Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Покровский девичий монастырь |
|
Опции темы |
31.03.2010, 12:19 | #2 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
ПОКРОВСКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
Девичий рынок... Девичок... Место это хорошо знакомо не только старожилам-воронежцам, но и нынешнему поколению. Многие помнят, что улица Сакко и Ванцетти прежде именовалась Большой Девиченской. Нередко, правда, ее путают с Большой Девицкой, с Девицким выездом. Такая сумятица сама собой исчезнет, если знать о происхождении этих названий. Большая Девицкая (ныне улицы Платонова и 9 Января) звалась так потому, что выводила на село Девицу за Воронежем. Большая Девиченская отразила местоположение на ней Покровского девичего монастыря, долгое время бывшего единственной женской обителью в Воронежской епархии. Женский монастырь, получивший официальное имя по главной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, устроен был В Воронеже очень давно. Он всего лишь на десять лет моложе династии Романовых. Монастырь основан в 1623 году, •когда тридцать сестер во главе со старицей Марфой по благословению митрополита Филарета, отца первого царя из новой династии, решили построить деревянную церковь. Разместился монастырь в тот момент в старом городе, на склоне холмов — выше Успенской церкви и ниже собственно крепости. Материальную помощь ему оказывали горожане и особенно донские казаки как единственному религиозному прибежищу для женщин на всем течении реки Дон. По челобитью казаков уже в 1626 году обители была пожалована на прокормление речка Хворостань со всеми угодьями верст на пятьдесят по ее течению. Там расселились монастырские крестьяне, платившие немалый денежный и натуральный оброк. К концу XVII века положение монастыря ухудшилось: на его земли стали претендовать жители городка Коротояка. В самой обители в тот момент начались нестроения между монахинями, опиравшимися на воронежских родственников, что привело даже к смене игуменьи. Упорядочение и регламентация внутренней жизни произошли при святителе Митрофане, главе новосозданной епархии. Теперь монастырь с задворок Рязанской митрополии переместился в центр Воронежского архиерейского дома. Строительство в Воронеже флота удалило с насиженного места Успенский мужской монастырь (он был слит с Акатовым Алексеевским) и напрямую отразилось на женской пустыни. В ближайшем соседстве с нею оказалась Немецкая слобода с евангелической кирхой, рядом кипели кораблестроительные работы. К тому же пришли в ветхость и все деревянные постройки, лепившиеся по косогору. Петр I 17 декабря 1702 года удовлетворил ходатайство игуменьи Ирины о переносе монастыря за город, к урочищу Терновая поляна, близ Нищей и Посадской слобод. Обители отвели обширный незаселенный участок в пять десятин, который в то время полностью не был даже освоен. Петр Великий, как известно, недолюбливал духовное сословие, и при нем Покровский монастырь лишился части своих крестьян, изъятых «к государственному делу», должен был вносить в казну средства на жалованье ратным людям, на ямские прогоны, на выкуп полонян, выплачивать деньги работным людям на верфи. Царь запретил принимать в число монахинь девушек моложе тридцати лет (указ действовал до 1741 года). Епископ Иосиф, заметив отступление воронежской братии от духовного регламента, предписал, чтобы монахи и монахини «по улицам и дворам безвременно не волочились под жестоким наказанием и под штрафом». В 1751 году в монастыре появилась первая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленской иконы Божией Матери. При Екатерине II в начале 1760-х годов была проведена секуляризация церковных владений. У монастырей отобрали все населенные вотчины и крепостных крестьян. Да и само их число резко сократилось. Из пяти женских монастырей Воронежской епархии епископу Тихону разрешалось сохранить только один. Он выбрал Покровский девичий в Воронеже. Монастырь был отнесен к третьему классу по назначенному ему содержанию, штат определялся в 17 насельниц. На жалованье матушке игуменье и хозяйственные нужды выделялось около двухсот рублей. Сверхштатный прием новых обитательниц категорически запретили, даже если речь шла о монахинях упраздненных обителей. Новых послушниц с 1770-х годов стали принимать при условии взноса значительных средств на будущее пропитание и строительства или покупки ими собственной кельи. К концу XVIII века сверх установленной нормы в монастыре проживали пятьдесят человек. В таком увеличении штата выявились и нежелательные явления. Как отмечалось в историческом очерке Покровского монастыря (1908), вместе с богатыми женщинами здесь стали утверждаться помещичьи и купеческие порядки, появилась многочисленная прислуга, в том числе и мужчины. Особое беспокойство игуменье доставляли находившиеся на послушании генерал-майорская дочь Екатерина Бехтеева и купеческая дочь Елизавета Придорогина. Епископы в тяжбах поддерживали монастырских начальниц и даже противились постригу дочерей знатных лиц. Преосвященный Арсений II в предписании четко оговаривал права настоятельницы: «Игуменья по церковным обрядам есть доверенная особа, есть настоятельница или начальница всех живущих в монастыре; она должна знать всех поведение, нравы, наблюдать порядок монашеской жизни, каковой весьма отличен должен быть от светской жизни не именем, но вещию. А порученные ей обязываются иметь ей послушание, сохранять в послушках кротость и смирение». Во втором десятилетии XIX века порядок в монастыре был восстановлен. Число послушниц и монахинь продолжало увеличиваться, но теперь они твердо придерживались сестринских обычаев. В начале XX века население монастыря составляло маленький городок: игуменья, 86 монахинь, 151 послушница, 648 живущих на испытании и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте; всего 1017 человек. В середине минувшего века Покровский монастырь из-за многолюдия расширил свои пределы и занял всю ту местность, которая была ему отведена в 1702 году. Здесь постоянно росли новые постройки. В 1788 году в монастыре началось строительство новой каменной церкви, завершенное вчерне в 1792 году. Она была освящена в 1799 году (по другим данным — в 1803). Главный храм стал теперь именоваться Преображенским с приделами во имя Покрова и Смоленской иконы Божией Матери. В 1872 году Преображенская церковь была капитально отремонтирована и вторично освящена архиепископом Серафимом. Одной из архитектурных особенностей храма являлась отдельно стоящая колокольня. Юрий Успенский видел композиционное единство между монастырской звонницей и колокольней Троицкого Смоленского собора. Он писал: «Верхние два этажа этой колокольни трактованы совершенно так же, как и у колокольни Троицкого собора, что заставляет предполагать, если не одного и того же автора, то близкое ему подражание. Необходимо, однако, заметить, что, если по композиции обе колокольни и являются аналогичными, то по пропорциям колокольня Троицкого собора представляется более выдержанной и элегантной. Самая церковь Покровского монастыря представляет из себя обычный тип барочных, излюбленных Воронежем форм, восьмерика на четверике; но соотношение ширины восьмерика, почти равной нижнему четверику, полукруглый подъемистый купол, высокие полуциркульные окна восьмерика, наконец, ампирная обработка всех фасадов четверика выделяют эту церковь из ряда рассмотренных выше и указывают на ее переходное значение от барокко к ампиру». В одном из приделов этой церкви хранилась особо чтимая верующими Смоленская икона Божией Матери, или Одигитрия. Икона имела весьма почтенный возраст: по преданию, именно ею в 1623 году митрополит Филарет благословил вновь созданную в Воронеже обитель. Преображенская церковь считалась холодной, она не отапливалась. К дому игуменьи на подворье примыкала теплая, или зимняя, церковь во имя Всех святых Печерских. Она была построена в 1832—1835 годах по проекту крупного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784—1854). Сам мастер, конечно же, в Воронеж не приезжал, его замысел был реализован местными строителями. Рискну высказать предположение, что ходатаем перед столичным зодчим выступил воронежский губернатор Дмитрий Никитич Бегичев: его сестра Варвара (1788—1866) пребывала монахиней, а в 1836—1866 годах — игуменьей Покровского монастыря с именем Смарагды. Она была личностью достаточно примечательной и известной за пределами религиозного круга: знала и любила поэзию И. С. Никитина, который нередко бывал в монастыре и читал настоятельнице свои стихи. Гостем игуменьи был не только И. С. Никитин. 5 июля 1837 года здесь побывал поэт В. А. Жуковский, он записал в дневнике: «В Девичьем монастыре. Картина Андреа дель Сарто. У игуменьи Бегичевой. Кладбище. Садики у келий». Уже при управлении Смарагды в 1838 году в Печерской церкви устроили придел во имя святителя Митрофана Воронежского, а в 1842 году—во имя Великомученицы Варвары. Творению Авраама Мельникова на удивление не везло: трапезная церковь чуть ли не каждое десятилетие перестраивалась, расширялась и обрастала пристройками. Сейчас ее остатки превращены в жилой дом (ул. Рабочий городок, 30). Последний раз редактировалось Витя; 31.03.2010 в 15:32. |
31.03.2010, 12:20 | #3 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
В Печерской церкви имелось немало драгоценных реликвий. Особенно выделялась Казанская икона Богородицы «старинной живописи». Ее оклад по ценности не имел себе равных в Воронеже: в венец Богоматери были вделаны большой бриллиантовый перстень с гиацинтом в середине, вокруг шли еще двадцать два бриллианта средней величины и два кольца с восемью алмазами. Икона перешла к монастырю по духовному завещанию вдовы надворного советника Марии Михайловны Борисовой в 1887 году. В южную стену церкви была вмонтирована гробничка с частицами мощей 55 святых.
В отдельно стоящей трехъярусной колокольне в 1829 году была. устроена небольшая домашняя церковь. Она помещалась над входными воротами. Церковь появилась в память о благотворительности монастырю графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской и посвящалась ее святой покровительнице праведной Анне, матери Богородицы. Богослужение совершалось здесь только в день храмового праздника — 25 июля по старому стилю. В каменном больничном корпусе, в северной части его второго этажа в 1852 году «иждивением» монахини Аполлинарии (Араповой) была устроена маленькая домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Служба и здесь проходила раз в год — 24 октября. На подворье Покровского девичего монастыря, помимо храмов, стояли еще дом игуменьи, пять построек служебного назначения, в два ряда тянулись кельи. Надвратную колокольню с церковью соединял обширный сад. Внутри находилось кладбище, земля под которое была отведена в 1771 году. Но, по сведениям «Синодика купцов Елисеевых» (1886), еще в 1757 году здесь была погребена купчиха М. Т. Клемешова. Вообще же монастырское кладбище в конце XVIII века считалось местом упокоения «людей знатных». За вторую половину века Синодик отмечает тут более сорока захоронений. В девичем монастыре были погребены отпрыски семейств Веневитиновых, Сенявиных, Сонцовых, Тевяшовых и др. Здесь, к примеру, рядом со своей женой указал похоронить себя воронежский наместник В. А. Чертков. Купец Елисеев об этом событии в своей домашней летописи сообщил так: «1793 года сентября 24 дня представися раб Божий наместник генерал-порутчик и разных орденов кавалер Василий Алексеевич Чертков и погребен в Девичьем монастыре о. игуменом Тимофеем Задонским со всеми соборными и градскими священниками; гроб был обит малиновым бархатом и серебряным газом обложен, тело с гробом накрыто богатой парчею; кавалерии (ордена. — А. А.) несли на бархатных подушках по 3 офицера, а как тело несли и после погребения стали в землю опускать — во всех церквах был звон, тож была и пушечная пальба и из мелкого ружья; зрителей было едва не весь город». Похоронен генерал-губернатор был у самой алтарной стены. В 1921 году краевед В. В. Литвинов сообщал, что внутри церкви на стене сохранялись две медные дощечки: одна в память супругов Василия Алексеевича (1726—1793) и Натальи Дмитриевны (1729—1790) Чертковых, другая — их дочери Анны Леванидовой (1760—1796). На кладбище стоял также каменный саркофаг, две аллегорические фигуры на нем поддерживали щит с изображением фамильного герба: здесь покоилась княгиня Анна Урусова, урожденная Ярцова (1767—1791). В XIX веке упоминаний о пышных похоронах нет. Рядом продолжали погр***** монахинь, из их числа отмечались сестра Македония, в схиме Христофора (1770—1866), и Мелитина, дожившая до 94 лет. Были могилы безмолвника Иакова и Андрея Захаровича, Христа ради юродивого, участника Отечественной войны 1812 года Василия Мартыновича Шаганова (1780—1861) и его жены Дарьи (1807—1867). В монастыре хранился ценный архив, где с XVII века сберегались документы, определявшие его имущественные права и внутреннюю жизнь. Часть материалов была опубликована историком Стефаном Егоровичем Зверевым под заглавием «Древние акты Воронежского Покровского монастыря» (Рязань, 1890). Архив до наших дней не уцелел; на его основе краеведом Павлом Васильевичем Никольским написан исторический очерк «Воронежский Покровский девичий монастырь» (1908). Монастырь до революции не бедствовал, средства добывались белошвейной работой, вышиванием, доброхотными подаяниями. Женский городок жил своей жизнью, изолированно от остального мира, и казалось, что никакие ветры перемен не способны нарушить покой святой обители. Однако за тринадцать послереволюционных лет советская власть смогла полностью уничтожить Покровский монастырь, который обустраивался на этом месте два с лишним столетия. Как и со всех храмов, с монастыря в декабре 1918 года потребовали сведения об имеющихся в нем ценностях. Настоятельница игуменья Арсения и ризничая монахиня Нина вскоре представили обстоятельный отчет, в коем значились: четыре священных сосуда весом 12 фунтов 87 золотников, десять ковчегов и дароносиц весом 8 фунтов 48 золотников, девять напрестольных крестов весом 6 фунтов 22 золотника, сорок одна лампада, два кадила, пять Евангелий в окладах... Наибольшую ценность представляли серебряные ризы семидесяти шести икон — 12 пудов 16 фунтов 90 золотников, облачение еще шести икон не было взвешено. В 1922 году власти изъяли большинство монастырских ценностей. Когда 9 июня победно рапортовали в центр, что собрали по городу Воронежу 5 фунтов 46 золотников золота и 1142 бриллианта, то здесь явно присутствуют драгоценные камни с оклада Казанской иконы Божией Матери... Осенью 1924 года у сестер была отобрана и закрыта Печерская церковь. В ней разместился клуб имени Калинина. Газета «Коммуна» писала: «Войдя в него, не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда...» В январе 1925 года на монастырской территории были муниципализированы многие кельи. В октябре 1925 года губернские власти отобрали у монахинь главный храм и передали его новой раскольнической группе. Весьма интересен составленный по этому поводу документ: «Ввиду того, что автокефалисты, выделившись из религиозной группы верующих тихоновского толка, фактически аннулировали группу и создали взамен ее религиозное общество и что в распоряжении автокефалистов в Воронеже не имеется ни одного молитвенного здания, тогда как в распоряжении тихоновцев имеются 5 церквей, а в распоряжении обновлецев — 16, считать необходимым Покрово-Преображенскую церковь передать в пользование религиозного автокефального общества». Автокефалистам не довелось долго пользоваться монастырским собором. В конце 1920-х годов начался завершающий этап борьбы с «опиумом для народа». Обратимся вновь к страницам «Коммуны» за 1929 год: «2 мая был торжественно снят крест с церкви бывшего Девичьего монастыря. Несмотря на то, что монашки и попы распускали бессмысленные слухи и угрожали «божьим гневом», снятие креста привлекло многотысячную толпу. Водружение над куполом красного знамени было встречено дружными аплодисментами». Точной даты закрытия монастыря я не нашел, но упоминание его в мае 1929 года как «бывшего», похоже, свидетельствует о том, что это произошло чуть раньше. Сотни монахинь и послушниц вынуждены были вернуться в мир, который они когда-то добровольно покинули. Мир этот оказался к ним достаточно суров... Многие из тех, у кого не нашлось близких родственников, странствовали по селениям, проповедовали слово Божие и жили людским подаянием. Немало монахинь в 1930-е годы оказались репрессированными по делу архиепископа Петра Зверева, епископа Алексия Буя и другим, столь же фальшивым делам. Послушнице Марии (Барченко) не было еще и сорока, когда ее арестовали и выслали, матушке же Рафаиле (Федоровой), шестьдесят лет жившей в монастыре, к моменту ареста насчитывалось 82 года; ее, к счастью, отпустили под подписку о невыезде. Арестовали монахиню Трифену, матушке Иегудииле, прикованной болезнью к одру, почти двадцать лет пришлось скитаться по чужим людям. Территория девичего монастыря быстро ушла под частную застройку. Через нее по направлению к реке прошли две параллельные улицы, названные обе в 1930-е годы Рабочим городком. Кельи и служебные здания были быстро приспособлены под жилье. Преображенская церковь и колокольня исчезли бесследно, произошло это, по всей видимости, еще до войны. На пустыре на углу Солдатского переулка и Рабочего городка еще видны следы одного пилона от въездных ворот. Место, когда-то занятое обителью, нетрудно обнаружить в начале улицы Сакко и Ванцетти. Ориентиром может служить огромный котлован, вырытый в разгар перестройки на месте снесенного Девичего рынка под новый крытый рынок... С севера вдоль ограды проходила Гамовская улица (ныне улица Демократии), с востока — Большая Алексеевская (ныне Пролетарская), с юга и запада—сохранившие свое прежнее название Мало-Смоленская и Солдатский переулок. Все дома внутри этого квартала находятся на монастырской земле. При внимательном изучении там можно отыскать в перестроенном виде до десятка старинных зданий, к примеру — Рабочий городок, дома 32, 34, 36. Где-то здесь был дом настоятельницы. И сейчас еще остатки парка рядом называют садом игуменьи. Следов многочисленных прежде могил отыскать не удалось. Одним словом — на месте старинного Покровского девичего монастыря пролегла улица Рабочий городок... А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год). Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:15. |
01.04.2010, 12:03 | #4 | |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Последние дни Покровского монастыря...
Цитата:
|
|
03.05.2011, 01:10 | #6 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
|
29.09.2011, 16:30 | #7 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Председатель горсовета в 1927-1929 гг. Илья Григорьевич Попойников 19 лет, вплоть до ареста, жил при входе в монастырь, возле колокольни, в небольшом домике, состоявшем из одной совершенно неблагоустроенной комнаты. Это была одна из келий, реквизированных в 1919 году с тем расчетом, чтобы в будущем закрыть монастырь. Но при Попойникове святыню ликвидровать не собирались. 6 января 1929 года газета "Коммуна" опубликовала статью "Почему открыта церковь Девиченского монастыря?" А 20 февраля "Коммуна" сообщила, что в горсовете уже другой председатель - товарищ Модало. В марте началось крушение Девичьего монстыря. Не только сбросили колокола, а совсем снесли колокольню..."
Цитата из статьи П.Попова "И улицы мостил, и школы строил", опубликованной в газете "Коммуна". |
29.09.2011, 16:35 | #8 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
|
25.12.2011, 23:42 | #10 | |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский
Священномученик Иоанн родился 26 октября 1887 г. в Санкт-Петербурге. Отец его Георгий Георгиевич Стеблин-Каменский был директором канцелярии Морского Министерства, а в последние годы, перед революцией — сенатором по департаментам герольдики и судебному Правительствующего Сената. Кроме того, он был председателем Российского общества морского права. Дед Ивана, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был Виленским губернатором в чине тайного советника. В это время он приобрёл имение Биюцишки в Виленском уезде, где прошло детство Ивана. Здесь в имении была погребена его мать, Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, умершая 17 августа 1902 г. Первоначальное образование Иван получил дома. Ольга Александровна оказала огромное влияние на него и на двух его сестёр, Ольгу и Елизавету, — они умерли в 1981 г. в городе Кашине Тверской области. С детства мальчик чувствовал тепло материнской любви и силу её благословения. «Ты ведь мой!» — говорила мама, и это было для него самой дорогой лаской. Но она умерла рано, когда Ивану исполнилось четырнадцать лет. Глядя на мать и переживая её потерю в день её смерти, он чувствовал, как два понимания совершившегося захватывают его целиком первое — это острая боль от безвозвратной потери того, что было самым ярким, самым теплым в золотые дни детства, и второе — что дальнейшая его жизнь без матери будет свидетельствовать о том, какое движение души она в нём развила. Ему тогда казалось, что каждый дурной поступок его последующей жизни явится оскорблением её светлой памяти и нарушением обязательств по отношению к ней. После смерти матери Иван окончил четыре класса гимназии и, в соответствии с семейной традицией, выбрал службу на флоте, поступив в Морской кадетский корпус, который окончил в 1908 г. со званием корабельного гардемарина. При окончании Морского кадетского корпуса Иван Георгиевич был награждён премией имени адмирала Нахимова. В 1908 г. он получил назначение на крейсер «Богатырь» и в 1908-1909 гг. находился в заграничном плавании. В 1909 г. он был произведен в мичмана, переведен в 1-й Балтийский флотский экипаж и назначен в дивизион испытывающихся миноносцев. В 1909-1910 гг. Иван Георгиевич исполнял должность ротного командира на крейсере «Адмирал Макаров». В 1911 он был награждён итальянской серебряной медалью за оказание помощи пострадавшим во время бывшего в 1908 землетрясения в Сицилии и Калабрии. В 1912 Иван Георгиевич был произведен в лейтенанты. В 1914 и в 1915 годах он был награждён орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. В июне 1917 г. Иван Георгиевич уволился из флота по состоянию здоровья. Летом 1918 г. он стал работать в научной экспедиции, обследовавшей невские отмели. В 1919-1921 гг. Иван Георгиевич по мобилизации служил помощником директора маяков Балтийского флота и одновременно исполнял должность псаломщика в Свято-Троицком храме в Петрограде. В это время он бесповоротно решил стать священнослужителем, отдать всего себя и всю свою жизнь на служение Богу, стать воином Христовым. Благодатная поддержка, которую он ощутил, когда принял это решение, дала ясно почувствовать, что Господь его призывает и не оставит его в земных испытаниях. Воспитанный в христианской семье, основой жизни которой было следование заповеданным Христом нравственным принципам, военный офицер, обученный послушанию флотскому уставу, он был чужд двусмысленности и лукавства. В бескомпромиссности жизни во Христе, твёрдом следовании за Христом было что-то сродное и близкое жизни боевого морского офицера. Но воин земного отечества рискует и напрягается только в период военных учений и боевых действий, а воин Христов рискует и напрягается ежеминутно и в особенности, если судил ему Господь жить во времена гонений. Готовясь к принятию сана священника Иван Георгиевич готовился и к испытаниям. Не только утешительным, но и скорбным и горьким оказывался в то время путь священнослужителя, где зачастую его ждали узы тюремные, а нередко и смерть. Отец Иоанн вспоминал впоследствии о своём заключении как о времени, когда наиболее ясно ощущалось присутствие Божие. Приняв решение стать священником, всецело вручив себя воле Господней, он поехал на могилу матери в принадлежавшее им когда-то имение неподалеку от Вильны. Прикладываясь к земле, он почувствовал, что в душу нисходят мир и покой, и ему сделалось тепло, как в детстве как будто ощутилось, что мать снова благословляет его. По возвращении в Петроград Иван Георгиевич был в 1920 г. рукоположен в сан диакона. В 1921 г. о.Иоанн был впервые арестован ЧК, но после непродолжительного заключения освобождён. Летом 1923 г. он был рукоположен в сан священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице. Вскоре его назначили настоятелем этого храма и возвели в сан протоиерея. Новое служение целиком захватило его. Пастве он отдавал всё своё время и силы. В это время началось массовое возвращение храмов из обновленчества в патриаршую Церковь. Активизировалась жизнь приходов, и организовывались братства. Верующие под руководством о.Иоанна стали собираться не только в храме, но и в квартирах, где читались акафисты Священное Писание и священник объяснял одну или две главы из апостольских посланий. ОГПУ же стало всё сильнее вмешиваться в церковную жизнь: в Петрограде было арестовано около сорока человек духовенства и мирян. 2 февраля 1924 г. по делу о «православных братствах» был арестован и о.Иоанн. Его обвинили в том, что он объединил вокруг себя православных. Вызванный на допрос о.Иоанн сказал, что служил в квартирах некоторых своих прихожан молебны, после которых гости пили чай, а, ожидая пока подадут, вели беседы на религиозные темы. Этого для властей оказалось достаточно. 26 сентября 1924 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о.Иоанна к трём годам заключения на Соловки. Всего к заключению в концлагерь из духовенства и мирян было приговорено тридцать пять человек. В Соловецком концлагере о.Иоанн держался независимо. Работая бухгалтером, всегда ходил в священнической одежде и посещал церковные службы, доколе это позволялось. Из лагеря о.Иоанн писал отцу, сёстрам и духовным детям письма, многие из которых дошли до наших дней. К концу срока заключения становилось всё очевиднее, что власти не разрешат о.Иоанну жить в Петрограде, и духовным детям придётся смириться с продолжением разлуки. Так и случилось: когда 1 октября 1927 г. он был освобождён, его отправили на три года в административную ссылку в Воронеж. Здесь он получил место священника в Алексеевской церкви бывшего Покровского Девичьего монастыря, а через некоторое время был назначен её настоятелем и одним из благочинных епархии. В церкви батюшка служил до самого её закрытия 2 мая 1929 г. Благодаря его усилиям и активной поддержке, воронежскими прихожанами постоянно собирались и пересылались средства в Соловецкий лагерь Архиеп. Воронежскому Петру (Звереву) и другим заключённым. После ареста Еп.Алексия (Буя) и кончины прот. Александра Палицына в конце 1928 г. Вл.Алексий назначил прот.Иоанна епархиальным благочинным, и в марте 1929 г. он фактически возглавил епархию. А по публикациям в безбожной прессе, где прямо требовали ареста и о.Иоанна, становилось ясно, что этот арест неизбежен, причём власти воспользуются любым, даже самым незначительным поводом. 4 марта 1929 г. помощник начальника милиции отправил в ОГПУ следующее сообщение: Цитата:
Фото 2 Il s’agit d’une photo de la « Promotion Messine » prise en 1903-1904. 115 (Этот перечень является алфавитным и не по порядку рядов) STEBLINE-KAMENSKY IVAN EGOROVITCH |
|
25.12.2011, 23:43 | #11 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По следделу № 1678 по обвинению свящ. гор. Воронежа СТЕБЛИНА-КАМЕНСКОГО Ивана Георгиевича в преступлении, предусмотренном ст.58 п.10 УК. Бывш. морской офицер, свящ.СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич, прибыв в ноябре месяце 1927 г. после трёхлетнего пребывания в Соловецком концлагере в адмссылку г.Воронеж, как имеющий дворянское происхождение (сын тайного советника и внук губернатора г.Вильно) сразу получил доверие у еп.Алексея БУЙ, и последний назначил КАМЕНСКОГО свящ. церкви б.Девичьего монастыря. Получив в свои руки руководство монашками б.Девичьего монастыря, КАМЕНСКИЙ, чтобы быть особо чтимым «пастырем», достал себе портрет известной среди кликушествующего элемента «старицы» Феоктисты Михайловны и стал заниматься отчитыванием бесноватых и т.п. махинациями. Благодаря распускаемой монашками «святости» КАМЕНСКОГО последний стал пользоваться большим авторитетом среди кликушествующего элемента и вообще верующих, антисоветски настроенных. К КАМЕНСКОМУ не только стали ходить верующие г.Воронежа, но даже много ездили крестьяне из селений ЦЧО с просьбой полечить от головной [болезни] и т.п. Всем приходящим КАМЕНСКИЙ давал советы и главным образом как себя вести в настоящих условиях жизни и как относиться к Соввласти. Иногда лично сам, а в большинстве же через своих приближённых монашек, КАМЕНСКИЙ распускал разные провокационные слухи, подрывающие авторитет Соввласти и внедрял антисоветские идеи, главным образом среди жителей Рабочего Посёлка (б.Девичий монастырь). В момент объявления декларации митр.Сергия Нижегородского о лояльности по отношению к Соввласти КАМЕНСКИЙ с другими ссыльными священниками гор.Воронежа откололись от Сергия и стали признавать руководителем митр.Иосифа Ленинградского. Про митр.Сергия же стали распускать слухи, что он продался Соввласти, стал еретиком, красным и т.д. После ареста еп.Алексея БУЙ КАМЕНСКИЙ делается епархиальным благочинным, а потому всё руководство «Иосифовцами» в ЦЧО переходит в его руки. Как крайне правый элемент среди церковников КАМЕНСКИЙ и лично сам и через монашек ведёт активную борьбу с церковниками, так или иначе лояльно относящимися к Соввласти. Через монашек КАМЕНСКИМ распускаются слухи, что скоро Соввласть погибнет, что придут другие державы и всех лояльно относящихся к Соввласти подушат, а 16/II-29 г. в церкви КАМЕНСКИЙ лично в проповеди по поводу предполагаемого введения хлебных книжек сказал: «Граждане, хлебных запасов нет, грозит голод, запасайтесь кто как может, всё это является предвестниками грядущих бойнь». В результате монашки и жёны рабочих посёлка стали запасаться продуктами, создались очереди, а с нею и паника, что действительно будет голод и т.д., а один из рабочих, поддавшись влиянию, скупал муку по 2 р.8О к. пуд. Смерть б.игуменьи, совпавшую с моментом закрытия церкви б.Девичьего монастыря и снятием креста, КАМЕНСКИЙ использовал для разжигания религиозного фанатизма и натравливания верующих на Соввласть. КАМЕНСКИЙ говорил, что игуменья есть жертва современного гонения на церковь, а он (Каменский) является защитником веры против тёмных сил адовых (Соввласть). На похоронах игуменьи КАМЕНСКИЙ, оставшись на кладбище для благословения верующих, говорил: «Вот мы снова вместе, едино стадо, скоро наступят лучшие времена и мы опять восторжествуем». В кругу своих приближенных КАМЕНСКИЙ обыкновенно переводил разговоры с религиозных вопросов на политические. Так например: в феврале м-це с/г будучи в гостях в доме гр.КАЛИНИНА Евсея Фомича при разговоре о современном строительстве Соввласти привёл пример из библии: «Безумцы, вы будете созидать, а я буду разрушать». Бывшая же здесь учительница (фамилия не установлена), жалуясь КАМЕНСКОМУ, что её заставляют учить детей неверию в бога, получила совет бросить службу и не воспитывать детей в безверии. Насколько авторитетен был КАМЕНСКИЙ среди верующих, можно заключить из отобранных записок у него при обыске: «Глубокоуважаемый батюшка, обращаюсь к вам опять с просьбой помолиться об Александре, он был на месте, служил, но сократили, и он запьянствовал, о... ваша молитва дойдёт до бога, и я верю, что он опять поступит и перестанет пить водку»... В подаваемых записках КАМЕНСКОМУ в церкви верующие пишут «о здравии заблудшего такого-то» (заблудший — неверующий), предполагая, что КАМЕНСКИЙ сможет неверующего в бога обратить снова в верующего. Везде и всюду монашки распространяли, что КАМЕНСКИЙ является мучеником, страдальцем от Соввласти, гонительницы христиан. Часто и сам КАМЕНСКИЙ говорил: «Ну что мне ссылка, я везде сумею объединить около себя верующих, они меня всегда прокормят, так что напрасны всех их (власти) усилия сделать мне что-либо» (см. л.д.3-б, 12, 3, 16, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 40, 44, 46, 49, 51, 53,60,62). Допрошенные в качестве свидетелей — показали: 1) МОЛОТОК Гордей Петрович, что свящ.б.Девичьего монастыря КАМЕНСКИЙ Иван проживал в Рабочем Посёлке д. № 39, занимался антисоветской агитацией и распусканием контрреволюционных слухов, подрывающих авторитет Соввласти и партии. Благодаря агитации КАМЕНСКОГО и руководства монашками распускались всевозможные предсказания о скорой гибели Соввласти, а также о том, что скоро будет голод. Делал призыв запасаться мукой. Агитация КАМЕНСКОГО отражалась на рабочих и особенно среди жён и детей рабочих. В келье № 39 частенько устраивались тайные собрания, на каковые был установлен пароль, так что попасть на собрание постороннему было трудно. Собирались деньги бывш. епископу Петру Звереву, высланному за антисовработу в Соловки (см.л.д.61-б2). 2) Гр.СИМАКОВА Полина Михайловна, что свящ.СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич, проживая в Рабочем посёлке, часто бывал в келье № 186, где ранее бывал архиепископ Пётр Зверев. Среди монашек-кликуш, бывш. людей и вообще верующих КАМЕНСКИЙ пользовался громадным авторитетом, поэтому у него всегда на квартире и вообще где он бывал, собиралось много верующих, преимущественно из лиц, враждебно настроенных к Соввласти. Все быв.зверевцы группировались около свящ.КАМЕНСКОГО. Близкими друзьями КАМЕНСКОГО среди рабочих посёлка распускались слухи о близости падения Соввласти, голоде и т.д. В связи с этим монашками запасались разные продукты, отчего создавались очереди у хлеба, керосина, соли и т.д. Часто от монашек, близких к КАМЕНСКОМУ, слышались угрозы по адресу лиц, лояльно относящихся к Соввласти: «Погодите, скоро придут наши, тогда вам достанется» и т.д. Всё это создавало нечто вроде паники среди лиц, живущих в Рабочем поселке. К КАМЕНСКОМУ часто приезжали крестьяне из сёл, и он давал им разные советы, но какие — она не может сказать. Вообще вся деятельность КАМЕНСКОГО была направлена к подрыву мощи и авторитета Соввласти, но он (Каменский) лично работал тонко, сам почти никогда не высказывался, а говорил через своих приближённых монашек, которые являлись проводниками внедрения антисоветских идей среди населения и в особенности среди крестьян, приезжавших на базар (см. л.д. 59, 60). 3) Гр.КАЛИНИН Евсей Фомич — показал, что в феврале месяце с/г был день рождения его дочери, он пригласил отца Ивана (Каменского) отслужить молебен. Была учительница Раиса Петровна. После молебна был чай, разговорились относительно Соввласти и строительства. Он (Каменский) на это ответил и привёл пример из библии: «Безумцы, вы будете созидать, а я буду разрушать, так говорит господь». А учительница ему (Каменскому) рассказала, что её заставляют учить учеников, что бога нет. На это он (Каменский) ей посоветовал лучше уйти со службы, чем учить неправде и безбожию (см. л.д.50, 51). 4) Гр.СИЛЬЧЕНКО Виктор Семёнович, что когда был выслан архимандрит Девичьего монастыря ВЕНЕДИКТОВ Нектарий, то возник вопрос о «достойном» заместителе ему, и вот еп.Алексей Буй назначает вместо ВЕНЕДИКТОВА КАМЕНСКОГО, говоря, что КАМЕНСКИЙ сумеет поддержать линию ВЕНЕДИКТОВА. С первых же шагов КАМЕНСКИЙ начал руководить всей жизнью монастыря, рассылал монашек с разными поручениями, часто антисоветского характера. В одной из проповедей КАМЕНСКИЙ перед введением карточной системы на хлеб говорил в проповеди: «Наступает голод, мор — всё это предвестники грядущих бойнь». КАМЕНСКИЙ, будучи епархиальным благочинным, за отсутствием епископа руководил всеми «Иосифовцами». КАМЕНСКИЙ держит тесную связь с административно высланными попами и бывшими активными «Зверевцами» СУХОВЦЕВЫМ П.М., ПОСТНОВЫМ, ИВАНОВЫМ К.А. и ктитором б.Девичьего монастыря ТЫНЯЕВЫМ и другими. 4-го мая с/г были похороны игуменьи б.Девичьего мон.ДОРОГАВЦЕВОЙ, и из этого КАМЕНСКИЙ создал выступление, а именно добился того, что игуменью отпевал сам лично в её квартире в Рабочем посёлке, а оттуда с громким пением отнёс на Терновское кладбище, где после похорон остался и благословлял всех, говоря: «Вот мы снова вместе, едино стадо, скоро наступят лучшие времена и мы опять восторжествуем». Под лучшими временами у него безусловно разумеется капитализм. КАМЕНСКИЙ внушал всем бывшим прихожанам Девичьего монастыря и особенно монашкам, что если они не разъединятся, то возможно ещё что-либо смогут сделать. а поэтому КАМЕНСКИЙ постоянно ходит по домам, выполняя все обряды на домах, не отказываясь при помощи молитв врачевать и снимать наговоры, и отчитывать. Монашки, будучи КАМЕНСКИМ сагитированы, при посещении своих сёл распространяют, что КАМЕНСКИЙ является мучеником, страдает через Соввласть, которая гонит религию. Эти мысли КАМЕНСКИЙ старается внушить всем окружающим его. Часто у него прорывается и следующее: «Ну что мне ссылки, я везде сумею объединить около себя верующих, они меня везде прокормят, так что напрасны все их (т.е. власти) усилия сделать мне что-либо» (см. л.д. 48, 49). В протоколе общего собрания рабочих и их иждивенцев в Рабочем посёлке гор.Воронежа от 2/ІХ-28 г. зафиксировано выступление гр-на ПАНИЧЕВА, который вспоминает 19 год, когда в руках белых был монастырь. Монашки их встретили с радостью. Были призваны казаки, выгонявшие рабочих из их квартир плетьми. Вспоминает Зверева. Указывает, что в 31-й келье тогда жил ставленник Зверева поп Иоанн, увлекший в контрреволюцию ряд рабочих. Теперь в этой же келье опять поп, тоже Иоанн (Каменский) и тоже ставленник Петра Зверева (имеет рекомендательное письмо от него). ПАНИЧЕВ, живя в келье № 89, видит как этого попа (Ивана Каменского) посещают жёны контрреволюционеров НЕЧАЕВА и ПУШКИНА (б.ктитор Терновой церкви). Монашки учат детей рабочих подходить к этому священнику за благословением. В этой же келье монашки собираются кучами. Часто слышишь их агитацию среди рабочих: «Вы говорите бога нет, а дождь пошёл и будет голод. Другие державы пойдут, Соввласть погибнет, и вас, хоть вы и не коммунисты, подушат» (см. л.д.40). Допрошенный в качестве обвиняемого свящ.СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич виновным себя в группировке около себя контрреволюционного элемента г.Воронежа и руководства им как епархиальный благочинный, использовании религиозных предрассудков масс, распускании провокационных антисоветских слухов, подрывающих авторитет и мощь Соввласти и сеющих панику среди населения, агитации через монашек б.Девичьего монастыря среди рабочих поселка, что другие державы пойдут против Соввласти и она погибнет, а всех лояльно относящихся к Соввласти подушат, что хлебных запасов нет, грозит голод, что игуменья есть жертва современного гонения на церковь и т.д., — не признает, а говорит: «Я не сочувствую мероприятиям, направленным против религии. Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении и т.д. Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление... Отобранная у меня при обыске фотографическая карточка старушки, известной в г.Воронеже странницы Феоктисты Михайловны, попала ко мне случайно от известной мне лишь по имени (Екатерины) женщины. С просьбой о молитве мне подавалось множество записок. Среди записок имеются такие, в которых просят о молитве за заключённых и за заблудших. Под «заблудшими» я понимал отошедших от веры или хотя на словах и верующих, но живущих беззаконно. За всё время своей службы в б.Девичьем монастыре я неукоснительно каждый праздник и каждое воскресенье, а иногда и на буднях говорил поучение чисто духовного характера, отнюдь не касаясь ни гражданской власти, ни необходимости запасаться теми или иными продуктами. В частности, подобного поучения не говорил и 16 февраля. После смерти игуменьи ни лично, ни через кого-либо другого никаких слухов по городу не распускал. Ещё менее я виновен в том, чтобы когда-либо побуждал называть себя или сам называл истинным пастырем, в исключительном смысле призванным спасать верующих от тёмных сил адовых большевизма, но не отрекаюсь от того, что считаю себя одним из верных пастырей христовой церкви, обязанных словом, житием, духом, верою и чистотою быть образом для верных и ограждать их от тьмы неверия и исповедую, что по вере моей не только материализм, но и сами «врата адова» не одолеют церкви христовой... С могилы игуменьи я ушел до её закрытия, но действительно благословлял подходивших ко мне, причем, как умел, утешал, но слов «не печальтесь, мы добьёмся своего лучшего» не говорил... Лицам, приходившим ко мне и вопрошавшим о вступлении в кооперацию, колхозы, коммуны и т.п., участии в новом устройстве сельского хозяйства, всегда отвечал в том духе, что если при этом, как мне известно, не требуется отказа от веры, то, разумеется, в подобном участии греха быть не может»... (см. л.д. 4б, 55, 57, 58). Из изложенного устанавливается, что гр-н СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич 1887 г. рождения, сын бывш.тайного советника адмиралтейства и внук губернатора г.Вильны, холост, кончил в 1908 г. морской корпус со званием корабельного гардемарина, до Октябрьской революции служил в Балтфлоте в качестве морского офицера. С 1918 г. по мобилизации служил пом.директора маяков Балтфлота, а с 1920 г. дьякон, в 1923 г. священник гор.Ленинграда, беспартийный, неимущий. В 1921 году арестовывался Ленинградскими] органами ОГПУ по обвинению в укрывательстве контрразведчика. В 1924 г. вновь арестован по обвинению по 68 ст. УК вместе с группой Ленинградского духовенства и осуждён на 3 года Соловецкого концлагеря, а осенью 1927 г. выслан в г.Воронеж на три года с прикреплением, — достаточно изобличается в том, что находясь с осени 1927 года в г.Воронеже, как адмссыльный, являясь по назначению еп.Алексея БУЙ епархиальным благочинным, сгруппировал около себя монашек и антисовэлемент гор.Воронежа и используя религиозные предрассудки масс, распускал через своих приближённых разные антисоветские провокационные слухи, сеющие панику среди населения и подрывающие авторитет и мощь Соввласти и т.д., т.е. в преступлении, предусмотренном ст.58 п.10 УК, а посему Постановил: Следдело № 1678 по обвинению свящ.СТЕБЛИНА-КАМЕНСКОГО Ивана Георгиевича в преступлении, предусмотренном ст.58 п.10 УК, направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для рассмотрения во внесудебном порядке. Арестованного свящ.СТЕБЛИН-КАМЕНСКОГО, содержащегося под стражей при Воронежском ИТД, перечислить с 4-го июля с/г содержанием за б-м Отделением СО ОГПУ. ПРИМЕЧАНИЕ: Вещественных доказательств по делу нет. 4-го июля 1929 г. гор.Воронеж Уполномоченный СО (Викторов) СОГЛАСЕН: НАЧСО (Ильин) УТВЕРЖДАЮ: ПП ОГПУ по ЦЧО (Апетер) |
25.12.2011, 23:45 | #12 | |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
29 мая власти снова допросили о.Иоанна. Услышав, в чём его обвиняют, священник ответил:
Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю ни в малейшей степени. За всё время своего пребывания в Воронеже как на духу, так и с амвона, и в частных беседах, не столько по страху наказания, сколько по своему миросозерцанию, всегда учил кротости, терпению и покорности гражданским законам. Никого около себя не группировал и оставшись случайно временно исполняющим должность епархиального благочинного, с марта сего года с духовенством епархии имел лишь официальные сношения справочного характера. Распускать какие бы то ни было слухи считаю ниже своего достоинства как служителя духа. Обвинение в агитации о походе держав против советской власти считаю явным показателем совершенно неверной осведомленности ГПУ о моей личности, так как подобная неразумная деятельность совершенно не соответствует ни направлению моих мыслей, ни характеру моих отношений чисто духовно-назидательных к верующим. Слов, приписываемых мне 16 февраля сего года «граждане, хлебных запасов нет, грозит голод, запасайтесь кто может» я также не говорил, и они также мало соответствуют моей деятельности. Никакой агитации в связи со смертью игумении не вёл. Тёмные силы адовы по пониманию Церкви и учению апостольскому ничего общего с политическим устройством страны не имеют и действуют при всяком режиме (наша борьба не против плоти и крови, то есть не с людьми, но против духов злобы поднебесных). Лицам, приходившим ко мне и вопрошавшим о вступлении в кооперацию, колхозы, коммуны и тому подобном участии в новом устройстве сельского хозяйства, всегда отвечал в том духе, что если при этом не требуется отказа от веры, то, разумеется, в подобном участии греха быть не может. Лицам приходившим ко мне из разных мест за помощью от разных болезней я всегда советовал обращаться к врачам, ссылаясь на Священное Писание. Вместе с тем советовал им и причаститься и не отказывал в своей молитве. 4 июля 1929 г. следователи составили обвинительное заключение, в котором говорилось, что священник занимался деятельностью, подрывающей авторитет и мощь советской власти. 16 августа 1929 г. постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ о.Иоанн был приговорён к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года. По прибытии 6 октября 1929 на Соловки о.Иоанн был определён во І-е отделение лагеря. Оттуда он писал в Воронеж одному из прихожан: Цитата:
|
|
25.12.2011, 23:51 | #13 | |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
На этот раз пребывание о.Иоанна в Соловецком концлагере было недолгим. Начальник 6-го отделения СО ОГПУ Тучков в 1930 г. развернул энергичную деятельность, направленную на уничтожение церковно-священнослужителей. 23 апреля 1930 г. в Соловецкий лагерь поступило распоряжение об аресте и отправке в Воронежское ОГПУ священников Николая Дулова и Иоанна Стеблин-Каменского. 5 мая о.Иоанн был доставлен в Воронежскую тюрьму. Историк М.Шкаровский называет другие даты: 20 февраля — арест и 5 марта — тюрьма.
Цитата:
Первый допрос новоприбывших обвиняемых был 15 мая. Священник Николай Дулов, быв сломлен жесточайшим в мире репрессивным аппаратом, согласился давать нужные следствию показания, и следователю оставалось только доказать наличие близкого знакомства между священниками. Отец Иоанн на вопросы следователя отвечал: В бытность мою в Воронеже на свободе священник Дулов приезжал в Воронеж два раза; один раз на Троицу (в начале июня) 28-го года, а второй раз в ноябре того же года. Оба раза мы виделись с ним в храме, причём первый раз он служил в соборе с причтом бывшего Девичьего монастыря, а второй раз лишь присутствовал на службе. После первой службы я пригласил его со мной пообедать. Никаких совещаний священников с участием Дулова не устраивалось. Никаких брошюр священник Дулов мне не привозил; брошюра «Что должен знать православный христианин» мне не знакома. Вообще я интересовался лишь мнениями авторитетных иерархов, а не безличными брошюрами. 20 мая о.Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он «распространял церковно-монархические листовки и брошюры и распространял разного рода антисоветские провокационные слухи и вёл агитацию против всех мероприятий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР, имея конечной целью подготовить верующую массу к выступлению против советской власти, свержению её и восстановление монархии. В результате вышеизложенного во многих районах Центральной Черноземной области были массовые выступления населения против советской власти и её мероприятий». Позднее в материалах следственных дел о.Иоанн Стеблин-Каменский был назван одним из инициаторов антисергианского движения в Воронеже, которое формировало тогда общественное мнение в городе. В протоколе допроса о.Сергия Бутузова сказано: «...они создали то твёрдое настроение массы, которое за собой увлекло всё воронежское духовенство». Согласно материалам следственных дел, для осуществления практического руководства «буевским» движением в Воронеже вместо легального благочиннического совета была создана тайная коллегия по управлению епархией (пресвитерианский совет) из пяти человек. Председателем её стал прот.Иоанн Стеблин-Каменский, членами — священники о.Сергий Гортинский, о.Евгений Марчевский, о.Иоанн Житяев и архим.Игнатий (Бирюков) — епархиальный духовник, возглавлявший иосифлянское монашество Центрально-Чернозёмной области. Коллегия имела в епархии широкую сеть разъездных пропагандистов-связистов, главными из которых названы архим.Тихон (Кречков), игум.Иоанникий (Яцук), иеромон.Мелхесидек (Хухрянский), миряне Поляков, Карцев, Карельский... После ареста о.Иоанна тайную коллегию возглавил священник Сергий Гортинский, в её состав в качестве секретаря ввели настоятеля церкви Алексеевского монастыря о.Феодора Яковлева. Удалось наладить общение и с находившимся в лагере Еп.Алексием. Одним из основных пунктов обвинения на следствии являлась агитация среди крестьян и непосредственное участие «буевского» духовенства в массовых крестьянских выступлениях. Алексеевскому монастырю следствием была отведена роль места, где в 1929 г. — начале 1930 г. периодически проводились совещания «буевского» руководства для координации работы среди крестьянства. Дело фабриковалось по обычному для красных головорезов сценарию, и показания из подследственных старательно выбивались натренированными палачами. Ознакомившись с обвинительным заключением, о.Иоанн стал писать, что с обвинением не согласен и объяснять почему, но дописать ему не дали. Однако священник потребовал, чтобы ему дали возможность ответить на предъявленное обвинение. Через два дня следователь разрешил ему написать объяснительную записку. Отец Иоанн написал: В предъявленном мне обвинении виновным себя категорически не признаю. В монархической церковной организации я не состоял. Ко мне приезжали по церковным делам крестьяне, члены общин и духовенство, и из ближних сёл чернички. Никаких бесед организационных, политических я не вёл ни с кем. 14 июля 1930 года было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела «дело» и приговорила всех обвиняемых по этому «делу» к расстрелу. Вечером 2 августа был объявлен приговор. В десять часов вечера в окрестностях Воронежа о.Иоанн был расстрелян. Вместе с ним были расстреляны священники Тихон (Кречков), Александр (Архангельский), Сергий (Гортинский), Феодор (Яковлев), Георгий Никитин, иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), а также миряне: М.П.Тымчишин, Евфимий Гребенщиков и Пётр Вязников. http://true-orthodox.narod.ru/library/saints/Kamen.html Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря |
|
29.11.2012, 15:49 | #15 |
Форумец
Сообщений: 4,974
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
подписано "Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)"
http://www.pravenc.ru/text/155260.html |
28.01.2014, 19:33 | #17 |
Форумец
Сообщений: 280
Регистрация: 28.02.2013
Возраст: 80
Не в сети |
Колокольня в 1942 году ещё стояла.
Во время немецкой оккупации моя мама жила на улице Дурова недалеко от его дома.Приведу её воспоминания об одной из первых встреч с немцами. " Зашёл в квартиру немец и выгнал всех в дальнюю комнату.Затем открыл окно на противоположной стороне квартиры и несколько раз выстрелил в сторону колокольни, откуда стреляли из пулемёта красноармейцы. Потом немец ушёл. " От себя добавлю, по характеру местности и расположению дома эта колокольня могла быть только в Девичьем монастыре. |
01.06.2014, 00:56 | #19 |
Форумец
Сообщений: 18
Регистрация: 01.06.2014
Возраст: 55
Не в сети |
Подобные моменты своей истории нужно помнить наряду с моментами созидания, чтобы участники подобных деяний и их идеи были запятнаны на века...
|
05.04.2018, 13:08 | #20 | |
Форумец
Сообщений: 4,974
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
её и на АФ видно
Цитата:
|
|
18.10.2018, 08:42 | #21 |
Форумец
Сообщений: 81
Регистрация: 23.04.2010
Не в сети |
Новодевичий Монастырь - https://ok.ru/voronezhis/topic/66589954427766
|
23.09.2020, 15:01 | #22 |
Форумец
Сообщений: 34
Регистрация: 11.03.2011
Не в сети |
Игумения Покровского монастыря Маргарита(в миру Матрона Ивановна Понятовская)-Двоюродная сестра моей трижды прабабушки Елены Федоровны Станковской/ур. Понятовской/
Р 'е ч ь произнесенная 16 декабря 1912 года (в воскресенье) при погребении Игуменіи Воронежскаго Покрово-Девичьяго монастыря Маргариты Итак почила вечнымъ сном всечестная игуменія Маргарита. Многотрудную жизнь свою благочестно скончала она, напутствованная святыми таинствами покаяния, причащенія и елеосвященія, с прочтениемъ также назидательнаго и глубоко-трогательнаго, молебнаго канона на исходъ души“, и вотъ отходитъ от нас ко Господу. Для мирной обители нашей—событие великое, испытание скорбное!... Почти вся 72-летняя жизнь почившей посвящена была разнообразному служению обители. Знаменательно и самое поступление ея в монастырь. Какъ дочь беднаго сельскаго священника, она от самаго рождения своего воспитывается в простоте и истовом благочестии. Родители ея, отправляясь в г. Воронеж для перемены антиминса на престол, освященный в честь памяти Св.Симеона Солунскаго, везут с собою и двухлетнюю Матрону (мирское имя почившей) При переезде по платине подле повозки шли пешком экипаж сильно наклонился, и младенец Матрона, оказыватся плывущим по реке на подушке, где рядом лежит и св. антиминсъ. Тогда быстро и с опасностию для своей жизни бросается въ реку, бывшій тут же, дядя младенца и возвращает его невредимым на экипаж, вместе с антиминсом. Вскоре после того у спасеннаго младенца появляется на лице золотушная опухоль, и он для излечения, а вместе и под влиянием описаннаго события, оставляется погостить у своей благочестивой и строгой тетки, монахини обители Евгении. Ребенок быстро свыкается с новою своею жизнию и уже не просится более в село Трехлетнюю Матрону облекаютъ в монашескую одежду. Замечательно, что среди своих сверстницъ здесь она отличается особенною бойкостию и смышленностию, а при играх с ними, в монашкии обычно избирается „игумениею* 4... Вскоре следует потом обучение грамоте в самой обители и с успехом. Чтеніе хорошо подбираемыхъ благочестивыхъ книгъ, особенно изъ житія святыхъ, развиваетъ дитя, а упражненіе въ перепискѣ пріобучаетъ къ красивой каллиграфіи. Послѣднее искусство, по рѣдкости его въ обители, доставляетъ юницѣ сначала переписку дѣловыхъ бумагъ по временамъ, а потомъ и постоянное послушаніе по этой части у игуменіи Зинаиды. * При слѣдующей игуменіи Клавдіи она принимаетъ монашеское постриженіе съ именемъ Маргариты и проходитъ должность казначеи монастыря. Затѣмъ въ сентябрѣ 1888 года, съ соизволенія и по ходатайству блаженной памяти Преосвященнѣйшаго Веніамина, 48-лѣтняя монахиня Маргарита возводится и въ санъ игуменіи. Съ этого времени начинается уже болѣе широкая и видная дѣятельность почившей. Припомнимъ болѣе выдающееся. 1) Въ 1889 году, благодаря сочувствію и матеріальной помощи со стороны новой игуменіи, открывается при обители женская церковно-приходская школа. Школѣ именно предоставлялось и предоставляется постоянно: отъ обтели—помѣщеніе вмѣстѣ съ квартирою для одной (изъ двухъ) учительницы, отопленіе, прислуга, ремонтъ, мебель, разныя учебныя приспособленія и потребныя настѣнныя принадлежности въ видѣ святыхъ образовъ и священно-историческихъ картинъ; а лично отъ игуменіи, состоявшей много лѣтъ попечительницею школы, — ежегодныя денежныя пожертвованія на книги для подарковъ особенно успѣвшимъ ученицамъ, на устроеніе рождественскихъ ёлокъ для дѣтей и на другія потребности. 31 2) Почившею устроенъ новый каменный двухъэтажный съ подвальнымъ помѣщеніемъ, просторный, теплый и сухой домъ—богадѣльня для слабыхъ, болѣзненныхъ и престарѣлыхъ жилицъ обителн, съ срединнымъ на обоихъ этажахъ корридоромъ и съ подраздѣленіемъ на отдѣльныя комнаты, для помѣщенія въ оныхъ по одной или по двѣ призрѣваемыхъ. Богадѣльня отапливается общею камерою, посылающею во всѣ жилыя отдѣленія достаточное тепло, въ которомъ такъ нуждаются слабыя и немощныя старицы. Для всѣхъ жилицъ готовится также общій столъ, хотя скромный, но нерѣдко и восполняемый какъ усердіем насельниц монастыря, так и разными благодѣтелями со стороны... Въ устроенномъ домѣ, без особеннаго стѣсненія, можетъ помѣщаться свыше 50 человѣкъ. 3) Затѣмъ, благоустроенъ и тщательно поддерживает въ должномъ порядкѣ монастырскій водопроводъ, снабжающій даже даровою водою (ведрами) и разную окрестную бѣдноту, а также и телефонъ. 4) Чтоже особенно дорого для обители и для многихъ окрестныхъ жителей, такъ это капитальный ремонтъ обоихъ храмовъ, зимняго (теплаго) и лѣтняго, какъ внутри, такъ и снаружи. Въ зимнемъ храмѣ заново и прочно позолочены всѣ три иконостаса, благоприлично поштукатурены стѣны и росписана верхняя часть храма священными изображеніями и орнаментами; въ лѣтнемъ же подѣланы художественно-искусною работою тоже всѣ три мраморные иконостасы,поновлены въ иконостасахъ всѣ святыя иконы и всѣстѣны* и потолки росписаны весьма приличною и назидательною священною живописью. Послѣдній храмъ нѣсколько даже распространенъ и благоукрашенъ устроеніемъ двухъ новыхъ и удобныхъ каменныхъ входовъ въ него. Мы такимъ образомъ обозвали, и то далеко не всю, только видимую, открытую для всѣхъ дѣятельность дорогой покойницы на пользу обители 32 А кто исчислитъ и изобразитъ ея дѣятельность по части разнообразнаго хозяйства, административнаго благоустройства и внутренняго управленія обителію съ тысячнымъ населеніемъ въ оной?!... поднесеніемъ многополезную о Христѣ се-ей отъ себя, Владыки, Вы- покойницы на пользу обители. А кто исчислитъ и изобразитъ ея дѣятельность по части разнообразнаго хозяйства, административнаго благоустройства и внутренняго управленія обителію съ тысячнымъ населеніемъ въ оной?!... Такого рода дѣятельность въ Бозѣ почившей, въ теченіе 24 лѣтъ съ мѣсяцами ея игуменства, отмѣчена и благовниманіемъ высшаго начальства* она награждена была отъ Святѣйшаго Сѵнода св. Библіею и также и двумя медалями, отмѣтили дорогія наперснымъ крестомъ благословеніемъ съ граматою, Достойно и праведно оцѣнили дѣятельность своей игуменіи и стры св. обители,—недавнимъсъ благословенія нашего любвеобильнѣйшаго сокопреосвящённѣйшаго Анастасія, очень цѣннаго золотаго 56 пробы наперснаго креста особенно выдающейся художественной работы, съ таковою же цѣпочкою. Не умолчимъ и о томъ, что на совершающихся, въ текущіе дни, начальныхъ обсужденіяхъ духовной администраціи по части ежегоднаго награднаго дѣла иочившая предназначалась—было и къ новой высокой наградѣ—къ исходатайствованію ей золотаго наперснаго креста изъ кабинета го Величества съ украшеніями... Благочестивые слушатели —Отцы,,Почтимъ и мы всѣ съ своей стороны дорогую отшедшую отъ насъ Игуменію Маргариту тѣмъ,что для нее теперь всего дороже и незамѣнимѣе... Усердно и отъ всего любящаго сердца помолимся о ней; да пріемлетъ Премилосердый Господь душу ея въ свѣтлыя и блаженныя Свои обители. Ты Самъ обѣтовалъ, Господи Боже нашъ: пріидите ко Мнѣ оси труждаюіцгися и обремененнги, и Азъ упокою вы (Мѳ. XI, 28). Упокой же, человѣколюбче Господи,рабу Твою Игуменію Маргариту! — Аминь. Протоіерей Петръ Палицынъ. Сноски х) Умерла въ два часа по полуночи 14 числа тогоже мѣсяца отъ крупознаго воспаленія лѳгкиіъ, пролежавъ въ постели только 6 сутокъ. Болѣзнь послѣдовала "вслѣдствіе сильной простуды, полученной при поѣздкѣ 6 числа вечеромъ въ богадѣльню на чтенія, гдѣ было очень жарко, а на другой день при постригѣ 18 монахинь, которыхъ покойница сама всѣхъ подводила къ церковному амвону. За неимѣніемъ мѣста въ усыпальницѣ подъ лѣтнимъ храмомъ, гіѣ покоятся предшествующія игуменіи, погребена близь алтаря тогоже храма, на сѣверо-восточной сторонѣ его. Отец Священникъ с. Губарей Новохоперскаго уѣзда Іоаннъ Понятовскій.Студент Воронежской духовной семинарии где(1834-1835) временно проходил должность лектора по словесности и греческому языку. Имел одного сына и шесть дочерей. В 1884 году увлолен за штат в 1896 будучи вдов и болен переселился в Воронеж и находился на попечении дочери игумении Маргариты до смерти, последовавшей 18 мая 1903 года на 91 году. Погребен на кладбище монастыря через дорожку от могилы игумении Маргариты. |