Большой Воронежский Форум

Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
Вернуться   Большой Воронежский Форум » ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ » » История города. Краеведение. Старый Воронеж
Вопросы истории родного города и края

Ответ
 
Опции темы
Старый 04.04.2009, 11:53   #1   
Форумец
 
Аватар для andaf
 
Сообщений: 2,663
Регистрация: 19.07.2008

andaf вне форума Не в сети
Памятник Петру 1, 1932 год:
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 5eedaef3e084.jpg
Просмотров: 230
Размер:	480.3 Кб
ID:	602093  

Последний раз редактировалось SERG16; 19.11.2009 в 03:05.
  Ответить с цитированием
Старый 23.10.2009, 22:11   #2   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Одна из известных историй, связанных с памятником (может, и байка).
В конце прошлого века воронежское военное интенданство проворовалось. В махинациях были замешаны высокие лица дворянского происхождения. Губернатор замял некрасивую историю. В ту пору в Воронеж приехал В. А. Гиляровский, известный литератор, человек острого ума. Местные власти повезли его знакомиться с городом. Разумеется, не был обойдён вниманием и памятник. Гость внимательно прочитал надпись на пьедестале"Петру Первому - русское дворянство в Воронеже", посмотрел на указующую руку бронзового царя, его грозное лицо и произнёс экспромтом: "Смотрите, русское дворянство, Пётр Первый и по смерти строг, он глядит на интенданство, а пальцем кажет на острог". В самом деле, рука Петра, простёртая вперёд, указывала на острог (тюрьму, стоявшую рядом с вокзалом), а взгляд был обращён к интенданству.
E. Пульвер "Здравствуй, Воронеж",1970
*здание интенданства - сейчас музей Крамского напротив
здание тюрьмы рядом с вокзалом - где это, не имею понятия.
  Ответить с цитированием
Старый 23.10.2009, 22:36   #3   
Форумец
 
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58

Alex66 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Natalia425 Посмотреть сообщение
здание тюрьмы рядом с вокзалом - где это, не имею понятия.
Не та ли эта тюрьма, про которую говорил фашистский журналист Штебе в 1942 году? Мы ещё пришли к выводу, что он имел ввиду тюрьму на Заставе, то ли перепутав, то ли специально изменив факты. Может все-таки была тюрьма в районе Работницы?
  Ответить с цитированием
Старый 23.10.2009, 22:50   #4   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Возможно, что и на Заставе, она тоже находится в той же стороне света. Я вроде бы ещё встречала, что была тюрьма где-то рядом с управлением ЮВЖД (старым) у вокзала, что-то вроде тюрьмы НКВД.
Кстати, если Пётр показывал на острог в стороне вокзала, получается, что раньше он не так стоял что-ли, сейчас то рука показывается куда то не туда (не на вокзал).
или там палец имеется ввиду... ))
  Ответить с цитированием
Старый 24.10.2009, 01:34   #5   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51

Витя вне форума Не в сети
Natalia425, в самом начале, после открытия памятника, Пётр смотрел на реку. Потом его развернули лицом к Большой Дворянской.

Обратите внимание на положение каменного столба в сквере на дореволюционных фото:

http://bvf.ru/forum/attachment.php?attachmentid=575301
http://bvf.ru/forum/attachment.php?attachmentid=575299

Где-то на старых фоторгафиях "острожный бугор" называлась возвышенность напротив острова, где сейчас спуск от каменного моста к Адмиралтейке.

Последний раз редактировалось Витя; 24.10.2009 в 01:52.
  Ответить с цитированием
Старый 24.10.2009, 17:28   #6   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Витя, и правда, на фото прослеживаются метаморфозы со столбом, я раньше не замечала. Но! Если столб стоял позади Петра справа, то при развороте памятника от "передом к реке" к "передом к проспекту" столб окажется на фото спереди справа, никак не слева, как на фото. Тогда памятник не только разворачивали, но и передвигали. Или столб был не один.

Кроме того, по идее он должен указывать на Азов, т. е. на юг и стоять правым боком к проспекту, но тогда вокзал совсем уж не в той степи.
  Ответить с цитированием
Старый 24.10.2009, 19:31   #7   
Форумец
 
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58

Alex66 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Витя Посмотреть сообщение
Natalia425, в самом начале, после открытия памятника, Пётр смотрел на реку. Потом его развернули лицом к Большой Дворянской.
Обратите внимание на положение каменного столба в сквере на дореволюционных фото:
Может и смотрел на реку, но ни одного такого фото я не смог найти - везде смотрит на Большую Дворянскую. Столб не показатель, их могло быть несколько, их могли менять (например, когда сгниют - деревянные же).
Кроме того, если памятник развернуть, то рука будет указывать примерно на Акатов монастырь, а не на вокзал ( а лицо так уж точно не будет смотреть на дом интендантства). В общем, мне кажется, что в той цитате, которую привела Natalia425, явная нестыковочка. Гиляровский имел в виду какой-то другой острог, не рядом с вокзалом.
  Ответить с цитированием
Старый 30.10.2009, 23:43   #8   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53

elena71 вне форума Не в сети
Фотография типографии издательства "Коммуна" 1958год
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: ком5.jpg
Просмотров: 149
Размер:	39.0 Кб
ID:	583096  

Последний раз редактировалось SERG16; 01.11.2009 в 23:17.
  Ответить с цитированием
Старый 01.11.2009, 00:12   #9   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53

elena71 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Alex66 Посмотреть сообщение
Может все-таки была тюрьма в районе Работницы?
В этом районе есть больница, где лечат заключенных.Стоит она за колючей проволокой.Не там ли раньше была тюрьма?

Последний раз редактировалось SERG16; 15.05.2011 в 11:19.
  Ответить с цитированием
Старый 12.11.2009, 23:18   #10   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51

Витя вне форума Не в сети
Natalia425, Alex66, Тут два момента:

С интендантством и вокзалом, действительно получается, что памятник во временя Гиляровского стоял как сейчас. И острог надо искать рядом с вокзалом.

С другой стороны, давно где-то читал что памятник первое время был повернут к югу, а в сегодняшнее положение его переставили только через несколько лет. Не могу вспомнить где, нашел только такую ссылку.
http://newspaper.moe-online.ru/view/212061.html
Цитата:
Кстати, по первоначальному замыслу Пётр Великий должен был указывать левой рукой на юг, в сторону Азова — куда и уходили построенные им в Воронеже корабли. Однако таким образом памятник оказался бы повёрнут боком к Большой Дворянской (нынешнему проспекту Революции). Это сочли некрасивым и повернули императора лицом к улице.
Т.е. не спиной, а боком к проспекту. Тогда и столб на приведенном фото «становится» на место. Но тут, только о замыслах архитекторов.
  Ответить с цитированием
Старый 15.11.2009, 22:09   #11   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Витя, я тоже встречала упоминание о том, что был замысел поставить памятник боком. Но про то, что он когда-то так стоял, а потом его повернули - не попадалось.
Кстати, если посмотреть на карту (тот же Googl), то современный памятник смотрит на бывшее интенданство, а указывает точно на тюрьму у Заставы. Поэтому я думаю, что вокзал здесь всё же ни при чём, это ошибка Пульвера.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: карта.jpg
Просмотров: 144
Размер:	486.7 Кб
ID:	598673

Правда неясно, откуда Гиляровский мог знать, в какой стороне находится тюрьма, для этого надо свободно ориентироваться в городе.
Но взглянув на его портрет возникает мысль, что он ещё и не такое про чиновников мог сказануть - колоритная же у него была внешность; не зря Репин писал с него казака в белой папахе в "Запорожцах" ))) ссылка внешняя, картинка
------
1 - начало 1950-х:
2 - 1970.
Нажмите на изображение для увеличения
Название: нач50х.jpg
Просмотров: 137
Размер:	479.7 Кб
ID:	598676Нажмите на изображение для увеличения
Название: Памятник_Петру_1_1970_год.jpg
Просмотров: 163
Размер:	70.2 Кб
ID:	600615

Последний раз редактировалось Natalia425; 08.01.2022 в 09:01.
  Ответить с цитированием
Старый 17.11.2009, 00:16   #12   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51

Витя вне форума Не в сети
Natalia425, тюрьма точно есть, но как-то далековато.... Сам бы ни за что не додумался.
Красная линия на Вашей карте проходит почти через "чайник". Сейчас здание явно послевоенное, раньше, что там было?
  Ответить с цитированием
Старый 17.11.2009, 19:54   #13   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Витя, а что это такое то - "чайник" (то есть где)? Я совсем не в курсе.

Последний раз редактировалось Natalia425; 24.11.2020 в 22:11.
  Ответить с цитированием
Старый 17.11.2009, 21:56   #14   
краеведко
 
Аватар для salex
 
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45

salex вне форума Не в сети
Natalia425, РОВД Центрального района г.Воронежа. ул. Чайковского д. 3
  Ответить с цитированием
Старый 18.11.2009, 19:39   #15   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от salex Посмотреть сообщение
РОВД Центрального района г.Воронежа. ул. Чайковского д. 3
О-ля-лЯ, позор моим сединам!

Цитата:
Сообщение от Витя Посмотреть сообщение
Красная линия на Вашей карте проходит почти через "чайник". Сейчас здание явно послевоенное, раньше, что там было?
Совсем раньше на этом месте было здание Дворянского собрания (http://s56.radikal.ru/i152/0911/42/34565b5d91b0.jpg), в котором после революции размещалась областная филармония (кирпичная двухэтажка - остаток от того комплекса зданий). То есть этот квартал был чинным и благородным, с заключёнными вряд ли связанный)), РОВД - это,конечно, гораздо позже, даже не знаю, когда именно и что там было после войны.
  Ответить с цитированием
Старый 24.11.2009, 01:54   #16   
Форумец
 
Аватар для Victory B
 
Сообщений: 111
Регистрация: 22.11.2009
Возраст: 50

Victory B вне форума Не в сети
Постамент и пушки 2009.

Правда,пушки только две.Те,которые напротив тоже хотела "щёлкнуть",да там была бесконечная фотосессия-не дождалась.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: п3.JPG
Просмотров: 91
Размер:	287.8 Кб
ID:	607204   Нажмите на изображение для увеличения
Название: п4.JPG
Просмотров: 84
Размер:	434.2 Кб
ID:	607205  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: пуш5.JPG
Просмотров: 71
Размер:	236.3 Кб
ID:	607206   Нажмите на изображение для увеличения
Название: пет2.jpg
Просмотров: 95
Размер:	119.1 Кб
ID:	607207  

  Ответить с цитированием
Старый 25.11.2009, 16:55   #17   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51

Витя вне форума Не в сети
Что за пальмы раньше вокруг Петра росли, и как они зимовали?

http://bvf.ru/forum/attachment.php?attachmentid=270158
http://bvf.ru/forum/attachment.php?attachmentid=270197
http://bvf.ru/forum/attachment.php?attachmentid=575294
  Ответить с цитированием
Старый 19.12.2009, 09:42   #18   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53

elena71 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Витя Посмотреть сообщение
Что за пальмы раньше вокруг Петра росли, и как они зимовали?
В конце 1870 годов в верхней части ул.Поднабережная (20летия ВЛКСМ) обосновался садовод И.Г.Карлсон, воронежский купец, бывший рижанин. Он, а затем и его наследники прославили не только свой уголок Поднабережной, но и весь город.

Садоводство Карлсонов получило всероссийское и зарубежное признание. Редкий, экзотический для Воронежа вид открывался в летние месяцы сразу же за воротами усадьбы, на бровке холма: аллеи с пальмами и каштанами, водоемы, благоухающие цветники, теплицы, в которых и в холода разводились для продажи "благородные" растения. А карлсоновскими деревьями, выращенными в пригородном питомнике за Троицкой слободой, были обсажены многие улицы города.

На фото-садоводство Карлсонов в Троицкой слободе-видно, что их товар пользовался спросом у тогдашних "ландшафтных дизайнеров" и садоводов.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: карлсон-садоводчество.jpg
Просмотров: 229
Размер:	386.0 Кб
ID:	787033  

Последний раз редактировалось elena71; 07.05.2010 в 00:24.
  Ответить с цитированием
Старый 19.12.2009, 19:35   #19   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от elena71 Посмотреть сообщение
На фото-садоводство Карлсонов в Троицкой слободе-видно, что их товар пользовался спросом у тогдашних "ландшафтных дизайнеров" и садоводов.
Ещё бы, при такой рекламе:

Роза гвоздиковидная "Воспоминания о Е. Карлсон" составляет совершенно новый класси большое обогазение ассортимента ремонтантных роз, среди которых еще никогда не не существовало подобной по форме розы. Цветы этой великолепной новости совершенно гвоздикообразные бахромчатые, напоминающие самую крупную ремонтантную темно-бархатно-пеструю гвоздику; прекрасно темно-бархатно-пурпуровые, испещренные чисто белыми полосками и крапинками с кармизинно-красным оттенком; кончики лепестков зазубренные, чисто белого цвета, густо махровые, и сильно душистые с очень приятным тонким запахом.
  Ответить с цитированием
Старый 01.01.2010, 23:45   #20   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51

Витя вне форума Не в сети
Всех с Новым годом!
Возвращаясь к Гиляровскому и направлению памятника:
Цитата:
С этим памятником связан интересный эпизод из жизни известного писателя и журналиста В.А. Гиляровского, который им описан в книге «Мои скитания». В 1879 году Гиляровский жил короткое время в Воронеже, куда приехал с труппой актеров и играл в драматическом театре. Гуляя однажды по городу ночью после спектакля, пришел он с друзьями к памятнику Петру. Напротив памятника стояло здание интендантства (теперь в этом здании музей изобразительных искусств имени И.Н. Крамского). Заметив, что левая рука царя показывала в сторону, где находилась городская тюрьма, Гиляровский написал мелом на пьедестале:

СМОТРИТЕ, РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО,
ПЕТР ПЕРВЫЙ И ПО СМЕРТИ СТРОГ -
ГЛЯДИТ НА ИНТЕНДАНТСТВО,
А ПАЛЬЦЕМ КАЖЕТ НА ОСТРОГ.

Гиляровский имел в виду ходившие по городу слухи о том, что интенданты проворовались, пустив налево военное имущество. А тюрьма тогда была там же, где и сейчас, - у Заставы. Высоких зданий в Воронеже в те времена было немного, и бронзовому Петру с высоты его пьедестала она была хорошо видна.

А куда на самом деле показывает Петр своей державной десницей? Если встать у памятника с компасом в руках, то можно убедиться, что царь показывает на запад. А что он там увидел, на что хочет обратить наше внимание? Много было рассуждений на этот счет за последние сто пятьдесят лет. Одни писали, что царь напоминает врагам о Полтавской битве, другие считали, что он советует своему народу учиться жить у Запада. Были и другие толкования, но все они были из породы домыслов и предположений.

Автору этих строк удалось недавно найти ответ на этот вопрос. В прошении губернатора Синельникова на имя Александра II говорилось и о внешнем виде будущего памятника, каким бы его хотели видеть воронежцы: «Проект памятника, основанный на исторических фактах, изображает Петра Великого во весь рост, в мундире того времени, опирающегося одной рукой на якорь в память построения в Воронеже флота, а другой указывающего на Азов, покоренный этим флотом». А поскольку Александр II это прошение утвердил, то желание воронежцев превратилось в царское указание для всех работавших над памятником. Но для того, чтобы бронзовый Петр показывал левой рукой на Азов, т. е. на юг, его надо было в Воронеже в 1860 году поставить правым боком к Большой Дворянской. Это посчитали тогда некрасивым, а другое место для памятника искать не стали. Так Петр стал показывать своей царской дланью не на юг, как задумывалось, а на запад.

В связи с этим западным жестом царя хочется высказать одно предположение. Дело в том, что через восемь лет после открытия воронежского памятника Петру Великому в центре шведской столицы открыт был памятник шведскому королю Карлу XII. Я не могу избавиться от мысли, абсолютно ничем, кстати, пока не подкрепленной, что работая над этим памятником, шведский скульптор Ю. Мулин имел перед собой изображение воронежского памятника Петру и создавал образ своего короля как своеобразный ответ российскому скульптору Антону Шварцу. В правую руку короля он вложил обнаженную шпагу как символ воинских заслуг монарха, много и зачастую успешно воевавшего с соседними государствами. А вот левая его рука, как и у Петра, сложена в указательный жест, и показывает Карл своим пальцем на восток. По замыслу скульптора Карл XII, показывая на Россию, говорит своему народу: «Там наши враги». Но шведы издавна трактуют королевский жест по-иному. По их мнению, король говорит: «Я там побывал, другим не советую».
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2.jpg
Просмотров: 196
Размер:	186.7 Кб
ID:	642222   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1.jpg
Просмотров: 234
Размер:	70.8 Кб
ID:	642226  

  Ответить с цитированием
Старый 01.01.2010, 23:47   #21   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51

Витя вне форума Не в сети
И еще о памятнике Петру в Воронеже:
Цитата:
Впервые мысль о сооружении памятника царю-реформатору в Воронеже была высказана в 1832 году. В это время воронежский губернатор Д.Н. Бегичев обратился к императору Николаю I со специальным представлением о проведении в городе комплекса мероприятий по увековечению памяти Петра I. Предполагалось выкупить у частных лиц остров и расположенное на нем здание цейхгауза, а в комнату, принадлежавшую некогда Петру, собрать личные вещи государя и отделать «ее во вкусе того времени». В остальных помещениях цейхгауза собирались оборудовать пансионат с лазаретом для одного раненого офицера и шести матросов. В цейхгаузе планировали соорудить домовую церковь в честь святителя Митросрана и перенести в нее из города Павловска иконостас, современный Святителю. На высоком берегу реки против острова предлагалось поставить обелиск в память Петра Великого и благоустроить территорию вокруг него с разбивкой сада для публичного гулянья.

Между прочим, как уже говорилось выше, в России к тому времени сооружено было только два памятника царю Петру, оба в столице и оба конные. Николай I утвердил проект, но средств из казны не выделил, повелев собрать их с жителей губернии. Через некоторое время деньги собрали, но их оказалось немного, намеченные работы продвигались медленно. Успели выкупить остров за 4 тысячи рублей и цейхгауз за 10 тысяч, когда в 1843 году было объявлено решение Николая I о прекращении работ по сооружению памятника «впредь до имеющей открыться к тому возможности». Кстати, одновременно с воронежцами к Николаю I обратился и тамбовский губернатор за разрешением установить памятник Петру I в Липецке и тоже добился согласия. О скульптурном памятнике и не помышляли, а соорудили у себя в 1839 году обелиск, который и сейчас стоит в центре города. А воронежские отцы города не смогли осуществить задуманное. И слава Богу! Появись тогда обелиск в Воронеже, и не было бы у нас великолепного бронзового Петра, о котором мы и поведем дальнейший рассказ.

В 1857 году вступивший в управление Воронежской губернией генерал-майор Н.П. Синельников возобновил ходатайство о сооружении памятника Петру. Теперь уже решили поставить бронзовую статую во весь рост на новой городской площади; названной Петровской (со временем площадь превратилась в Петровский сквер). Губернатор представил царю (в это время в правление Россией вступил император Александр II) описание предполагаемого памятника. Царь проект утвердил и даже выделил из казны 2500 рублей серебром «в пособие к суммам, ожидаемым от добровольных в Воронежской губернии приношений», как сообщил из столицы губернатору Главноуправляющий путями сообщений и публичными зданиями. Вместе с царским даром у комитета по сооружению памятника набралось денег 9244 рубля 41,75 копейки. Сюда же вошли 1503 рубля 96,25 копейки, оставшиеся неизрасходованными от сборов 1834 года.

Воронежский историк и краевед А.Н. Акиньшин отыскал несколько публикаций в газете «Воронежские губернские ведомости» за вторую половину XIX века, из которых следовало, что автором царской статуи следует однозначно считать петербургского скульптора Антона Евграфовича Шварца (1818-1892). Родился он в Данциге. Из известных его работ можно назвать скульптуру ангела на колокольне собора в Петропавловской крепости в Петербурге, несколько моделей для памятника Тысячелетия России в Новгороде, барельефы для Исаакиевского собора. Нет пока однозначности и в определении причастности столичного архитектора Д.И. Гримма к проектированию воронежского памятника. Уже упоминавшееся выше сообщение воронежского краеведа позапрошлого века Л.Б. Вейнберга является пока единственным. Можно ли ему доверять? Давид Иванович Гримм (1823-1898) — фигура довольно известная в отечественной истории искусств. Он учился в Академии художеств в качестве вольноопределяющегося ученика с 1842 по 1848 год. Еще во время учебы был удостоен пяти серебряных и трех золотых медалей за архитектурные проекты. По его проектам построены церкви в Вифлееме, Копенгагене, Женеве, Петербурге, Тифлисе. Он участвовал в разработке проектов памятника Екатерине II и колонны Славы для С.-Петербурга. Есть в его активе и памятник Петру I. В «Юбилейном справочнике императорской Академии художеств», составленном С.Н. Кондаковым и изданном в 1914 году в Петрограде, в перечне работ Д.И. Гримма числится памятник Петру I, но не в Воронеже, а в Житомире. Однако мне не удалось найти сведений о том, что когда-либо в Житомире был такой памятник или его там собирались сооружать. Осмелюсь высказать предположение, что составители этого юбилейного справочника перепутали Воронеж и Житомир - какое-то созвучие в названиях этих городов наблюдается через букву «Ж». Надеюсь продолжить поиски и разрешить эту небольшую проблему.

Работы над петровским памятником для Воронежа начались в 1859 году. Статуя была отлита в Петербурге, как писал Л.Б. Вейнберг, «по новому способу, без чеканки на гальванопластическом заведении Генке, Плеске и Морана». Постамент изготавливали в Воронеже, для чего из павловского карьера привезли несколько гранитных глыб. Проект постамента разработал воронежский архитектор Александр Антонович Кюи (1824-1909). Он же руководил работами по привязке памятника к местности и по его установке на площади. Это был первый памятник Воронежа.

Торжественное открытие его состоялось 30 августа (по старому стилю) 1860 года. Местная газета писала тогда: «В 10 часов утра участвовавшие в торжестве открытия памятника войска заняли назначенные им места... При пении «Вечная память» вдруг отпали завесы, закрывавшие памятник, и в то же время войска отдали честь, а артиллерией произведена пальба 101 выстрелом». После окончания церемонии открытия войска отправились строем на Кадетский плац (ныне это парк «Орленок»), где было выставлено угощение.

На лицевой грани постамента накладными бронзовыми буквами выложили слова: Императору Петру Великому 1860
А из надписи на тыльной стороне постамента можно было узнать, чьими заботами сооружен был памятник: Воронежские дворяне и граждане.

Надписи эти сбили воинствующие борцы с самодержавием в 1918 году. Тогда же и памятник еле устоял на своем месте. В 1970-х годах в архиве обнаружилось письмо тогдашнего директора краеведческого музея, в котором он предлагал властям снести памятник Петру Великому, как представителю свергнутого самодержавия. Спасение памятника связывают с именем П.Д. Смирнова, бывшего в то время заместителем председателя губисполкома и заведующим губернским отделом народного образования. Через год он погиб в бою с войсками генерала К.К. Мамонтова, пытавшимися захватить Воронеж в сентябре 1919 года. И случилось это, как гласит мемориальная доска на здании железнодорожной поликлиники, в нескольких сотнях метров от Петровского сквера и спасенного им памятника императору.

Многие годы вместо букв на постаменте оставались только дырочки в граните в тех местах, где буквы крепились. Правда, слово «Петр» осталось от прежнего текста — только букву «у» сбили, а добавили рядом римскую цифру I. Совсем недавно прежние надписи на обеих сторонах постамента стараниями воронежского предпринимателя и депутата Госдумы С. Чижова были восстановлены. Правда, не в виде отдельных букв, как было прежде. Теперь каждое слово было отлито на отдельной металлической пластине.

Во время временной оккупации правобережной части Воронежа в 1942-1943 годах фашистские захватчики увезли бронзового Петра на переплавку. А когда после войны памятник восстанавливали, московский скульптор Н.П. Гаврилов, работавший над статуей, повторил композицию прежнего памятника. Да он и не имел права менять композицию монумента. Единственное, на что решился скульптор, это задрать якобы от порыва ветра полу кафтана над левой ногой императора - на первом памятнике обе полы кафтана опущены. На пустовавший 13 лет постамент водрузили новую бронзовую статую императора Петра Великого 10 января 1956 года. Между прочим, памятник не восстанавливался, а фактически он создавался заново, по специальному постановлению правительства РСФСР, и я не припомню другого случая, чтобы в советские годы по решению центральных органов изготавливали какой-нибудь памятник русскому царю.
Взято из брошюры:
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 3.jpg
Просмотров: 108
Размер:	137.1 Кб
ID:	642225  
  Ответить с цитированием
Старый 02.01.2010, 00:36   #22   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53

elena71 вне форума Не в сети
Витя, интересную информацию из истории памятника Вы нашли. Особенно заинтересовала та, где сравниваются памятники Петру и Карлу.
  Ответить с цитированием
Старый 02.01.2010, 01:35   #23   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51

Витя вне форума Не в сети
elena71, спасибо.

Ещё, вид памятника образца начала 1970-х годов.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0003.jpg
Просмотров: 112
Размер:	400.4 Кб
ID:	642251  
  Ответить с цитированием
Старый 02.01.2010, 04:55   #24   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53

elena71 вне форума Не в сети
Из наборов открыток с видами Воронежа

1.1985

2.1970
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1985-4.jpg
Просмотров: 84
Размер:	146.2 Кб
ID:	642272   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1970петр первый.jpg
Просмотров: 217
Размер:	92.6 Кб
ID:	643144  


Последний раз редактировалось elena71; 03.01.2010 в 04:04. Причина: добавлено фото №2
  Ответить с цитированием
Старый 05.01.2010, 19:31   #25   
Форумец
 
Аватар для andaf
 
Сообщений: 2,663
Регистрация: 19.07.2008

andaf вне форума Не в сети
Петр 1

Конец 1990-х г.г
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: f_13399501.jpg
Просмотров: 200
Размер:	270.6 Кб
ID:	645285  
  Ответить с цитированием
Старый 06.01.2010, 22:33   #26   
Форумец
 
Аватар для andaf
 
Сообщений: 2,663
Регистрация: 19.07.2008

andaf вне форума Не в сети
1990-е г.г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: ПЕТР.JPG
Просмотров: 105
Размер:	30.6 Кб
ID:	646466  
  Ответить с цитированием
Старый 16.01.2010, 21:35   #27   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53

elena71 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Витя Посмотреть сообщение
Я не могу избавиться от мысли, абсолютно ничем, кстати, пока не подкрепленной, что работая над этим памятником, шведский скульптор Ю. Мулин имел перед собой изображение воронежского памятника Петру и создавал образ своего короля как своеобразный ответ российскому скульптору Антону Шварцу. В правую руку короля он вложил обнаженную шпагу как символ воинских заслуг монарха, много и зачастую успешно воевавшего с соседними государствами. А вот левая его рука, как и у Петра, сложена в указательный жест, и показывает Карл своим пальцем на восток. По замыслу скульптора Карл XII, показывая на Россию, говорит своему народу: «Там наши враги». Но шведы издавна трактуют королевский жест по-иному. По их мнению, король говорит: «Я там побывал, другим не советую».
Может оно и так.

А вот когда в 1956 г скульптор Гаврилов работал над новым памятником Петру Первому, то он , наверное, в свою очередь позаимствовал одну деталь у памятника Карлу-приподнял полу кафтана у Петра. А ведь у старого памятника, который стоял в Петровском сквере до войны,такой детали не было !!!

Посмотрите на фото памятника Карлу и сравните с фотографиями памятника Петру Первому в предыдущих постах
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: памятник карлу.jpg
Просмотров: 56
Размер:	40.8 Кб
ID:	656539   Нажмите на изображение для увеличения
Название: памятник карлу12.jpg
Просмотров: 85
Размер:	183.6 Кб
ID:	656540  

  Ответить с цитированием
Старый 20.01.2010, 13:04   #28   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53

elena71 вне форума Не в сети
1. Памятник Петру Первому и сквер после реконструкции Фото 2008 года

2. ----------------------------------------во время реконструкции

3. 1962 Петровский сквер
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: пам петру2008.jpg
Просмотров: 70
Размер:	112.7 Кб
ID:	660452   Нажмите на изображение для увеличения
Название: петр сквер.  во время реконструкции.jpg
Просмотров: 97
Размер:	139.6 Кб
ID:	660838  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: петровский сквер 1962-1.jpg
Просмотров: 1372
Размер:	58.5 Кб
ID:	667655  

Последний раз редактировалось SERG16; 14.07.2010 в 13:18.
  Ответить с цитированием
Старый 27.01.2010, 11:00   #29   
Форумец
 
Аватар для Zayatz
 
Сообщений: 203
Регистрация: 12.07.2008
Возраст: 49
Записей в дневнике: 1

Zayatz вне форума Не в сети
Реконструкция Петровского сквера. Остатки старого фонтана.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: img11.jpg
Просмотров: 137
Размер:	72.5 Кб
ID:	667824  
  Ответить с цитированием
Старый 30.01.2010, 13:30   #30   
Форумец
 
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58

Alex66 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Natalia425 Посмотреть сообщение
Одна из известных историй, связанных с памятником (может, и байка).
В конце прошлого века воронежское военное интенданство проворовалось. В махинациях были замешаны высокие лица дворянского происхождения. Губернатор замял некрасивую историю. В ту пору в Воронеж приехал В. А. Гиляровский, известный литератор, человек острого ума. Местные власти повезли его знакомиться с городом. Разумеется, не был обойдён вниманием и памятник. Гость внимательно прочитал надпись на пьедестале"Петру Первому - русское дворянство в Воронеже", посмотрел на указующую руку бронзового царя, его грозное лицо и произнёс экспромтом: "Смотрите, русское дворянство, Пётр Первый и по смерти строг, он глядит на интенданство, а пальцем кажет на острог". В самом деле, рука Петра, простёртая вперёд, указывала на острог (тюрьму, стоявшую рядом с вокзалом), а взгляд был обращён к интенданству.
E. Пульвер "Здравствуй, Воронеж",1970
Вот нашел, как сам Гиляровский об этом рассказывал:
Цитата:
Помню еще в Воронеже на сквере памятник Петру Первому. Он стоит, опираясь на якорь, глядит налево, как раз на здание интендантства, а рукой победоносно указывает направо, как раз на тюрьму. На памятнике надпись: "Петру Первому - Русское дворянство в Воронеже". Как-то мы после спектакля ночью гуляли на сквере и оставили в нравоучение потомству на пьедестале памятника надпись мелом:
Смотрите, русское дворянство,
Петр Первый и по смерти строг
Глядит на интендантство,
А пальцем кажет на острог.
Это из его автобиографической книги "Мои скитания. Повесть бродяжной жизни"
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind