Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Воронеж в Великой Отечественной войне, героическая оборона города |
Вопросы истории родного города и края |
|
Опции темы |
20.02.2015, 11:08 | #1201 |
Форумец
Сообщений: 420
Регистрация: 16.11.2011
Возраст: 72
Не в сети |
http://ryazhsk-museum.org.ru/node/371 Если было , можно удалить.
|
24.02.2015, 08:55 | #1202 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Коммуна, 24.02.2015
К 70-летию Великой Победы. Ослепший механик-водитель повел танк в атаку Совсем недавно в стране стали проводить акцию «Бессмертный полк», во время которой каждый желающий может пронести по городу, селу 9 мая, в День Победы, портрет своего родственника – солдата, участника Великой Отечественной войны Валентин Котюх, председатель Воронежского регионального отделения ООПО «ВСС М.Т. Калашникова Эта акция стала традиционной во многих городах нашей страны. В день 70-летия Победы на улицы города Добрянка Пермского края выйдут с портретом гвардии старшины Ивана Григорьевича Шаронова его многочисленные потомки – дочери Нина, Вера, Лидия с внуками и правнуками. О подвиге старшины механика-водителя танка КВ вся страна узнала из газеты «Красная Звезда». Корреспонденты А.Кривицкий и А.Поляков в статье «На Дону» 17 июля 1942 года рассказали о бое, в котором механик-водитель танка, ослепнув от взрыва снаряда, продолжал управлять танком. Спустя семьдесят три года удалось выяснить жизнь и судьбу солдата. Герой Советского Союза, командующий 5-й танковой армией генерал-майор Александр Иванович Лизюков поставил перед 11-м танковым корпусом задачу ударами во фланг и тыл прорвавшейся немецкой группировки остановить немецкое наступление и оттянуть на себя его основные силы. 53-й танковой бригаде подполковника Ахата Биктимировича Хантимирова необходимо было форсировать неширокую, но с заболоченными берегами, реку Сухая Верейка у села Спасского. Освободить от противника село, захватить близлежащие высоты, выбив оттуда немцев, и наступать на село Никандровку. Ранним утром 10 июля 1942 года бригада пошла в атаку со стороны села Перекоповка. Танкисты ворвались в Спасское и повели наступление на господствующую высоту, находящуюся в двух километрах юго-западнее села Спасское. Ее фашисты превратили в укрепрайон, зарыв в землю и замаскировав в высокой ржи свои пушки. С воздуха наступающую бригаду бомбили стаи фашистских стервятников. Имеющаяся в бригаде зенитная батарея не могла защитить танкистов с воздуха. В бою погиб командир бригады подполковник Хантимиров со своим экипажем. Бригаду возглавил заместитель командира майор Петр Григорьевич Серебряков. (16 июля он был смертельно ранен и вскоре умер). Танк лейтенанта Афанасия Яковлевича Напольского из 435-го танкового батальона трижды ходил в атаку. Его экипаж – механик-водитель старшина Иван Григорьевич Шаронов, командиры орудия старшина Михаил Павлович Заболотных, старший сержант Дмитрий Михайлович Подосинников (один из них был заряжающим) и радист старший сержант Аркадий Николаевич Меньшиков – тараном уничтожил три вражеских орудия. Однако немцам удалось попасть по танку. Снаряд угодил в нижнюю часть тяжелой машины. Огненная струя от него, попав внутрь танка, обожгла старшине Шаронову лицо и повредила глаза. От огня у него загорелся шлемофон. Сбив пламя, Иван Григорьевич почувствовал острую боль в глазах. Открыв их, он понял, что не видит. Командир танка от взрыва снаряда получил контузию. Работающий, но неподвижный танк стоял на открытом, хорошо простреливаемом месте еще немного времени и его фашисты сожгут. На смену механика-водителя нужно было время. Спас ситуацию Шаронов, который предложил командиру им управлять. Шаронов нажал рычаги, и танк легко сдвинулся с места. Слепой механик-водитель повел машину вперед. До этого боя, оттачивая свое мастерство, танкисты учились общаться друг с другом с помощью жестов. Поднимет командир правую руку – заряжающий подает в канал ствола подкалиберный бронебойный снаряд. А если вверх шла левая рука – танк бил немецкую пехоту осколочно-фугасным боеприпасом. Разработана была такая связь и с механиком-водителем. Лейтенант Напольский толкнул легонько ногой Шаронова по левому плечу – и машина повернула влево. Легкий толчок ногой по правому плечу – и КВ плавно идет вправо. Но если толчок напоминал удар, то танк увеличивал обороты и резко шел на разворот в указанном направлении. Толчок легонечко в спину – и боевая машина шла прямо вперед. Прикосновение подошвы командира к голове – и грозная машина замирала для выстрела. Машина, ведомая ослепшим механиком-водителем, уничтожила несколько пушек противника. Попав в недосягаемую для артиллерии врага зону, танк Напольского на несколько минут вышел из боя. Шаронова за рычагами заменил радист Подосинников. Он повёл КВ на врага. Танкисты в этом бою уничтожили миномёт, девять орудий, три станковых пулемёта. Из экипажа невредимым остался только радист старший сержант Меньшиков. Он огнём пулемёта уничтожил 70 гитлеровцев и отразил атаку целой роты противника. Тяжело раненный Подосинников и Меньшиков совместными усилиями вывели боевую машину с поля боя для замены экипажа. За этот бой командир и механик-водитель награждены орденами Красной Звезды, а другие члены экипажа – медалями «За отвагу». Свою «Красную Звезду» Иван Григорьевич Шаронов так и не получил. Писарь, выписывая наградной лист, сделал ошибку: вместо фамилии Шаронов нацарапал «Шарапов». Нам удалось проследить судьбу экипажа. Прах старшины Заболотных покоится в братской могиле у села Вислая Поляна Тербунского района Липецкой области. Радист Меньшиков погиб 14 марта 1943 года в боях за деревню Сосница Севского района Брянской области. На войне потерялись следы командира лейтенанта Напольского и старшего сержанта Подосинникова. Об Иване Григорьевиче Шаронове написали нам его дочери: «Папа родился 20 июня 1916 года в Татарии селе Елантово. В семье было девять детей - шесть сестер и три брата. Он был вторым ребенком в семье. В 30-е годы семья переезжает на Урал, в Молотовскую область, город Добрянку. После шестого класса папа пошел работать на хлебозавод. С 1935 года трудится Иван Григорьевич на металлургическом заводе. 5 октября 1937 года он уходит служить в Красную Армию. Во время прохождения службы принимает участие в Финской войне на Кольском полуострове в Заполярье. 2 мая 1941 года папа вернулся домой, а 4 июля 1941 года ушел воевать с фашистами. После окончания курсов механиков-водителей танка в Челябинске его направляют в 19-ю танковую бригаду, которая защищает Москву, удерживая Можайскую линию обороны. В апреле 1942 года доукомплектованную и закаленную в боях бригаду перебрасывают на Брянский фронт, где она вошла в 5-й танковой армии. Здесь отца переводят в 53-ю танковую бригаду механиком-водителем танка КВ». После ранения и потери зрения старшина Шаронов лечится в госпитале. Врачи вернули ему зрение, но видеть, как раньше, он уже не мог. Поэтому стал связистом. Служил старшим телефонистом в 65-м гвардейском артиллерийском полку, входящем в 36-ю гвардейскую стрелковую Верхнеднепровскую Краснознамённую орденов Суворова и Кутузова дивизию. С ней он защищает Сталинград, форсирует Северский Донец, бьет немцев под Курском и Белгородом, форсирует Днепр, освобождает Украину. Дивизия Шаронова освобождала Европу от «коричневой чумы» и закончила боевой путь в далеких Австрийских Альпах, почти в центре Европы. За ратные подвиги гвардии старшина был награжден орденом «Отечественная война II степени», медалями: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией». 18 января 1946 года он был демобилизован из армии и вернулся в родную Добрянку. После войны Иван Григорьевич работал на кирпичном заводе, председателем райпотребсоюза, директором комбината бытового обслуживания. Умер он 7 февраля 1985 года. Дочери свято хранят память об отце. Свою любовь и гордость за героя они передали детям, а те – передают правнукам. Нам очень хочется, чтобы рядом с военными реликвиями, хранящимися в семье, появился и орден Красной Звезды, заработанный Иваном Григорьевичем Шароновым на воронежской земле. На фото: Старшина Иван Шаронов, 1941 год Австрия, апрель 1945 года. Справа - старшина Иван Шаронов Иван Григорьевич Шаронов в 1980-е годы |
27.02.2015, 16:44 | #1203 |
Старый алкаш
Сообщений: 778
Регистрация: 21.04.2003
Возраст: 47
Не в сети |
|
05.03.2015, 09:29 | #1205 |
Форумец
Сообщений: 774
Регистрация: 12.05.2011
Возраст: 64
Не в сети |
С военно-исторического форума vif2ne.ru -
наградной лист по 201-му бап 244-й бад, Воронеж, 4.7.42 http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/co/163706.htm |
05.03.2015, 14:51 | #1206 | |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Цитата:
|
|
08.03.2015, 16:29 | #1207 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Если не по теме, просьба к модераторам перенести в нужную тему.
Коммуна, 8.03.2015 К 70-летию Великой Победы. Учитель «молодогвардейцев» Учитель «молодогвардейцев», военрук Краснодонской средней школы № 4 имени Ворошилова Иван Максимович Рожнов прожил свою жизнь так же достойно, как и учил тому школьников Воронежскую область связывают глубокие корни общей истории с народом, проживающим на Донбассе. В годы Великой Отечественной войны наши народы отстояли честь и независимость нашей Родины. Сотни выходцев с восточной Украины отдали свою жизнь на воронежской земле. Один из них - военрук Краснодонской средней школы № 4 имени Ворошилова Иван Максимович Рожнов. Среди его учеников – «молодогвардейцы»: Герой Советского Союза Сергей Тюленин, Герой Советского Союза Любовь Шевцова, Виктор Третьякевич. Валентин Котюх, председатель Воонежского регионального отделения ООПО «ВСС М.Т. Калашникова Иван Максимович пришел в школу в 1940 году, в трудное предвоенное время. Все силы учитель направил на овладение школьниками военного дела, умения метко стрелять из винтовки, метать гранаты в цель, нести караульную службу. Первого ноября 1940 года секретарь комсомольского комитета школы Виктор Третьякевич в статье в газету написал: «Классные руководители - учителя тт. Мшов и Резников, военрук т. Рожнов и старший пионервожатый т. Костик проводят в классах беседы на тему: «Достижения СССР за XXIII года». В школе под его руководством ребята сдают нормы на значок «Ворошиловский стрелок» В первые часы войны к Ивану Максимовичу идут его воспитанники спешат с просьбой, чтобы он посодействовал их призыву в Красную армию. Военрук организует ребят на сбор стеклянных бутылок. Сергей Тюленин, Ким Иванцов, Люба Шевцова, Анатолий Орлов, Анатолий Ковалев собирают бутылки, которые затем наполняют горючей смесью и отправляют на фронт, где бойцы жгут ими немецкие танки. В Краснодоне из жителей города в 1941 году сформировали истребительный батальон. Командиром роты назначен военрук Рожнов. Его рота, в которую вступили и его ученики, охраняет важные городские объекты, патрулирует улицы, ловит фашистских диверсантов. Когда враг подошел к Краснодону, он воюет в партизанском отряде в должности начальника штаба. Сергей Тюленин, узнав о боевой деятельности Ивана Максимовича, сказал: «Правильный человек. Чему нас учил, то и сам делал». 20 января 1942 года Краснодонским РВК Ворошиловградской области Рожнов был призван в армию. В Сталинградской области в городе Урюпинске Иван Максимович учится на курсах младших лейтенантов. После их окончания ему, как отличнику учебы и имеющему боевой опыт, присваивают сразу звание «лейтенант» и направляют командиром взвода в 174-ю стрелковую дивизию полковника Сергея Исаевича Карапетяна, которая формировалась в городе Борисоглебске. Здесь бывший военрук служит в 494-м стрелковом полку командиром взвода. 11 июля 1942 года дивизия получает приказ пешим маршем, скрытно выйти в район села Петропавловки Острогожского района Воронежской области, где на левом берегу Дона фашисты захватили плацдарм и удерживали его. Пытаясь развить успех, они перебрасывали на него все новые и новые подкрепления. 19 июля 174-я стрелковая дивизия вступила в бой с противником. Под покровом ночи бойцам удалось сбить боевое охранение немцев и ворваться в их окопы. В центре на захватчиков наступал 508-й стрелковый полк майора Федора Львовича Добшикова. Рядом с ним шли подразделения 629-го стрелкового полка под командованием Павла Викторовича Романенко. Прикрывали пехоту огнем 730-й артиллерийский полк подполковника Семена Яковлевича Колягина и 1092-й пушечно-артиллерийский полк резерва главного командования. В первый день был освобожден военный лагерь в лесу у села Петропавловка, а затем наши войска вышли на восточную окраину населенного пункта. Решающую роль в освобождении левого берега Дона сыграл 494-й стрелковый полк под командованием майора Владимира Захаровича Асламова и батальонного комиссара Сергея Гавриловича Короленко, шедший во втором эшелоне, где воевал Рожнов. Полк получил приказ помочь наступающим 508-му, 628-му стрелковым полкам и силами батальона зайти с левого фланга вдоль берега Дона к вражеской переправе и окружить врага. Батальон освободил от врага высоту 123,3 и лес «Задонский» и подошел к переправе через реку. 20 июля утром, когда над Доном стоял туман, фашисты после сильного артиллерийского огня предприняли контратаку, чтобы выбить наших бойцов с занимающих позиций, но добиться ничего не смогли. Бойцы полка Асламова отбили у противника два моста через старицу Дона у переправы. Угроза окружения сломила вражеское сопротивление, и фашисты побежали. Вслед за отступающими врагами наши солдаты переправились по столбам и бревнам разрушенной переправы на правый берег реки Дон, но закрепиться в городе Коротояке из-за сильного огня врага им не удалось. Основная задача, которая стояла перед войсками, была выполнена. Левый берег Дона вновь стал советским. На плацдарме наши войска разбили 175-ю немецкую пехотную дивизию и части 2-й венгерской армии. Шестого августа 1942 года полк майора Асламова получил приказ двумя батальонами форсировать реку Дон и захватить восточную окраину города Коротояк. В боях за город отличился лейтенант Рожнов. В представлении Ивана Рожнова на звание Героя Советского Союза, подписанном командиром и комиссаром полка 16 августа 1942 года, говорится: «Тов. Рожнов - молодой командир, но с первого дня проявил исключительный героизм в борьбе против фашистов. Быстро ориентируется в обстановке и принимает исключительно практически правильные решения. Во время наступления на правом фланге участка взвода произошло замешательство. Враг воспользовался этим и стал проникать в наш боевой порядок. Положение стало угрожающим. Товарищ Рожнов берет командование на себя. «Я командую этим фронтом!, - произнес громким голосом Рожнов и стал давать указания в расположении огневых точек, давая им конкретные задачи. Смелый выход вперед Рожнова и его повелительный голос сразу же подчинил себе не один десяток людей различных подразделений. Правильно расставленные огневые средства товарищем Рожновым шквальным огнем опрокинули врага, и подразделения опять двинулись вперед. Войдя на указанный командованием рубеж Рожнов с небольшой группой красноармейцев, вооруженных немецкими автоматами и пулеметами, занял оборону. Враг решил хитростью и силой вернуть утерянный рубеж. Чтобы отвлечь внимание кучки храбрецов, мадьяры пустили солдата под маской сдачи в плен, а в это время пехота в составе батальона подкрадывалась к храбрецам. Рожнов быстро разгадал замысел врага. Убив «пленника», Рожнов приказал строго выполнять его приказания. Мадьяры тучами лезли к окопу Рожнова. Рожнов приказывает: «Не стрелять!» Мадьяры – в 100 метрах от окопа. 80, 60 метров… Подается команда «Огонь», шквальный автоматный огонь произвел замешательство среди мадьяр. Наступление приостановлено. Ряды венгров редеют. Не выходя из окопа, произносится звонкое, красноармейское «ура!». Это окончательно расстроило венгров, и они побежали. Но немногим пришлось спасти свою жизнь. В этих боях Рожнов со своим взводом уничтожил до батальона пехоты фашистов». Звание Герой Советского Союза Ивану Максимовичу не присвоили. 19 сентября 1942 года командующий 6-й армией генерал-майор Харитонов и член Военного совета корпусной комиссар Мехлис снизили награду героя до ордена Красного Знамени. Первого октября 1942 года командующий Воронежским фронтом генерал-лейтенант Ватутин подписал приказ о награждении его этой государственной наградой. О награде за свой подвиг лейтенант Рожнов так и не узнал. Иван Максимович в последующих боях стал командовать ротой. В бою был тяжело ранен и отправлен в эвакуационный госпиталь №1604, который находился в городе Борисоглебске. Здесь 29 сентября 1942 года лейтенант Иван Максимович Рожнов и умер от слепого осколочного ранения. Похоронен на городском кладбище. Похоронка осталась в деле, так как Ворошиловградская область была еще в оккупации, а в книге умерших госпиталя писарь ошибся и записал «Рожков» вместо «Рожнов». После войны Рожнова разыскивала его жена. Она писала 25 августа 1946 года: «Глубокоуважаемый получатель сего письма. От искренней души прошу вас сообщить о судьбе моего мужа Рожнова Ивана Максимовича, 1913 года рождения. Национальность – русский. Член ВКП(б). Душевно вас прошу бюро розысков сообщить о судьбе по адресу: город Сталино (сейчас Донецк), Донбасс, Буденовский район, Шахта 9 Капитальная, Капитальный поселок, улица Красных Партизан дом 4/2. Ромашкиной Клавдии Семеновне. В чем прошу не отказать». Узнала ли вдова о судьбе своего мужа, архив Министерства обороны не сообщает. Не увековечено имя героя и в Борисоглебске. Ошибка, допущенная писарем, не устранена до сих пор. Похоронка на И.М.Рожнова |
17.03.2015, 00:54 | #1208 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
На аэрофото 20 июля 1942 г. у военного городка на Краснознаменной (специально не стал отрезать тогдашнее трамвайное кольцо по Краснознаменной) есть вот такая, на мой взгляд, надпись (вверху), которая читается только с воздуха. Что она могла значить?
|
17.03.2015, 13:31 | #1209 |
Форумец
Сообщений: 3,893
Регистрация: 19.04.2012
Не в сети |
Сегодня попалась американская газета октября 1942 года и в ней известное фото относящееся и точно показывающее что это Воронеж. Хотелось бы знать что подписано под ней и мне интересно, как все же попадали такие фото из оккупированных городов?
http://i11.pixs.ru/storage/3/1/6/194...5_16510316.jpg |
18.03.2015, 11:25 | #1212 |
Старый алкаш
Сообщений: 778
Регистрация: 21.04.2003
Возраст: 47
Не в сети |
А мне кажется что это фундамент здания.
|
18.03.2015, 12:03 | #1214 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
помогла коллега с переводом.
Заголовок: Воронеж - город трупов. Хаос после взятия (падения) города. Текст: Трупы и воронки от бомб заполняют улицы советского города Воронежа после того как немецкие войска успешно подавили сопротивление последних частей КА. Это фото сделано немецким пропагандистским бюро, которое описывает сражение за город как одно из самых кровавых во всей войне". Может, профессиональный переводчик еще точнее бы перевел, но, думаю, в целом все понятно. |
18.03.2015, 12:35 | #1215 |
Форумец
Сообщений: 3,893
Регистрация: 19.04.2012
Не в сети |
vik 01,
Однозначно понятно. Я когда то искал это место именно на своей родной улице Республиканской. Именно там дорога была как бы в ложбинке, сейчас практически все сравнялось со временем. И один из домов, а то и два на фото сохранились |
19.03.2015, 13:18 | #1217 |
Старый алкаш
Сообщений: 778
Регистрация: 21.04.2003
Возраст: 47
Не в сети |
Вот ссылка: http://www.1tv.ru/news/social/279944
|
19.03.2015, 19:47 | #1219 | |
Форумец
Сообщений: 774
Регистрация: 12.05.2011
Возраст: 64
Не в сети |
Цитата:
Интересно, кто первый написал про 212 дней уличных боёв? Ну хоть бы на пальцах посчитали правильно или в столбик сложили! Если считать с начала уличных боёв, то будет меньше дней, чем 212. Если считать с первого воздушного нападения, то гораздо больше. |
|
26.03.2015, 14:42 | #1220 |
Форумец
Сообщений: 4,969
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
предложение краеведам
намедни довелось поучаствовать в теме русского латыша про их "мемориальный окоп" времён ВОВ - там его чуть ли не "пионеры" берегут ) .. или как там у них нынче зовутся хранители истории
vs был очень удивлён (?!), когда я ему сказала о том, что у нас в Воронеже, если все старые окопы превращать в мемориалы, места в городе не останется .. а потом подумала - а ведь хоть один, хоть парочку и у нас хорошо бы сделать мемориальными, пока все быльём не поросли, благо есть кому показать наиболее грандиозные. опять же, в тему туризма это был бы существенный вклад желающие есть? подведу к провожатым |
26.03.2015, 14:59 | #1221 |
Форумец
Сообщений: 3,893
Регистрация: 19.04.2012
Не в сети |
Хорошая идея. На 9 км. можно еще спасти. В детстве даже, когда одними из первых были открывателями тех мест, был и разрушенный блиндаж. А сколько в земле там всего еще лежит и ждет своей истории. Хорошая идея Ольга. По крайней мере даже краеведы с форума могли бы почистить один.
|
26.03.2015, 15:37 | #1223 | |
Форумец
Сообщений: 4,969
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
Цитата:
я помню, в лесу всё сплошь изрезано было окопами глубиной от 0,5 метра. сейчас уже многие заросли или их засыпали строительным мусором для примера, как обустраивают - http://imhoclub.lv/ru/material/stalinskaja_linija и http://loginov-lip.livejournal.com/1052002.html |
|
26.03.2015, 16:22 | #1225 |
Форумец
Сообщений: 4,969
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
|
26.03.2015, 17:07 | #1226 |
Форумец
Сообщений: 3,893
Регистрация: 19.04.2012
Не в сети |
Ой Ольга, нашел вот, правда сканер плохой, да и этому эскизу более 40 лет, тем более валялся и потемнел, этюд большой и здесь только половина. А так можно понять, что были еще валы окопные, там и земля просматривается. Деревья конечно послевоенные, а сейчас это громадины девятого километра.
|
26.03.2015, 17:37 | #1227 | |
Форумец
Сообщений: 4,969
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
Цитата:
неплохой очень даже этюд |
|
29.03.2015, 14:20 | #1228 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Коммуна, 29.03.2015
К 70-летию Великой Победы. Таран – оружие героев Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны советские летчики совершила более 600 раз. Известно о девятнадцати таранах в небе над Воронежской областью Валентин Котюх, председатель регионального отделения ООПО «ВСС М.Т. Калашникова» В истории битвы за Воронеж было немало славных страниц. Пехотинцы, артиллеристы, танкисты проявляли храбрость, героизм, самопожертвование, борясь с ненавистным врагом. Целые сражения разгорались в воздухе. Победы летчиков над врагом поднимали боевой дух солдат, а поражения вызывали злость к оккупантам. Очень часто, когда заканчивались боеприпасы, чтобы сорвать планы врага и не дать ему сбросить смертоносный груз на головы защитников Родины, пилоты шли на таран вражеских самолетов. Таран – это прием воздушного боя, при помощи которого самолет противника уничтожается ударом по нему какой-либо частью атакующего самолета: крылом, фюзеляжем, винтом, стойками шасси. Совершив таран, большинство летчиков, сохранив машины, возвращались на аэродромы. Многие приземлялись на подбитой машине в поле или, когда самолет нельзя было спасти, выбрасывались на парашюте. Таран применяли истребители, штурмовики и даже бомбардировщики. За проявленный героизм командование награждало летчиков орденами, представляло к званию Героя Советского Союза. Но есть и те, чей подвиг не оценен по достоинству. Это объясняется тем, что о них стало известно только после войны, или летчик в последующих воздушных сражениях не возвращался с боевого задания. На пропавших без вести наградные документы изымались. В нашей работе мы постарались собрать материал о летчиках, совершивших воздушные тараны при защите Воронежской области в старых довоенных границах. В работе использовались материалы архива Министерства обороны, данные краеведов, свидетельства местных жителей, мемуары участников войны. Первый таран, по данным уже ушедшего от нас краеведа и большого патриота воронежского края Евгения Васильевича Владимирова, совершил 11 ноября 1941 года у деревни Щербаково Алексеевского района Белгородской области экипаж заместителя командира 316-го разведывательного авиаполка, уроженца Донбасса, майора Алексея Ивановича Красько. В него входили штурман капитан Николай Михайлович Садиков из Рязанской области. Воздушный стрелок-радист начальник связи полка, капитан Константин Васильевич Козлов из Ленинграда. За воздушного стрелка в самолете находился оперуполномоченный особого отдела НКВД политрук Назар Леонтьевич Выставной. Назар Леонтьевич родом был из Днепропетровской области. Летчики-разведчики имели боевой опыт. За успешное выполнение заданий командования майор Красько награждался орденом Красной Звезды, а штурман Садиков и начальник связи Козлов орденами Красного Знамени. Когда наш самолет СБ-3 возвращался с боевого задания, его атаковали несколько вражеских истребителей. В бою закончились боеприпасы. Майор Красько повел бомбардировщик на таран. Сбив вражеский истребитель, экипаж погиб. Похоронены летчики в центре села Щербаково. Третьего января 1942 года, патрулируя вблизи города Боброва, командир звена 487-го истребительного полка старший лейтенант Анатолий Григорьевич Лукьянов, обнаружив в воздухе вражеский бомбардировщик Ju-88, уничтожил его тараном. После этого он произвёл посадку на своём аэродроме. 4 марта 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Анатолий Григорьевич родился 12 марта 1919 года в городе Краматорске. В 1938 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу. Первый орден Красного Знамени Лукьянов получил за отражение первого большого налёта вражеской авиации на Москву в ночь на 22 июля 1941 года. Патрулируя в районе Наро-Фоминска на истребителе МиГ-3 на высоте 3000 м младший лейтенант Лукьянов обнаружил и сбил бомбардировщик противника. Впоследствии под Москвой он одержал ещё две победы. Войну летчик закончил командиром полка. Всего он совершил 325 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил 17 самолетов противника. 20 мая 1942 года вылетел на самолёте И-153 на перехват вражеского разведчика Ju-88, фотографировавшего военные объекты в городе Ельце Липецкой области, младший лейтенант Виктор Антонович Барковский из 591-го истребительного полка. Он атаковал «юнкерс» над городом. Пулемётными очередями наш летчик заставил немца маневрировать и тем самым сорвал его фотосъёмку. Воздушные стрелки бомбардировщика стреляли из пулеметов по самолету младшего лейтенанта. В этом противостоянии советскому летчику удалось поджечь вражеский самолёт. Он развернулся и пытался дотянуть до линии фронта. Преследуя удирающего разведчика, Виктор Антонович попытался его добить, но у него кончились боеприпасы. Тогда наш пилот приблизился к вражескому самолету вплотную и направил свою «чайку» на его фюзеляж и таранным ударом уничтожил вражеский самолет-разведчик. Сам Виктор Антонович погиб при таране. Похоронен он в городе Ельце на воинском кладбище на площади Революции. Родился герой во Владивостоке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины Виктору Антоновичу Барковскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Третьего июня 1942 года пилот 487-го истребительного полка на самолете МиГ-3 старший лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин, в паре с ведомым заместителем командира эскадрильи были подняты в воздух на перехват разведывательного самолёта. В районе села Боринские заводы на высоте 7000 м враг истребителями был настигнут и атакован. Ведущим - слева, а Проскуриным - со стороны солнца. После нескольких длинных очередей 12,7-мм авиационный пулемет и 7,62 мм пулемет ШКАС отказали в работе, а горючее оказалось на исходе. Фашистский летчик с разворотом вправо со снижением пытался скрыться в облачности и уйти от наших летчиков. Проскурин, несмотря на интенсивный огонь задних стрелков, подошел к врагу и выше киля отрубил винтом хвост самолета. Самолет врага вошел в штопор и врезался в землю. Успел выпрыгнуть на парашюте только один немец. Наш летчик с неработающим мотором, планируя, посадил МиГ на Липецком аэродроме. После замены винта через четыре часа он снова поднялся в небо. Летчик был награжден орденом Ленина. В газете «Известия» корреспондент Э. Виленский так описывает этот подвиг: «Лейтенант Проскурин поднялся в воздух, чтобы пресечь дорогу бомбардировщику Хе-111, который шел к большому городу на высоте шесть тысяч метров. Проскурин вонзился в небо и погнался за немцем. Еще несколько минут и «хейнкелю» удастся сбросить бомбы. Проскурин нажимает, использует высокую скорость своего мига, настигает врага и, понимая, что минута промедления угрожает городу серьезными бедствиями, решает не стрелять, а бить наверняка, идти на таран. Это большой риск: таран – это значит, что летчик должен посмотреть в глаза смерти. И летчик решается, он стремительно идет на сближение и таранит. «Хейнкель» падает, Проскурин целым и невредимым сажает самолет на свой аэродром. Там радость друзей, там встречает его командир, Герой Советского Союза капитан Лукьянов, и жмет руки смельчаку, и поздравляет его...» Выживший в том бою немец лейтенант Д. Пюттер тоже оставил свои воспоминания о роковом для него бое: «Мы шли из Полтавы через Харьков в направлении Воронежа на высоте 7500 м, когда стрелок-радист доложил по самолетному переговорному устройству, что русские истребители сзади и сбоку, примерно в 50 м от хвоста. В тот же момент раздалась очередь, которая прошила правую плоскость и двигатель. Это была классная стрельба. Винт сделал несколько неровных оборотов, после чего мотор выпал из узла крепления. Истребитель, а это оказался МиГ-3, продолжал атаковать. Рядом со мной упал на пол кабины штурман. Пули попали ему в лицо. Не подавал признаков жизни и нижний стрелок. До линии фронта оставалось примерно 400 км. Началась неприятная тряска левого мотора, пришлось его выключить. Я решил сесть на «брюхо» и стал планировать с высоты 7000 м. Вдруг я услышал надсадный рев чужого мотора, а затем раздался жуткий удар, треск. Левый мотор слетел с крыла подобно правому, полностью оторвало хвостовое оперение. Стало невозможно удерживать самолет. Я попытался выброситься с парашютом, но самолет начал штопорить, меня с силой ударило о какую-то часть кабины. Потеряв на некоторое время сознание, я затем пришел в себя и выбрался из кабины. Радоваться было рано: снизу началась очень интенсивная стрельба. Купол оказался весь изрешечен, поэтому я спускался очень быстро. К счастью, огонь велся неточно. Я приземлился на болото, и это смягчило удар. Тут показались подростки, которые чуть не растерзали меня. Подбежавшие солдаты из войск НКВД, без преувеличения, спасли мне жизнь. Меня доставили на автомашине в Воронеж. Я попросил показать мне летчика, сбившего наш самолет, что и было сделано...». 15 июня 1942 года заместитель командира 573-го истребительного полка майор Семен Тимофеевич Пименов сбил таранным ударом вражеский истребитель в районе СХИ в городе Воронеже, по данным краеведа Павла Максимовича Арчакова. Летчик родился в 1912 году в городе Дмитров Московской области. Участник войны с Финляндией 30.11.1939 по 13.03.1940 г. Награжден двумя орденами Красного Знамени в декабре 1941г. и 12 февраля 1942г. Совершил более 75 боевых вылетов. Жена Реклина Евдокия Ивановна проживала по адресу Воронеж, Авиагородок, корпус 13. 18 июня 1942 года Пименов погиб в воздушном бою и похоронен селе Елец-Маланьино. После войны его прах перенесен в г.Елец на старое городское кладбище. В начале июня (точную дату установить не удалось, но это произошло до 8 июня) 1942 года в воздушном бою с самолетом разведчиком типа Ju-88 младший лейтенант 907-го истребительного полка особого назначения Алексей Максимович Орлов сбил фашистский самолет тараном. Командир полка майор Диденко представил его к ордену Ленина. Из скупых строчек на награждение удалось узнать, что 23-летний пилот, призванный Мытищенским РВК в октябре 1941 года, совершил 146 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично три самолета и один в паре с товарищем. Особенно отличился Орлов во время массовых налетов на Курск 22 мая и 2 июня 1942 года, где он дрался, прикрывая своего командира. Полк входил в состав 9-го Воронежского истребительного авиационного корпуса ПВО. 28 июня 1942г. командир 15-го истребительного полка майор Герой Советского Союза Владимир Николаевич Калачев над своим аэродромом около деревни Мокрец Старо-Оскольского района Белгородской области атаковал немецкий разведчик «Хеншель-126», который сфотографировал наш аэродром. В бою у командира полка кончились боеприпасы, но враг не должен был уйти. На командном пункте услышали слова командира по рации: «Кончились боеприпасы... Иду на таран!» Майор Калачев дал полный газ. Самолет быстро настиг фашиста и правой плоскостью ударил его по хвосту. От сильного удара оба самолета разлетелись на куски. Командир полка погиб на глазах товарищей. Похоронен в парке Пионеров в городе Старый Оскол Белгородской области. Герой Советского Союза Калачев награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, орденом «За воинскую доблесть» МНР. Командира звена 826-го истребительного полка старший лейтенант Алексей Тарасович Шкурупий на самолете И-16 с мотором М-25 произвел 235 боевых вылетов. 28 июня 1942г. над станцией Валуйки с группой из пяти самолетов И-16 навязал бой семи истребителям МЕ-109ф и двум МЕ-110. На помощь нашим летчикам пришли семь яков из 512-го авиаполка и шесть из 434-го авиаполка. В бою Шкурупий сбил вражеский истребитель, за что получил благодарность от начальника пункта ПВО Валуйки подполковника Жолтикова. В воздушном бою над станцией Лиски летчик один врезался в строй 12-ти ХЕ-111 и расстроил их боевой порядок, а после израсходования боеприпасов таранил «хейнкель», а сам посадил свой самолет на аэродроме. Награжден летчик орденом Ленина. Первого июля 1942г. на город Воронеж налетела группа бомбардировщиков противника. Пилот 573-го истребительного полка младший лейтенант Василий Ефремович Колесниченко составе звена вступил в бой с превосходящими силами противника. В бою его самолет подбили. Горящую машину Колесниченко повел на таран вражеского бомбардировщика, который направлялся бомбить завод №19. Сбив врага, он выпрыгнул из объятого пламенем самолета и приземлился на парашюте. Получив сильные ожоги и ранение обеих ног, через десять часов он скончался в госпитале. Похоронен в братской могиле парка Юннатов в городе Воронеже. Колесниченко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Летчик родился в Кировоградской области в селе Беждараки. В донесении о потерях указано отчество Ефимович. Мать Анна Федоровна проживала в городе Кироваграде. В армии герой с 1937г. Закончил в июле 1941г. Сталинградскую военную школу пилотов. Четвертого июля 1942г. командир эскадрильи 487-го истребительного полка лейтенант Константин Петрович Потапов в паре с лейтенантом Хасан Ханиповичем Ханиповым патрулируют на самолетах ЯК-1 небо в районе Воронежа. В воздухе они встречают группу бомбардировщиков, которых прикрывают 12 истребителей врага. Наши летчики вступают с ними в бой. Вскоре у Ханипова был поврежден мотор, и он вышел из боя. Оставшись в одиночестве, Потапов продолжал вести бой. Преследуя «мессершмитта», пилот, израсходовав весь боекомплект, пошел на таран. Летчик увеличил скорость, догнал противника и винтом отрубил ему хвостовое оперение. Вражеский самолет упал в районе деревни Масловка. Поврежденный самолет Потапов посадил на свой аэродром, который восстановили через два часа. За этот подвиг лейтенант Потапов награжден орденом Ленина. Девятого июля 1942г. летчик 525-го штурмового авиационного полка сержант Виктор Андреевич Тиханкин на ИЛ-2 не вернулся с боевого задания. Он родился в 1919 году в Саратовской области Балашовском районе на станции Аркадак. Закончил Балашовское летное училище. Командир части майор Михаил Иванович Ефремов и батальонный комиссар Яков Васильевич Марков написали в письме его матери, что летавшие на задание вместе с Виктором товарищи видели, как он мужественно воевал с фашистами в небе, но при возвращении на аэродром пропал без вести. Это сообщение не устроило родителей, и они написали письмо в полк сына с пометкой «друзьям Виктора Тиханкина» с просьбой рассказать подробности его гибели. Вскоре пришёл ответ от младшего лейтенанта Федора Петровича Тимофеева, который с Виктором обучался в Балашове в училище лётчиков, был его земляком и другом. Товарищ писал, что Виктор Тиханкин возвращался со штурмовки вражеского аэродрома. Недалеко от линии фронта на него напали несколько самолётов «Мессершмитт-109». Летчик вступил с ними в неравный бой и подбил два вражеских самолёта. Третьего врага он сбил тараном, когда у него, кончились патроны. На поврежденном самолете, раненный в бою, летчик перетянул линию фронта, но его догнал разъярённый потерями фашистский истребитель и атаковал уже на земле. То, что произошло дальше, видели бойцы 183-го зенитно-артиллерийского полка. Три захода немец делал на неподвижный самолет и в упор расстреливал летчика, который из-за ранения не мог выбраться из кабины. Самолёт загорелся. Его обгоревшее тело вытащили наши бойцы. Зенитчица Лидия Константиновна Грабенко вспоминала: «Я, Зоя Мудракова и Павел Пиунов отнесли его к дороге, что вела на село Придача. Здесь на краю поля его и похоронили. Грудь летчика была вся прострелена из пулемёта, перебиты пальцы. Лоб и нос уже обгорели. Судя по характеру ранения, он с прострелянными пальцами сажал самолёт». В 1958 году красные следопыты школы из села Репное по координатам Лидии Грабенко нашли захоронение Виктора Тиханкина. Он был торжественно со всеми почестями перезахоронен в братскую могилу в селе Выкрестово Новоусманского района. 13 июля 1942г. группа наших самолетов из 721-го истребительного полка, среди которых был младший лейтенант Степан Федорович Кырчанов, в районе деревни Каменка вступила в бой с шестью МЕ-109. В схватке с врагом Кырчанов был ранен в левую руку, а его подбитый самолет загорелся и пошел вниз. Летчик не растерялся и, заметив ниже себя «мессершмитта», таранил его. Самолеты горящим факелом пошли вниз, но раненому младшему лейтенанту Кырчанову удалось воспользоваться парашютом. За этот подвиг он награжден орденом Красного Знамени. Специальный корреспондент газеты «Известия» Л. Кудреватых в статье «Удары по немецкому авиационному корпусу «Рихтгофен» 29 июля 1942г. писал: «Лейтенант Кырчанов во время воздушного боя был ранен. Мотор его машины получил серьезные повреждения. Кырчанов пошел на свой аэродром. За ним погнались три немецких истребителя. Тогда Кырчанов таранил немецкую машину. Оба самолета в воздухе распались на куски. Кырчанову удалось выброситься на парашюте. Немецкий летчик разбился». После госпиталя Кырчанов вновь в строю, сбивает еще несколько вражеских самолетов. 5 февраля 1943г. самолет Кырчанова был сбит в районе Сталинграда. Приземлившись на вражеской территории, он, будучи раненым, попытался пробраться к своим, но на четвертый день был схвачен фашистами. В плену содержался в лагере «Луфтваффе-2». Отсюда он бежит, но неудачно. Второй побег привел его в ряды словацких партизан. Из числа советских офицеров, бывших военнопленных, и словацких патриотов Кырчанов организовал партизанскую ударную группу. Она вошла в состав 2-й партизанской бригады «За освобождение Словакии», которую возглавлял известный разведчик Евгений Павлович Волянский. Их бригада, в которую входило 2000 человек, вела бои с фашистами. Летчик на земле командует отрядом имени Эрнста Тельмана. В августе 1944г. отряд участвует в Словацком национальном восстании. Кырчанов с боевыми товарищами, громит немцев в городах Липтовски Градок, Левоча, Зволен. Степан Федорович награжден в марте 1945г. словацкой медалью «За храбрость». А на родине грудь отважного летчика и партизана украсила медаль «Партизану Отечественной войны 1-й степени». 12 августа 1942г. над селом Новая Усмань вступил в бой на американских самолетах P-39D командир авиационной эскадрильи 153-го истребительного полка капитан Александр Федорович Авдеев. Эскадрилья Авдеева, выпускника Борисоглебской военной авиационной школы, завязала бой с большой группой вражеских бомбардировщиков Ju-88, сопровождаемых истребителями Me-109. С первой же атаки двадцатипятилетнему командиру эскадрильи удалось сбить самолет ведущего группы. Строй бомбардировщиков распался. Часть из них стали освобождаться от бомб и поворачивать обратно. Увертываясь от истребителей сопровождения, Авдеев продолжал атаковать «юнкерсы». Но за первой волной бомбардировщиков показалась новая группа самолетов врага. Александр Федорович с двумя ведомыми врезался в их строй, ведя огонь короткими очередями. Когда кончились боеприпасы, он увеличил скорость и всей массой нанес удар по врагу. Оба самолета взорвались в воздухе. К январю 1942г. он совершил 189 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 7 самолетов противника. 10 февраля 1943г. капитану А.Ф. Авдееву присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Весной 1952г. трактористы, распахивая земли, обнаружили обломки самолета и останки летчика. По ордену Красной Звезды определили, что он принадлежал летчику Авдееву, который был родом был из Тамбовской области. Похоронен герой в поселке Новая Усмань. Это был первый таран, выполненный на американской «аэрокобре». 13 августа 1942г. командир звена 176-го истребительного полка лейтенант Сергей Васильевич Ачкасов в паре с командиром эскадрильи лейтенантом Антоном Анатольевичем Оже вылетели для прикрытия наземных войск, находящихся в Верхнехавском районе. В газете «Красная Звезда» от 21 августа 1942г. об этом боевом вылете была опубликована статья: «Второй таран лейтенанта Ачкасова»: «В районе одного населённого пункта группа истребителей встретилась с 6 «юнкерсами», которые в сопровождении 7 «мессершмиттов» шли бомбить наши боевые порядки. Начался воздушный бой. Три «мессершмитта» атаковали машину лейтенанта Ачкасова, чтобы отогнать его от «юнкерсов», которые уже готовились сбросить бомбы. В самом начале атаки один «мессершмитт» загорелся. Остальные истребители повели бой на вертикальных фигурах. Самолёты поднимались всё выше и выше. На высоте в 5000 метров у Ачкасова вышли все боеприпасы, и он решил таранить врага. Машина нашего лётчика ударила по одному из «мессершмиттов», и тот стал разваливаться по частям. Самолёт лейтенанта потерял управляемость. Ачкасов выбросился на парашюте. Это был второй таран лётчика - коммуниста лейтенанта Сергея Ачкасова. На боевом счету у него восемь немецких самолётов, сбитых лично, и два уничтоженных в групповом бою». Всё это время бой проходил в районе сёл Марьевка и Ново-Троицкое. Южнее Верхней Хавы. Ачкасова в бессознательном состоянии и с ранением плеча подобрали колхозники села Ново-Троицкое и доставили в полевой госпиталь № 4348, находящийся в районном центре. Четвертого февраля 1943г. ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Весной Ачкасова назначили командиром эскадрильи, но не долго пришлось повоевать ему в этой должности. Он погиб в возрасте 24 лет 14 марта 1943 года. Похоронен в городе Курск Курском районе на восточной окраине деревни Халино на территории военного городка №26. 27 декабря 1942г. старший лейтенант 722-го истребительного полка Петр Иванович Шавурин, вылетев вдогонку за вражеским разведчиком «Юнкерс-88» в районе станции Поворино, настигает его. Противник, заметив нашего истребителя, переходит в пикирование, чтобы оторваться от преследователя. Наш летчик, не прекращая огня по «юнкерсу», идет с ним на сближение. Видя, что враг может уйти в облачность и скрыться, Петр Иванович принимает решение таранить самолет. Он бьёт его в хвостовое оперение и, проскочив дальше, ударяет своей левой плоскостью по правой плоскости врага. Фашистский разведчик падает на землю вместе с экипажем. Шавурин покинул свой неуправляемый самолет на парашюте. Это был второй таран летчика. Первый он совершил, защищая город Горький 27 июля 1942 года. Вскоре, 14 февраля 1943г., летчик стал Героем Советского Союза. 12 марта 1943г. на станцию Валуйки пытались совершить налет 84 фашистских бомбардировщиков. Фашисты подходили к цели волнами по девять самолетов. На перехват врага вылетела эскадрилья 573-го истребительного полка капитана Леонида Петровича Кальяна. Шесть наших самолетов вступили в бой с первой девяткой врага, несшего в бомболюках смертоносный груз и планировавшего разрушить стратегически важный железнодорожный узел. В бою капитан Кальян сбил два вражеских самолета, но и его истребитель получил серьезные повреждения. Примеру командира последовал лейтенант Алексей Федорович Коковихин. Последовательно отбивая атаки бомбардировщиков, он зажег вражеский самолет, который факелом полетел к земле. Расстроенный строй стервятников сбросил бомбы вне цели и пустились на утек. В бою наш истребитель израсходовал весь боекомплект и у него был поврежден мотор, но к станции шла другая группа самолетов. Чтобы её остановить, лейтенант Коковихин таранит бомбардировщик врага. Фашисты повернули назад, а летчик приземлился на поврежденном самолете. В этом бою младший командир звена лейтенант Иван Никифорович Бухтияров атаковал врага и сбил немецкий самолет. У него в бою тоже закончились все боеприпасы, а фашисты упрямо двигались к станции. Чтобы не допустить противника к важному железнодорожному узлу, командир звена Бухтияров протаранил своим истребителем ЯК-1 вражеский бомбардировщик He-111. Увидев своего собрата, летящего камнем к земле, остальные самолеты в панике, сбросив бомбы, не доходя до объекта, ушли от цели. А наш летчик произвел посадку в поле на поврежденном самолете. Это был единственный бой в нашем крае, в ходе которого произошло два тарана. 24 мая 1943г. в трех километрах западнее деревни Уразово Валуйского района Белгородской области на самолете Як-7б Иван Никифорович Бухтияров пошел на второй таран «юнкерса». От удара истребитель Бухтиярова загорелся. Летчик пытался приземлиться на парашюте, но погиб. Похоронен герой в сквере на Красной площади в поселке Уразово Валуйского района Белгородской области. За бой у станции Валуйки капитан Кальян удостоен звания Героя Советского Союза, а младший лейтенант Бухтияров и лейтенант Коковихин получили ордена Ленина. 16 августа 1943г. у станции Чигла Таловского района лётчик 826-го истребительного авиационного полка лейтенант Александр Михайлович Маврин вступил в бой с фашистским бомбардировщиком. Израсходовав все боеприпасы, уничтожил его таранным ударом. Повреждённый самолёт посадил в поле. Известно, что родился он в 1916г. в Новосибирске. 5 ноября 1943г. летчик не вернулся с боевого задания. Похоронен летчик-истребитель в городе Суммы. За совершенный подвиг не награжден. Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 раз. В Воронежской области нам удалось найти информацию о девятнадцати таранах. Конечно, их было больше. Хваленые гитлеровские летчики боялись этого русского оружия. Не случайно маршал Геринг запретил своим асам сближаться с нашими самолетами ближе, чем на сто метров. Выполнить таран было непросто. Вражеский самолет отстреливался от преследовавшего его самолета, закладывал всевозможные виражи. Чтобы зайти ему в хвост, нужно было нашему летчику уничтожить воздушных стрелков, или быстрым маневром попасть в «мертвую зону» самолета, которая не простреливалась из пулеметов. После этого летчик выравнивал скорости обоих самолетов, чему мешал сильный воздушный поток. Угол атаки нужно было рассчитать так, чтобы обломки вражеской машины не задели свой самолет. Во время сильного удара винта необходимо было удержать самолет, чтобы винт сделал свое дело. После тарана требовалось пилоту большое мужество, чтобы вышедшей из повиновения искалеченной машиной, дотянуть до аэродрома и совершить посадку. На фото: Ст. лейтенант Анатолий Григорьевич Лукьянов Мл. лейтенант Виктор Антонович Барковский Майор Герой Советского Союза Владимир Николаевич Калачев Мл. лейтенант Василий Ефремович Колесниченко Лейтенант Константин Петрович Потапов (справа) Мл. лейтенант Степан Федорович Кырчанов Степан Федорович Кырчанов в плену Капитан Александр Федорович Авдеев Лейтенант Сергей Васильевич Ачкасов Петр Иванович Шавурин Таран. Рисунок из испанского журнала, 1941 или 1941 год. Продолжение. Последний раз редактировалось SERG16; 29.03.2015 в 14:42. Причина: объединение |
05.04.2015, 15:27 | #1230 | |
Форумец
Сообщений: 3,893
Регистрация: 19.04.2012
Не в сети |
Цитата:
Слева внизу ясно, ьанк на проспекте. Но вот обратите внимание на дом слева... Помните женщина с ребенком возвращается из эвакуации и идут мимо такого точно дома. Не он ли. Ни это ли разгадка дома Последний раз редактировалось SERG16; 05.04.2015 в 19:34. Причина: объединение |
|