Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Стадии совершенствования |
|
|
Опции темы |
05.02.2009, 22:57 | #3 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
1lotos1, духовная жизнь подразумевает аскетику. Аскетические практики подразумевают стадии. Просто отношение к этому не инструментально по природе вопроса. А несколько инструментальная терминология появляется там, где к аскетическим практикам особое внимание. читайте соответствующих Отцов - все встретите. Другой вопрос, что чтение и практика не могут быть (повторюсь) просто инструментальны. Это может быть только в Церкви, и объясняется ее природой и природой отношений Бога и человека. Эти природы раскрываются в истории церкви и истории отношений Бога и человека - и поверьте, что это первично и неигнорируемо. Есть для раскрытия и небесполезные свидетельства нашего времени, на языке более современной культуры. Но все это уже надо обсуждать предметно и отдельно.
|
06.02.2009, 06:46 | #5 |
Экстрим Души
|
берешь 10 заповедей.
В певый день учишься жить по первой заповеди и не грешить. Во второй день учишься жить по второй заповеди и не грешить. ....... В деятый день учишься жить по десятой заповеди и не грешить. На одиннадцатый день узриц Бога на облацех. |
06.02.2009, 08:37 | #6 |
позитивчег!
Сообщений: 1,879
Регистрация: 22.03.2005
Возраст: 44
Не в сети |
|
06.02.2009, 09:27 | #7 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
1lotos1, классический ответ - "Лествица", те самые ступени к совершенствованию. Форумец Тарх мог бы поделиться с Вами своими предпочтениями в такой литературе. А я давайте для разнообразия выложу работу 20 века, не без своеобразия, но...
|
06.02.2009, 16:51 | #10 |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
1lotos1, начинать надо, конечно, с Евангелия и огласительных поучений Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоустого или кого-нибудь посовременней. Т.е. с азбучных истин веры. Без веры же никакого дальнейшего пути быть не может.
|
06.02.2009, 20:56 | #11 |
Экстрим Души
|
|
07.02.2009, 11:34 | #13 |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 48
Не в сети |
1lotos1, на языке оригинала не обязательно, иначе так можно и никогда не начать (древнегреческий и древнееврейский учатся небыстро)
|
08.02.2009, 00:17 | #14 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
1lotos1, наверное, нужно начать с истории отношений Бога и человека.
Антон Ю.Б. как-то отсылал нас к лекциям Г. Джемаля " Традиция и современность." Так вот Джемаль образно отметил, что человек, пущенный на лужок побегать( как ребенок), сам приходит к естественной религии ( т.е. к идее Единого Бога, Творца) путем простого восприятия себя и окружающего. Позов пишет о том, что после грехопадения человек как бы раздвоился на человека внешнего и внутреннего. Внешний человек ныне вытеснил человека внутреннего и дает о себе знать через подсознание, которое прорывается временами во внешнее физическое состояние. У всех народов в разные времена были школы, главная задача которых - раскрытие внутреннего мира человека. В нашей повседневной суетливой жизни мы не всегда слышим внутренний голос, что связано с внешней деятельностью души ( это деятельность органов чувств и и связанные с ними ощущения и восприятия; рассудок и связанные с ним ассоциации и умозаключения; страсти и аффекты ). Аскеза как наивысшая религиозность помогает влить в сознание внутреннее подсознание, сделать бытие внутреннего человека непрерывным. Переход от низшей психической деятельности к высшей духовной совершается при помощи ВНИМАНИЯ. "Будь всегда внимателен к самому себе..." (Творения, слова аскетические, сл.45, С. 196). Аскеза различает направление ума центробежное ( экстраверзия) и ценростремительное (интроверзия). Чтобы соориентироваться во внешнем мире, человек, "пущенный на лужок", имеет рецепторы в виде внешних чувств, имеет логическую функцию в виде суждеий и умозаключений. Такую экстраверзию ума древняя церковная аскетика называет естественной или физиологической. Но поскольку после грехопадения ощущения стали давать человеку наслаждения, в страстях и помыслах ум стал наслаждаться вместе с чувствами, такая деятельность ума стала противоестественной. Христианская аскеза направлена против всех видов экстраверзии ума, кроме естественной. Интроверзия - ценростремительное направление ума в познании окружающего мира. К какому центру должен быть обращен ум? |
08.02.2009, 09:33 | #15 |
Форумец
Сообщений: 643
Регистрация: 26.09.2004
Не в сети |
Чтец Роман, обязательно на языке оригинала и чем старше оригинал, тем лучше, поверьте, что на русский переводится все с такими неточностями и ошибками, это касается и Библии к примеру, не помню как называется передача на православном канале, высттупал там дедушка и озвучивал ошибки перевода в Библии. Я также общался с научным сотрудником Питербургского института востоковедения, он продемонстрировал, как менялся оригинальный текст с разными эпохами, и как перевод искажает смысл текста.
Аля, понятно. Но нет ли собственно у вас данных именно по стадиям - т е человек меняется в том и в том то - в нем происходят изменения - такие-то в теле, такие-то в душе, чего он конкретно достигает? Последний раз редактировалось 1lotos1; 08.02.2009 в 12:07. |
08.02.2009, 11:30 | #16 |
Форумец
Сообщений: 38
Регистрация: 27.12.2008
Не в сети |
|
08.02.2009, 13:12 | #17 |
back 4 good
Сообщений: 19,292
Регистрация: 23.04.2003
Не в сети |
Автор лукаво умалчивает о том, что религия - лишь один из этапов эволюции человеческого мировоззрения, не первый и не последний. Из истории мы знаем, что наши далекие предки начинали вовсе не с ислама, а с полной его противоположности, поэтому теория этого Гейдара Джихадовича выглядит, мягко говоря, надуманной.
|
08.02.2009, 13:28 | #18 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
1lotos1, так ведь Антон уже отметил, что главное, что теория и практика здесь неразрывно связаны. Мне кажется, что у всех по-разному. Кто приходит к вере через сердце, кто - через ум. Но в любом случае человек приходит в Церковь. Почему?
Христианская аскетика исходит из положения, что в противоестественном состоянии человека существует расхождение между умом и сердцем, т. к. автономный ум, обращаясь к нашей мирской жизни, отпечатлевается чувствами и грубеет. Он начинает с сомнения и отрицания и в конце концов признает только то, что приходит к нему от чувств. Холодный и голодный ум слишком отягощен материальными вещами и такой ум " не принимает нематериального Логоса" (И. Бриенский, Соч., т.1, 333). Аскеза ведет к умалению человека внешнего и пробуждению человека внутреннего. Позов пишет, что признаком пробуждения внутреннего человека является появление интуиции и особенно созерцания. Он считает, что даже временная остановка психических функций человека - чувства, мышление и т. д. - открывает вход в мистическую область. Чем длительнее эта пауза в обычной духовно- душевной жизни человека, тем больше открывается этот вход. Собственно интроверзия - т. е. попытка ума заглянуть вовнутрь себя - и предполагает мистико- аскетические методы. Позов предлагает быть здесь очень внимательным и различать спекулятивную мистику и мистику религиозно- аскетическую. Человек ведь так устроен, что со своими чувствами и эмоциями обязательно куда-нибудь не туда вляпается. Ведь, казалось бы, что мистико-аскетические методы ( внимание, концентрация, сосредоточение) одинаковы. Но тут-то как раз и следует понять, что коренным отличием христианского созерцания от всякого другого является его благодатный характер. Гр. Синайский писал, что " приступающий к созерцанию без света благодати да ведает, что он строит фантазии, а не созерцание имеет, будучи опутываем мечтательным духом". А благодать можно получить только в Церкви. Думаю, поэтому жизнь человека полна суеты и тяжелого труда, чтобы хоть как-то попридержать это пытливое существо от неосторожных поступков. Но самое главное, по-моему, заключается в том, что, как отметил Позов, молитва при известной регулярности ведет к единению с Богом и не является привилегией аскетов "со специальной школой интровертированного ума". Поэтому, могу сказать, что моя бабушка, которая жила постоянно с Богом в душе и с молитвой на устах, ходила в Церковь и любила всех нас, была если человеком не "просветленным", то очень светлым. Последний раз редактировалось Аля; 08.02.2009 в 21:53. |
08.02.2009, 18:05 | #19 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
vi0, про этапы эволюции мировоззрения - это Вы наверное зря. Такая стадиальность диамата уже давно не является консенсусом и даже мейнстримом. Вот небольшой текстик приведу, хотя было что-то и более содержательное (постараюсь найти).
|
08.02.2009, 21:38 | #20 |
back 4 good
Сообщений: 19,292
Регистрация: 23.04.2003
Не в сети |
Антон Ю.Б., пару лет назад у нас уже была краткая дискуссия на эту тему, вы там рекомендовали эту же статью. К сожалению, мой ответ не сохранился, поэтому придется ответить снова, более развернуто.
Во-первых, ценность творчества Кара-Мурзы для меня более, чем сомнительна. Автор - своего рода Кураев от марксизма-ленинизма, пишет претенциозные манипулятивно-пропагандистские книги - причем, как и Кураев, не особо заботится о маскировке подгонок и натяжек. Для любого критически мыслящего человека чтение такой литературы сродни мазохизму. Во-вторых, мне совершенно непонятно, почему вы считаете, что мнение классиков марксизма позапрошлого века может считаться экспертным в обсуждаемой области? Да и вообще, какое отношение философия имеет к этому вопросу? Да, у Маркса было одно мнение, у Канта - другое, у Аристотеля - третье и т.д. К сожалению, все эти теории сейчас годятся лишь для паноптикума истории науки. Впрочем, Маркс - один из немногих философов, чьи идеи были восприняты всерьез и воплощены в реальность. Результаты расхлебываем до сих пор.. Если мы хотим говорить об эволюции религиозных воззрений предметно, а не меряться чужими мнениями, то говорить надо не о диамате, а о религиоведении, культурной антропологии, этнологии и других, более научных дисциплинах. Если обсуждаем собственно происхождение религии - уместны будут также психология, этология, археология и т.д. Впрочем, вернемся к Джемалю. Если вы разделяете его позицию - можете продемонстрировать нам монотеизм на "лужайках", скажем, палеолита? Поясню, что я имел в виду, когда говорил об этапах. На всякий случай замечу, что это не моя идея, но заниматься перечнем авторитетов мне лениво (мне сия классификация впервые встретилась, кажется, у Фрезера в "Золотой ветви"). В предельно упрощенном изложении эволюция выглядит так: 1) Магия - убежденность в возможности управления сверхъестественными силами: "Если правильно сплясать у костра - обязательно пойдет дождь!" 2) Религия - убежденность в невозможности управления оными: "Дождь пойдет, когда Богу будет угодно. Но все же давайте помолимся (попляшем у костра) - вдруг он смилостивится?" 3) Наука - убежденность в том, что никаких сверхъестественных сил нет: "В связи с приближением циклона с четверга в Подмосковье начнутся дожди и грозы. Желающие поплясать у костра - захватите зонтик!" Можно поговорить и более детально, рассмотрев, к примеру эволюцию христианства из вавилонского язычества. Но есть ли смысл копать вглубь, если истина лежит на поверхности? |
08.02.2009, 22:44 | #21 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Антон Ю.Б., любопытная статья.
vi0, на тему этапов эволюции мировоззрения сейчас уже много написано. Недавно попалась на глаза книга Домникова С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. Автор пишет о том, что религиозное и мирское оказываются двумя образами бытия в мире, органически уживаясь в каждой культуре. Их соотношение и специфика определяется как характером религиозного сознания и типом культуры, так и уровнем общественного развития. Наши далекие предки начинали с того религиозного отношения к миру, которое соответствовало уровню развития общества. Как тайны психики каждого человека скрыты в его детстве и младенчестве, так и тайны общественного сознания следует искать в воззрениях наших предков. |
09.02.2009, 13:12 | #23 |
Хиникс
Сообщений: 184
Регистрация: 13.10.2008
Не в сети |
Господа, причем здесь медитация??? Ну вы дали....
Дело то в духовном росте)! 2 Коринфянам 3/18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. 1 Тимофею 4/16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.. Где Апостолы или Иисус учили медитации ??? Не от Симона ли волхва пошли данные заблуждения или других языческих источников? (вопрос ко всем сторонникам данных практик) Получается вы хотите сказать, что путем использования этих практик я перестану грешить... тогда смысл послания нам силы Духа Святого и жертвы Христа за наши грехи каков, если своими делами я спокойно могу жить безгрешно... |
09.02.2009, 21:41 | #24 | |
Форумец
Сообщений: 32,088
Регистрация: 01.11.2006
Возраст: 43
Не в сети |
Цитата:
Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том I "Слово о спасении и о христианском совершенствовании" В интернете легко найдешь, например здесь http://www.pravbeseda.ru/library/ind...ge=book&id=204 |
|
10.02.2009, 09:35 | #25 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
vi0, меня в последнее время слегка утомляет Ваша склонность к лозунговости.
Цитата:
Маркса (и статью о нем) я привел по простой причине - его позиция в каком-то смысле суммирует общий взгляд Нового Времени на стадиальность развития общественного сознания. В этом смысле она не столько экспертна, сколько репрезентативна. 20 век отказался от этой упрощенной (и ненаучно абстрагированной) схемы. В 21 веке говорить о том, что научное сознание является более высокой ступенью, чем религиозное мировоззрение - глуповато (как и об эволюции христианства из вавилонского язычества). Но Вас же глуповатость не пугает? - приправленная парой терминов она становится вполне удачной демагогией, особенно для тех, кто в осмыслении вопроса ограничится веткой форума |
|
10.02.2009, 12:54 | #26 | ||
back 4 good
Сообщений: 19,292
Регистрация: 23.04.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Про эволюцию христианства: (....) -> язычество -> иудаизм -> христианство Очевидно, что тут тоже не с монотеизма началось. Достаточно вспомнить, чем занялись соплеменники Моисея, когда того внезапно вызвали на гору Синай.. Вопросы? Что до "лозунговости", которой вам представляется краткость - я не вижу необходимости излагать простые мысли и факты излишне многословно, подразумевая, что собеседник достаточно умен и ему не надо разжевывать каждую фразу. |
||
10.02.2009, 13:22 | #27 | |
Creatura Dei
|
Цитата:
Да, последняя фраза, по-моему, это, что называется, стёб, никакого отношения к науке не имеющий. |
|
10.02.2009, 21:44 | #28 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
vi0, ну Сергей Георгиевич явно поглубже, чем ваше представление о нем.
Насчет же исторических фактов и монотеизма все тоже не так просто, как Вы пытаетесь представить. Ваши факты - это не совсем факты. А Джемаль - это и вовсе немного из другого разговора. |
10.02.2009, 22:23 | #29 |
back 4 good
Сообщений: 19,292
Регистрация: 23.04.2003
Не в сети |
Антон Ю.Б., ну да, Кураев тоже оказался "поглубже" моего весьма нелестного представления о нем.
Хорошо, оставим Джемаля в стороне. Давайте про исторические факты - чем они вам не понравились? Хотя, пожалуй, догадываюсь - ведь я считаю эту "эволюцию" делом человеческих усилий, а вы верите, что смены религиозной парадигмы были обусловлены непосредственным вмешательством божественной воли, так? |
10.02.2009, 22:31 | #30 | ||
Registered User
Сообщений: 1,746
Регистрация: 07.08.2003
Не в сети |
1lotos1, помница, был сайт, исихазм.ру, я как отттуда книжек скачал, так больше и не заходил туда. Если он еще жив - заходи, качай, читай, делай.
Антон Ю.Б., Цитата:
Ребро_Адама, Цитата:
|
||