться, думать. Единство Церкви определяется единством нашей веры во Христа, а не единообразием наших суждений о современной культуре или политике. Как же определить, где авторитет, а где нет? На мой взгляд, авторитет определяется шкалой ценностей - чем выше планка ценностей, тем источник и авторитетней. Если мы возьмём обычное право, то увидим, что там обозначены всего лишь общие контуры поведения ("общечеловеческие ценности"), позволяющие терпимо сосуществовать в обществе, право же моральной оценки предоставляется решать каждому самому. Т. е. по сути, обычное право не разрешает моральный вопрос, оставляя всё в подвешенном состоянии. А так как человек не может вытянуть себя за волосы из образовавшейся правовой ямы, то он обращается, в данном случае не к праву, а к той системе ценностей, которая ему каждый день навязывается с экранов телевизоров, с динамиков радио, с рекламных щитов и вывесок, в заголовках газет и журналов. Именно эту иерархию ценностей и усваивает обыватель, восполняя своё пустое пространство. О качестве таких ценностей, наверное, говорить здесь излишне...
|
05.06.2006, 18:47 | #4 |
Форумец
Сообщений: 548
Регистрация: 06.02.2006
Не в сети |
Scorpion22, переношу и ответ из той темы: мне не ближе никакой. Ты привел два абсурдно крайних случая. Кроме того, мне вообще трудно мыслить в терминах государства, общества, права - и уж совершенно не хочется на этом языке говорить в этой теме, которая для другого. Закон принципиально не может быть руководителем человека в жизни: он описывает лишь тонкую прослойку очень специфических ситуаций.
Виктор Тёмный, твой кирпич текста наводит на меня тоску. Прочитал его, думал-думал, но могу ответить лишь: нет, не всегда. (это к твоему утверждению "человек всегда презентирует свою истину с соответствующей иерархией ценностей и жизненными сценариями, как наиболее достоверную"). Мне бы хотелось поговорить на заданную тему, имея в виду повышение уровня наших тутошних споров - во-первых, а также с выходом на темы "как человек ориентируется в мире" и "Церковь и общество". Примерно с такими намерениями буду сейчас писать ответ на собственный вопрос. |
05.06.2006, 18:48 | #5 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Я задам пару уточняющих вопросов (без иронии).
В каком смысле мы говорим о "праве" - в юридическом (как у Темного Виктора в посте) или в каком-то ином? То же касается и термина "свобода". Что мы понимаем здесь под свободой: свобода делать что-то, данную законом, или свобода как вседозволенность? И, наконец, по поводу законов (продолжая мысль из темы про жечь книги). Я могу ошибаться, но два принципа законодательства - это исчерпывающий список. Любой закон либо что-то запрещает (и можно делать то, что он не запрещает) либо что-то разрешает (и нельзя делать ничего иного). В России сегодня большинство нормативных актов - запретительные. Мой вопрос остается в силе - если устанавливать меру - то запрещать что-то или наоборот - разрешать? |
05.06.2006, 19:04 | #6 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
поскольку из темы про книги мы уже сюда перенеслись, я кратко еще одну мысль оттуда изложу. Точнее не мысль оттуда, а мнение, которое у меня сложилось в целях уже этого обсуждения (забавно, но на мои вопросы д. Царев, ответил за минуту до того, как я закончил свой пост писать).
Итак, для каждого человвека его закон и его правда - это его совесть, его моральные установки, то, что он сам допускает для себя. Откуда это берется? Из воспитания, главным образом, от родителей. Ведь в детстве у человека практически нет других авторитетов. Кстати, Виктор Темный прав и в том, что Церковь куда ближе к человеку, чем закон и государство, потому что она смотрит на человека, как на личность, а не как на юридический субъект/объект. Наверное, именно поэтому ты и не хочушь говорить на этом "птичьем" языке. НО! При этом человек живет в обществе себе подобных (но тем не менее весьма отличающихся от него людей). И вот тут-то "правда" у каждого своя - нет двух людей, чьи бы понятия о добре и зле полностью совпадали бы. И чтобы оградить одних людей от других (а это надо, ведь есть же преступники и у этой части общества весьма специфическая "правда"), нужны законы. И именно законы определяют меру - меру того, что человек может совершить в обществе, чего не может, и что он претерпит, если перейдет границу дозволенного. Закон - он циничен (поскольку предполагает, что человек может совершить ВСЕ, что угодно). Но именно понятие о главенстве закона, а не правды как таковой, ИМХО, и отличают местных левых от местных правых. Потому что писаный закон - это понятно, а правда, все-таки очень растяжимое понятие... Точнее не сама правда. а наше понятие о ней. |
05.06.2006, 19:32 | #7 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Scorpion22, ну это же какая-то наивность - просто аппелировать к закону. Закон - это решето с очень большими "дырами", никогда он не будет безупречным заборчиком или чем-то близким к этому. А есть же еще практика его применения, которая все равно очень зависит от общих культурных конвенций и вообще многого сложно формализуемого (если и вообще возможного к этому). "Закон, что дышло" - это же не только о произволе, но и о самой природе формального закона.
|
05.06.2006, 20:30 | #8 |
Форумец
Сообщений: 548
Регистрация: 06.02.2006
Не в сети |
И я хотел бы решительно отказаться даже от обсуждения закона здесь. Я начал с этого, а затем повторил: речь идет о нашем общении - на форуме, и не только (поэтому, конечно же, слово "право" понимается отнюдь не в юридическом смысле - но, думаю, это было ясно и из того, каким образом это слово присутствовало в самом первом посте).
О слове "свобода" спрашивал Scorpion22 - в каком, мол, смысле мы употребляем - этот вопрос я бы перезадал так: в каком смысле его употребляют те, которым как раз не нравится ущемление их свобод ортодоксами? Подозреваю, что примерно в смысле "что хочу, то и делаю, если это не совсем уж запрещено" (собственная совесть как руководитель, разумеется, не отменяется, а вот с чужой сложнее). Scorpion22 спросил: "если устанавливать меру - то запрещать что-то или наоборот - разрешать?" Да я не собираюсь устанавливать меру ни сам, ни коллективно. Особенно в предложенных терминах: "запрещать", "разрешать". Это как раз термины из языка "прав", который мне и не нравится применительно к нашим обсуждениям. Понятно, что "законы" есть и на нашем форуме, и в нашем разделе. Но здесь не надо путать: эти правила не касаются сути нашего тутошнего общения, они выполняют вполне второстепенную, техническую функцию. Меня волнует другое: "по какому праву?" - спрашивают одни. "Имеем право" - заявляют они же. "Правильно - вот так" - убеждают их другие. Какой язык уместнее? |
05.06.2006, 21:47 | #10 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
д. Царев, Акунин в " Шпионском романе" хорошо показал, что когда мы начинаем мыслить в терминах государства, общества, права, начАла целесообразности и пользы могут вытеснить в сознании понятия справедливости, совести. Когда устраивается дорожное происшествие, к примеру, и погибают ничего не подозревающие мирные люди, потому что оказываются втянутыми в большую государственную игру. Ведь наше государство - это внутренне очень логичная. как ни крути, и совершенная структура власти, основанная на материалистическом мировоззрении.
|
05.06.2006, 21:55 | #11 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Аля, так ведь д. Царев сего не отрицает. Он говорит о мере в первую очередь в понимании обеих сторон. Во-вторую - как определять свое поведение человеку в учете этой диалектики, как вообще ее учитывать. Есть и в-третью, как мне кажется.
Давненько Вас не было видно. Хотел уж даже письмом об этом спросить. Моежт быть, Вы это по обыкновению почувствовали? )) (не иронизирую) |
05.06.2006, 22:17 | #12 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Антон Ю.Б.,
Как определить свое поведение человеку в условиях этой диалектики - на самом деле сложный вопрос. Акунин показывает " эту диалектику" глазами молодого здорового парня, только начинающего свою жизнь. Логически все вроде бы правильно он делает, но что-то в душе покоя не дает. Да еще любовь такая невероятная совсем уж не вовремя. Но эта-то любовь к худенькой зеленоглазой девушке помогает ему посмотреть чуть иначе на свою работу, на мир вокруг. Он не такой уж черно-белый, это мир. |
06.06.2006, 07:06 | #13 | ||
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Кто - то из древних греков или римлян (цитату у наших видел, то ли у Соловьева, то ли у Ключевского, путаю я их) сказал, что Цитата:
|
||
06.06.2006, 10:22 | #14 | |||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
06.06.2006, 10:23 | #15 | |||||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Если я считаю, что эти люди действуют неправильно, я могу постараться их переубедить. В рамках закона. |
|||||
06.06.2006, 10:25 | #16 | ||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
|
||
06.06.2006, 11:02 | #17 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
А теперь совсем серьезно. У нас есть два "языка", условно говоря, по определению д.Царева:
- законно/незаконно (язык права) - хорошо/плохо (язык правды) С первым все понятно - здесь все более или менее объективно. Второе - более субъективно (логичный вопрос - кто определяет хорошо что-либо или плохо? Вопрос кочует из ветки в ветку). Антон и зээсэс_вэрээн добавили по сути одно и то же - применение законов тоже субъективно и зависит от трактовки. То есть, опять же хорошо что-либо или плохо. Таким образом, вопрос о хорошо/плохо - первичен. Вопрос - как определить - это Хорошо? Где найти правду? |
07.06.2006, 12:17 | #18 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Британцы обходятся без конституции (как при этом у них существует конституционная монархия мне не понять), но тем не менее достаточно "законная" нация и газоны стригут аккуратно. |
|
07.06.2006, 12:20 | #19 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Какова цель - таковы и средства. Какая цель соблюдения законов (или правды)? Мне даже трудно сформулировать, выходит нечто вроде стабильности общества, что ли... |
|
07.06.2006, 12:47 | #20 | ||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
|
||
07.06.2006, 12:51 | #21 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
А вот теперь - о духе закона. Как часто замечает Антон, нет морали, которая не была бы религиозной. Любой закон - это следствие формализации тех или иных положений морали. Формализованные, они ограничивают обычное право "писаным правом". В этом есть плюсы - единство подхода к любому гражданину, есть и минусы - формальный закон может применять именно по букве, а не по духу (т.е. в рамках породившей его морали). Закон может не позволить осудить насильника и убийцу, мораль же в этом отношении более однозначна.
|
07.06.2006, 12:55 | #22 | |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
|
|
07.06.2006, 13:02 | #23 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
И последнняя мысль, которую мы с Царевым уже обсудили приватно, но сошлись на том, что она заслуживает того, чтобы рассмотреть ее здесь.
Итак, на мой взгляд, разница между "языком правды" и "языком права", в первую очередь, заключается в том, что правда - она иррациональна (посмотрите, ведь нередко обсуждения разных проблем в этом разделе приводятся к высказыванию "это плохо, просто потому, что это плохо, разве вы не понимаете?"). Право - рационально по своей сути: это плохо, потому что нарушается закон. (учитывая мой пост 21 это означает, что закон может признать злое - хорошим или, по крайней мере, не плохим) Но! Добро, как правило, тоже иррационально, а зло стремиться себя объяснить логически. - Зачем ты убил старушку? - Потому что у нее были деньги, которые ей не нужны, но нужны мне. - Зачем ты подаешь милостыню? - разве можно здесь дать логичный ответ (если, конечно, милостыня - не лицемерие)? Наверное, именно поэтому Царев не хочет говорить на "языке права", которые чисто теоретически может назвать черное белым. |
07.06.2006, 15:47 | #24 | |||
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Кстати, конституция Наполеона была еще более интересной - насколько чя помню, там прямо указывалась его фамилия. Впрочем, его принцип написания конституции меня до сих пор умиляет - "писать коротко и неясно". |
|||
08.06.2006, 20:35 | #25 | |||||
Форумец
Сообщений: 548
Регистрация: 06.02.2006
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Кстати, Антон, ты тоже неправильно написал: "аппелировать". |
|||||
09.06.2006, 16:55 | #27 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
д. Царев, еще в 15 веке Макиавелли в своем "Государе" четко сформулировал, что есть область, к которой моральные принципы не
приложимы. Это - государство и его политика. Правда, это положение развилось в дальнейшем в " макьявеллизм". Гитлеру он очень понравился. Оправдывал многое. Так что, между языком права и языком правды действительно такая пропасть? Или все же государство может быть построено так, что оно может говорить на языке правды? Это я к тому, что Вы не хотите говорить на языке права. |
10.06.2006, 02:40 | #30 | ||||||||||||||
Форумец
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006
Не в сети |
Перечитал самый первый пост в теме д. Царёва и понял, что выбранная формулировка проблемы не совсем точна и. видимо, поэтому диалог не вяжется, нет единого понимания, единой платформы, единой точки старта для построения полноценного дискурса.
Цитата:
Не понятно только почему обязательно «левые» - «субъективисты», а «правые» - «объективисты»? Ведь и те, и другие думают, что они владеют некоторой объективной правдой, пусть даже первые и уверяют нас, что «правда, для каждого, разная», но ведь такой взгляд и есть их «правда», если принимать подобную терминологию. Здесь не в «левых» и «правых» дело, а в оценки своего восприятия, в оценки своей личности лежит проблема. Неверное понимание своего «я» и приводит к парадоксальным выводам. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Именно из-за этого неверного понимания совести («совесть у каждого разная») и проистекает желание «объединить» людей не по внутренней совести, а по внешнему закону, что и логично, ведь совесть этого сделать не может, так как она «разная». Цитата:
Верно Скорпион заметил, что наше понимание правды (я бы сказал «голоса совести») растяжимо. Скорпион объясняет это разностью воспитания. Хорошо, положим так. Тогда задам такой вопрос, а откуда происходит эта разность воспитания? Скажите из-за разности людей. Но ведь тогда логический круг получается. Цитата:
Соответственно, мы можем полагать свободу моральных установок, но совесть у всех нас наличествует, как что-то общее, объединяющее нас и выделяющие человека из животного мира. Часто наши моральные установки, воспитанные в нас нашими родителями входят в противоречия с «голосом совести», которые есть в нас от рождения, как потенция волевого свободного выбора между добром и злом. В детстве же мы пассивно усваиваем именно моральные установки родителей, пока сами не научимся слышать голос своей «совести». Этот голос, в конце концов, раздаётся всё громче и громче, по мере усвоения верных моральных установок и верной иерархии ценностей, о которой я уже говорил. Цитата:
Хотя опять же, я вижу здесь скрытое нежелание признать, что всё-таки такие невольные «наставления», утверждение в своём пути, всегда присутствуют, даже против вашей воли, так как проявляются не только в действиях, но и в словах и в поступках. Цитата:
Цитата:
И никак из тезиса, что мораль отчасти формализуема, не может последовать вывод Скорпиона, что она (мораль) ограничивается законом. Не мораль ограничивается законом, а восприятие Скорпиона ограничивает мораль законом. Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
||||||||||||||