Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Матчасть: догма, догмат, догматический. |
|
|
Опции темы |
16.08.2006, 11:28 | #31 |
Альдо Апачи
Сообщений: 11,167
Регистрация: 21.06.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Антон Ю.Б., читал. Я не говорю про конкретно данную тему, а говорю про раздел "Православие". Конкретно мной задавался вопрос про змея и изгнание Адама и евы из рая, со ссылками на первоисточники. Логичного ответа получено не было. Зато было очень много сказано про веру.
|
16.08.2006, 17:28 | #33 | |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
С момента моего последнего захода в эту тему она изрядно захламилась. Постараюсь последовательно ответить на то, что появилось после моего последнего выступления (оно было вчера).
Цитата:
Это место - без дальнейших комментариев. Вы упорно пытаетесь доказать, что про ускорение свободного падения можно рассказывать с обоснованием. Здесь кто-нибудь высказывал противоположное? Вы пишете, что преподавали в школе. (Кстати - какой все же предмет? Вы учились в пединституте?) И Вы будете утверждать, что не существует догматического элемента в преподавании? Дальше: Вы так и не отреагировали на мое объяснение, что догматическое преподавание никакого отношения не имеет к христианским догматам. И не просто не отреагировали, а продолжаете валить все в одну кучу. Ответьте мне на вопрос: Вы не понимаете, что "догма" в бытовом словоупотреблении и "догмат" в христианской терминологии - это разные вещи? |
|
16.08.2006, 17:32 | #34 | |||
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Едем дальше.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
16.08.2006, 17:43 | #35 | ||
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
|
||
16.08.2006, 20:05 | #36 |
Форумец
Сообщений: 1,002
Регистрация: 31.07.2005
Возраст: 62
Не в сети |
На отвлеченные богословские темы легче общаться, там работа ума. Но к пастырям люди редко обращаются для богословских дискуссий. Идут чаще всего с горем, с болью. И вы не сможете им помочь, если хотя бы на мнгновение не почуствуете эту боль, не пропустите ее через свое сердце. Вы здесь один священник. И для пользы церкви и всех здесь присутствующих, будет лучше, если вы чаще будете открывать им свое любящее сердце, а не ум. Сложные и малопонятные темы отпугивают людей. Цель вашего служения- приводить людей к вере, а не водить их по закоулкам теоретического богословия.
|
16.08.2006, 23:18 | #37 |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Ua3ox, Вы пишете о любящем сердце пастыря - кто спорит с тем, что это главное? Только Вы опять много невпопад здесь наворотили.
Во-первых, богословие - это совсем не работа ума, а как раз сердца. "Кто чисто молится, тот богослов". То есть это верно для православного богословия; но никакое другое меня не интересует. Наверное, Вы имели в виду то, что принято называть "академическим богословием". Но: Во-вторых, ни разу в этом форуме я не писал ничего такого, что можно было бы отнести к "теоретическому или академическому богословию". В-третьих, на этом форуме многие ищут как раз дискуссий. И вот с чем ко мне идут, то я и принимаю. |
23.08.2006, 13:34 | #38 |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
После того как для двух людей с высшим образованием оказалось не под силу понять, что у слов могут быть разные значения (верный признак того, что наше общество идет к катастрофе), а потом эти люди и вовсе впали в оцепенение, мне страшновато продолжать тему. Но важно объяснить, в чем состоит "догматичность" христианства (здесь, в контексте темы, христианство = православию) и как мы (христиане) понимаем догматы. Не встречал я ни одного нецерковного человека, который имел бы об этом хотя бы приблизительно правильное представление.
Итак: я писал, что церковные догматы - это вероучительные, богословские истины, которые не обсуждаются. И это вроде бы соответствует лексическому, "бытовому" значению слова догма. Но вот самый важный вопрос, его немедленно надо поставить, когда речь зашла о необсуждаемых истинах: а почему они не обсуждаются и откуда берутся? (А ведь писал уже я об этом, писал, хотя и кратко. Как и предполагал я, никто из тех, к кому обращены мои объяснения, внимания на это не обратил - фильтр сознания какой-то.) Так вот, еще раз: догматы - опытные истины. Их обоснование отнюдь не сводится к ссылке на авторитет. Мы, православные, верим в истинность наших догматов не потому что некогда нам сказано: "Верь вот в в это и в это, и сомневаться тебе запрещено". Мы верим в них потому, что верим в обещания Христа: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18), Дух истины наставит вас на всякую истину (Ин 16:13). Верим в то, что в нашей Церкви всегда есть люди, которые являются друзьями Бога: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). Каждый из нас призван к тому, чтобы стать другом Бога, которому Бог открывает о Себе все - но если пока для меня это не так, то я буду верить человеку, который уже стал другом Бога - а доверие к этому человеку тоже рождается из общения. |
23.08.2006, 13:35 | #39 | |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Некто Е.Торчинов, академик, которого кто-то здесь назвал в свое время "авторитетным в мире религиоведом", написал в своей книжке: «в то время, как богословы ломают копья в словопрениях о догматах, носители религиозного опыта вполне согласны друг с другом» (он имел в виду согласие св. Исаака Сирина с какими-то йогами). И ошибся. Как раз носители религиозного опыта в христианстве всегда защищали догматы и утверждали их необходимость. Вот, например, что пишет тот же св. Исаак Сирин: «Чтобы какой-либо человек из ревностно воображающих, что они ревнуют об истине, не подумал, что мы вводим от себя нечто новое, о чем древние православные Отцы не говорили, как если бы мы выдвигали мнение, не соответствующее истине, пусть всякий желающий обратится к писаниям Блаженного Толкователя — человека, который был исполнен благодатных даров и которому были вверены сокровенные тайны Писаний (...) мы не отвергаем слова его — да не будет! Напротив, как одного из апостолов мы принимаем его, и всякий, кто противостоит словам его, кто вносит споры по поводу его толкований или сомневается относительно его произведений — такого считаем мы чуждым церковной общине и погрешающим против истины» И еще из преподобного Исаака: «Ибо весьма возвышен и велик, насколько вообще можно говорить об этом, труд чтения. Ибо оно есть дверь, через которую входит ум в божественные тайны и приобретает силу для <достижения> просветленности в молитве. (...) <От этих деяний> просветляется и усиливается молитва, взяты ли они из духовных писаний, или из произведений великих учителей Церкви, посвященных домостроительству или научающих тайнам подвижничества.»
А вот что в наше время сказал другой человек, несомненно бывший другом Бога - митрополит Сурожский Антоний. Он обращается к священникам: Цитата:
|
|
23.08.2006, 15:08 | #40 | |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Ну и еще в тему - из рассказа Честертона "Преступление коммуниста"
Цитата:
|
|
23.08.2006, 17:56 | #41 |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
О практической важности догматов - слово еще одному свидетелю: архимандриту Софронию Сахарову. Это один из великих подвижников православия XX века; мне важно, что о "догматичности" христианской духовной жизни свидетельствует самый что ни на есть настоящий носитель религиозного опыта. Прошу прощения за обилие цитат здесь: всё читать необязательно, а кому-то и пригодится.
+ + + Всем христианам необходимо прежде всего пребывать в духе заповедей Христа, и особенно помнить заповедь: "Любите враги ваша". Такое духовное состояние людей привело бы к постижению и догматических положений Отцов нашей Церкви, и тогда стало бы легко найти единство подлинное и в духе жизни, и в исповедании Истины устами. + + + Все религии: язычество, буддизм, иудейство, магометанство, все современные нам формы пантеизма, теософии, эзотеризма, антропософии и подобных им мистических течений, и наконец — наше христианство, имеют свою аскетическую культуру, отличную в той или иной мере от других, в силу различия догматического сознания, лежащего в основе всякой религии вообще и аскетики в частности. + + + Каждая новая книга, имеющая притязание включиться в учение Церкви или выразить его, подвергается суду Церкви, Которая медлительно, но все проверяет и испытывает со всех сторон, и прежде всего со стороны влияния учения на жизнь. Этот критерий, т. е. влияние учения на жизнь, имеет чрезвычайно важное значение в силу теснейшей связи догматического сознания и жизни, и все, что окажется противоречащим или несоответствующим духу Христовой любви, которою живет Церковь, Она отвергнет. + + + Учению Церкви не свойственен характер «чистого» знания, и догматы Ее не суть отвлеченное учение о Божественном бытии, что явилось бы чуждым Церкви «гносисом». Нет. Догматы истинной Церкви всегда имеют два аспекта: «онтологический» [Здесь мы употребляем это слово, следуя общепринятой богословско-философской терминологии (от «Онтология» — учение о бытии)] и сотериологический. Как Дом Бога живого, Она прежде всего и больше всего занята вопросом жизни, цель Ее и задание — спасение человека; и потому первенствующее значение отводится не отвлеченной «онтологии», а вопросу спасения. Спасение же достигается чрез соблюдение заповедей Христа о любви к Богу и ближнему. + + + Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизбежно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия. И наоборот, уклонение от истины во внутренней духовной жизни повлечет изменение в догматическом сознании. |