Большой Воронежский Форум

Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
Вернуться   Большой Воронежский Форум » Компьютеры и все, что с ними связано » »Радиолюбитель
Программирование микроконтролеров,ремонт аудио/видео/бытовой техники,полезные устройства для дома,телефония, обсуждение статей журнала Радио

Ответ
 
Опции темы
Старый 12.03.2007, 21:08   #1   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
Пробуем мотать трансформатор

Во первых спасибо тем уважаемым людям, которые высказали своё мнение по вопросу целесообразности создания данной темы.

Цель данного изложения - показать, что самостоятельное изготовление трансформатора (питания, выходного, согласующего и т.д), не нечто из ряда вон выходящее, а вполне посильная задача для любого любителя, а в большинстве случаев и единственно возможное решение качественной и безкомпромисной реализации какого либо проекта.

Автор не претендует на истину и непогрешимость, а высказывает своё мнение, делится тем, что узнал из литературы и своим опытом, полученным за 25 летний радиолюбительский стаж.
Буду благодарен за аргументированную критику, и наставления, в случае значительного моего отклонения от верного пути.
  Ответить с цитированием
Старый 12.03.2007, 21:19   #2   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ МОТАТЬ САМОМУ

Сначала несколько отвлеченных рассуждений. Буржуи быстро развивают только те отрасли, в которых в данный момент есть спрос. Нет спроса на серьёзную литературу и музыку – нет в этой области и суеты. А вот количество быстро разбогатевших полуграмотных арабов, турок, кавказцев, да и русских стремительно растет. Они хотят смотреть крутые боевики, смешные комедии, сериалы, читать детективы, комиксы, эротику. В этих областях очень быстро продвигаются новые разработки, дешевеет из за конкуренции товар. Такова "селяви", если хочешь заработать деньги, то надо ориентироваться на массового покупателя, а не на кучку фанатов. Если какая то компания и говорит, что она производит нечто для этой ниши, то все равно она делает это по тем же коммерческим законам, то есть старается сделать свои изделия максимально доступными по цене возможно более широкому кругу потребителей. Разумеется за счет компромиссного снижения качества. А компенсирует снижение качества маркетинговый отдел, который объяснит бестолковой публике, что это так было задумано, и что в этом то как раз вся прелесть. Если изделие стало меньше, это значит оно лучше передает динамику, если медные выводы заменены стальными, значит применены наконец новые (современные) материалы, и т.д.
Индустрия трансформаторов исключением не является. Желающих нажиться на дураках хватает и там. И наличие улыбающихся менеджеров и красивых упаковок ничего не поменяет. Всегда и везде Вам будут пытаться продать возможно более поганое изделие, за возможно более высокую цену – маркетинг называется (а в русском языке кроме матерных названий подобные операции никак не назовешь). И если при умышленном ухудшении качества изделия, и соответственно его себестоимости у производителя появится возможность направить сэкономленные средства на рекламу и увеличить продажи, то разумеется он так и сделает. Ведь если просто улучшить качество, то изделие подорожает, но не будет денег на рекламу, и производитель может озябнуть со своими хорошими трансформаторами. Реклама – двигатель торговли.
Изготовление хорошего трансформатора – дело трудоемкое, поэтому стоить дешево он не имеет права. Боюсь ошибиться, но себестоимость изделия сечением около 12 см, у меня получалась, около 700 руб. Стоимость труда я не учитывал, а часов ручного труда – около 12.
Всю эту ерунду насчет прибыли и рекламы я рассказывал для того, чтобы попытаться убедить – самостоятельное изготовление трансформатора это не какое то ущербное решение, а единственно возможное, для того, кто не может оторвать от семьи и выбросить на покупку пары хороших трансов 500 – 600 У.Е.
  Ответить с цитированием
Старый 12.03.2007, 21:43   #3   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

Провод – говорят, что отечественный лучше импортного (прочнее изоляция). Б\У смотанный с катушек и старых трансов применять нужно очень осторожно – может быть повреждена изоляция. В процессе намотки надо располагать катушку – донор и катушку приемник таким образом, чтобы сматываясь, провод не перекручивался вокруг своей оси (оси катушек должны быть параллельны).
Изоляция
– 1) межслойная (создаёт удобства при намотке и уменьшает паразитную ёмкость обмотки) - я люблю обычную писчую бумагу. Конденсаторная бумага – отличная штука, но очень тонкая и маслянистая, с ней тяжело работать. Пленка ФУМ (тонкая) от натяжения провода продавливается и утрачивает свои свойства как изоляция. Толстая ФУМ не подходит из за того, что она толстая.
- 2) межобмоточная (изолирует обмотки друг от друга) - лакоткань или два –три слоя межслойной изоляции.
- 3) поверхностная – (изолирует обмотки от металлического сердечника и друг от друга) - изоляция верхнего слоя верхней катушки. Лучшая – кабельная бумага. Можно несколько слоев лакоткани, или несколько слоев обычной ПВХ изоленты, но нужно помнить, что рядом с витками обмотки будет железо (в Ш-образном магнитопроводе), либо соседняя катушка (в О-образном), поэтому качество изоляции должно быть высоким.
Пропитка – (должна увеличить срок службы и электрическую прочность готового трансформатора. Это получается только при пропитке обмотки, непосредственно в процессе намотки. Имеет отрицательные стороны - увеличивается паразитная ёмкость обмотки) - есть специальный пропиточный лак. Его можно найти в фирмах, которые перематывают двигатели. При отсутствии подойдет любой масляный лак, который застывает не быстро. Покрывать лаком нужно каждый слой в процессе намотки. Когда все катушки намотаны, но не пропитаны, то делать это уже бесполезно. Пропитка не проникнет внутрь плотной намотки. Нельзя допускать засыхания лака до того, как намотка трансформатора будет закончена. Застыть лак должен уже в намотанном трансформаторе, вот тогда все его катушки будут почти монолитом. Вообще, если намотка выполнена качественно, то можно обойтись и без пропитки – катушка и так получается очень плотной, без гудения.
Каркас - стеклотекстолит без фольги, либо другой, подходящий по параметрам материал (более доступного и качественного не знаю). Материал должен быть очень прочен механически и электрически, хорошо склеиваться и обрабатываться, не наэлектризовываться.
Монтажные лепестки – раньше продавались. Сейчас где взять – не знаю, но видел одно решение, о нём позже, когда будем говорить о выводах обмоток

Последний раз редактировалось Cop; 26.02.2009 в 23:14. Причина: ашипки
  Ответить с цитированием
Старый 12.03.2007, 23:24   #4   
Форумец
 
Аватар для 4060
 
Сообщений: 2,520
Регистрация: 09.12.2006
Возраст: 38

4060 вне форума Не в сети
в качестве изоляции я применяю фторопласт и скотч
  Ответить с цитированием
Старый 13.03.2007, 14:20   #5   
C таким не пропадёшь.
 
Аватар для ASK
 
Сообщений: 976
Регистрация: 19.02.2003
Возраст: 43

ASK вне форума Не в сети
Фторопласт в трансформаторах убил наш 1й луноход и американский Аполон. Течёт как с_ка под давлением. Ни когда не применяйте фум. Сколько пробую- столько продавливается. Скотч лучше, но не держит температуру.
  Ответить с цитированием
Старый 13.03.2007, 21:37   #6   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
ПРИДЁТСЯ НЕМНОГО ПОСЧИТАТЬ

На примере ТСШ-170 попробуем посчитать сетевой трансформатор для кенотронного питания анодов напряжением 450 вольт, при токе 0,2 А и накалов 2 по 5 вольт, при токе 3 А (накалы кенотронов), 2 по 6,3 вольта, при токе 1 А (выходные лампы) и 6,3 вольта, при токе 0,7 А (драйвер). Перемножением получаем мощности обмоток: анодная 90 Вт, накальные: 30+12,6+4,41. Итого 137 Вт потребления.
Учитываем КПД, приняв его 95%, и получаем 144 Вт требуемой мощности. Так, что ТСШ-170 нам будет в самый раз, с небольшим запасом.

Сетевая обмотка трансформатора, в заводском варианте содержит 440 витков, при включении её на 220 вольт. На каждый вольт напряжения приходится 2 витка обмотки.
Кроме того, сущуствует формула для определения количества витков на вольт N = 40-60/S, где S - сечение среднего стержня сердечника в см*2. Постоянная 40-60 собирательная, зависит от многих факторов, но главным образом от качества стали.
Проверим решение завода-изготовителя. Сечение ср. стержня 6Х3 см = 18 см*2.
1) вариант 60/18=3,33 вит/вольт
2) вариант 40/18=2,22 вит/вольт
Как видим завод-изготовитель (N=2) немного перегнул с этим параметром (это бывает довольно часто) - его нужно увеличивать, если хотим сделать достойное изделие, за которое не будет стыдно!!!
Для некоторых марок стали приводится коэф 35, но то, из чего сделан ТСШ-170 - наверняка не самое лучшее, и 35 - это не о нём!!!

Существуют способы оценки свойств стали без готовой сетевой обмотки (либо данных о ней). Но здесь они не рассматриваются ибо геморны и, по моему не актуальны.

Дальше будем заниматься проблемой размещения обмоток в окне магнитопровода.
У ТСШ-170 высота окна 53 мм, ширина 19 мм. Каркас катушки будем делать из текстолита 1,5 мм. Получаются 2 щёчки сверху-снизу 53-1,5Х2=50 мм, и непосредственно каркас 19-1,5=17,5 мм. Итого в нашем распоряжении окно 50Х17,5 мм
Считаем желательные диаметры проводов
Габаритная мощность железа 170 Вт (из названия ТСШ-170). При такой
мощности по сетевой обмотке будет протекать ток 170/220=0,78 А. При средней плотности тока 2А/мм*2, минимальный диаметр провода (из стандартных) 0,72 мм (помним, что требуемая мощность немного меньше (есть возможность взять провод потоньше)).
Кстати, родная обмотка намотана проводом 0,5 мм - и здесь изготовитель малость сэкономил на надёжности и тепловом режиме.
Остальные обмотки
1) кенотонная ток 0,2 А - провод 0,35 мм
2) накал кенотронов 3 А - провод 1,4 мм
3) накал вых ламп 1 А - провод 0,8 мм
4) накал драйверных ламп 0,7 А- провод 0,67 мм

Считаем количество витков в слое для сетевой обмотки
Выбираем провод из имеющихся (или продающихся) ПЭВ-0,69 мм (в изоляции 0,74). Количество витков в слое, это ширина каркаса делённая на диаметр провода, итого 50/0,74=67,5 витков. Вносим поправку на заполнение (оно будет не идеальным) 0,9. Получаем 67,5*0,9=60 витков/слой. А далее просто смотрим какое количество витков,
состоящее из целых слоёв нас устроит. Например: в 8 слоях 480 витков, а в 9 - 540.
480 витков - это 2,18 витков на вольт, что немного меньше нижнего предела, но помним, что у производителя было ещё меньше (причём на много), к тому же в частном секторе, где я живу, напряжение в розетке 190-210 вольт, что так же говорит в пользу данного решения.
540 витков - 2,45 витков на вольт, богатое решение, но имеет свои минусы. Увеличатся количества витков всех обмоток (они просто могут не влезть - как максимум, и увеличатся их сопротивления - это как минимум). Поэтому я выбираю 1-й вариант, он, кроме того имеет и ещё одно преимущество - количество слоёв чётное, а значит выводы обмотки
будут на одной стороне каркаса (просто удобно).

От этого числа 480 витков или 2,18 в/вольт идёт дальше вся пляска

Считаем количества витков обмоток
Высоковольтная обмотка будет содержать 2,18*450=981 виток (Х2 под кенотрон)
Накальная (5 вольт) 2,18*5=11 витков (две обмотки)
Накальная (6,3 вольт) 2,18*6,3=14 витков (три обмотки)

Дальше хорошо бы проверить - помещаемся ли мы в окне со своими расчётами. Для этого посчитаем точно так-же кол. витков в слое для высоковольтной обмотки.
Выбираем провод 0,35 мм (в изоляции 0,39 мм), и считаем 50/0,39*0,9=115 вит/слой. Количество слоёв 981/115=8,5. Вывод из середины слоя делать нежелательно, особенно из середины трансформатора, но мы его попробуем сделать культурно и надёжно. Учитывая, что обмотка двойная, общее количество слоёв будет равно 17.

Теперь можно просчитать высоту каркаса, которую займут сетевая и высоковольтная обмотки. Сетевая 8 слоёв, при толщине провода 0,74, и толщине межслоевой изоляции 0,1 мм, 8*(0,74+0,1)=6,7 мм. К этому плюс 2 слоя подложки (изоляции) под первый слой (необязательно, но удобнее мотать, позже объясню почему). И ещё - сетевую обмотку
очень желательно экранировать от остальных (чтобы отфильтровать высокочастотные помехи - им остаётся только один путь на остальные обмотки, через низкочастотный сердечник). Поэтому предусматриваем экранирующую обмотку (один слой провода 0,28) в двойной изоляции с обеих сторон. То есть 0,1*2+0,28+0,1*2=0,32 мм
Итого, сетевая секция займет 0,1*2+6,7+0,32=7,22 мм - это больше 1/3 высоты окна, что говорит о рациональности расчёта (вообще сетевая обмотка должна занимать 30-40% окна, при нормальном балансе мощностей первичной и вторичной стороны).
Повышающая 17 слоёв, при толщине 0,39 и изол. 0,1 мм 17*(0,39+0,1)=6,8 мм. Сверху обмотки так же будут 2-3 слоя изоляции 0,1 мм. Итого 6,8+2*0,1=7 мм. Общая высота двух обмоток 7,22+7=14,22 мм. Остаётся 3 мм места в окне на накальные обмотки и рас***дяйство. Вроде бы всё хорошо, окно нормально расчитанного трансформатора должно быть заполнено обмотками полностью. Если это не так, значит возможности его использованы не полностью - можно было либо улучшить изоляцию обмоток, либо намотать их более толстым проводом, что сразу бы снизило их сопротивления и увеличило КПД.

Можно просчитать (если требуется) внутренние сопротивления обмоток. Вычисляется средняя длина витка обмотки (данных достаточно), узнаётся количество метров провода в обмотке, и находится её сопротивление (через удельное сопротивление меди).

При подсчёте сопротивлений секций высоковольтной обмотки, у меня получилась разница в сопротивлениях в 6 Ом (разные диаметры обмоток, а значит и длины проводов). Это сопротивление, при нормальном токе в 140 мА (200 мА - предельный ток), создаст падение напряжения 0,84 вольта. Для их компенсации нужно увеличить верхнюю секцию обмотки на 0,84*2,18=1,83 витка (2 витка). Вот тогда, под нагрузкой напряжения секций будут равны.

Итого - всё решено, провода имеются, в окне всё помещается, запас есть. Можно начинать делать каркас и потихонечку мотать!!!
  Ответить с цитированием
Старый 13.03.2007, 22:09   #7   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
КАРКАС КАТУШКИ ТРАНСФОРМАТОРА

Если старый каркас на трансформаторе не текстолитовый, то его лучше изготовить заново. Дело в том, что при намотке с большим натяжением (а мы будем делать именно так, ведь нам нужен хороший трансформатор), недостаточно жёсткий каркас очень легко можно смять. Кроме того, даже если мотать очень чувствительно, всё равно обмотка растопырит щёчки каркаса, если у них недостаточная жёсткость.

Конфигурация щечек хорошо видна на фотографии, замечу лишь, что очень важны прямые углы у всех элементов и линейные размеры с точностью до 0,2 мм. Не прямоугольность компонентов создаст большие проблемы при сборке каркаса и готового трансформатора, а линейные размеры, и в частности одинаковая ширина каркаса по всем граням, не огорчат Вас при намотке – обмотки будут максимальной ширины, с очень плотной укладкой, витки не будут проваливаться по краям в непонятные щели.
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0027.JPG
Просмотров: 1692
Размер:	196.4 Кб
ID:	100751 Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0028.JPG
Просмотров: 1303
Размер:	156.0 Кб
ID:	100754
На верхней и нижней щечках каркаса сразу делаем лепестки для крепежа выводов обмоток (если таковые имеются), и сверлим отверстия под выводы, согласно сделанных ранее расчетов (высота нужных обмоток).
После того, как каркас изготовлен и собран (уходит на это примерно половина дня, включая ожидание вдохновения и генеральные перекуры), его внутренние грани, на которые ляжет обмотка, немного скругляют надфилем. Делается это потому, что провод не терпит резких перегибов - эмаль трескается (поэтому он и продается намотанным на бухты значительного диаметра), да и вообще техника не любит острых углов.
После того, как вдоволь налюбовались получившимся изделием, проверяем - влезет ли туда одна из пластин сердечника (пластина должна свободно войти в своё окно, не болтаться там, а с остальных сторон неплохо бы иметь ясно видимый зазор в 0,3-0,5 мм). Далее устанавливаем каркас на намоточный станок (если такой имеется), либо мотаем на руках. Руками в обязательном порядке мотаются обмотки из толстого провода, ну и все остальные если нет станка. А вообще станок – не такое уж великое преимущество, когда речь идет об одном – двух изделиях. Почему – будет ясно дальше.

Последний раз редактировалось Cop; 26.02.2009 в 23:22. Причина: ашипки
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2007, 11:09   #8   
консультант
 
Сообщений: 444
Регистрация: 19.08.2006

Valentin Gura вне форума Не в сети
Cop, ай малодца таки написал
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2007, 16:56   #9   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
МОТАЕМ, ВСЕМ НА ЗЛО!!!

Итак нарезаем изоляцию для первой обмотки (из писчей бумаги). Сначала нарезаем полоски по ширине, шире каркаса на 0,5 – 0,7 мм (для толстого провода больше), затем шинкуем на краях бахрому с шагом 1-3 мм . Длина полосок – периметр каркаса, плюс перекрытие 5 – 15 мм.

Сначала на каркас кладём подложку - 2-3 слоя бумаги. Укладываем первую полоску на каркас, внимательно следя, чтобы ее края загнулись примерно одинаково у щечек, а стык пришелся на узкую сторону каркаса, с которой начнется намотка. Вот здесь, если каркас не прямоугольный, Вы это сразу увидите – прямоугольная полоска изоляции на захочет ровно ложится на кривой каркас.

Первый слой изоляции положили, начинаем намотку. Просовываем конец провода в предназначенное для него отверстие изнутри каркаса и поехали мотать.

Здесь очень важно натяжение провода. Его выбирают максимальным в зависимости от диаметра провода, размеров катушки и упрямства конструктора. Критерии такие – готовая катушка, состоящая из нескольких слоев не должна проминаться от сильного нажатия пальцами. Но провод ни в коем случае нельзя растягивать – полопается эмаль, что сразу на порядок уменьшит электрическую прочность обмотки. Вот балансируя между этими двумя величинами, мы и выбираем натяжение провода.
Я бы попробовал сначала разорвать руками кусочек провода, чтобы сориентироваться по усилию разрыва (касается тонких проводов 0,4 и меньше)
Создать приличное натяжение на намоточном станке у меня не получалось, при быстрой намотке провод начинает часто обрываться (имеется в виду тонкий провод). Медленно мотать на станке нет смысла, руками получается лучше и быстрее. Поэтому на заводах выбирают заведомо слабое натяжение (за редким и очень дорогим! исключением), чтобы гарантировано не испортить провод, и обязательно пропитывают готовое изделие парафином, (а в последние десятилетия обнаглели и не делают даже этого), поэтому при хорошей токовой нагрузке (К.З) заводские трансформаторы трещат как сумасшедшие, и парафиновая пропитка от этого не спасет – слишком велики электромагнитные силы и температуры. Кроме того плотная обмотка при нагревании ведет себя как единое целое, а витки в рыхлой обмотке могут иметь точки локального перегрева, с соответствующими последствиями.

Гудящая обмотка в трансформаторе не такая уж безобидная вещь – звук издают вибрирующие витки провода, со временем изоляция в месте вибрации стирается, кроме того тело проводника изгибается (вибрирует) и происходит его усталостное разрушение. Все сказанное и служит почвой для того, чтобы указывать срок гарантированной работы для узла, в котором (по хорошему) изнашиваться не чему. А в выходных трансформаторах на вибрацию обмоток расходуются драгоценные ватты выходной мощности, причем самая ценная их часть – зона маленьких мощностей. Поэтому натяжение провода, а точнее плотность обмоток – очень важный параметр.

Итак первый виток первого слоя. Кладем его, подминая полоску изоляции, как можно ближе к щечке каркаса. Если это не получается, помогаем своим большим и грязным ногтем. Витки кладем очень плотно, каждые 5 -10 витков останавливаем намотку и ногтем или пинцетом (пинцетом хуже – он может поцарапать провод) сдвигаем витки, уплотняя их. В этом смысле очень помогает межслойная изоляция белого цвета – она хорошо видна если намотка неплотная. В этих мучениях наматываем первый слой. Второй и остальные пойдут намного легче, так как намотка будет вестись по плотно уложенному проводу, и он будет выступать в роли кондуктора. Поэтому первому слою самое пристальное внимание.
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0031.JPG
Просмотров: 3387
Размер:	206.9 Кб
ID:	100962
Это образец намотки на троечку (видны щели между некоторыми витками). Витки необходимо было чаще сдвигать!!! Такие щели допустимы только в слоях с отводами - там этого избежать трудно.
Переход на второй слой делаем тогда, когда ложить следующий виток уже не куда. То есть не оставляем ни грамма свободного места в слое. Если этому правилу следовать не четко, то через несколько слоев крайние витки начнут проваливаться в нижние слои, что сильно снизит надежность и качество трансформатора. Дело в том, что максимальное напряжение на крайних витках в двух слоях обмотки, составит, для сетевой 60+60/2,18=55 вольт. Такое напряжение выдержит без пробоя даже сама лаковая изоляция провода (без межслойной). А вот если провод провалится в нижние слои.....
Намотав первый слой, считаем витки - при намотке на станке, они считаются автоматически. Далее, если есть возможность (и необходимость) - пропитываем его, кладем изоляцию и мотаем второй, опять считаем, и т. д. (считать каждый слой необязательно - начиная со второго слоя, кол-во будет постоянным, с точностью до 1-2%).
Здесь уместно сказать, что я никогда не встречал на фабричных трансформаторах обмотки, сделанной плотно по всей ширине каркаса. Причин я не знаю, но считаю, что это тоже говорит о преимуществе ручной намотки. Так реализуйте эти преимущества полностью!!! Когда намотано 5-10 слоев, можно себя проверить – попробовать смять пальцами по длинной стороне получившуюся катушку. Прогиб 0,5-0,8 мм на обе стороны это удовлетворительно, если больше – Вы как хотите, а я перемотал бы заново, увеличив натяжение. Дело в том, что дальше прогиб будет увеличиваться, и убить свое время на изготовление посредственного изделия нет смысла, тем более, что изготовление качественного ни на грамм не тяжелее, и займет времени столько же.
Если все в порядке, укладываем изоляцию и наяриваем дальше, не забывая считать слои.
Очень добросовестно относимся к межобмоточной изоляции. В рассматриваемом варианте эта изоляция должна выдержать до 1000 вольт.
После того, как закончена сетевая секция с экраном, полезно на верхнем слое изоляции указать количество витков и диаметр провода обмотки (в случае перемотки тр-ра под другой проект это очень пригодится).

В результате должна получиться могучая по виду и по весу катушка, которую не возможно смять рукой ни на миллиметр.
Например такая
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0094.JPG
Просмотров: 3349
Размер:	187.6 Кб
ID:	100997
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2007, 19:35   #10   
Форумец
 
Аватар для (VEB)
 
Сообщений: 931
Регистрация: 19.07.2005

(VEB) вне форума Не в сети
Cop, Желающих нажиться на дураках хватает и там. И наличие улыбающихся менеджеров и красивых упаковок ничего не поменяет. Всегда и везде Вам будут пытаться продать возможно более поганое изделие, за возможно более высокую цену – маркетинг называется (а в русском языке кроме матерных названий подобные операции никак не назовешь). И если при умышленном ухудшении качества изделия, и соответственно его себестоимости у производителя появится возможность направить сэкономленные средства на рекламу и увеличить продажи, то разумеется он так и сделает
----------------------------------------------------------
Вот лет 15 назад надо было написать эту статью,глядишь и меньше было-бы одураченных соотечественников.
------------------------------------------------------
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2007, 19:43   #11   
Форумец
 
Аватар для (VEB)
 
Сообщений: 931
Регистрация: 19.07.2005

(VEB) вне форума Не в сети
Cop, Когда все катушки намотаны, но не пропитаны, то делать это уже бесполезно. Пропитка не проникнет внутрь плотной намотки. Нельзя допускать засыхания лака до того, как намотка трансформатора будет закончена.
-----------------------------------------------------------
Насколько мне известно :пропитывались всегда полностью готовые изделия,правда пропитка была вакуумной ,а производство массовым-серийным.
Интересно вакуумная пропитка возможна в домашних условиях?
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2007, 19:56   #12   
Форумец
 
Аватар для (VEB)
 
Сообщений: 931
Регистрация: 19.07.2005

(VEB) вне форума Не в сети
Cop, Ну что-ж очень познавательная и актуальная статья ,претендующая на широкую публикацию ,например в "Яндекс-радиолюбитель" с обязательной выплатой гонорара, а что?- заслужил.
Продолжай дальше "Сор",читаем с интересом.
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2007, 21:14   #13   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
Спасибо за добрые отзывы, поверьте, сейчас они мне очень кстати!!! Всё-таки осталось сомнение в нужности того, что я делаю.

Особое спасибо модератору за то, что поднял тему.
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2007, 23:39   #14   
консультант
 
Сообщений: 444
Регистрация: 19.08.2006

Valentin Gura вне форума Не в сети
Cop, просто завидую всеми видами зависти, усидчивости и попорядочности
чего мне всегда не хватало... описать подвиг сотворения...


боссы, пи....сы, на прошлой работе очень это ценили...
... эх жизнь, поворот ... проехали ...
  Ответить с цитированием
Старый 15.03.2007, 20:46   #15   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
НЕМНОГО ОБ И ТАК ПОНЯТНОМ

Каждый слой любой обмотки должен быть ровненьким и геометрически правильным телом. Но само-собой так получится вряд ли. Дело в том, что бумага, использующаяся в качестве межслойной изоляции, имеет небольшую жёсткость. Поэтому по мере роста слоёв обмотки будет увеличиваться выгиб по краям каркаса. Чтобы этого не происходило, каждые 2-3 слоя намотку необходимо подравнивать каким нибудь ровным инструментом (я использую ребро штангенциркуля). Делается это очень легко, а как именно - видно из рисунка
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0121.jpg
Просмотров: 434
Размер:	23.0 Кб
ID:	101385

Следующий момент - стыки провода в обмотке. Ничего криминального в этом нет, если только выполнить их грамотно.
Во первых: все подобные операции (связанные с непредвиденным утолщением обмотки) делаем только на коротком ребре каркаса трансформатора!!! (которое снаружи сердечника, а не внутри).
Во вторых: выбор способа соединения. Провода можно соединить скруткой с пропайкой. Но, диаметр скрутки получается двойным (в лучшем случае), к тому же с выпирающими элементами (для высоковольтных обмоток это совсем не желательно). Соединение проводов можно делать и внакладку, с пропайкой. Существует старое правило - при сращивании проводов таким способом, длина контактной полоски должна быть не менее 12 диаметров провода. Недостаток соединения внакладку - низкая температурная прочность (но ведь мы не собираемся греть трансформатор до температуры плавления олова!!!)
Во третьих: место стыка нельзя оставлять без изоляции. Делается она (изоляция) из той же бумаги или полоски лакоткани, после того, как убедились, что пайка не имеет острых выступов, как показано на рисунке по всей длине стыка, плюс 3-5 мм на каждую сторону запас.
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0122.jpg
Просмотров: 430
Размер:	16.9 Кб
ID:	101386
Последующие витки подомнут изоляционную полоску, и место стыка получится аккуратно спрятанным, и почти не выступающим по толщине из слоя, что очень поднимет Вас в своих глазах, как специалиста!!!

Выводы обмоток - очень богатый простор для кострукторского разворота. Ну с монтажными лепестками всё понятно - там проблем нет. Возможен ещё вариант, когда на вержней и нижней щёчках каркаса катушки, оставляют немного фольги, на ней прорезают изоляционные дорожки, и припаивают выводы к ним. И ещё один способ я видел, который мне очень понравился. В слое, из которого требуется сделать вывод, кладётся поперёк витков узкая (3-5 мм) полоска меди или латуни. Её конец просовывается в специально просверленное отверстие в щечке каркаса, и выступает наружу на 5-7 мм. Теперь к этой полоске можно припаяться в любом месте слоя (хоть вывод - хоть отвод). На моём кривом рисунке видно как всё это происходит
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0123.jpg
Просмотров: 665
Размер:	27.8 Кб
ID:	101387
Выводы можно сделать и просто гибкими проводами. В этом случае соединение выполняется как при сростке проводов, а проводник вывода фиксируется на катушке простыми нитками (просто прижимается), которые обвязывают вокруг каркаса в несколько витков. Разумеется любой из выводов (если он идет поперёк слоя обмотки) должен быть изолирован хотя бы одним слоем бумаги, либо лакоткани, и места пайки не должны иметь острых выступов.
Ещё один способ выполнения выводов (применим только к обмоткам из толстого провода)
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0110.JPG
Просмотров: 3081
Размер:	192.1 Кб
ID:	101381
При таком способе, от лакоткани отрывается полоска шириной 10-12 мм и длиной 40-50 мм, сворачивается вдвое, и за 5-6 витков до вывода, подкладывается под наматываемый слой, петлёй в сторону ожидаемого вывода. По окончании намотки, вывод просовывается в петлю лакоткани, и лакоткань, с противоположного конца тянут, затягивая вывод, чтобы он был прижат к обмотке и не топорщился. Излишки лакоткани обрезают ножницами. Разумеется и в этом случае под все проводники, идущие поперёк витков, необходимо подложить изолятор.

Технологический совет - для лужения тонкого обмоточного провода, который легко порвать, зачищая ножом, лучше применить сл. способ. На таблетку аспирина кладут конец провода, и с силой прижимая его горячим паяльником к таблетке, медленно вытаскивают уже без изоляции и облуженным.
  Ответить с цитированием
Старый 16.03.2007, 00:52   #16   
Форумец
 
Аватар для 4060
 
Сообщений: 2,520
Регистрация: 09.12.2006
Возраст: 38

4060 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от ASK
Фторопласт в трансформаторах убил наш 1й луноход и американский Аполон. Течёт как с_ка под давлением. Ни когда не применяйте фум. Сколько пробую- столько продавливается. Скотч лучше, но не держит температуру.
не согласен обьясни как и что ,я ничего подобного не замечал
  Ответить с цитированием
Старый 16.03.2007, 14:02   #17   
Форумец
 
Аватар для GOODvin
 
Сообщений: 435
Регистрация: 07.08.2006

GOODvin вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от ASK
Фторопласт в трансформаторах убил наш 1й луноход и американский Аполон. Течёт как с_ка под давлением. Ни когда не применяйте фум. Сколько пробую- столько продавливается. Скотч лучше, но не держит температуру.
Применяйте тефлоновый скотч. Как изолента, только держит 230*. Напряжение пробоя 13,5 кВ. Надежно и удобно, правда дороговато.
  Ответить с цитированием
Старый 16.03.2007, 16:48   #18   
Форумец
 
Аватар для (VEB)
 
Сообщений: 931
Регистрация: 19.07.2005

(VEB) вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от 4060
не согласен обьясни как и что ,я ничего подобного не замечал
Фторопласт как материал обладает таким свойством ,как медляная текучесть из под применяемого давления.
Ещё в 70х годах приходилось видеть изделия,военно-космического производства СССР, которые приходили в ремонт после года и более эксплуатации. Там были жгуты из проводов "ГФ" с фторопластовой изоляцией,перетянутых нитяными бандажами.Так вот изоляция из под ниток со временем вытекала ,вплоть до
посеребрённой меди.Иногда,редко доходило до К.З.
  Ответить с цитированием
Старый 16.03.2007, 22:16   #19   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
ОБ ОЦЕНКЕ РАБОТЫ

Дальше распаиваем выводы, накладываем поверхностную изоляцию, на которой можно написать данные и назначения обмоток, убеждаемся в том, что катушка не выступает за свой каркас и собираем железо. Получается могучая (с виду) железяка (у меня их две)
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN00071.jpg
Просмотров: 1926
Размер:	30.5 Кб
ID:	101611 Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0095.JPG
Просмотров: 1591
Размер:	192.7 Кб
ID:	101610
Ну а дальше самое интересное - проверка
Сначала ток холостого хода. Если он слишком большой, то выясняем причину – оставляем включенным трансформатор и следим, что у него греется. Если железо, то ситуация фатальная – не верно выбрано количество витков на 1 вольт напряжения, если обмотки, то скорее всего где–то внутри трансформатора К.З. (вспоминайте где согрешили и перематывайте). К.З. обычно получается когда проваливаются витки, либо, когда неграмотно делают вывод из середины слоя, либо из за нарушения изоляции соседних витков в слое (некачественный провод).
Если же все нормально, то на короткое время делаем К.З. одной из накальных обмоток. Трансформатор должен поднапрячься, но дребезга и треска быть не должно и в помине. Если все это так и напряжения на обмотках соответствуют расчетным, то можете смело ставить свое изделие куда угодно – оно помнит Ваши уставшие руки, бессонные ночи и не подведет Вас никогда!!!

При наличии всех проводов, автор тратит на изготовление подобного трансформатора (без пропитки) около недели (вечерами, по 1,5-2,5 часа). Намоточный станок используется только как счётчик витков, катушку я вращаю непосредственно руками.
Доводилось, не так давно, мотать два транса без счетчика. Пересчитывал кол-во витков в слое, и перемножал на кол-во слоёв. Разброс получился около 3% - по моему более чем нормально, а по времени быстрее, и мотать удобнее. Вот Вам и преимущество намоточного станка!!!
Выходной трансформатор мотать нисколько не сложнее, а я бы сказал проще, но об этом позже.


Разницу между хорошим и неудовлетворительным трансформатором, я бы определил, как его способность работать в экстермальных условиях без необратимых последствий, и работать в нормальных режимах, не внося ничего от себя в свои выходные продукты. Объясню о чем я

Когда работает в режиме "КЗ" высоковольтной обмотки ТС-180 (заводской вариант), у него выгорает именно эта обмотка, а сетевая, при этом остаётся не тронутой абсолютно!!! Это говорит о том, что нарушен баланс мощностей - сетевая обмотка оказалась мощнее, и намного!!! А в нормальном режиме отбора мощности, высоковольтная обмотка окажется неоправданно высокоомной (нужно было использовать провод толще). К тому же, режим "КЗ" сопровождается у ТС-180 страшным треском (отвратительная намотка и/или плохо собран сердечник).

В последнем случае (плохо собран сердечник), трансформатор ещё и добавляет в свои напряжения кучу помех, избавиться от которых потом будет очень сложно. Автор убедился в этом на себе: Для питания одного из усилителей использовался ТС-160 (разрезной). В течении полугода шла борьба с зудением. Уменьшить, и даже сделать почти неслышным его (зудение) получалось, но избавится - НЕТ!!! Был заменён силовой трансформатор на описываемый в качестве примера на форуме. Результат - проблемы фона, а тем более зудения просто не существует. И исчезла необходимость вешать лишние конденсаторы и хитрить с землёй!!!
Аналогичный случай - на свою (не очень умную) голову, решил помочь знакомому избавится от возбуждения в самопальном усилителе. Получается, но только усложнением схемы и проигрышем в параметрах. Купил и перемотал новый силовой трансформатор на "Ш" сердечнике (стоял до этого разрезной). Неустойчивость и возбуд исчезли на всегда, без каких либо схемотехнических "извратов"!!!
Вот, что может значить хороший трансформатор питания (об этом вообще-то многие авторитеты так или иначе высказывались).
Ещё одно наблюдение, касающееся "Ш" сердечников. У них, почему то ток короткого замыкания оказывается больше чем у аналогичной мощности разрезного трансформатора, даже при бОльшем внутреннем сопротивлении обмотки. Связано это, на мой взгляд с тем, что у "Ш" сердечника большая часть витка обмотки пересекается силовыми линиями. По этой причине автор старается в качестве силовых, не использовать трансформаторы с разрезными сердечниками.

Ещё ситуация - сгорел транс. При разборке выяснилось, что оплавилась ПВХ изоляция, в которую была "одета" пайка внутри обмотки, и замкнула на соседние слои (трансформатор фабричный Болгарский). Вот Вам и проблемы выбора материалов!!! ПВХ изоленту и ей подобные плавкие и текучие изоляторы - ни в коем случае в середину катушки нельзя!!!

Из этого можно сделать вывод, что главным, что определяет качество силового трансформатора, являются не какие то экзотические материалы и хитроумно-секретная технология, а его грамотный расчёт и безупречное изготовление (а материалов достаточно обычных, просто грамотно выбранных и применённых).
  Ответить с цитированием
Старый 17.03.2007, 11:48   #20   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Намотка "виток к витку" требует определённого терпения и усидчивости. Автор не отягощён избытком этих качеств, поэтому, поработав 1,5-2,5 часа чаще всего бросает это занятие, до следующего острого приступа работоспособности. Непрерывная намотка (без перерывов) нужна только в случае пропитки трансформатора. В этом случае намотку необходимо закончить за 2-3 дня (время застывания масляного лака).

Хорошо помогает в процессе работы любимая музыка и мечты о том, как этот трансформатор решит сразу все Ваши проблемы!!! Это не шутка, ведь известно, что домашний борщ у хозяйки, которая любит свою семью получается вкуснее, чем в ресторане (где кухня ненавидит придирчивых клиентов), хотя ингридиенты те же (даже в ресторане возможно лучше). Ещё, один знакомый, который очень плотно занимается изучением Японии, говорил, что японцы не допускают к работе (даже говно за скотиной убирать) работника, если он находится в состоянии стресса. Так, что это всё серьёзно - мотать транс нужно в хорошем настроении (зачем рисковать)!!!

Если Вы всё же изготовили кривой каркас, а мотать уже начали, то очень скоро на одном из рёбер начнёт рости щель, в которую будут проваливаться витки. Чтобы этого не происходило, каждые два-три слоя, забивайте в эту щель либо кусочек бумаги, либо ещё что-то. Это необходимо для того, чтобы создать опору для последующих слоёв. Оставлять щель пустой - нельзя, она будет увеличиваться и портить работу и настроение.

Если в слое не помещается расчётное число витков. Во первых не нужно доверять одному слою. Попробуйте намотать ещё один, и поплотнее. Если не помогает и это, то лучше остановиться и подумать - посчитать чем это Вам грозит. Особенно критична к уменьшению количества витков - сетевая обмотка (с ней лучше не шутить). Погрешность в количестве витков остальных обмоток в 1-3% чаще всего допустима и ни на что не влияет.
Вариант - намотать в обмотке ещё один неполный слой, приемлем, если увеличение толщины обмотки не приведёт к тому, что каркас окажется тесен.

О порядке намотки катушек. Первой, на каркас наматывается сетевая обмотка. Это вызвано стремлением уменьшить её сопротивление. Вторая по значению и очерёдности - высоковольтная обмотка. От её внутреннего сопротивления зависит энерговооруженность источника питания, поэтому высоковольтную обмотку иногда даже делают нижней на катушке. Ну и в заключении - накальные, как наименее ответственные с точки зрения намотки, и часто перегруженные по току (пусть лучше они греют катушку сверху, чем изнутри).

Сборка сердечника разрезного не представляет сложности, важно лишь очень хорошо его стянуть, и очень желательно поставить полукольца именно так, как они стояли до разборки (относительно друг друга). Торцы полуколец шлифованные, но при стяжке, всё таки возможно небольшое искривление и смятие их. Поэтому лучше сделать как было. Автор пробовал промазывать полукольца перед сборкой эпоксидкой, и эпоксидкой, в которой размешано напиленное карбонильное железо - ерунда получается. Лучше просто чистенькие торцы хорошо стянуть (по крайней мере есть вероятность, что всё встанет как было).
"Ш" образный сердечник собирается как получится, а затем, с помощью молотка ровняется. Если на пластинах от прежней сборки остался парафин, то его лучше не удалять. Потом, при нагреве трансформатора, он растечется в микрощели между пластин и трансформатор будет очень "тихим". Существует такое понятие как коэффециент заполнения окна сталью. Для того, чтобы он был в норме, в окно необходимо вставить ВСЕ пластины сердечника (особенно, если каркас остался прежним (заново не делался)).
Сделать это не сложно. Сердечник собирается "вперекрышку", но в середине его оставляем немного места (сборку ведём не от одного края к другому, а от обоих краёв одновременно к центру). Когда свободного места осталось 3-5 мм (меньше - лучше), берём все оставшиеся пластины, складываем из вместе однонаправленно (толщина набора получится чуть больше 3-5 мм), и молотком их загоняем в оставленное окно с любой стороны. По металлу они скользят отлично, и очень плотно входят в окно.
  Ответить с цитированием
Старый 17.03.2007, 14:09   #21   
Форумец
 
Аватар для (VEB)
 
Сообщений: 931
Регистрация: 19.07.2005

(VEB) вне форума Не в сети
Если же все нормально, то на короткое время делаем К.З. одной из накальных обмоток. Трансформатор должен поднапрячься, но дребезга и треска быть не должно и в помине.
-----------------------------------------------
Вот с этим я ни как не могу согласиться, зачем-же так издеваться над плодом своего многочасового труда. Для проверки лучше нагрузить транс 2-3х кратной нагрузкой,например на реостат или просто на кусок нихрома и потом прикурить от него,чем закорачивать обмотки. Достаточно 1-2 секунд ,чтоб лаковая изоляция обмоточного провода фатально подгорела и начинай всё заново.
Если не сразу то через короткое время, это "КЗ" себя проявит,в самый не подходящий момент.
  Ответить с цитированием
Старый 17.03.2007, 15:02   #22   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
(VEB) За 1-2 секунды не подгорит. Может прилично нагрется даже не успеть (ведь мы же намотали хороший транс!!!).
А впрочем кто как хочет!!! Я не боюсь так испытывать, хотя признаю, что действительно, это может быть опасным. Причём я так испытываю все его вторичные обмотки.
  Ответить с цитированием
Старый 17.03.2007, 15:27   #23   
Форумец
 
Аватар для (VEB)
 
Сообщений: 931
Регистрация: 19.07.2005

(VEB) вне форума Не в сети
Сор Как щас помню:в промышленном производстве,в техпроцессе и в инструкциях по намотке трансов была запись:"Категорически запрещается проверять целостность вторичных обмоток,под напряжением,путём замыкания их выводов". И это в слоботочке, до 28 вольт.
Сор, ты ещё не упомянул о таком способе намотки как:
"В НАВАЛ"он тоже имет место быть и им довольно часто пользуются в домашних условиях,какчество конешн хуже зато быстро. Как ты к этому относишься?
  Ответить с цитированием
Старый 17.03.2007, 18:53   #24   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
(VEB) Спасибо Вам за подсказку и внимание к теме.
  Ответить с цитированием
Старый 17.03.2007, 19:54   #25   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
О ЧЕМ ПРОМОЛЧАЛИ

Для намотки маломощных трансформаторов часто используют намотку "внавал". Занимает она непростительно много места, и требует обязательной пропитки для фиксации неплотно уложенных витков. Поэтому в ответственных и энергонапряженных конструкциях её лучше не применять.
Однако она может быть просто незаменимой при намотке чего то маломощного тонким проводом. Это могут быть выходные трансформаторы маломощных схем, согласующие, микрофонные и т.д.
Намотку "внавал" так же можно делить на слои, с прокладкой изоляции, но польза от этого сомнительная ИМХО.

Торроидальные сердечники - хорошая штука (если их не перегружать), но очень трудоёмки в намотке. Автору доводилось мотать на торах и по 3000 витков, и толстый провод использовать - не понравился процесс. Да и перекрытие витка магнитными линиями у них хуже чем у броневых сердечников. Автор не является их фанатом, но тем не менее....
Мотается тор с помощью челнока. Челнок представляет собой полоску жесткого изолятора (например текстолит), шириной равную около 1/4 диаметра дырки в торе. Длина челнока выбирается в зависимости от диаметра тора (больше тор - больше длина), и равна примерно 15-20 см для торов бытового назначения (50-200 Вт). По узким сторонам челнока делаются прорези (глубокие), в которые наматывается провод (до заполнения челнока. Намотка ведётся, продеванием челнока в отверстие тора, и постепенным разматыванием провода с него (по мере надобности). Натяжение провода и тщательная его укладка актуальны и здесь!!! Обмотку стараются равномерно распределять по кольцу, и не делать пропусков со стороны отверстия тора. Если этого правила не придерживаться, то обмотка очень быстро "съест" отверстие, и свободного места для сл. обмотки не останется. Выводы обмотки тора легче делать гибкими проводами, закрепив их нитками. Изолируют обмотки друг от друга тонкой полоской лакоткани, которую наматывают так же как обмотку, следя за тем, чтобы она перекрывала сама себя, хотя бы на 1/3 на внешнем ребре тора.
Если обмотку по кольцу распределить не удаётся (например накальная), то лучше расположить несколько однотипных обмоток симметрично на кольце.

"О"- образный сердечник с двумя катушками (типа ТС-40 - ТС-360) - не самое хорошее, что придумал человек (по сути тот же тор, только плохо намотанный). ОБЯЗАТЕЛЬНО распределять обмотки равномерно по обеим половинам. При таком раскладе очень легко запутаться в выводах, поэтому лучше, в процессе намотки их как нибудь маркировать.


Завершая своё описание технологии изготовления силовых трансформаторов, хочу напомнить, что именно с источника питания начинается звук!!! От его качества зависит примерно 70% успеха конструкции ИМХО. Нельзя к этому вопросу относиться легкомысленно!!! Трансформатор является "сердцем" сетевого питания устройства, так отнеситесь к нему с уважением и вниманием. Тогда Вам не придётся заниматься решением проблем, которые сопутствуют плохому питанию устройства!!!

Ну вот пока и всё. Жду критику!!!
  Ответить с цитированием
Старый 18.03.2007, 20:59   #26   
ex. shaban
 
Аватар для Fakka
 
Сообщений: 470
Регистрация: 18.03.2004

Fakka вне форума Не в сети
Хорошие статьи, сохранил себе в библиотеку.
  Ответить с цитированием
Старый 20.03.2007, 23:34   #27   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
Станок, которым пользуюсь я.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN0129.jpg
Просмотров: 2688
Размер:	131.1 Кб
ID:	102612

Совсем недавно видел такой на юго западном рынке, у дедов, которые разное барахло продают. Станок был ещё ржавее моего, и просили за него 300 руб.
Ежели кому сильно приспичило, могу дать тел. друга, у которого он есть и ему не нужен. Договариваться будете сами.
  Ответить с цитированием
Старый 21.03.2007, 01:19   #28   
Форумец
 
Аватар для Fisher_
 
Сообщений: 94
Регистрация: 16.12.2005
Возраст: 65

Fisher_ вне форума Не в сети
Cop,спасибо за замечательную статью !
Перемотал сам кучу трансов, но не знал, что так красиво об этом можно написать ..!
Добавлю изолятор - стеклоткань - хорошая теплопроводность, по краям "бахрому" чуть промазать клеем (лучше ПВА), только не нитро - может повредить лак на проводе.
  Ответить с цитированием
Старый 21.03.2007, 06:23   #29   
Всегда готов
 
Аватар для Cop
 
Сообщений: 1,185
Регистрация: 26.09.2006

Cop вне форума Не в сети
Fisher_ Спасибо Вам за добрые слова, и за дополнение.
  Ответить с цитированием
Старый 21.03.2007, 17:06   #30   
Работа пусть подождёт...
 
Аватар для Ivan_Pomidorov
 
Сообщений: 3,636
Регистрация: 22.01.2004
Возраст: 59

Ivan_Pomidorov вне форума Не в сети
Допустимая плотность тока в медных обмотках трансформатора - 6А/мм.кв.
Диаметр провода обмотки обычно считаю по ф-ле d=0.02*корень квадратный из силы тока обмотки в миллиамперах.
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind