Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Успенский Семинарский храм |
|
Опции темы |
12.01.2010, 14:20 | #1 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Успенский храм на Монастырщенке
Старое кладбище, утопавшее в буйных зарослях сирени, осыпающиеся могилы с надгробиями и памятниками, надписи на которых пестрели «ъ» на конце слов. А за покосившимися крестами и сиреневыми кустами — заброшенная церковь. Мы не любили ходить мимо — мрачная, обветшавшая торжественность этого места подавляла. И только мальчишки на спор лазили за ограду обламывать сирень, а после выдумывали страшные истории о призраках, скитающихся среди могильных холмов. А пока мы, с горящими глазами, пересказывали друг другу всякие небылицы, старушки из близлежащих домов обивали пороги райкомов и обкомов, ездили в Москву и даже отправляли письма Михаилу Сергеевичу Горбачеву с просьбой отдать здание Успенского храма Русской Православной Церкви. Это для нас старое кладбище с мрачной кирпичной развалюхой было безымянным и, где-то в глубине души, притягательным местом, рождавшим самые захватывающиеся истории нашего детства. А на самом деле… Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена на левом берегу реки Воронеж в Монастырщенке-слободе в 1848 году на пожертвования местных жителей. Они же собирали средства на покупку церковной утвари и облачений, жертвовали иконы. Причем, имена многих жертвователей дошли и до нашего времени, будучи запечатлены в летописи храма. Например, вошли в историю Воронежа братья Хреновы, выписавшие из Афонского Пантелеймоновского монастыря для Успенской церкви икону Св.Пантелеймона, писанную на кипарисовой доске. Работало здесь и сельское приходское училище. Кстати, погост, бывший во времена моего детства источником мрачных фантазий, был заложен в 1848 году, став местом упокоения прихожан и священнослужителей. Шло время, причем, события церковной жизни фиксировались в летописи храма. Вот только… после записей, датированных 1914 годом, в истории Успенской церкви — пробел в целых 11 вырванных листов. Впрочем, это и понятно — наступившие времена были тяжелы, а люди, которых революционные волны мощно вышвырнули с самого дна наверх, «во власть», не терпели документальных свидетельств. Тем более, с точки зрения церковного летописца. Однако, известно, что в 1922 году из церкви были конфискованы все серебряные предметы (на покупку хлеба для голодающих), происходили конфликты и среди самих священнослужителей (не обошлось без наветов и репрессий). А в 1939 году Успенскую церковь закрыли, мотивируя это отсутствием средств к содержанию храма, а также, собственно, верующих. В здании было устроено общежитие для рабочих завода «Нефтегаз», а в 1941 году здесь открылся заводик, на котором изготавливались сухари для отправки на фронт. Старики рассказывают, что однажды женщинам, которым пришлось работать в ночную смену, явилась Богородица и в мерцающем свете чудесно вспыхнувшей лампады изрекла: «В храме не работать надо, но молиться». А в скором времени на заводе случился пожар, уничтоживший все оборудование. Мы можем скептически относиться к этому рассказу, но уже то, что возникла такая легенда, говорит об ошибочности вердикта властей, постановивших: на Монастырщенке нет верующих. Дальнейшая история Успенского храма мало, чем отличается от жизнеописаний других российских церквей. После войны здесь был соляной склад. Кладбище закрыли в 60-х годах. Местные жители с ужасом ждали, что на месте кладбища разобьют парк с аттракционами, но вместо этого здесь началось строительство "домишек на костях" В 1989 году инициативная группа все-таки добилась передачи Успенского храма Русской Православной Церкви. Местные жители принимали активное участие в восстановлении церкви. Из Москвы был приглашен Николай Осташев, который расписал стены и своды в древнерусских традициях . В 1994 году Успенский храм был восстановлен окончательно, а затем при нем открылось духовное училище, ставшее в 1997 году семинарией. Жизнь потекла своим чередом, как будто и не было тех смутных лет. И вновь по праздникам колокола двух Успенских храмов, разделенных водной гладью, звонят в унисон. 1. По всей видимости фотография сделана в годы восстановления церкви-кладбище уже распахали.Когда храм начали освобождать от всякого хлама, вынесли 615 тонн соли(!)-на снимке в грузовик что-то грузят.Хотя могут быть и 80-е-не помню точно, когда кладбища не стало.В конце 70-х еще ходили на могилу прадеда. 2.Современное фото приблизительно с того же ракурса 3.Современный вид 4.Два Успенских храма по разные стороны реки. 5.Вид на храм ночью 6.Вид на храм сверху 7.Храм до восстановления 8.Восстановительные работы 9, 10. 2009 год.Около храма Последний раз редактировалось SERG16; 04.10.2018 в 13:16. |
13.01.2010, 17:38 | #2 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
В продолжение темы Успенский храм на Монастырщенке.Возрождение.
Нашла несколько фотографий, только очень маленьких, пришлось немного растянуть в ущерб качеству изображения. 1,2 Таким был храм, когда его передали РПЦ-кладбище снесли, ни куполов, ни колокольни не было, на крыше росли деревья. 3. Из детских воспоминаний отлично помню огромную раскидистую сосну около церкви. На этом фото кажется, она и есть, только в уже обрубленном состоянии.(дерево справа) 4,5,6 Местные жители помогали освобождать храм от хлама и мешков с солью. Вывезли несколько тонн. 7. Подъемный кран водружает купол 8.Службы шли еще в разрушенном храме 9.Крестный ход. Вдали-строящееся здание духовного училища 10 Первый выпуск 1996года. Видно,что стройка идет полным ходом. |
31.03.2010, 12:38 | #4 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА МОНАСТЫРЩЕНКЕ
Сейчас в нашем городе оказались два одноименных храма: на правом и на левом берегу водохранилища, друг против друга стоят церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Такое соседство не случайно: церковь в слободе Монастырщенке Воронежского уезда (это она теперь на левом берегу) названа по имени старинной правобережной. Поселение на левом берегу реки Воронеж, напротив города, сложилось в XVII веке. Маленькая деревенька Клементьевка упоминается в «Дозорной книге» 1615 года, составленной Григорием Киреевским. В писцовых книгах 1629 года она значится принадлежащей Успенскому мужскому монастырю, отсюда и сменившееся ее название. С упразднением Успенской обители в 1700 году, в разгар кораблестроения, вотчина отошла к Алексеевскому Акатову монастырю. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II религиозные общины лишились своих земель и крепостных. Монастырские крестьяне превратились в государственных. Население слободы возросло: сюда переселились потомки удельных крестьян из Боровского уезда Калужской губернии, отчего ее южная часть получила название Боровской. До середины XIX века крестьяне Монастырщенки обходились без собственной церкви. Ближайшие храмы были в уездном центре и в слободе Придаче. Но число дворов росло, в канун отмены крепостного права их насчитывалось 177, где проживали 524 мужчины и 608 женщин. В 1840-е годы жители слободы решили ставить церковь. Архиепископ Игнатий (Семенов) благословил их на это богоугодное дело. С помощью «сборной книги» накапливались средства за счет добровольных пожертвований. Особое старание проявил крестьянин Иосиф Васильевич Синицын, он по праву именовался «строителем» храма и полтора десятка лет был церковным старостой. Достаточную сумму денег собрали, и в 1848 году церковь возвели. Два года спустя в трапезной были устроены приделы в честь апостола Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского. Один из новых престолов в церкви был создан на средства купца Сергея Петровича Евфимова. Сельская церковь, довольно заурядная по своей архитектуре и небогатая историей, удостоилась лишь нескольких строк в публикации Д. И. Самбикина (1886). Воссоздать ее жизнь можно только на основе летописи, которую стали вести священники с 1888 года. Это не было единичным фактов в епархии: указ духовной консистории от 9 февраля 1888 года предписывал вести хронику всем храмам в городах и селениях. Документу из Монастырщенки повезло — один из немногих он сохранился. Отдельные фрагменты уже появлялись в печати в заметке П. Попова, но его интересовала в большей степени история самой слободы, а не приходского храма. Последуем за летописью, которая до 1888 года дает ретроспективный обзор событий. В 1873 году были обновлены иконостасы в алтаре и в трапезной. Церковь стала отапливаться, стены расписаны «живописью и алфрейною работою». Средства — тысяча шестьсот рублей — собраны среди прихожан и пожертвованы старостой В. П. Крамаровским. В 1883 году староста Семен Хренов и его брат Тихон преподнесли храму икону святого Пантелеймона «на кипарисовой доске лучшей работы», выписанную ими с Афонских гор. В 1902 году церковь отремонтировали снаружи. Больше здание до печально известных времен не трогали. На церковной усадьбе находилась каменная лавка, дававшая шестьдесят рублей дохода в год. В 1848 году «в смежности с церковною оградою» было заложено приходское кладбище; позже его обнесли каменной стеной. Погост находился «в благоприличном виде», но известных лиц, погребенных на оном, равно как и памятников, не отмечалось. При открытии церкви в ее штате были священник и два причетника. От Синода они содержания не получали, а жили «доброхотными подаяниями от крестьян». Причту отмежевали 34 десятины земли, а через два года построили подцерковные дома на общественный счет. В 1869 году священником Успенской церкви стал Павел Дионисьевич Троицкий, это он начинал летописание в Монастырщенке. В 1873 году в штат вместо двух причетников ввели псаломщика. 20 декабря 1883 года открылось сельское приходское училище, где Варвара Михайловна Иосифова стала обучать 67 мальчиков и 2 девочек. В 1884 году в алтаре была взломана оконная решетка и похищено несколько серебряных предметов; грабителей так и не обнаружили. В 1888 году приход Успенской церкви насчитывал 1357 душ, «усердных к храму». Но были и «четыре души женска пола раскольников поповщинской секты»; они не чуждались православного духовенства и вредных толков своих между верующими не распространяли. Жители слободы достаточно развиты и промышленные заняты они хлебопашеством и рыболовством, многие имеют парники и торгуют на рынке Воронежа овощами. За год в слободе родилось 82 человека, а умерло 56. Природа в первый же летописный год преподнесла неприятный сюрприз: весной 1888 года сильно разлилась река, затопившая многие дома и огороды крестьян, вода дошла даже до церкви. 9 июня 1889 года церковь посетил епископ Вениамин и нашел все в исправности, особое внимание он обратил на икону святого Пантелеймона. В 1898 году в слободе началось строительство новой каменной школы; 6 сентября 1899 года она была освящена. В марте 1903 года предпринималась новая попытка ограбить церковь. Действовали в этот раз, похоже, заезжие «гастролеры»: взламывая оконную решетку, они не знали, что из здания по случаю ремонта все ценности вынесены. Страницы за 1904—1907 годы в летописи не сохранились. В мае 1908 года уволился за штат Павел Троицкий, прослуживший в Успенском храме без малого сорок лет. На его место перевели священника из села Верхней Катуховки Тимофея Тростянского. В 1909 году слободу охватила эпидемия скарлатины, унесшая в могилу многих детей. Болезнь была тяжелой, число умерших в том году превысило число родившихся. Событие это произвело столь глубокое впечатление на нового Нестора, что он не смог остаться беспристрастным и записал: «Несмотря на близость города, население в медицинском отношении остается совершенно беспомощным: в слободе Монастырщенке совершенно отсутствует медицинский персонал. Заявление священника в земскую управу об эпидемии скарлатины и беспомощности населения не имело никаких результатов». В июле 1910 года в Воронеже в доме своей дочери на 78-м году умер Павел Дионисьевич Троицкий. При большом стечении народа он был погребен в ограде Монастырщенской церкви. Одна из последних записей относится к военной зиме 1914 года. 6 декабря город посетил император Николай II с супругой Александрой Федоровной и дочерьми, великими княжнами Ольгой и Татьяной. Отстояв службу в Благовещенском соборе, царь побывал в нескольких лазаретах для раненых. Вместив в себя четверть века жизни слободы Монастыр-щенки, летопись оборвалась событиями 1914 года. Далее идет скупая хроника. Успенская церковь на Левом берегу оставалась одной из немногих церквей, которые продолжали службу до середины 1930-х годов. «Компетентным органам» это обстоятельство не давало покоя: они видели свою миссию в полном искоренении очагов религии. К тому же теперь речь шла о городской церкви: Монастырщенка в 1930 году вошла в черту Воронежа. В феврале 1936 года ерхиепископ Петр (Соколов) опреде-.лил на священническое место в Монастырщенку отца Иоанна Баженова. Полгода спустя тот на очной ставке обвинил владыку в антисоветской деятельности. Летом 1937 года сотрудники НКВД одному из своих агентов в среде обновленческого духовенства дали задание: «ликвидировать церковь и духовенство в с. Монастырщина под городом». Священник-перевертыш в исполнении не преуспел, сам был арестован и расстрелян. Но власти вскоре добились своего — в 1939 году Успенскую церковь прикрыли с мотивировкой «из-за отсутствия верующих и средств содержать и производить ремонт». Рабочие завода № 18 выступили с ходатайством создать в храме Дом обороны, и облисполком принял соответствующее решение. Похоже, что никто не знал, что такое Дом обороны и чем он должен заниматься (еще в 1932 году его пытались открыть в Покровской церкви), и в 1940 году Успенку передали под общежитие завода «Нефтегаз». В военном 1942 году в здании разместили сухарный завод. Каждый раз производились работы по приспособлению церковного помещения под новые нужды, при этом за ненадобностью разрушили верхние яруса колокольни. В 1954 году облисполком дважды принимался решать судьбу церкви на левом берегу — в конце августа и начале сентября. Распоряжение от 7 сентября гласило: «Передать-конторе «Автотракторсбыт» помещение бывшей Монастырщенской церкви по ул. Щорса в Сталинском районе». Как хозяйничала здесь эта контора, я не знаю. Позже тут был какой-то склад; судя по характерному разрушению кирпичной кладки, многие годы там хранилась соль. В конце августа 1989 года здание передали епархии, но перед этим по распоряжению местных властей разрушили кладбище. Какой в этом был смысл? Уничтожить людскую память о предках и о самой Монастырщенке? Довольно быстро здесь оформилась религиозная община и началось восстановление храма. Месяц спустя уже состоялась первая служба. Сейчас ремонтные работы близятся к концу, московский художник Николай Осташев завершает роспись стен в интерьере. Левобережная Успенокая церковь превращается в местный религиозный центр. На ее подворье по проекту архитектора А. Г. Федорца строится комплекс зданий духовного училища. В сентябре 1993 года около 30 юношей уже приступили к занятиям. Спустя два года, за которые они должны преодолеть четырехлетнюю семинарскую программу, состоится первый выпуск священнослужителей. Обязанности ректора училища до марта 1994 года исполнял отец Александр Домусчи, затем ректором стал священник Василий Попов, а А. С. Домусчи — инспектором. Настоятель Успенского храма — протоиерей Василий Зализняк, в марте 1994 года его сменил протоиерей Владимир Урываев. Службу ведут священники отец Александр Домусчи, отец Олег Марчуков, отец Алексий Чепрасов, дьякон Николай Аскоченский. Бывший погост, засыпанный землей и песком, вошел в церковную ограду. В память о погребенных здесь предполагается поставить часовню. А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год). Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:14. |
17.09.2010, 14:53 | #6 |
Форумец
Сообщений: 7,671
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Фотогалерея выпускников Воронежской духовной православной семинарии разных лет:
http://www.vpds.ru/fotoalbom |
22.12.2010, 00:52 | #8 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Наконец-то удалось найти фотографии восстановления храма в нормальном размере.
Начало восстановительных работ Вид на храм и кладбище со стоящего рядом дома. Именно руками этих женщин и были проведены наиболее "черные" работы Где лопатами, а где и руками... А вот эта фотография лично для меня самая интересная-на ней видны остатки мощных сосен, которые росли со стороны алтарной части. Именно их многие приводят в своих воспоминаниях. Мусор и мешки с солью вывозили машинами Почти сразу же начались службы |
07.05.2011, 22:46 | #9 |
Нетральное зло
Сообщений: 9,174
Регистрация: 29.05.2004
Не в сети |
а что за здание построили перед церковью? никогда не открывалось помоему
|
12.05.2011, 18:37 | #11 |
Нетральное зло
Сообщений: 9,174
Регистрация: 29.05.2004
Не в сети |
pusikk, я имею введу какую то маленькую церковную постройку прям перед церковью
|
12.05.2011, 20:47 | #12 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Zhelezniy_Felix, это часовня. Когда церковь начали реставрировать, кладбище сравняли с землёй. Памятники и кресты свезли на помойку, деревья вырубили. В память о когда-то погребенных здесь людях и была поставлена эта часовня.
|
13.05.2011, 17:46 | #13 |
Нетральное зло
Сообщений: 9,174
Регистрация: 29.05.2004
Не в сети |
elena71, что внутри? ни разу не видел ее открытой
|
13.05.2011, 21:21 | #15 |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
Ну что может быть внутри часовни? Иконы, свечи и прочее церковное убранство. Обычно часовни служат для поминовения усопших, либо отпевания (если на действующих кладбищах кладбищах расположены), а также для молитв по другим поводам, смотря где построены; но литургии в часовнях не ведутся. Перед Успенским храмом есть ещё водосвятная часовня, назначение понятно из названия.
|
30.09.2011, 13:21 | #17 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Сегодня на месте кладбища вбиты столбики и натянуты нитки-явные признаки будущего строительства.
Оказывается, действительно, на этом месте будет строится Семинария. Проект Вид с переулка Ольховый Вид с Ленинского проспекта |
16.01.2012, 21:21 | #18 |
Форумец
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
Успенский храм до восстановления:
Последний раз редактировалось SERG16; 04.10.2018 в 13:14. |
01.12.2013, 16:46 | #23 |
Форумец
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008
Не в сети |
В продолжение http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=1...4&postcount=17
Проект здания Православной Духовной Семинарии, посовременнее. |
17.06.2015, 22:51 | #24 |
Форумец
Сообщений: 76
Регистрация: 07.01.2014
Возраст: 64
Не в сети |
На месте всех ворот, на входе и проходе в храм находятся могилы ранее ушедших людей. Все ходят по могилам! Когда строили дом (а сначала снесли Ошмаринский двухэтажный дом) прихватили кладбище. Сейчас Сбербанк и прилегающие крылья жилого дома по Ленинскому проспекту находятся на месте бывших могил.
По молодости мы ходили выпивать на кладбище, прятались от ментов. Я до сих пор помню могилу Унтер-офицера не помню какого полка 18.... года! Надгробный камень был треснутый посередине. Теперь на этом месте хотят построить семинарию. Сколько костей наших предков придётся выкопать! Куда их денут? |