Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Спасский и Ильинский храмы |
|
Опции темы |
25.10.2009, 20:06 | #2 |
Потапов
Сообщений: 2,351
Регистрация: 21.04.2008
Не в сети |
Добавлю фото
- не признал? Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 11:50. |
25.10.2009, 20:10 | #3 |
Форумец
Сообщений: 7,645
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 11:50. |
25.10.2009, 20:16 | #4 |
Потапов
Сообщений: 2,351
Регистрация: 21.04.2008
Не в сети |
SERG16, а не этот?
http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...1&d=1164698127 |
25.10.2009, 20:18 | #5 | |
Форумец
Сообщений: 7,645
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Цитата:
Вот еще одна фотография Спасского храма: Последний раз редактировалось SERG16; 16.12.2017 в 19:45. |
|
25.10.2009, 20:31 | #6 |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
|
31.03.2010, 15:24 | #7 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Купола двух разоренных храмов вот уже тридцать лет составляют привычный пейзаж для студентов университета. Стоит только выглянуть из окна аудитории в направлении водохранилища, и в них упирается взгляд. Поневоле представляется, как сияли бы их главы с золочеными крестами, если жили бы храмы своей привычной жизнью... Увы, идеология большевизма, сама основанная на бездумной вере в ничто, не допускала существования рядом никакой другой системы духовных ценностей. При взгляде от университета налево будет Ильинская церковь. Боковой придел храма в честь святого Илии, праздник которого отмечается 20 июля по старому стилю, дал общеупотребительное название всей церкви. Ветхозаветный пророк Илия жил за девять веков до рождения Иисуса Христа. Он был известен как справедливый судия, строгий подвижник и ревнитель веры в Бога истинного. Во время земной жизни Иисуса Христа, глядя на творимые Им чудеса, многие считали Его олицетворением Илии, снизошедшим с неба. Русский народ глубоко почитал пророка; самая первая церковь, построенная в Киеве после принятия христианства, была посвящена ему. Главный престол храма назывался Входоиерусалимским, и память о вхождении Иисуса Христа в Иерусалим. Событие сие празднуется на последней неделе Великого поста, перед днями добровольных страданий и спасительной для человеческого рода смерти Бога-Сына. Иисус Христос намеревался войти в Иерусалим из Вифании со своими учениками, Его сопровождал народ. На горе Елеонской, откуда был виден весь Иерусалим, Иисус предсказал бедствия, которые должны постигнуть этот город за то, что тот не уразумел времени посещения Божия. В Иерусалимском храме Христос исцелил всех больных и страждущих, чем вызвал озлобление первосвященников и книжников. Они окончательно утвердились в мысли погубить Его. День Господь провел в Иерусалиме, на ночь возвратился в Вифанию. Великий праздник в память этого события установлен христианами в IV веке. Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви, в гот момент уже считавшейся ветхой, относится к 1642 году. В 1642—1645 годах она была перестроена воеводой М. А. Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Ильи-пророка. К концу XVII века Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входоиерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Во время пожара 1748 года деревянная церковь сгорела. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви (ту переделывали в тот момент в каменную). Простояла такая церковь недолго, всего полтора десятилетия. В 1767 году началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 года епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 года. Еще один придельный алтарь в трапезной — в честь мученика Антипы — устроен в 1810— 1812 годах на средства купца И. Рьндина. Деньги на создание иконостасов в приделах пожертвовал купец Н. Рубцов. Как отмечал в конце минувшего века Д. И. Самбикин, заботами старосты А. Петрова Ильинский храм «благолепно» украшен, его интерьер — лучший в Воронеже: стены отделаны под мрамор и покрыты росписью. Внимание прихожан приковывали великолепные иконы, среди них Божия Матерь, написанная в XVIII веке и одетая в 1847 году серебряной ризой в память об избавлении города от холеры, а также иконы священномученика Антипы и благоверного князя Александра Невского. К началу XX столетия Ильинская церковь считалась одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи. Храм представлял собой обычный тип восьмерика на четверике с массивным сводом. Хорошо знакомый читателям искусствовед Юрий Успенский составил в 1922 году детальное описание церкви, отметив в ней общие для воронежской архитектуры элементы и указав оригинальные, только ей свойственные черты: «Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным же барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, будто летучие мыши, поместились большие окна с широкими причудливыми наличниками, так напоминающими своей своеобразной формой окна Петропавловской церкви. Напоминают последнюю и пятигранная алтарная часть, и план церкви в виде креста, боковые части которого образованы низенькими пристройками классического типа, и маленькие главки, расположенные на алтарной части и трапезной. Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмеричок, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проемами звонов, украшены оригинальными парными, соединенными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и книзу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая ее приземистость напоминают что-то далекое, русское. А ее прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко». Ильинская церковь была одноштатной: священник, дьякон, псаломщик. Жалование свое они получали за счет процентов с капитала в восемь тысяч рублей да в виде арендной платы с 49 десятин пахотной земли. Прихожан насчитывалось до 500 душ. В 1872 году для помощи бедным было создано церковное попечительство. Существовала и богадельня для престарелых женщин, па содержание которой в 1879 году мещанин А. Петин пожертвовал пятьсот рублей. В середине XVIII века у Ильинской церкви было отмежевано приходское кладбище размерами примерно по 27 аршин (19 метров) во все стороны от храма. Особо примечательных похорон купцы Елисеевы тут не наблюдали, отметив лишь погребение в 1770 году матери купца Антона Тресорукова. Священников в Ильинской церкви почти за три столетия ее жизни сменилось немало, в большинстве своем это были весьма достойные люди. Внимание любителей старины прежде всего привлекает фамилия Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич (?—1776), был священником этого храма в 60—70-е годы XVIII века. По всей видимости, священнический сын Евфимий (1767—1837), в будущем митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был окрещен в Ильинской церкви, тогда еще старой, деревянной. Семья Болховитиновых жила неподалеку от места службы своего хозяина. Уже после его смерти, в 1782 году, вдовой и детьми было застроено дворовое место в Ильинском приходе, «идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка на левой стороне четвертое от погоста угольное место». Переулок этот, соединяющий две церкви, цел и посейчас, но старинного деревянного на каменном фундаменте дома там уже не сыскать. В 1809 году Входоиерусалимская церковь стала местом крещения старшего сына в семье Кольцовых: «Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильевна Чеботарева». Прасольскому сыну Алексею Кольцову суждена была в жизни общероссийская слава поэта, певца подворонежских степей. В тот момент семья обитала неподалеку от церкви, на Большой Стрелеи-кой улице. В 1860—1910-е годы священствовал в Ильинском храме Аристарх Алексеевич Аристов. В канун революции 1917 года пастырский посох находился в руках его внука, отца Алексея Аристова, в советское время перешедшего к Тихвино-Онуфриевской церкви. История Входоиерусалимокой церкви в большевистский период нашей жизни осталась в тени. Нет в документах Губсовнархоза ее ответа на запрос о том, какие драгоценные предметы в оной сберегаются. Нет упоминаний, находилась ли она в руках верующих патриаршей ориентации пли была отобрана обновленцами. Не встретилась и точная дата ее закрытия. Ясно лишь, что это произошло в начале 1930-х годов. Доподлинно известно, что уже в 1934 году там находился архив. Церковное помещение использовалось под хранилище рукописей совместно Областным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства и Областным историческим архивом. В Ильинскую же церковь архив вернулся из эвакуации. В доме причта, что справа от храма, с 1944 года расположилось архивное управление, тогда входившее в ведомство НКВД, и читальный зал. Исследователи работали там недолго, вскоре перешли в Успенскую церковь, а затем в специально построенное здание рядом с Областной библиотекой. Сейчас Ильинская церковь используется исключительно как фондохранилище. На высоченных многоярусных стеллажах покоятся связки дореволюционных и советских доку ментов. Сюда из основного корпуса отправлены те из них, которые не пользуются особой популярностью у краеведов, чтобы пореже приходилось носить тяжеленные тома. Но в последние годы само понятие ценности информации меняется. Сотрудникам госархива чуть ли не каждодневно приходится отправляться в Ильинку за делами фонда Палаты гражданского суда. Без фактов, содержащихся здесь, не восстановить детальную историю воронежских памятников истории и архитектуры. В конце 1993 года областная администрация приняла принципиальное решение о возвращении епархии Ильинской церкви, а также Спасской, тоже занятой архивом. Но документы не могут быть выброшены на улицу, ибо в них заключена наша подлинная история. Сам архив — учреждение бюджетное, собственных средств не имеет. Как долго будет решаться вопрос о предоставлении ему помещений взамен церквей или о строительстве нового здания, предсказать не берусь. Но лед тронулся, право епархии на свою собственность признано, и теперь уже сияние восстановленных куполов перед университетскими окнами—вопрос времени. А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год). Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:11. |
31.03.2010, 15:25 | #8 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ
За главным корпусом университета открывается прекрасный вид на склоны холмов и левобережье. С этой наблюдательной площадки начинаются все экскурсии по Воронежу. Прямо перед глазами — две церкви. Об одной из них, Ильинской, речь уже шла. Теперь настал черед второй, Спасской. К ней также можно пройти с правой стороны университета, по улице Фрунзе (прежде она звалась Консисторской; в городской топонимике, кстати, были улицы Покровская, Введенская, Воскресенская, Ильинский съезд, Спасская и др.). Храм отмечает свой престольный праздник 16 августа по старому стилю. Престол именуется так: «Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград». Столь сложное и вычурное наименование имеет под собой следующие библейские события. В земной жизни Иисуса Христа слава о Его чудодейственной силе достигла города Едесы, что за Евфратом. Князь этой местности Авгарь, больной проказой, поверил в Него, как в Бога, и попросил Иисуса прийти к нему, дабы вылечить и одновременно укрыться в городе от недоброжелателей. Иисус отклонил приглашение, но сказал, что когда он вознесется на небо, то пришлет одного из апостолов исцелить князя. Гонец Авгаря, живописец Анания, хотел сделать изображение Христа, но не мог уловить Его божественный лик, который постоянно менялся. Иисус Христос велел подать себе воды и полотенце, умыл лицо и отер его полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Полотенце хранилось у Авгаря в Едесе как святыня. В 944 году, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, образ Бога был перенесен из Едесы в Константинополь. Само перенесение нерукотворного Спаса осуществлялось торжественно, день события стал великим праздником. Спас был захвачен крестоносцами в 1204 году, погружен на корабль для отправки в Венецию, но тот затонул в Мраморном море. Первое упоминание о находящейся в «воронежском кремле» (крепости) церкви относится к 1676 году. Именовалась она тогда «Преображения Господа нашего Иисуса Христа». Архимандрит Димитрий (Д. И. Самбикин) считал, что Спасская церковь выстроена вместо нее, но мне кажется, что ближе к истине автор статьи о храме в «Воронежской старине» (1905) Т. Д. Попов. Он отмечал, что Преображенский храм уже в раннюю пору одновременно именовался Спасским. Есть об этом упоминание в документах, да и древняя икона Преображения Господня оставалась особо чтимой в новом храме. С 1741 года начинается история каменного здания. В тот год посадские люди во главе со священником Михаилом Феоктистовым обратились к епископу Иоакиму с просьбой разрешить построить «наместо обветшавшей деревянной церкви всемилостивого Спаса каменную во имя же всемилостивого Спаса». В следующем году среди прихожан был пущен подписной лист по сбору «храмосозидательных» средств. Суммы вносились самые разные, в зависимости от достатка от нескольких копеек до четырехсот рублей. Первоначальный капитал скопили, и в 1744 году новый иерарх, Феофилакт, разрешил приступить к переустройству церкви. С работами, требовавшими тонкого мастерства и тщательного соблюдения технологического цикла, тогда не торопились, премии за досрочную сдачу объекта не причитались. Придел во имя святого Николая Чудотворца епископ освятил 11 ноября 1750 года. Основной же храм во имя нерукотворного Спаса был завершен пять лет спустя, к 1755 году. С возведением еще одного придела, во имя Смоленской иконы Божией Матери (одним именем церквей в городе не называли, а однотипные приделы существовали), связана курьезная история. У Агафьи, вдовы флотского офицера Яно-ва, грека по национальности, хранилась «местночтимая» Смоленская икона Божией Матери. Сам Янов не успел подыскать ей достойное место в храме. Агафья же стала устраивать дома молебны перед образом Богородицы, приглашала для этого окрестных священников и собирала деньги для строительства придала в честь реликвии. Епископ Тихон III счел домашние службы неприличными, наказал священников (в их числе оказался и Алексей Болховитинов из Ильинского прихода) и вдову. Но придел при Спасском храме во имя иконы Смоленской Божией Матери все же был выстроен и освящен в 1777 году. Туда и перешла икона «древнего письма» в серебряной позлащенной ризе. Приходское кладбище вокруг Спасской церкви сугубого внимания купцов Елисеевых не привлекало. Они отметили здесь только похороны купца Василия Черницына в 1765 году и через пять лет — жены купца Анны Бозлуковой. В XIX веке Спасской церкви пришлось претерпеть немало перестроек. В 1841 году была расширена трапезная с алтарями, переделаны ее своды. В 1851 году вместо «низкого, темного и непоместительного» выстроен новый главный алтарь. В 1854 году в старой колокольне обнаружились опасные трещины, угрожавшие обвалом. Местный архитектор Егор Харитонович Гиацинтов (1825 — после 1861) — к слову сказать, дед известной русской актрисы и режиссера Софьи Владимировны Гиацинтовой — предложил возвести заново четырехъярусную колокольню и вынести приделы из трапезной к главному алтарю. Его проект отправили на рассмотрение в столицу империи, где «для большей устойчивости церкви и для благовидности фасада» чертежи решено было доработать. Этим занялся кто-то из главного строительного ведомства. Проект перестройки Спасской церкви утвердил сам Александр II 29 января 1857 года. Работы по нему были осуществлены в 1857—1859 годах, хотя и не полностью: колокольня по сравнению с первоначальным замыслом была снижена и в натуре оказалась двухъярусной. По обе стороны ее первого яруса пристроили караулку и кладовую, при входе — паперть. Позже вокруг церкви в два приема возвели ограду, в 1880 году устроили новые иконостасы. В 1859 году купеческая вдова Олимпиада Яковлевна Синицына внесла пожертвования на содержание престарелых и одиноких женщин, в 1895 году к этому еще прибавился дар купца Федора Федоровича Бухонова. На эти деньги в конце века близ церкви была построена небольшая каменная богадельня. В это же время появилась школа грамоты для начального обучения окрестной детворы. Спасская церковь была одноштатной, ее клир насчитывал трех человек: священник, дьякон и псаломщик. Жалованием им служили арендная плата за 17 десятин пашенной земли, банковские проценты с пяти с половиной тысяч рублей и доброхотные подаяния за исполнение треб. Священники этой церкви наряду со служением в ней преподавали в различных учебных заведениях. В XVIII веке длительный срок служил здесь отец Михаил Спасовский (1719— 1779). С 1863 по 1865 год священником был Михаил Иванович Некрасов, постригшийся позже в монахи и достигший епископского достоинства с именем Лаврентия. Его сменил до 1874 года отец Иван Смирпицкий. В 1883—1901 годах настоятелем у Нерукотворного Спаса был Александр Васильевич Палицын, перешедший затем к Чугуновской кладбищенской церкви. С 1901 года в Спасском храме обретался Тихон Дмитриевич Попов, который вскоре приобрел известность как богослов. С момента создания Сельскохозяйственного института в 1913 году он занял там кафедру богословия, стал профессором, был избран депутатом в четвертую Государственную Думу. Еще пару десятилетий назад его считали ярым реакционером и в качестве иллюстрации приводили слова, сказанные им в 1906 году с амвона церкви: «Если вы, братие, увидите вора, разбойника, мошенника, протяните этим несчастным руку, но если вы встретите социалиста или толстовца, то плюньте на них и бежите от них». Насчет последователей учения Льва Толстого почтенный богослов явно переборщил, ибо в их взглядах не было места насилию, а по поводу социалистов... похоже, был недалек от истины. В 1918 году отца Тихона из института уволили. Как жил он дальше, точно не знаю, но доподлинно известно, что рук чекистов он миновал. Но вернемся к Спасской церкви. Перед революцией ее приход насчитывал 111 дворов, 631 человека. Прихожане были рассеяны по всему Воронежу, жили даже в пригородной слободе Чижовке. Это приводило, как отмечал тот же Тихон Попов, к отсутствию тесных связей прихожан с храмом и пастырем, к их взаимному отчуждению. Революция 1917 года, которую встретил в Спасской церкви священник В. А. Милоградский, сразу вроде бы не внесла особых перемен в веками отлаженную религиозную жизнь. Но это оказалось началом конца, предвестником скорой гибели. В декабре 1918 года от В. Милоградского потребовали отчета о сокровищах храма. Батюшка особо не усердствовал, назвал лишь богослужебные предметы безо всякого их взвешивания: пять крестов напрестольных, два ковчега, три сосуда с приборами, пара венцов, два кадила и четыре лампады. В начале 1930-х годов храм у верующих отобрали, общину разогнали. Здание передали госархиву под хранилище документов. Архив владеет им не единолично, а делит с типографией Управления внутренних дел. У семи нянек, как известно, дитя без глазу. Колокольня и купол оказались усеченными, вся церковь из-за этого выглядит придавленной к земле. Как и все культовые сооружения города, Спасская церковь состоит на государственной охране как памятник архитектуры республиканского значения. Но что реально дает ей этот почетный статус? Ни денег, ни стройматериалов ее совладельцы не имеют, а в нынешнее время и вовсе чувствуют себя здесь временными жильцами. В конце 1993 года Спасскую церковь решено было возвратить епархии. Все, что сказано мною по этому поводу об Ильинской церкви, можно отнести и к соседней с ней Спасской. Не исключено, что и улица Фрунзе вскоре вернет свое первоначальное название. А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год). Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:11. |
21.09.2010, 01:55 | #13 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Почти тот же вид http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...1&d=1284565888 , но на этом Спасская церковь еще реставрируется.
|
30.03.2011, 18:58 | #14 |
Форумец
Сообщений: 7,645
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Не раз задавался вопросом, почему две церкви - Спасская и Ильинская были построены настолько близко друг к другу?
И это не говоря о том, что рядом был Митрофановский монастырь, Вознесенская церковь, Пятницкая... Последний раз редактировалось SERG16; 25.12.2016 в 09:03. |
01.04.2011, 19:38 | #15 | |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
Цитата:
А монастырские храмы не в счет - у них своих приходов не было. |
|
17.04.2016, 18:32 | #23 | |
Форумец
Сообщений: 92
Регистрация: 25.11.2007
Не в сети |
Цитата:
И ещё впервые оказался внутри на территории, сфотографировал алтарную часть. Извиняюсь за качество, фоткал на телефон. |
|