Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Авангард, остановленный на бегу |
изобразительное искусство в Воронеже |
|
|
Опции темы |
09.05.2007, 11:51 | #32 | |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Цитата:
это ещё не весь материал - только маленькая часть книги. дальше будет много писем, статей и информации о художниках. ну и, конечно, картинок |
|
10.05.2007, 00:35 | #33 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Художникам авангарда достаточно было места на одной
земле с АХРР, их творчество развивалось в иной пло- скости, не предполагавшей конкуренции. В 1924 году журнал «Жизнь искусства» опубликовал подборку «Худож- ники об АХРР». «Левые в идее АХРР видят красное пе- редвижничество,— писал Малевич.— Удивления достоин антагонизм со стороны АХРР к беспредметникам. Мы не враги, т. к. наши пути слишком различны. Художники АХРР бытописатели и изобразители события, левые же художники — сами творцы этого быта и участники ре- волюционных событий. Творить и самому же описывать творимое — несовместимо» 1. Чем ближе надвигались тридцатые годы, тем ожесто- ченнее становились нападки на авангард. Этот процесс шел по всей стране, но остановимся лишь на нескольких событиях художественной жизни Ленинграда. В 1923 году в Петрограде возник ГИНХУК—первый в мире исследовательский центр, разрабатывавший пла- стические проблемы новейшего искусства. К. Малевич был директором института, его отдел работал над теорией прибавочного элемента в живописи, объяснявшей истори- ческую смену художественных форм. Другими отделами руководили В. Татлин, М. Матюшин, П. Мансуров, Н. Пунин. ГИНХУК был и учебным центром, где занимались аспи- ранты и практиканты. Через Институт прошли многие художники, ставшие ведущими мастерами Ленинграда,— Борис и Мария Эндер, Л. Юдин, Н. Суетин, И. Чашник, А. Лепорская, Е. Магарил, Ю. Васнецов, В. Курдов, В. Стер- лигов и другие. ГИНХУК был очагом высокой художест- венной культуры, следы которой сохранились в искусстве Ленинграда до наших дней. Институт с его высокими критериями художествен- ного творчества был бельмом на глазу для набиравшей политическую силу АХРР. Он уводил от нее художествен- ную молодежь, стремившуюся приобщиться к подлинно- му искусству. 1926 год стал роковым для ГИНХУКа. В июне откры- лась очередная выставка исследовательских и творческих работ Института. В залах бывшего дома Мятлевых (Исаа- киевская пл.), где помещался Институт, были экспониро- ваны произведения Малевича и его последователей, груп- пы Матюшина, экспериментальные работы Мансурова, вы- весившего к тому же два своих манифеста. Выставку посетил критик Серый (псевдоним Г. Гингера), предста- вившийся Малевичу как идеолог АХРР. Его статья об этой выставке — «Монастырь на госснабжении» — появилась 10 июня 1926 года в газете «Ленинградская правда»: «Под вывеской государственного учреждения приютился монастырь с несколькими юродивыми обитателями, ко- торые, может быть и бессознательно, занимаются откро- венной контрреволюционной проповедью, одурачивая на- ши советские ученые органы» 2. Это была одна из первых статей, в которых разбор произведений искусства, то есть художественная критика, переводился в идеологическую плоскость, а точнее в пло- скость политического доноса. Позже этот публицистиче- ский жанр получит широкое развитие, потеснив на стра- ницах газет привычный для обывателя материал. . ' Жизнь искусства. 1924. № 6. С. 24. 2 Серый Г. Монастырь на госснабжении // Ленинградская правда. 1926. 10 июня. Г.Серый Ленинградская правда. 1926. 10 июня
|
10.05.2007, 01:08 | #34 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
После статьи в «Ленинградской правде» в ГИНХУКе
начались обследования и комиссии, рассматривавшие его работу. Составленные из серьезных ученых, они подтвер- ждали научную ценность исследований ГИНХУКа, но ко- лесо уже крутилось, и повернуть его в другую сторону было невозможно. В. М. Ермолаева, остро переживавшая возникшую си- туацию, оптимистически считала, что «энергия, заложен- ная в нашей группе, не только останется победительницей в этих временных перепитиях каждодневной войны, но сможет стать опорой развеянных группировок беспред- метников». «Перепитии» были не «временные», а обо- стряющиеся и усугубляющиеся. Малевич был дально- виднее. 16 июня на общем собрании Института он выра- зил сожаление о том, что, «может быть, не придется про- должать этих собраний, так как завтра благодаря статье Серого в „Ленинградской правде" будет комиссия, кото- рая может положить конец и прекратить всякую куль- турную деятельность ГИНХУКа, могущую принести много пользы для изучения искусства и выяснения его природы» '. Несмотря на защиту со стороны ученого мира, ГИНХУК был ликвидирован осенью 1926 года. Критику Серому принадлежат неоспоримые лавры Герострата в разгроме Института. Но этого было недостаточно, нужно было расправиться и с самим Малевичем. В 1927 году выставка его работ состоялась в Берлине, куда художник сопровождал ее, а по возвращении в Ленинград был арестован как «гер- манский шпион». В 1932 году Филонов встретил его в Рус- ском музее на выставке «Художники РСФСР за XV лет», которая стала последней для обоих мастеров. Филонов оставил запись в дневнике о разговоре с Малевичем: «Затем он стал жаловаться на свою судьбу и сказал, что просидел три месяца в тюрьме и подвергался допросу. Следователь спрашивал его: „О каком сезаннизме Вы го- ворите? О каком кубизме проповедуете?" АХРРы хотели меня совершенно уничтожить. Они говорили: „Уничтожь- те Малевича и весь формализм пропадет". Да вот не унич- тожили. Жив остался. Не так-то легко Малевича истре- бить» 2. К. Малевич вышел из тюрьмы, но больным человеком; рак, полученный в результате нервного стресса, свел его в могилу через несколько лет. Столь же трагичной, хотя и по-другому, была судьба П. Филонова и его школы. Он вошел в русское искусство в самый канун первой мировой войны и занял в русском авангарде отличное от всех место. Его «разбудил» не ку- бизм и не французское новое искусство; с самых первых шагов его вдохновляли иные истоки — русская архаика, лубок, народное искусство в его различных проявлениях. . ' Доклад Малевича на межотдельском собрании сотрудников ГИНХУКа по критике и обсуждению работ всех отделов: Стенограмма. 16 июня 1926. ЛГАОРСС, ф. 2555, оп. 1, д. 1018, л. 160. 2 Филонов П. Н. Дневник. Запись 4 ноября 1932. РО ГРМ, ф. 156, д. 28. л. К. С. Малевич
Иеромонах Госбюджетного монастыря: Иосаф. В мире: Казимир Малевич Р.5. Александр Бенуа2 пишет в «Речи»: перед нами ЛГАОРСС, ф. 2555, оп. 1, д. 1018, л. 188, 189 Публикуется впервые * Яблоновский Александр Александрович (1870—1913), псевд. Homo Sapiens,— фельетонист. 'Мансуров Павел Андреевич (1896—1983)—художник, ру- ководивший в ГИНХУКе Экспериментальным отделом. 2 Бенуа Александр Николаевич (1870—1960)—художник и критик, входивший в объединение «Мир искусства». С резкой неприязнью встретил супрематизм Малевича (см. Бенуа А. Последняя футуристская выставка//Речь. 1916. 9 января). 3 Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866—1941) — писатель и художественный критик. Его книга статей «Грядущий Хам» была опубликована в 1906 г. 4 Струве Петр Бернгардович (1870—1944)—политический деятель, философ, экономист. 5 Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)—поэт-символист. |
10.05.2007, 01:58 | #35 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Уже в 1912 году, на заре кубистических увлечений, Фило-
нов выступил с критикой Пикассо и кубофутуризма, «при- шедшего в тупик от своих механических и геометриче- ских оснований» '. В это время он разрабатывал принци- пы аналитического искусства, противоположные кубисти- ческой концепции. Неповторимость и национальное своеобразие искусства Филонова было в полной мере замечено и оценено кри- тикой в период грандиозной выставки 1919 года в Зим- нем дворце, где художник демонстрировал свой жи- вописный цикл «Ввод в мировый расцвет». «Араратом на выставке выглядит Филонов,— писал В. Шкловский.— Этот не провинциал Запада. А если и провинциал, то той провинции, которая, создав себе новую форму, готовит поход для завоевания изжившего себя центра. (...) В Фи- лонове сейчас сила русской, не привозной живописи» 2. В 1929 году Русский музей предложил Филонову устроить персональную выставку. Картины были развешены в залах, сотрудница музея В. Н. Аникиева создала каталог со вступительной статьей, дающей глубокую и объектив- ную оценку творчества художника. Но сразу начались осложнения. Силы, враждебные глу- бокому духу эксперимента, составлявшему существо фи- лоновского творчества, сделали все возможное, чтобы вы- ставка не состоялась. Из готового каталога была «вынута» статья Аникиевой и заменена текстом С. К. Исакова, по- рочащим искусство Филонова. Противники выставки ор- ганизовали ряд закрытых общественных просмотров с уча- стием рабочих, на мнение которых хотели опереться, но произошла осечка — рабочие высказались за открытие выставки. Вот два характерных отзыва: «Т. Фадеев („Красный Гвоздильщик"). Выставку надо открыть, широко оповестив массы, так как искусство Фи- лонова революционное, это искусство будущего. Т. Волынский (Лесозавод). Я слышал сейчас из уст ра- бочих: «Кто был на Германской войне, тот поймет картину Филонова „Германская война". К картинам надо подойти и постараться понять. Выставке надо содействовать» 3. Почти два года, пока в залах музея-находилась не- открытая выставка, в прессе шла полемика, громоздив- шая обвинения в адрес художника, возбуждавшая «клас- совую» ненависть к его творчеству. Уже были произне- сены слова об обострении классовой борьбы по мере продвижения социализма, моментально сказавшиеся на критике. Н. Богораз в статье «Классовая сущность фило- новщины» писал: «Лишенная живых связей с великим стро- ителем эпохи — рабочим классом,— омертвевшая было филоновщина проявляет признаки беспокойного ожив- ления в моменты необычайной заостренности классовой борьбы в стране. Поэтому устройство выставки худ. Фи- лонова без четкого марксистского „критического окру- жения" было бы ложным шагом» 4. ' Филонов П. Н. Канон и закон. 1912. РО ИРЛИ, ф, 656. 2 Шкловский В. Свободная выставка во Дворце искусств//Жизнь ис- кусства. 1918. № 149—150. 3 Протокол общественного просмотра выставки произведений Фило- нова. 30 декабря 1929. ГРМ, ведомств, архив, оп. 6, д. 771, л. 13. 4 Красная газета: вечерний выпуск. 1931. 9 января. Отрывки из дневника П. Н. Филонова' Луппиан Владимир Карлович — член МАИ. 2 Капитанова — художница филоновской школы, способство- вавшая расколу коллектива МАИ. 3 «Художники РСФСР за XV лет». На этой выставке, от- крывшейся в Русском музее, последний раз демонстрирова- лись работы Филонова. 4 Шарф был расписан Филоновым в подарок жене — Е. А. Серебряковой. Сейчас хранится в фонде Русского музея. 5 Дочкой филонов звал свою жену Екатерину Александровну Серебрякову, в прошлом народоволку. |
10.05.2007, 02:09 | #36 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Были, однако, и редкие выступления в защиту Фило-
нова. Неожиданным был голос, раздавшийся из ахрров- ского стана,— письмо И. Бродского в «Красную газету» с высокой оценкой Филонова как художника, которым «наша страна» может «вполне заслуженно и законно гор- диться». Бродский заявил, что Русский музей совершает ошибку, не открывая выставку мастера, равных которому нет «не только у нас, но и в Европе и в Америке» 1. Но все это было напрасно,— колеса истории крутились в другую сторону. В неопубликованной в России статье о неоткрывшейся выставке Филонов писал: «На вопрос, предложенный заместителю директора музея товарищу Ивасенко, упорнейшему врагу выставки: „почему выстав- ка до сих пор не открыта?", он ответил: „по моей вине — я разъяснил партийным кругам, что искусство Филонова отрицательное явление, что оно непонятно. Я поднял про- тив него советскую общественность. Я боролся с Москвою, требовавшей открытия выставки, и пока я здесь — она не будет открыта. Его искусство — контрреволюционно"» 2. Конец истории о выставке Филонова был самый эле- ментарный. 9 октября 1930 года дирекция Русского музея получила служебную записку от ленинградского инспекто- ра по музеям НКП РСФСР, которой предписывалось: «На основании распоряжения заведующего сектора ВУЗов и научных учреждений предлагается Вам намеченную к открытию выставку худ. Филонова не открывать для обозрения, а свернуть» 3. История с выставкой нанесла удар и по МАИ, возник- шему в 1925 году и получившему официальные права художественного объединения в 1929 году после выставки в Доме печати. Были разные поводы, приведшие к рас- колу коллектива, но глубинная причина, разрушившая его,— это печатная и устная травля Филонова, его искус- ства, его последователей. Не многие решались связывать свою судьбу со школой Филонова. Его учеников лишали работы. Скульптору И. Суворову предложили заказ, но спросили: «Вы, кажется, работали с Филоновым, а затем порвали с ним?». Суворов ответил, что действительно ра- ботает и сейчас в установке на ту школу. Тогда ему пред- ложили: «Ну так напишите нам свое отречение от Фило- нова». Суворов отказался 4. Заказ отменили, поручив ра- боту другому. От Филонова, не выдержав напряжения, которого тре- бовала его школа, и раньше уходили ученики, но никто не покидал его так, как это сделал Е. А. Кибрик: он напечатал две статьи, в которых отрекся от учителя и осудил его творчество: «Ошибки первого этапа тесно связаны с идеа- листической формалистической концепцией ленинград- ского художника П. Филонова»5. . Красная газета: вечерний выпуск. 1930. 25 ноября. 2 Филонов П. Н. «Выставка Филонова в Русском музее все еще не от- крыта...». 1931. ЦГАЛИ, ф. 2348, оп. 1, д. 23, л. 1—5. 3 ГРМ, ведомств, архив, оп. 6, д. 771, л. 19. 4 Филонов П. Н. Дневник. Запись 17 февраля 1933. РО ГРМ, ф. 156, д. 30, л. 71. 5 Кибрик Е. Творческий путь Изорама//Советское искусство. 1932. 27 мая. И. Бродский |
10.05.2007, 02:16 | #37 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Работу не мог найти и Филонов. В дневнике все чаще
появляются такие записи: «Нет того дня, чтобы я не ждал какого-либо заработка — заработка нет. По искусству мне заработать невозможно» '. Иногда работу для Филонова брал на свое имя Петр Серебряков, сын его жены. Это были, как правило, портреты вождей. В 1934 году П. Серебряков получил заказ на роспись круга под маятником Фуко в Исаакиевском соборе. Филонов работал по ночам, когда собор был пуст, рабо- тал инкогнито: «Мне трудно было в течение почти 1/4 го- да работы в музее умалчивать о своей фамилии» 2. Художник вел полунищенский образ жизни, особенно в тридцатые годы, но не бросал творчества, без которого его существование лишалось смысла. 30 августа 1935 года он записал: «Все это время, начиная с первых дней июня, я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день. Лишь один раз я купил на 50 к. цветной капусты да затем, сэкономив на хлебе, купил на 40 к. картошки, „раскра- савицы картошки". Дней за 10 до 30 августа, видя, что мои деньги подходят к концу, я купил на последние чая, саха- ра, махорки и спичек и стал, не имея денег на хлеб, печь лепешки из имевшейся у меня белой муки. 29, экономя все время на муке, я спек утром последнюю лепешку из последней горсти муки, готовясь по примеру многих, многих раз — жить, неизвестно сколько, не евши» 3. Тридцатые годы добавили новые испытания. Пресса снабдила художника клеймом «классового врага», кото- рому верила неискушенная молодежь. На одном из дис- путов зимой 1934 года, где выступил Павел Филонов, к Е. Е. Енею, главе тогдашнего ленинградского Союза худож- ников, подошел комсомолец и спросил: «„Почему Фило- нова не пустят в расход?" Еней ответил, что Филонова не стоит пускать в расход — это хороший мастер» 4. Страшен не только вопрос, столь же чудовищен и ответ. Такой же травле подвергались и ученики Филонова. В 1931 году в Русском музее открылась выставка, на ко- торой были показаны 296 работ художников, созданных в поездках на новостройки и в колхозы. Критика выступила с обвинениями политического характера в адрес многих художников и прежде всего мастеров школы Филонова: «На этой выставке мы имеем целый ряд произведений группы формалистов, которые нельзя иначе квалифици- ровать, как выступление классового врага. Таковы произ- ведения Лабаса, Тышлера, Зевина, филоновцев — Сашина, Кибрика, Кондратьева. В художественных произведениях они дают классово-искаженное представление о действи- тельности. Работы Тышлера, жуткая кулацкая деревня Сашина — это сознательное уродование, издевка над дей- ствительностью» 5. . ' Филонов П. Н. Дневник. Запись 2 августа 1936. РО ГРМ, ф. 156, д. 32, л. 47. 2 Там же. Запись 28 июля 1934. РО ГРМ, ф. 156, д. 31, л. 40. 3 Там же. Л. 88 с оборотом. 4 Там же. Л. 12. 5 Гросс В. Красная газета: вечерний выпуск. 1931. 22 мая. |
10.05.2007, 02:25 | #38 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
С 1932 года участников филоновской школы начинают
вызывать в ГПУ, а затем в НКВД на допросы. Побывали там Купцов, Луппиан, Евграфов, Цыбасов и другие. Все воп- росы касались Филонова, его взглядов, его политической позициии. «У Купцова был обыск. Пришли ночью — все перерыли — взяли переписанную им мою идеологию ИЗО, книжечки Бакунина и Кропоткина» 1. Вскоре Купцов, за- травленный доносами и допросами, повесился, оставив записку: «Пусть Родионовы захлебнутся моим трупом, хо- тя они работают в НКВД» 2. Вскоре НКВД добрался и до самого Филонова. В 1938 году были арестованы оба сына его жены — Петр Эсперович и Анатолий Эсперович Серебряковы, впослед- ствии погибшие в лагере. От жены Екатерины Александ- ровны взяли подписку о невыезде. Ее разбил паралич. После войны вокруг имени Филонова воцарилось глу- хое молчание, длившееся десятилетия. Филонов и его шко- ла были изъяты из истории советского искусства. Осталась только «филоновская легенда», изустно передаваемая уце- левшими учениками. В 1932 году был образован единый Союз художников, в который вынуждены были вступить, как в колхоз, мастера различных направлений, тенденций, художественных инте- ресов. Творческие люди пытались продолжать работать, бездарные дельцы, захватывая ключевые позиции в Союзе, старались выработать новые критерии художественной цен- ности, чтобы свести искусство к своему уровню. Началась безудержная спекуляция термином «социалистический реализм», загонявшая искусство на узкую тропу, веду- щую в тупик. Атмосфера взаимной подозрительности, слежки, доносов возрастала вместе с развитием положе- ния об усилении классовой борьбы в стране, выдвинутого Сталиным. В отчаянье от подобной обстановки Н. А. Тырса в письме к двум художникам сообщает свои соображения о том, как «Союз мог бы осуществить ряд мер, облегчающих нашу работу. (...) Например—тщательное персональное зна- комство со стороны соответствующих политбюро и НКВД с каждым квалифицированным художником из Союза со- ветских художников и тогда — доверие или недоверие. В первом случае — право работать без оглядки, когда и где хочешь, во втором (недоверие) — следи. Позволяй ра- ботать и следи: подозрительный у тебя в руках» 3. Тырса полагал, что, если художник выдержал проверку на политическую благонадежность, то ему позволяется ра- ботать в любых художественных формах. Но он не учел, что политически благонадежными могли быть не только люди, но и художественные формы. Николая Николаевича Пунина судьба несколько раз сталкивала с карательными органами. Первый раз он был арестован Петроградской ЧК в августе 1921 года. В это вре- мя он был руководителем Петроградского отдела ИЗО и комиссаром Русского музея. Заступничество и поручитель- ство А. В. Луначарского, знавшего Пунина с первого года революции, вызволили его из тюрьмы. Второй раз он под- вергся аресту в 1935 году, но снова был освобожден. По- следний арест был в 1949 году. Тут уже не было заступни- ков, подобных Луначарскому, и Пунин оказался в лагере в Коми АССР. В этом лагере отбывал срок и русский фи- лософ Л. П. Карсавин, с которым Пунин близко сошелся. Н, Н. Пунин умер в 1953 году, уже после смерти Сталина, не дождавшись близившихся перемен в его судьбе. Он похоронен в тундре, близ поселка Абезь. Посмертно реа- билитирован. После убийства С. М. Кирова начались аресты интелли- генции, в том числе художников. В декабре 1934 года взяли Веру Михайловну Ермолаеву и ее ученицу Марусю Казан- скую, Владимира Васильевича Стерлигова и двух его уче- ников — Александра Батурина и Олега Карташова. Творческая судьба Веры Ермолаевой была тесно связана с Казимиром Малевичем. В первые годы революции она сменила Марка Шагала в качестве руководителя Витебской художественной школы. По ее приглашению в Витебск при- ехал Малевич; возникла группа УНОВИС, в руководстве которой принимала участие Ермолаева. Затем с 1923 года она научный сотрудник ГИНХУКа, заведующий лаборато- рией цвета на отделении Малевича. Увлеченная стихией цвета, Ермолаева всю жизнь занималась живописью. В двадцатые годы—она один из ведущих сотрудников ленинградского Детгиза, работает для журналов «Чиж» и «Еж», иллюстрируя стихи А. Введенского, Д. Хармса, Н.Заболоцкого. В последнем цикле гуашей к «Рейнеке-Лису», над ко- торым она работала в конце 1934 года, были, по свидетель- ству очевидцев, критические мотивы, отразившие ленин- градскую действительность. К Медведю-судье волки в бу- деновках тащат на суд зверей. (Фамилия тогдашнего на- чальника ленинградского НКВД была Медведь.) Когда пришли с арестом, то сразу направились к шкафу, где лежали листы к «Рейнеке-Лису». А. Б. Батурин сидел в одной камере с арестованным тогда же художником П. И. Басмановым. Их вызывали на очную ставку с В. В. Стерлиговым. Последний рассказывал: «Сидим за столом на очной ставке; я и Басманов. Напротив Федоров (следователь), все время пистолет и тяжелые предметы к себе подтягивает. — А вот Басманов говорил, что вы не советский че- ловек. — Я этого не говорил. — А Стерлигов говорил, что вы кулак. — Я этого не говорил. Тут начинают, нагнетая нервозность, через кабинет бе- гать люди, крича, что вас будет судить народ. Басманов вдруг встал и что было силы ударил кулаком по столу, так что все предметы подскочили. И снова сел. Наши колени оказались близко, и я его незаметно погладил. Следовать крикнул: „Увести их!"». Очные ставки делались и В. М. Ермолаевой. А. Батурин и О. Карташов восемь месяцев просидели на Шпалерке, затем их выслали в Уфу. Здесь Батурин был снова арестован по клеветническому доносу, получил во- семь лет лагерей и провел их в Коми АССР на лесоповале. Вернулся он в Ленинград через двадцать два года. Карта- шов погиб на фронте. Ермолаева и Стерлигов получили по пять лет лагерей. Везли их в Казахстан в одном эшелоне. В. М. Ермолаева ходила на костылях — у нее были парализованы ноги, по- следствия падения с лошади в детстве. В степи устраивали поверки, всех выгоняли из вагонов, выстраивали, и начина- лось: «Встать! — Лечь!». Стерлигов рассказывал, как тяже- ло было поднимать Веру Михайловну. Оказались они в одном лагере под Карагандой, где произошла встреча с художником П. И. Соколовым, о кото- ром оставил воспоминания Стерлигов. Отсидев пять лет, В. В. Стерлигов вышел из лагеря. В. М. Ермолаева автоматически получила добавочный срок. Тридцатые годы сделали свое дело. Живое и могучее художественное движение разбилось о бетонную стену. Советское искусство следующих десятилетий, оторванное от живых корней, стало иссякать — подобно Аралу, лишен- ному притока свежих вод. В пятидесятые годы вместо цве- тущих полей искусства расстилалась серая однообразная равнина, где возвышались картонные хребты лауреатов и бумажные пики академиков. Пикассо или Матисс во Франции сделали все что могли и на что были способны. Русский авангард, остановленный на бегу, не успел завершить начатого. Евгений Ковтун .' Филонов П. Н. Дневник. Запись 10 октября 1935. РО ГРМ, ф. 156, д. 31, л. 96. 2 Там же. Запись 12 марта 1935. РО ГРМ, ф. 156, д. 32, л. 25. 3 Тырса Н. А. Письмо Л. А. Юдину и П. М. Кондратьеву. 12 августа 1939. РО ГРМ, ф. 146, д. 5, л. 1 с об. Письмо В. М. Ермолаевой М. Ф. Ларионову * М.Ф. Ларионов просил прислать ему снимки с некоторых его и Н.С. Гончаровой картин. ' В 1925 г. был сдан в печать сборник, содержавший иссле- довательские статьи: Малевич К. Мир как беспредметность: (Введение в'теорию прибавочного элемента); Матюшин М. Опыт художника новой меры; Лунин Н. Пространственные построения в картинах Ренессанса. Были уже набраны гранки и сделаны клише для иллюстраций, но сборник был запре- щен Главнаукой. 2 И. М. Зданевич — поэт, с которым Ермолаеву связывали дружеские отношения в 1910-е гг |
10.05.2008, 15:33 | #40 |
Форумец
Сообщений: 1
Регистрация: 28.06.2004
Не в сети |
очень нужный матерьял, в нете оч мало материала по этой теме
вот сижу пишу диплом по этой теме,
и у меня огромная просьба, укажи пожалуйста страницы с какой по какую ты выложила в нет а там я сама разобью и примерно укажу в ссылках на эту книгу, потому что в жизни я даже незнала о существовании такой книги, да еще 84 года издания |