Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Воронежский завод № 16 |
Вопросы истории родного города и края |
|
Опции темы |
04.12.2011, 20:40 | #1 |
Форумец
Сообщений: 1,126
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
Воронежский завод № 16
Фото из газеты 1938 г:
Подпись: Возле рабочего поселка завода имени Ворошилова разбит сквер. В сквере поделаны красивые, клумбы, разбиты аллеи, поставлены скульптуры. Завод имени Ворошилова - это завод №18, на Ворошилова. Рабочий поселок должен быть в том же районе (например, дома на Депутатской строились для работников завода); там же был и клуб. Парк ЖиМ также изначально был парком завода 16, но создан только в 1940 году. То есть, что за сквер на фото - неясно. Пока размещу фотографию здесь. Еще вариант - это сквер у домов на Депутатской. Последний раз редактировалось SERG16; 31.08.2015 в 18:32. Причина: пермещено из темы парк Авиастроителей |
04.12.2011, 21:34 | #2 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Последний раз редактировалось SERG16; 31.08.2015 в 18:32. Причина: пермещено из темы парк Авиастроителей |
04.12.2011, 21:50 | #3 |
Форумец
Сообщений: 1,126
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
elena71, да, верно - опечаталась.
Последний раз редактировалось SERG16; 31.08.2015 в 18:32. Причина: пермещено из темы парк Авиастроителей |
04.12.2011, 23:56 | #4 |
Форумец
Сообщений: 1,126
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
Нет, все напутала - было правильно: воронежский завод № 18 имени Ворошилова.
А это - ВАСО (а не механический, который был №16). Тогда сквер может быть парком авиастроителей, а на заднем плане - жилой дом рядом с парком, например этот. Пока перемещаю в тему Парк авиастроителей. Кстати, основание скульптуры на фото очень похоже на основание фонтана в парке. Последний раз редактировалось SERG16; 31.08.2015 в 18:32. Причина: пермещено из темы парк Авиастроителей |
05.12.2011, 01:32 | #5 | |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Цитата:
только на газетном снимке из-за 15-го дома вроде как кусочек ещё одного дома виден. На военном аэрофотоснимке выделила претендента жёлтым квадратом (жёлтый круг-скульптура). Кстати, опять не ясно-что за дом там стоял вдали? А ещё подпись привлекла-Союзфото. Может ещё ко всему прочему и открытка такая имелась довоенная? Ну это уж совсем было бы невероятно! |
|
05.12.2011, 22:44 | #6 |
Форумец
Сообщений: 1,126
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
Это, да, не очень ясно, газетный снимок не самого лучшего качества, да и что там было, на месте претендента-квадрата, тоже неопределенно.
Может быть, когда-то всплывет. ) |
19.03.2013, 09:21 | #7 |
Форумец
Сообщений: 190
Регистрация: 28.01.2013
Возраст: 86
Не в сети |
Воронежский завод № 16
Родственные темы:
Воронежский механический завод улица Ворошилова Строительство завода “Взрыватель”начато в период Империалистической войны с июня 1916 года. С 1918 года по 1930 год незаконченные строительством здания частично эксплуатировались 11-й авиабригадой РККА, а частично принадлежали заводу № 35 НКО. Строящемуся заводу Совет Труда и Обороны с апреля 1927 года присвоил литеру “Р”. Планом первой пятилетки было предусмотрено строительство в СССР свыше 500 крупных промышленных предприятий различных отраслей. Среди этого количества было два Воронежских авиасборочных завода. Они имели литеры “Б” и “Р”. Территорию бывшего завода «Взрыватель», где изначально предполагалось строить авиасборочный завод Б, комиссия забраковала. И тогда территория бывшего завода «Взрыватель» была отдана авиасборочному заводу литеры Р. 4 января 1930 вышел приказ о том, что заводу Р присвоили номер 16 (заводу Б – 18). По договору от 19 апреля 1931 года, заключенному с ВСУ РККА, с разрешения зам. НКВМ и председателя РВС от 1 марта 1931 года и согласия НКО от 6 марта 1931 года завод был передан ВАО (Всесоюзное авиационное объединение) НКТП с оставлением части зданий в эксплуатации 11-й авиабригады. На основании приказа НКО от 22 апреля 1938 года занимаемая площадь авиабригадой была освобождена и передана заводу в июле 1938 года. С территорией разобрались, а на повестке дня чехарда с реконструкциями завода. В 1930 году “Гипроспецмет” разработал проект реконструкции завода, согласно задания ВАО, с профилем самолето- мотороремонтного. 10 августа 1931 года – день рождения завода. В 1931 году по письму Авиастроя НКТП от 21 ноября 1931 года “Гипроавиа” был разработан новый проект реконструкции завода на выпуск самолетов типа ТШ-2. В октябре 1931 года разрабатывается проект реконструкции завода - теперь уже для выпуска самолетов. В начале 1932 года реконструкция в основном была завершена, значительная часть инженерно-технических работников прошла переподготовку на родственных предприятиях Москвы. В 1932 году завод собрал десять самолетов. Но летные испытания выявили ряд конструктивных и технологических недоработок самолёта, но Всесоюзное авиационное объединение сочло нужным ликвидировать самолетостроительный профиль завода и переориентировать его на серийное производство самолетного оборудования. А в феврале 1934 года по приказу Главного управления авиационной промышленности "Гипроавиапром" разрабатывается еще один проект реконструкции - на производство моторов воздушного охлаждения М-11 конструкции А.Д. Швецова. Мотор М-11 был одним из самых популярных на протяжении многих десятков лет. Потребность в них была велика, поскольку они устанавливались на знаменитые самолеты ПО-2 (У-2) конструкции Н.Н. Поликарпова, используемые для массовой подготовки пилотов, в сельском хозяйстве, для почтовой связи, в медицине, для пассажирских перевозок. Основной профиль и производственные программы завода:
Разработка проекта реконструкции, сама реконструкция, подготовка кадров и производства, освоение изделий - все это было осуществлено за шесть месяцев: с февраля по август 1934 года. В августе 1934 года началось серийное производство мотора М-11. В 1934-1935 годах завод стал единственным предприятием, выпускающим подобные моторы. В 1936 году завод освоил конвейерную сборку изделий, что требовало четкого обеспечения узлами и деталями, организации внутрицехового планирования. Завод с 1934 года по 1937 год производил моторы М-11, а с 1937 года по 1940 год наряду с производством моторов М-11 начал производство перевернутых моторов “РЕНО”, МВ-4, МВ-6 и МВ-12. В 1939 году завод получил задание - освоить новый первоклассный мотор М-105 (ВК-105) конструкции В.Я. Климова. Устанавливался на знаменитые пикирующие бомбардировщики "Пе-2", "СБ". Заводу № 16 26 июля 1940 года в качестве филиала был передан Дизельный завод. Постановлением КО от 24 сентября 1940 года заводу № 16 определена проектная мощность по производству боевых авиамоторов водяного охлаждения М-105 – 4000 шт. в год, с освобождением завода от производства других моторов и передачей их на филиал. Освоив производство моторов М-11, филиал завода № 16 получил 3 марта 1941 года статус самостоятельного завода № 154. С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны произошла эвакуация Воронежского завода №16 в Казань, на территорию завода №27. 19 ноября 1941 года вышел приказ НКАП во исполнение постановления ГКО № 918 от 19 ноября 1941 года Об организации на площади завода № 27 НКАП гор. Казани двух моторных заводов создать два самостоятельных завода:
24 января 1942 вышло Постановление ГКО № 1207 Об организации на площади эвакуированного завода № 82 в г.Москве производства дизель-моторов М-30. Завод № 82 должен реэвакуироваться из Казани и освободить занимаемую площадь завода № 16 до 1 марта 1942 года В июне 1942 года завод № 16 перебазировался на освобождённую площадку и окончательно был организован под продукцию авиамоторов. Кроме выпуска серийных моторов, завод был обязан производить ремонт моторов М-62 и М-11, присылаемых с фронта. Т.о. с 19 ноября 1941 года завод № 16 как воронежский перестал существовать. |
19.03.2013, 09:25 | #8 |
Форумец
Сообщений: 190
Регистрация: 28.01.2013
Возраст: 86
Не в сети |
КБ-2, ОКБ-250
В апреле 1939 года решением НКАП при МАИ было создано КБ-2 для разработки мощного высотного поршневого двигателя М-250. КБ-2 был разработан технический проект и выпущены рабочие чертежи двигателя М-250, который имел оригинальную конструкцию в виде 24-х цилиндровой, 6-ти блочной звезды водяного охлаждения и имел данные превышающие данные всех отечественных и иностранных авиационных двигателей. В начале 1940 года основная часть работников КБ-2 была переведена на завод № 16 в Воронеж, на котором было создано специальное КБ для обеспечения изготовления и доводки двигателя М-250. До сентября 1941 года был изготовлен первый образец двигателя и произведен первый запуск его. В сентябре 1941 года КБ было эвакуировано из Воронежа в Уфу и реорганизовано в самостоятельную организацию ОКБ-250. |
19.03.2013, 09:27 | #9 |
Форумец
Сообщений: 190
Регистрация: 28.01.2013
Возраст: 86
Не в сети |
Завод № 444
Территорию эвакуированного завода № 16 с 28декабря 1941 года (НКАП) использовали сначала как ремонтный цех самолетов, но он также производил 82 мм батальонные минометы. 16 апреля 1942 вышел приказ НКАП о том, чтобы заводу, организованному на площадях бывшего завода 16 в Воронеже, присвоить следующий номер и в дальнейшем именовать: завод № 444. Дата эвакуации завода не найдена. 6 сентября 1942 вышел приказ: в связи с произведенной эвакуацией исключить с 1 августа 1942 года из числа действующих завод № 444. Эта эвакуация завода № 444 (и других воронежских предприятий в 1942 году) считается второй эвакуацией Воронежа. |
20.03.2013, 19:15 | #10 |
Форумец
Сообщений: 420
Регистрация: 16.11.2011
Возраст: 72
Не в сети |
Вопрос воронежцам.Получается,что и 16 и 18 имели свои взлетные полосы?Или они территориально находились рядом и пользовались при необходимости ОБЩЕЙ ВПП?
|
25.03.2013, 12:00 | #11 | |
Форумец
Сообщений: 190
Регистрация: 28.01.2013
Возраст: 86
Не в сети |
Аэродром авиасборочного завода № 16
Цитата:
Сначала разберёмся с аэродромом завода № 16. На 1 января 1941 года Паспорт завода № 16:
Воронежский механический завод, в настоящее время занимающий территорию завода № 16, имеет адрес: Россия, 394055, г. Воронеж, ул. Ворошилова, 22. Аэродром завода № 16 находился на правом берегу рядом с заводом. В теме “Аэрофотоснимки военных лет” на этом фото http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...2&d=1297591826 он находился бы рядом с аэродромом “А” (“Альфа”). Но на фото, как слившегося с Альфой, его нет. Такое соседство с заводским аэродромом малых размеров и необходимость согласования взлётов-полётов, наверняка, не устраивала 11 авиабригаду. И, наверняка, при принятии решения о судьбе завода № 16, как авиасборочного, мнение ВВС играло не последнюю роль. На фото завод № 16 обозначен как Flugz. Mot. Werk Nr. 16, аэродром “Альфа” – как Flgpl. Woronesh III. Аэродром завода № 18 находился на левом берегу рядом с заводом. На фото завод № 18 обозначен как Flgz. Zellenwerk 18, заводской аэродром – как Flgpl. Woronesh IV. По территории между аэродромами протекает река Воронеж, которая разделила город на две части: “правый берег” и “левый берег”. Через неё было проложено два моста, на фото отмечено, что вогрэсовский мост разрушен. Последний раз редактировалось SERG16; 25.03.2013 в 12:50. Причина: по просьбе автора |
|
18.04.2013, 09:21 | #12 | |
Форумец
Сообщений: 190
Регистрация: 28.01.2013
Возраст: 86
Не в сети |
Завод № 265
Вот как называется Постановление ГОКО, в развитие которого был издан приказ об организации завода № 265 на площадях бывшего завода № 16: № 3064 22 марта (1943). Постановление (ГОКО). О ремонте самолетов и авиамоторов частей ВВС действующей армии и маршевых полков. 2 апреля 1943 вышел приказ НКАП № 185: Цитата:
26 июля 1940 года по постановлению КО на базе Воронежского дизельного завода был организован Завод № 154 им. Сталина. До 1940 года выпускались дизели для НК судостроительной промышленности. После передачи завода в другое ведомство проводилась реконструкция. С 1 декабря 1940 года завод был включен в число действующих предприятий системы НКАП и приступил к изготовлению авиационных моторов М-11. До 1 января 1941 года завод числился филиалом завода № 16 НКАП. Директором завода был назначен Морозов Д.А. и работал на этой должности до 1947 года. По постановлению ГКО от 8 октября 1941 года за № 711 и приказу НКАП от 9 октября 1941 года за № 1058 завод должен был эвакуироваться в Ташкент на площадку Узполиграфкомбината. 12 октября 1941 года первый эшелон выбыл с территории завода. Однако по прибытии первых эшелонов в Ташкент их пришлось перебазировать в Андижан, где было определено новое место расположения завода на площадке Андижанского хлопкозавода № 2. Новая площадка была расположена в 5-6 км от города и в 1 км от ст. Андижан. С начала эвакуации до пуска цехов первой очереди на новом месте, т.е. до 15 декабря 1941 года было затрачено 2 месяца и три дня. За годы ВОВ завод выпустил 15874 мотора М-11, в т.ч.: в 1942 году – 3543, в 1943 – 4676, в 1945 – 3941. По постановлению СМ и приказу МАП за № 154 от 23 марта 1946 года завод перебазируется в Воронеж на площадку завода № 265, который вливается в завод № 154 и исключается из числа действующих. На старой площадке в Андижане на базе завода № 154 был организован новый завод Министерства строительно-дорожного машиностроения. От завода № 265 осталось производство насосов непосредственного впрыскивания, которое не было освоено в должной мере и фактически выпуска их не производилось. Серийный выпуск насосов типа НБ3ФА был освоен только в 1947 году. В 1949 году выпуск их был прекращен. В конце 1949 года заводу дано было задание освоить производство коробок типа «Д». Основное производство – выпуск авиадвигателей за период с 1946 года по 1954 год претерпело значительное изменение. Если за время войны завод выпускал авиадвигатель М-11Д и М-11К, то в 1946 году и последующие годы стал изготавливать модифицированный мотор М-11Л и одновременно форсированный мотор М-11ФР. В 1950 году изготовление моторов М-11Л было совершенно прекращено, а взамен этого стали выпускать только мотор М-11ФР. В 1950 году заводу было предложено изготавливать двигатель АИ-14Р. Серийный выпуск этих моторов продолжался только в течение трех кварталов 1951 года. По решению Правительства в IV квартале 1951 года выпуск моторов АИ-14Р был прекращен и завод приступил к освоению производства более мощного мотора АШ-62ИР. В конце 1952 года были развернуты работы по освоению нового вида изделий типа 205б (баки). В 1956 году завод освоил серийное производство двигателей АИ-14В и редуктора РВ-15, увеличил ресурс двигателя АШ-62ИР на 100 часов. В 1957 году было освоено серийное производство двигателя С-155 типа ЖРД. Последний раз редактировалось SERG16; 18.04.2013 в 19:39. Причина: по просьбе автора |
|
02.05.2013, 12:31 | #13 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
(РКБМ) — берёт начало от КБ-2 МАИ, образовано в 1939. Для постройки разработанного поршневого двигателя М-250 это КБ в 1940 было переведено в Воронеж на завод №16, а с октября 1941 находилось (как ОКБ-250) в эвакуации в Уфе. С октября 1943 базируется в г. Рыбинске Ярославской области (ОКБ-36, с 1966 — РКБМ).
http://mirslovarei.com/content_tehen...ija-58691.html Рыбинское конструкторское бюро моторостроения (РКБМ) Министерства авиационной промышленности СССР, г. Рыбинск Ярославской обл., 1939 - Фонд Р-705, 155 ед. хр., 1948 - 1967. Описи на документацию: - конструкторскую - ед. хр. 64, 1948 - 1952; - управленческую - ед. хр. 91, 1962 - 1967. - 539 - Конструкторское бюро Воронежского авиационного завода создано приказом Наркомата авиационной промышленности СССР от 29 июля 1939 г. в г. Воронеже, Приказом наркомата от 15 ноября 1941 г. бюро эвакуировано в г. Уфу и реорганизовано в самостоятельное Опытно-конструкторское бюро N 250, приказом наркомата от 6 ноября 1943 г. переведено в г. Рыбинск и переименовано в Опытно-конструкторское бюро N 36. Приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 30 апреля 1966 г. переименовано в Рыбинское конструкторское бюро моторостроения (РКБМ). Бюро находилось в ведении: - Наркомата-Министерства авиационной промышленности СССР (1939 - 1953, 1953 - 1957, 1965 -); - Министерства оборонной промышленности СССР (1953); - Госкомитета Совета Министров СССР по авиационной технике (1957 - 1963); - Госкомитета по авиационной технике при ВСНХ СССР (1963 - 1965). Бюро занималось разработкой и усовершенствованием авиационных двигателей. Конструкторская документация. Документы по проектированию авиационных моторов, их узлов и деталей. Управленческая документация. Приказы и распоряжения бюро по основной деятельности. Протоколы заседаний Технического совета. Графики работ и планы по доводке опытных изделий, отдельных узлов и отчеты об их выполнении. Отчеты о технической деятельности. Отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и капитальному строительству. Отчеты о работе с кадрами. Штатные расписания. http://guides.rusarchives.ru/browse/...142&sid=116502 |