Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Война и христианство |
|
|
Опции темы |
23.11.2006, 13:14 | #31 |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
Гвендайлон, нет, не любое убийство грех, не надо так все упрощать. Воинское служение, как таковое, Церковью никогда не считалось греховным. Избравший этот путь фактически принимает обязательство при необходимости отдать свою жизнь, защищая свое отечество - это основной смысл служения воина, а не то, чтобы получить возможность безнаказанно убивать. Поэтому убийство на (справедливой и с прочими оговорками) войне - это не грех. С самых первых веков христианства мы видим множество христиан, в том числе и святых, которые служили в армии (еще языческой), и Церковь никогда не ставила условием членства в ней уход из армейской службы, в отличие от прочих профессий, заниматься которыми невозможно было не согрешая (например, гладиаторские бои, содержание публичных домов и т.п.) Другое дело, что не всегда ясно, какая война справедливая, а какая нет. Тут, наверно, в каждом случае может подсказать лишь христианская совесть человека, и, конечно, могут быть случаи, когда выполнение какого-либо воинского приказа будет явным грехом.
Есть интересная и много проясняющая статья Осипова по этому поводу:http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/548/ |
23.11.2006, 18:35 | #36 |
Форумец
Сообщений: 6,326
Регистрация: 14.10.2006
Не в сети |
Согласно христианскому мировоззрению, существование человека продолжается после его физической смерти. Ветхозаветное "Не убий"- никто не отменял. Христос открывает нам, что есть более страшный вид смерти. Думаю, что присутствующие вполне вменяемые люди, чтобы понять ход мысли Сержанта. Дебилизация разговора огорчает.
|
23.11.2006, 21:32 | #37 | |
Солнечная
Сообщений: 438
Регистрация: 17.06.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
|
|
23.11.2006, 22:29 | #38 |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
Гвендайлон, Убийство может быть разным (это я и попытался вкратце показать в предыдущем посте и, особенно, в ссылке), греховным или нет. Нет необходимости каяться в том убийстве, в котором не было греха. Что такое покаяние? Это в том числе, и сожаление о содеянном, и твердая решимость не делать ничего подобного впредь. Если человек через убийство нападавшего спас невинную жизнь, как ему каяться? "Господи, прости, больше так поступать не буду? Не буду больше защищать слабых и невинных, пусть их режут, зато я буду с чистыми руками, без греха?" Кем бы он тогда был в глазах Божиих и тех, кому он отказался помочь?
Не надо делать делать упрощенных суждений. В данном случае нужно или не нужно каяться решает сам человек, в конце концов человек по настоящему кается тогда, когда ощущает в этом внутреннюю потребность. Если убийство в любом случае грех, то христианин не должен служить в армии, не может там служить, оставаясь христианином: "Что общего между Христом и Велиаром?" |
23.11.2006, 22:52 | #39 |
Солнечная
Сообщений: 438
Регистрация: 17.06.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Чтец Роман, Хорошо Ром, спасибо. Хотя, по-моему, и защищая Родину и при спасении невинной жизни, все равно совесть вряд ли будет полностью спокойной, если ты кого-то убил. Убийство само по себе противоестественное для нас состояние.
И не поэтому ли св.Василий Великий и советовал воинам после боевых действий три года воздерживаться от причащения Св. Таин, "как имеющих нечистые руки" (1-ое каноническое послание, правило 13)? Читала, интересное интервью с американским майором и психологом, так вот, для того чтобы научить человека без промаха стрелять по мишеням похожим на людей, надо сначала преодолеть в нем определенные психологические барьеры, это не так просто. Там речь шла о том, чем страшны "компьютерные стрелялки" для детей, но вот этот момент запомнился. |
23.11.2006, 23:06 | #40 |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
Согласен, лично мне тоже ближе позиция св.Василия.
|
24.11.2006, 13:08 | #41 | |||||||
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Я тут накидал декларативных утверждений, а обосновывать их буду потом. Сейчас времени нет. |
|||||||
24.11.2006, 14:18 | #42 | |
Солнечная
Сообщений: 438
Регистрация: 17.06.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
|
|
24.11.2006, 17:29 | #43 |
Форумец
Сообщений: 6,326
Регистрация: 14.10.2006
Не в сети |
Поскольку заповедь "Не убий" никто не отменял- любое убийство- грех. Убийство духовно повреждает человека. Чтобы залечить эти раны, нужна исповедь, пост и молитва. Только так можно вернуть человеку душевное и духовное здоровье. Тому пример- воины, вернувшиеся из Афганистана и Чечни. Не многие из них смогли вернуться к полноценной мирной жизни.
|
24.11.2006, 19:07 | #44 |
киллер
Сообщений: 3,231
Регистрация: 24.05.2006
Не в сети |
Пожалуй, позиция попа Сергия мне более понятна и приемлема. Потому что очень сложно определять благонамеренность убийства и истинные причины нападавшего. Может, он не нападал даже, а хотел защитить, просто, во вражеской форме, а сколько погибших от "дружеского" огня (своих же).
У меня возник ещё вопросик такой. Является ли грехом отдание приказа на убийство? Скажем, несёт ли на себе грех поступок судьи, отправляющего виновного на смертную казнь? Ясно, что палач совершает грех, приводя приговор в исполнение, а вот, тот, кто принял такое решение? С точки зрения православия, конечно. Или полководец, отправляющий солдат на верную смерть - греховно ли это? Ну, или просто отдающий приказы убивать врагов. (я уже спрашивал, но ответа пока не было, поэтому повторяюсь) |
24.11.2006, 19:52 | #45 |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Попробую объяснить одну неочевидную, но ключевую для этого разговора вещь: грех в христианском смысле слова - не нарушение каких-то правил, не вина (точнее, не обязательно вина). Грех - это, как хорошо выразился Nиколай, духовное повреждение человека. То есть грехом является любой поступок, который духовно повреждает человека, но и само состояние поврежденности называется грехом. Можно сказать то же самое другими словами: грех - все, что отделяет человека от Бога, все, что искажает отношения человека с Богом. Так вот, любое убийство не проходит для человека бесследно, потому что оно противоестественно (здесь я должен поблагодарить уже Гвендайлон за хорошее слово). Хотя не о любом убийстве можно сказать, что убийца в нем виновен.
Другое дело, что убийство убийству рознь. В немалом числе случаев не убить означает совершить грех куда худший. Есть случаи очевидные, а есть очень неочевидные - разумеется, общего рецепта не пропишешь. |
24.11.2006, 19:56 | #46 |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Да, Milky Man, и на Ваш последний вопрос я бы сказал, что отдавать приказ тоже не проходит для человека бесследно. А вот насколько это повреждает человека - вопрос тонкий, абстрактно он не решается. Это как раз ситуация, когда не нам судить.
|
24.11.2006, 19:58 | #47 | |
дидаскал
Сообщений: 287
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Цитата:
|
|
24.11.2006, 23:51 | #48 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Milky Man, можно я пока промолчу? Я в целом согласен с о. Сергием и хотел сказать что-то очень подобное. Готов ответить в рамках уточнения этого.
|
25.11.2006, 01:19 | #49 |
Форумец
Сообщений: 140
Регистрация: 01.09.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Прошу простить за обширность цитаты, но хотелось бы привести мнение Льюиса по данному вопросу ("Просто христианство"):
"Если вы совершили убийство, то по христианскому принципу надо сдаться в руки властям и испить чашу даже до смерти. Только такое поведение было бы правильным с христианской точки зрения. Поэтому я полагаю, что судья-христианин абсолютно прав, приговаривая преступника к смерти, прав и солдат-христианин, когда убивает врага на поле сражения. Я всегда придерживался этого мнения с тех пор, как сам стал христианином, задолго до войны, и сегодня держусь его. Известное «Не убий» приводится в неточном переводе. Дело в том, что в греческом языке есть два слова, которые переводятся как глагол «убивать». Но одно из них значит действительно просто «убить», тогда как другое — «совершить убийство». И во всех трех Евангелиях — от Матфея, Марка и Луки, — где цитируется эта заповедь Христа, употребляется именно то слово, которое означает «не совершай убийства». Мне сказали, что такое же различие существует и в древнееврейском языке. «Убивать» — далеко не всегда означает «совершать убийство», так же как половой акт не всегда означает прелюбодеяния. Когда воины спросили у Иоанна Крестителя, как им поступать, он и намека не сделал на то, что им следует оставить армию. (евангелие от Лук. 3:14 «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем») Ничего такого не требовал и Сам Иисус, когда, например, встретился с римским сотником. Образ рыцаря-христианина, готового во всеоружии защищать доброе дело, — один из великих образов христианства. Война — вещь отвратительная, и я уважаю искреннего пацифиста, хотя считаю, что он полностью заблуждается. Кого я не могу понять, так это полупацифистов, встречающихся в наши дни, которые пробуют внушить людям, что если уж они вынуждены сражаться, то пусть сражаются, как бы стыдясь, не скрывая, что делают это по принуждению. Подобный стыд нередко лишает прекрасных молодых военных из христиан того, что принадлежит им по праву и является естественным спутником мужества, а именно — бодрости, радости и сердечности". Всегда хотелось узнать, прав ли Льюис, говоря о различных переводах? И еще, о.Сергий, есть немало воинов, прославленных в лике святых, и здесь мне становится неясно, если убийство-безусловный грех (пусть и при условии невиновности), то как может человек, регулярно совершаюший этот грех, прийти к святости? |
25.11.2006, 19:15 | #50 | |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
Цитата:
Это я все к тому, что не может быть убийства, совершенного без вины, но влекущего все же за собой духовное повреждение человека. Либо есть вина и, как следствие, духовное повреждение, либо нет ни того, ни другого. Никто и ничто не может повредить христианину без его воли (вины). Следовательно, если в убийстве есть вина убивающего - надо каяться, если нет - нет. Если убийство в любом случае невозможно без вины убивающего (что не так), христианин не может продолжать служить в армии, оставаясь христианином. |
|
25.11.2006, 19:23 | #51 | |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
Цитата:
|
|
25.11.2006, 19:57 | #52 | ||
киллер
Сообщений: 3,231
Регистрация: 24.05.2006
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
|
||
25.11.2006, 19:59 | #53 | |
Солнечная
Сообщений: 438
Регистрация: 17.06.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Совсем другое дело, когда ты насильно лишаешь жизни другого. Увы, иногда приходится выбирать «из двух зол меньшее» и когда за тобой твоя страна, твои близкие, твои дети, и ты убиваешь врага, защищая их, ты поступаешь правильно и с точки зрения христианина в т.ч., но "меньшее зло" все равно остается злом. В той же статье проф. Осипова, ведь то сражение для генерала было не единственным и пусть в других случаях, он был мягче, брал пленных, но ведь он не считает, что делал "доброе дело" во всех остальных случаях – этот пример «праведного гнева» - все же скорее исключение, чем показатель любой, пусть даже самой благородной войны. И посвящая свою жизнь защите Родины, становясь военным, человек допускает возможность убийства, но идет в армию совсем не для этого и совсем не обязательно, что ему когда-нибудь придется убивать. ЗЫ При всем уважении к тебе, Льюису и профессору Осипову, мнение о. Сергия мне ближе. |
|
25.11.2006, 20:01 | #54 | |
киллер
Сообщений: 3,231
Регистрация: 24.05.2006
Не в сети |
Цитата:
|
|
25.11.2006, 21:04 | #55 |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
Milky Man, не надо прибегать к "бабьим аргументам" (см. тему "Правила раздела"). Отвечать на них не хочется.
|
25.11.2006, 21:14 | #56 | |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
Цитата:
А по-поводу "исключения" - так значит оно все-таки возможно? Тогда о чем весь остальной спор? |
|
26.11.2006, 11:10 | #57 | |
Солнечная
Сообщений: 438
Регистрация: 17.06.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
|
|
27.11.2006, 18:02 | #58 | |
киллер
Сообщений: 3,231
Регистрация: 24.05.2006
Не в сети |
Цитата:
Когда не можешь спорить, то лучше всего оскорбить собеседника, назвав его аргументы "бабьими", дешёвыми, демагогией и ещё много вариантов и гордо удалиться с чувством победителя. Ну, кроме Вас тут и другие люди читают, они сделают свои выводы о Вашем стиле общения. Гордыня тоже грех, а, именно, она Вас переполняет сейчас, любезный чтец... |
|