Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Церковь Рождества Христова (Рождественская) на Придаче |
|
Опции темы |
07.12.2009, 13:54 | #1 |
Потапов
Сообщений: 2,351
Регистрация: 21.04.2008
Не в сети |
ул.Димитрова, 51
Рождественская церковь. сам в шоке был. Теперь какой-то завод. Церковь Рождества Христова (Рождественская) была сооружена придаченцами в 1780-1790-х, взамен деревянной. Перестроена в 1856 году. Обезглавлена и переделана в советское время. Остались элементы- колонны, отделка. http://vrnchurch.narod.ru/prig3.html Если есть у кого фото этой церкви до перестройки- буду очень рад Последний раз редактировалось Natalia425; 26.03.2021 в 17:00. |
08.12.2009, 22:25 | #4 |
Форумец
Сообщений: 1,126
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
А какую можно иметь ввиду перестройку церкви, если это уже совсем не церковь?
Последний раз редактировалось Natalia425; 09.09.2019 в 09:36. |
21.09.2010, 21:14 | #5 |
Форумец
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008
Не в сети |
В продолжение http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...3&d=1260186859, http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...4&d=1260186859
1. Несколько более полный вид с боковым входом (и орущим на меня сторожем). Думаю колокольня. 2. Фасад со стороны ул. Димитрова. По всей видимости тут располагался портик. 3. Мой вариант того, как выглядел фасад (фото 2) 4. Вид сверху, снимок полностью Там вокруг территория автостоянки, и народ там обитает какой-то злобный |
16.10.2010, 00:17 | #6 | ||
Форумец
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
На фото восточная часть церкви |
||
11.03.2011, 21:07 | #7 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Есть фото на Придачу вниз к реке с этой колокольни.
|
01.06.2012, 01:06 | #8 |
ЗА КОММУНИЗМ
Сообщений: 2,916
Регистрация: 19.02.2007
Не в сети |
Церковь рождества Христова на придаче
Церковь Рождества Христова на Придаче Слобода Придача вошла в состав Воронежа не так давно, лет семьдесят назад. Ее имя сохранилось в памяти, к тому же оно упоминается в названиях рынка и товарной станции. Происхождение наименования слободы объясняется принадлежностью этой земли жителям города Воронежа. Первоначальный смысл был таков: придача - от «придать», то есть «добавить». Служилые казаки получили за рекой прибавочную, дополнительную землю к своим прежним владениям. Е.А. Болховитинов повествовал о ранней истории слободы следующее. Поселение на левом берегу реки Воронеж существовало с начала XVII века. В документах 1616 года есть упоминание о том, что размещенные на ногайском (левом) берегу реки для защиты крепости от татарских набегов казаки сбежали. Их место заняли «разных чинов» люди, поверстанные в однодворцы. За службу они получили земельные наделы. По сведениям за 1798 год, там насчитывалось 2168 человек, в ведомости значились приказные служители, посадские люди, мещане, однодворцы и экономические (государственные) крестьяне. Во второй половине XVIII века на Придаче появились корпуса суконной мануфактуры, принадлежавшей известной далеко за пределами Воронежа семье промышленников Тулиновых. Каменные строения в приречной части целое столетие исправно производили грубое сукно для армейских мундиров и шинелей, то есть, как бы мы сейчас сказали, работали на государственный заказ. К моменту крестьянской реформы на Придаче насчитывалось 336 дворов, где проживали 2380 человек. В 1857 году на фабрике (ее хозяином к этому времени стал наследник Тулиновых, Филипп Николаевич Вигель) произошло волнение работных людей. Из 650 казенных мастеровых 350 составляли женщины. Недовольные тяжелыми условиями труда, они отказались выходить к прядильным станам. Случилось не что иное, как забастовка, первая в Воронеже, и Придаче впору гордиться социальным приоритетом. Среди зачинщиц стачки документы выделяют работниц Екатерину Земцову и Анну Постухину. Работу фабрика уже не возобновила: в 1862 году мастеровых освободили от крепостной зависимости, и они не согласились остаться у Вигеля даже в качестве наемных рабочих. Каменным корпусам не суждено было долго пустовать. Ф.Н. Вигель продал их военному ведомству, и в них разместились сначала арестантские роты, а потом дисциплинарный батальон. Эта штрафная воинская часть была известна во всей России своей жестокой дисциплиной. В 1905 году здесь вспыхнуло восстание. «18 ноября, во второй половине дня, город облетела весть о том, что восстал дисциплинарный батальон в пригороде Воронежа и слобода Придача, где находились казармы батальона, захвачена восставшими. Придача находилась довольно далеко от центра города и соединялась с ним большим Чернавским мостом через реку Воронеж и дамбой длиной около полутора километров с несколькими мостами через протоки и небольшие водоемы. Последний мост находился возле самой Придачи, расположенной на слегка возвышенном месте», - это из воспоминаний участника революционного движения И.В. Шаурова (1964), нашего земляка. Выступление подавили силой, но батальон все же вскоре расформировали. Читателям, надеюсь, стало ясно, что среди пригородных слобод Придача играла довольно заметную роль. Добавлю еще, что в 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В 1930 году Придача вошла в городскую черту Воронежа. На Придаче ранее всех левобережных пригородных поселений появилась церковь. До строительства собственных храмов к ней были приписаны жители слобод Монастырщенки и деревни Отрожки. Деревянный храм во имя Рождества Христова возведен на Придаче примерно в 1680 году. Дважды он перестраивался - в 1745 и 1773 годах. Столетие для жизни деревянной церкви - срок вполне почтенный, поэтому неудивительно, что постройка обветшала, ей не помогал никакой ремонт. В 1785 году прихожане начали строить каменную церковь «в прежнее наименование», освятили ее 22 марта 1795 года. Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы. Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов. Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных». В церковной ограде были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Их могилы были целы в конце позапрошлого столетия. К северо-востоку от церкви, у развилки дорог на Отрожку и на Усмань, находилось Придаченское кладбище. В 1920-1930-е годы, когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан. В 1940 году на этом кладбище была погребена Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина, в 1966 году ее прах перезахоронен на Левобережном кладбище. Сохранялся Придаченский погост до 1960-х годов. С началом строительства высотного здания проектного института могилы были снесены, надгробия исчезли, часть территории ушла под котлован, часть под сквер. Из священников Придаченской Рождественской церкви сохранились упоминания об отце Петре, рапортовавшем в 1732 году епархиальному начальству о ветхости храма. Священник Герасим Андреев в 1777 году был благочинным десяти церквей Воронежского уезда. В 1805 году в храме служили два священника - Стефан Архипов и Тимофей Смирнов, диаконом был Стефан Самбикин, были еще два дьячка и два пономаря. В приходе вместе с соседними деревнями числилось 415 домов, 2467 человек. В документах 1830-х годов упоминается весь причт: священник Феодор Чекалин, диакон Иаков Иванов сын Фомин да диакон Михаил Автономов сын Бондаренко. В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе. Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина. В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа, работы обошлись в пять тысяч рублей. По Клировой ведомости 1911 года в храме значатся: священники Иоанн Скрябин (с 1880 года) и Митрофан Романовский (с 1902 года), дьякон Иоанн Баженов (с 1905 года), псаломщики Димитрий Тростянский (с 1900 года) и Иоанн Курбатов (с 1910 года). Старостой Рождественской церкви был крестьянин Николай Асьминин. Приход в самой Придаче насчитывал 548 домов и 2812 человек населения. Жизнь общины и храма в первые десятилетия текущего столетия не стала достоянием гласности. Одно ясно: 1917 год оказался для церкви рубежным. 31 октября 1932 года облисполком утвердил протокол областной комиссии по церковным делам. Формулировку стоит привести целиком, не меняя безграмотного стиля и пунктуации: «Учитывая многочисленное ходатайство граждан слободы Придача высказавшихся 2215 человек и наказ избирателей о закрытии церкви и переоборудовании таковой под клуб-театр, на что райсовет имеет соответствующие средства и принимая во внимание имеющиеся две церкви одного направления, расположенные в 3 километрах, где верующие могут отправлять религиозные обряды, решение райсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под клуб-театр утвердить». Упомянутые церкви «одного направления», которые осенью 1932 года еще действовали, находились в слободе Монастырщенка и в селе Отрожка. Клуб-театр, похоже, ненадолго задержался в церкви, если вообще был там открыт, а не выдвигался просто как повод для ее ликвидации. В предвоенные годы культовое сооружение использовалось под промышленные нужды. В 1941 году проводились капитальный ремонт и переоборудование здания под прядильную фабрику. Очевидно, результатом этого ремонта стало уничтожение верхних ярусов купола и колокольни, сводов трапезной и превращение оставшегося строения в промышленный цех. В мае 1944 года церковь упоминается в решении горсовета: ремонтная база № 31 освободила помещение хлопкопрядильной фабрики и его возвращали горпромкомбинату. Но обстоятельства изменились, и осенью 1944 года Рождественский храм использовался под общежитие военнопленными немцами, которые восстанавливали завод № 16. Сейчас церковное здание занимает ремонтный завод «Автозапчасть» (улица Димитрова, 51). Не зная этого заранее, вряд ли кто сумеет рассмотреть за высоким забором остатки храма. Да и как узнать его в краснокирпичном ремонтном цехе; фотографировать цех не было смысла, представления о церкви снимок все равно не даст. Изображений же той поры, когда храм Рождества Христова действовал и имел благолепный вид, разыскать не удалось, поэтому его и нет среди иллюстраций к этой книге. Из Страховой описи 1916 года известно лишь, что храм вместе с колокольней имел длину в 25 сажень (53 м), ширину 8 сажень 1 аршин (18 м), высоту - 5 сажень (10,5 м), колокольня в три с половиною яруса, ее высота до карниза - 14 сажень (30 м). Церковь венчал один купол о 12 окнах. |
23.02.2015, 14:03 | #9 |
Нетральное зло
Сообщений: 9,174
Регистрация: 29.05.2004
Не в сети |
Какие то движения начались вокруг здания, убрали трубу котельной, почти разобран пристроеный из шифера фасад. Восстанавливать собрались?
|
23.02.2015, 20:34 | #10 |
Форумец
Сообщений: 16
Регистрация: 23.02.2015
Не в сети |
"В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа, работы обошлись в пять тысяч рублей." Видимо я училась в начальных классах именно в этой школе с 1959 по 1962 год. Она находилась с южной стороны храма (о котором мы и не подозревали). Школа была действительно одноэтажной, но с большим школьным двором, естественно - только начальные классы. К сожалению у меня не сохранилось ни одной фотографии школы того времени. Школа сгорела в 1962 г. Предполагали, что поджог совершил один из нерадивых учеников. После этого нам пришлось путешествовать по разным школам района - №№ 22,23 пока не открыли школу №60 на Ленинском проспекте
|
11.04.2015, 19:46 | #13 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
И не только намоленное, судя по этим фото http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=22102145&postcount=4 и http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=2...0&postcount=12
|
12.04.2015, 14:27 | #15 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Вот еще фото сделанные с церкви http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=2...7&postcount=34 и http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=2...6&postcount=68 (кроме п. 2). Обсуждения здесь http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=1041975
|
12.04.2015, 20:47 | #17 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Murawey, если соединить линией северный край здания управления ЮВЖД с Акатовым монастырем, то полученная линия выводит почти на церковь. Оба комплекса зданий на снимках рядом (с правой стороны). Их видно на всех трех фото правого берега. Кроме того, если рассматривать еще вариант, что снимали с пожарки, то это фото http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...4&d=1405538693 говорит о том, что окно и дом стоит под углом к набережной правого берега. Так что пожарка не подходит, кроме церкви и домика других вариантов здесь нет. Судя по теням домик ниже, даже с учетом рельефа, т.е. если бы снимали с него в любом случае в кадр должна была попасть церковь и высокие деревья между ними. А солдат, перебегающих дорогу, из-за этих же аргументов уж точно снимали из церкви, с ее первого этажа.
|
12.04.2015, 21:15 | #18 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
|
12.04.2015, 22:17 | #19 |
Форумец
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008
Не в сети |
Boriskin, съемка этих двух серий велась с разных объектов. Мне надо было вставить ссылку http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=2...7&postcount=34 чтоб не было путаницы.
|
13.04.2015, 10:33 | #21 |
Форумец
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008
Не в сети |
Съемка велась из объекта, стоящего параллельно двухэтажному домику, да и остальным домикам этой стороны улицы. Церковь же стоит под углом, с таким построением кадра (с оконным проемом), на снимке была бы видна противоположная сторона улицы. Опять-таки, сейчас речь о снимках с перебегающими Большак.
|
22.10.2015, 15:20 | #23 | |
Форумец
Сообщений: 102
Регистрация: 01.05.2003
Не в сети |
Цитата:
Если здание церкви не признано памятником, то снесут наверняка. А могут снести даже если и памятник, по-тихому.. |
|
18.11.2015, 10:23 | #27 |
Нетральное зло
Сообщений: 9,174
Регистрация: 29.05.2004
Не в сети |
начали сносить, алтарный полукруг уже разбомбили.
|
18.11.2015, 10:51 | #28 |
Форумец
Сообщений: 650
Регистрация: 08.06.2008
Не в сети |
Zhelezniy_Felix, там наверное, под церквью захронения есть, интересно их тоже на мусорку или перезахроняют?
А вообще жалко очень, хоть и в неприглядном виде все, но место намоленное. Да и грех это такие места разрушать (храм, кладбище), с плохой энергетикой там потом дома будут Последний раз редактировалось SERG16; 18.11.2015 в 13:36. Причина: объединение |
18.11.2015, 11:30 | #29 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Интересно, почему РПЦ не восстанавливает старые церкви и при этом конфликтует с местными жителями при строительстве новых как здесь http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=1078012?
|