Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Литература в школе |
Обсуждения книг, литературных направлений, сравнительный анализ произведений, музыкальный и театральный ликбез, рекомендации по прочтению, прослушиванию и просмотру. |
|
|
Опции темы |
11.04.2011, 15:25 | #1 |
Матёрый
|
Литература в школе
Наткнулся на статейку.
Собственно, у меня с ранней юности было горячее убеждение, что в средней школе литературу (впрочем, и иностранные языки) преподают с единственной целью - раз и навсегда категорически отбить охоту к сим предметам. На примере собственного ребёнка, ознакомившись с современной школьной программой и методиками "преподавания" убедился, что и по сей день этот принцип жив и процветает. Ну, ладно, при совке, но почему эта тенденция и по сей день жива?! |
11.04.2011, 15:58 | #2 |
Bogema
|
мысль в чем-то верна, но так истерична и скомкана, что вызывает лично у меня обратную реакцию: не согласие, а желание сказать, что автор не прав.
1. не все учителя мрази, если кому-то не повезло - увы, и ах. мне любовь к чтению привили еще в детстве бабушки. и потом эту любовь уже ничем было не вытравить. 2. высказывать свою точку зрения меня тоже научили еще в детстве - и никто, ничем потом уже не мог вытравить мое желание сказать, что я думаю. причем думать я предпочитала, сначала ознакомившись с тем, что сказали до меня. иногда, как ни странно мнение совпадало. иногда спорила и с великими. не зазорно аргументировано отстоять свой взгляд. иногда за это щелкали по носу - пофиг 3. что касается книжек в школьной программе - их, конечно, надо чуть перетасовать - согласно возрасту. хотя нынешние дети не против смотреть эротику, но почему-то не готовы порассуждать о Войне и мире они с удовольствием пьют пиво и курят, но не могут осилить Преступление и наказание бедные. да, Толкиена, лично я, прочитала в 5-ом классе. имхо, самое место и ему, и Хроникам именно в этом возрасте. 4. и сентенция по поводу ТАМ у них... я бы не хотела, чтобы у нас никто не знал, кто такие Толстой и Пушкин. но мы уверенно движемся в этом направлении. у них же ЛИТЕРАТУРА, а у нас ЛИТРА горько... |
11.04.2011, 16:16 | #3 | |
Форумец
Сообщений: 41,024
Регистрация: 27.05.2003
Возраст: 46
Не в сети |
Цитата:
Плюс - большинство обормотов, уверен, за стенами школы не прочитают ничего из классики, пусть у них в голове будет хоть ВиМ. |
|
11.04.2011, 16:50 | #4 |
главный жаб
Сообщений: 68,055
Регистрация: 24.12.2002
Не в сети |
|
11.04.2011, 17:13 | #5 | |
oh me
Сообщений: 4,336
Регистрация: 12.11.2007
Не в сети |
Цитата:
Но лично я читать много, осознанно и с удовольствием начала после 20-ти. Не знаю, причиной ли тому школьная программа. Но с учителями мне везло всегда. Вижу причину в себе: в средней школе я была слишком инфантильна, и произведения Гоголя или Лермонтова казались мне скучными и неинтересными. В выпускных классах на чтение просто не оставалось времени и сил. |
|
11.04.2011, 17:54 | #6 | |
Форумец
Сообщений: 41,024
Регистрация: 27.05.2003
Возраст: 46
Не в сети |
Цитата:
Учительница нас и не заставляла от и до конкретно ВиМ читать, о чем я уже говорил. Кавказскую пленницу, к примеру, прочитали многие, произведения Гоголя - тоже. И т.д. |
|
11.04.2011, 19:26 | #7 |
Форумец
Сообщений: 871
Регистрация: 01.02.2008
Возраст: 40
Не в сети |
С иностранными языками мне повезло, а вот воспоминание об отдельных "пластах" русской литературы вызывает стойкий рвотный рефлекс (роман "Война и мир" - далеко не самое паршивое из воспоминаний). На хорошую оценку читать было обязательно - к доске вызывали с книжкой и все свои мысли надо было подтверждать цитатами, поэтому краткое изложение не катило. Кроме того, если проходить творчество Достоевского два месяца (любимого писателя нашей литераторши - угадаете что я о нем думаю с первого раза? - правильно, цензурных слов там нет), шансов "пролететь" без опроса не было. Вместо "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина (почитаете детки сами летом) на уроках обсуждались "Господа Головлевы"(Достоевский по чернушности описаний тихо курит в сторонке), а на закуску "Котлован" Платонова. "Война и мир" на фоне этих чудес показалась совсем легеньким чтивом, а уж "Тихий Дон" при таком раскладе прочитали даже самые завзятые саботажники "приобщения к прекрасному".
|
11.04.2011, 20:56 | #8 |
Часть игры
|
Форумчанка I-river как-то рассказывала, что ей очень повезло с учительницей по литературе... даже немного позавидовала))
у меня abs негативные воспоминания о "литературе в школе")) читала я много и всегда, лет с 5) но меня всегда убивало, что мнение Белинского и т.д. - это именно то, что хотел сказать автор того или иного произведения, и то, что думаешь ты - это фигня... и вообще, моя учительница по литературе всегда говорила, что у меня математический склад ума и я ваще не умею писать))))) |
24.07.2012, 09:22 | #10 |
Форумец
Сообщений: 157
Регистрация: 16.12.2007
Не в сети |
В школе хватало времени и на программную литературу и на постороннюю; если чтение в кайф - то какие проблемы?
А набор книг, обязательных к прочтению в школе, конечно надо перепилить, хотя и не так уж кардинально: например "Войну и мир" и "Евгения Онегина" я лично с большим удовольствием прочел бы в гораздо позднем возрасте. И, конечно, выкинуть нахрен "Что делать?" и Платонова. |
08.09.2012, 19:49 | #13 |
Форумец
|
Составить Идеальную школьную программу по Литературе, я думаю невозможно в принципе. Многое зависит именно от учителя. Если, он знает и любит свой предмет, и не предпочитает работать с небольшой группой любимчиков, ( а у меня в школе было именно так), то он многое может сделать. Но это в идеале. Сейчас же, большую роль сыграет семья, родители. Люди, которым самим с детства привили Любовь и Уважение к Книге. Наверно, несколько высокопарно, но я думаю именно так.
|
08.09.2012, 20:07 | #14 |
надо? на!
Сообщений: 2,427
Регистрация: 03.07.2012
Не в сети |
|
08.09.2012, 21:26 | #15 |
Форумец
|
Вот это "должны", по-моему, у многих и отбивает интерес к чтению. Хороший учитель Должен пробудить у человека, интерес к тому или иному произведению, направить его, помочь понять и разобраться. И читать нужно не только летом!
|
08.09.2012, 22:34 | #17 |
Форумец
Сообщений: 6,874
Регистрация: 23.03.2004
Не в сети |
не каждый учитель способен на такое.
потому как некоторые произведения с которыми дети знакомятся в школе не так просты как кажется. да есть шаблоны,но они никоим образом непомогут,важно другое наверное ненадо стараться понять ,нужно постараться что бы потом захотелось вновь взять эту книгу для прочтения. |
08.09.2012, 22:47 | #18 |
Форумец
|
|
09.09.2012, 08:53 | #19 |
Форумец
Сообщений: 6,874
Регистрация: 23.03.2004
Не в сети |
кстати советская детская литература была очень и очень не плохой.причем переводили и издавали отличные западные образцы детской литературы,чего не скажешь об обязательной школьной программе для 4-10 классов. ссср нет давно,а школьная обязательная программа те же самые грабли.
|
09.09.2012, 09:46 | #20 |
надо? на!
Сообщений: 2,427
Регистрация: 03.07.2012
Не в сети |
|
09.09.2012, 10:05 | #21 | |
Форумец
Сообщений: 6,874
Регистрация: 23.03.2004
Не в сети |
Цитата:
Задачей была брать лучшие образцы западной детской литературы. Проверенные временем. Морской волк и Одиссея капитана Блада,Борьба за огонь и Охотники на мамонтов. Эрнст Сетон-Томпсон и его рассказы о животных выдержали не одно переиздание. Другое дело,что в советской детской литературе появлялись иной раз совсем не детские книги,но мы их читали с интересом.Например Голубая чашка и особенно Судьба Барабанщика-Гайдара-это взрослые книги,они вообще то не для детей писались,но Гайдар был детским писателем у нас. |
|
09.09.2012, 11:25 | #23 |
Форумец
|
Люди - не безгрешны. Писатели - тоже люди. Если рассматривать и оценивать произведения, через призму "морального облика ", их авторов, - боюсь мы многое рискуем потерять. Правильнее, наверное, всё же оценивать книгу, с позиций её нравственного посыла. Того, что в ней заложено.
А вопрошая, - а судьи кто?; повернитесь к зеркалу... |
09.09.2012, 16:11 | #25 |
Форумец
Сообщений: 6,874
Регистрация: 23.03.2004
Не в сети |
|
09.09.2012, 19:12 | #26 |
бибизьян
Сообщений: 3,031
Регистрация: 17.02.2004
Не в сети |
Для литературы не менее важно не только что в ней заложено, но и как. Это ж все-таки художественная литература.
Помимо этого мы все разные по характеру и темпераменту. Скажем, я не воспринимаю многостраничные описания, свойственные Тургеневу, т.е. заставить себя читать это я могу, но удовольствие от чтения не получу, будь "Записки охотника" хоть трижды классикой. И не важно, какой будет учитель по литературе. Хуже всего, когда в лице педагога попадается фанат какого-то определенного автора, задалбливающий детей тематическими вечерами и внеклассными чтениями. Как у Довлатова: "Все обожают Пушкина. И свою любовь к Пушкину. И любовь к своей любви." Разумеется школьник должен прочитать какой-то минимум книг, но нужен некий механизм выбора из нескольких произведений. Я думаю, что любой человек, прочитав несколько страниц какой-либо книги, в состоянии сказать, его это или нет. А заставлять всех читать произведение графа-графомана можно только с целью тренировки воли и усидчивости, особенно учитывая массу текста на французском языке. |
12.09.2012, 07:44 | #27 | |
надо? на!
Сообщений: 2,427
Регистрация: 03.07.2012
Не в сети |
Цитата:
- Поря выбрасывать уйму авторов с их описаниями уже несуществующей природы, уже несуществующих действий... Способы жизни, описанные во многих произведениях классиков ныне запрещены, являются браконьерскими или для понимания требуют обращения к словарям... |
|
12.09.2012, 08:25 | #28 |
Форумец
|
|
12.09.2012, 09:02 | #29 |
надо? на!
Сообщений: 2,427
Регистрация: 03.07.2012
Не в сети |
|
12.09.2012, 09:36 | #30 |
Форумец
|
Если я привожу чью-то цитату, я привожу её с ником автора. Нечего предосудительного в этом не вижу. Насчёт перехода на личности - обсуждаем не людей, а их взгляды и точки зрения. Если кто-то не согласен с моей позицией, я только рад если вы (или любой другой), аргументированно докажете мне её абсурдность. Более того, - буду благодарен.
"Уйма авторов" и Платон, понятия, вообще-то мало совместимые. Не хотите недоразумений, высказывайтесь более конкретно. Какие авторы, почему... Иначе, всегда легко сказать - да вы меня не так поняли; я имел в виду совсем не то, и не тех. тот же Платон, который, очевидно, взят с потолка... |