Старый 28.08.2009, 08:51   #1   
Форумец
 
Сообщений: 1,318
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 57

Alex66 вне форума Не в сети
Пятницкая церковь

Пятницкая церковь. Находилась на углу Кости Стрелюка (Пятницкая) и Володарского (Мещанская). От нее осталось двухэтажное основание звонницы - используется сейчас под какой-то склад. Фото начала XX века
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Пятницкий_храм.jpg
Просмотров: 261
Размер:	373.4 Кб
ID:	736295  

Последний раз редактировалось Natalia425; 17.11.2019 в 19:35.
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 11:56   #2   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Для воплощения и рождения Богочеловека Иисуса Христа нужна была чистейшая и непорочная Дева. Бог-Отец Саваоф избрал для сего дочь благочестивых Иоакима и Анны. У них до старости не было детей, и это было для супругов весьма прискорбно, поскольку бесчадие считалось у евреев бесчестием и знаком лишения милости Господа. Однажды священник не принял в праздник даров от Иоакима как от грешника. Пораженный, тот удалился в пустыню, где сорок дней молился и постился. Анна, узнав об оскорблении мужа за ее бесплодие, «усугубила» свои молитвы Богу. По возвращении Иоакима Господь обрадовал праведных супругов ангельским благовестием о рождении у них Преблагословенной Девы Марии, что чрез положенный срок и сбылось. Великий праздник в честь рождения Божией Матери установлен церковью 8 (21) сентября.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды.

Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова (1700—1744). Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года.

Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. Дочь богатых родителей, жившая в IV веке, она родилась в пятницу и по этому дню получила имя Параскевы. Потеряв родителей, она приняла обет девства и принялась яро распространять христианскую веру. Язычники, схватив ее, долго мучили и затем убили. Поминовение мученицы Параскевы осуществляется 28 октября по старому стилю. В России к ее имени прибавили еще и буквальный перевод с греческого и стали звать Параскевой Пятницей. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали.

Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года.

Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая.

В 1740—1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович (1692—1757) и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. Здесь отмечено несколько десятков захоронений купцов из семей Алтуховых (1765), Елисеевых (1757, 1770), Замошниковых (1768), Молоцких (1766), Плюшкиных (1764), Постовало-вых (1744, 1766), Типцевых (1770), Шуклиных (1766).

Еще в 1921 году, как отмечал В. В. Литвинов, на подворье Пятницкой церкви сохранялись две чугунные доски, некогда венчавшие могилы Ф. М. Постовалова и Г. Н. Елисеева. Первая из них содержала даже имя мастера, отлившего ее: «Феодосии Минин сын Постовалов родился генваря 5 дня 1700 году преставился апреля 3 дня 1744 году и погребен того же апреля 7 числа при церкви Рождества Богородицы всего лет поживе 43 года (44? — А. А.), а сия церковь построена тщанием и старанием Феодосия Минина сына Постовалова. М. Зейзеров».

Торжественным было погребение матери хроникера, П. Ф. Елисеевой: «1770 года ноября 15 дня представися раба Божия матушка наша Параскева Федоровна пополудни в 7 часу, а сего 17 погребение было у Рождества Богородицы Преосвященным Тихоном 11-м епископом и архимандритом Феодосием и со всеми соборными и приходскими священниками; при выносе мертвого тела в церкву к погребению сам изволил быть Его Преосвященство, а как несли покойницу, звон был в соборе во все колокола, и у Вознесения Христова тож, и у приходской церкви тож... а жития ее было от роду около 80 лет. Да и дай Боже нам умереть с таким покаянием и трудами». «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу».

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону.

Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий (1750— 1781) состоял у Рождества Богородицы только два года.

В 1866—1872 годах в Пятницкой церкви служил Дмитрий Иванович Самбикин (1839—1908). Позже он стал ректором духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского. В 1884—1886 годах архимандрит Димитрий издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей нашего края. Без этого труда практически были бы невозможны современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась.

По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю. И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась по середине двух-этажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане.

Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой.

Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Должен заметить, что доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811— 1819 годах Мариннокой кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких.

Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы были на Пятницкой церкви, а в 1790 году прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда.

Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта. На жалованье ему шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб.

В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули. на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени.

О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет. Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны колокольня и храмовая часть были разрушены, а двухэтажное основание звонницы сохранилось. Мало кто знает, что часть церкви цела, она находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположились ОВИР и архив ЗАГС. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А. М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:10.
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2010, 14:12   #3   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
На этом снимке 1943 года-Пятницкая церковь? Подписано-ул.Пятницкая.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1943pytnickaua.jpg
Просмотров: 165
Размер:	90.2 Кб
ID:	762429  

Последний раз редактировалось SERG16; 07.12.2010 в 00:56.
  Ответить с цитированием
Старый 08.05.2010, 13:35   #4   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
Пятницкая церковь в начале 20 века.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Пятницкая нач века.jpg
Просмотров: 273
Размер:	359.8 Кб
ID:	788424  

Последний раз редактировалось SERG16; 07.12.2010 в 00:56.
  Ответить с цитированием
Старый 08.05.2010, 15:21   #5   
Вне времени
 
Аватар для Александр63
 
Сообщений: 1,935
Регистрация: 15.03.2010
Возраст: 77
Записей в дневнике: 92

Александр63 вне форума Не в сети
Надо же какая фотка. Откуда сие
  Ответить с цитированием
Старый 01.09.2011, 14:35   #6   
Форумец
 
Аватар для Murawey
 
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008

Murawey вне форума Не в сети
В продолжение

Вид со двора школы №11 (на ул. Володарского), на переднем плане двор дома №62.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC_3683.jpg
Просмотров: 155
Размер:	261.3 Кб
ID:	1473128  
  Ответить с цитированием
Старый 24.06.2015, 22:17   #7   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 7,763
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 50

SERG16 вне форума Не в сети
Современные фото и немного информации:


Последний раз редактировалось Natalia425; 17.11.2019 в 19:39.
  Ответить с цитированием
Старый 27.02.2017, 14:50   #8   
Бомбеец
 
Аватар для insider
 
Сообщений: 173
Регистрация: 12.01.2004
Возраст: 37

insider вне форума Не в сети
Exclamation Снос церкви?

В центре Воронежа начался снос исторического здания Пятницкой церкви

Цитата:
Рабочие начали сносить остатки исторического здания Пятницкой церкви, которое находится на пересечении улиц Кости Стрелюка и Володарского. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» краевед Ольга Рудева рассказала в пятницу, 24 февраля.

По словам краеведа, рабочие будто бы специально выбрали время для сноса в праздники – чтобы привлечь к событию меньше внимания.

– Я сейчас точно не скажу, кому принадлежит здание и какой у него охранный статус. Мне кажется, он есть, но это мы будем уточнять у чиновников. Кроме того, я направила информацию в воронежскую епархию – возможно, нам удастся приостановить снос здания. Оно находится рядом со школой №11, в которой я училась. И там неподалеку есть кладбище: помню, видела несколько надгробий. Не знаю, что хочет сделать новый собственник со зданием Пятницкой цирки, но все равно такие места в городе заслуживают более бережного отношения, – сообщила Ольга Рудева.

Церковь давно не используется, хотя раньше была популярной. Рядом со зданием находится закрытое кафе, однако пройти на территорию Пятницкой церкви в последние годы не было трудно. Ольга Рудева надеется, что епархия поможет приостановить снос исторического здания – так, как это получилось в истории храма во имя Рождества Христова на Придаче.

Корреспондент РИА «Воронеж» следит за развитием событий.

Контекст

Пользователи «Большого воронежского форума» опубликовали фото строительной техники у стен бывшего храма во имя Рождества Христова, который возвели на Придаче примерно в 1680 году, в ноябре 2015-го. В тот же день в интернете появилась информация, что на этом месте планируют возвести многоэтажный дом. Активисты собрали 3 тыс. подписей в защиту храма.

Письмо с просьбой придать зданию статус объекта культурного наследия направили в профильное облуправление. Компания «Выбор» на безвозмездной основе передала храм на Придаче вместе с участком земли площадью 2,8 тыс. кв. м в собственность Воронежской епархии. Храм удалось спасти. В нем проходят концерты, службы, а также там горожане встретили Рождество-2017.

Справка РИА «Воронеж»

Как сообщается в книге Александра Акиньшина «Храмы Воронежа», Пятницкая церковь известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. В XIX веке Пятницкая церковь капитально перестраивалась – были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. Интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой.

О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет, пишет Акиньшин. Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда на улице Володарского началось строительство здания для Особого государственного политического управления. Стройка была секретной, прилегающие улицы были закрыты высокими заборами, потому уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская, потом склад и архив ЗАГС.

текст — Екатерина Трещикова, фото — Ольга Рудева
Был там в субботу. Снесли левую часть - гараж, которая, судя по всему, частью храма не являлась. Техника уехала, на месте бывшего гаража - выровненная площадка.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: фотоРудева.jpeg
Просмотров: 73
Размер:	190.7 Кб
ID:	2899982  
  Ответить с цитированием
Старый 27.02.2017, 18:42   #9   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от insider Посмотреть сообщение
Снесли левую часть - гараж, которая, судя по всему, частью храма не являлась
-да. В воскресенье работы тоже не велись. Собственник здание церкви сносить не намерен.
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2017, 23:46   #10   
Форумец
 
Аватар для Одинокий
 
Сообщений: 270
Регистрация: 15.03.2009

Одинокий вне форума Не в сети
шёл мимо сегодня,снесли часть здания,поставили забор и щебнем засыпали площадку,вроде дальше ломать не собираются
сохранившееся здание,со стороны слома -стена из белого кирпича,это точно не дореволюционная часть постройки
дальше из стены торчат старые красные кирпичи- это того времени
сейчас почитал репортажик тут и поизучал фото-ну никак не могу привязать оставшееся здание к зданию с колокольней- окна как минимум совсем другие чем на фото и по мне само здание конфигурацией несколько отличается
  Ответить с цитированием
Старый 15.03.2017, 09:07   #11   
Бомбеец
 
Аватар для insider
 
Сообщений: 173
Регистрация: 12.01.2004
Возраст: 37

insider вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Одинокий Посмотреть сообщение
шёл мимо сегодня,снесли часть здания,поставили забор и щебнем засыпали площадку,вроде дальше ломать не собираются
сохранившееся здание,со стороны слома -стена из белого кирпича,это точно не дореволюционная часть постройки
дальше из стены торчат старые красные кирпичи- это того времени
сейчас почитал репортажик тут и поизучал фото-ну никак не могу привязать оставшееся здание к зданию с колокольней- окна как минимум совсем другие чем на фото и по мне само здание конфигурацией несколько отличается
Здание скорее всего достроено в левой части. Да и наверняка частично разрушено в войну было. Так что белый кирпич возможен и в исторической части. А окна Вы где увидели на старых фотографиях? Из имеющихся в теме они все с другой (тыльной) стороны. А сейчас там они заложены.
  Ответить с цитированием
Старый 15.03.2017, 13:04   #12   
Форумец
 
Аватар для Одинокий
 
Сообщений: 270
Регистрация: 15.03.2009

Одинокий вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от insider Посмотреть сообщение
Здание скорее всего достроено в левой части. Да и наверняка частично разрушено в войну было. Так что белый кирпич возможен и в исторической части. А окна Вы где увидели на старых фотографиях? Из имеющихся в теме они все с другой (тыльной) стороны. А сейчас там они заложены.
на представленных фото окна(в здании с колокольней) большого размера
у сегодняшнего здания они маленькие и имеют почти ровно квадратную форму и по виду они как будто не переделывались,имеют вид именно старинный
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind