Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Либеральные ценности и Православие |
|
|
Опции темы |
25.07.2005, 17:08 | #1 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Либеральные ценности и Православие
В разных темах поднимался вопрос, совместимы ли либеральные ценности и православие. Ваши мнения?
Лично я пока считаю, что либерализм есть политико-экономическое направление и не связано с вопросами религие. Если я не прав - попровьте меня, плиз. |
25.07.2005, 17:39 | #2 |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Только православие? Или религиозное сознание вообще.
|
25.07.2005, 17:56 | #4 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Scorpion, а что такое, по Вашему мнению, либеральные ценности? Дело в том, что абстрактное их постулирование - это одно, историческое воплощение - другое, философское осмысление неизбежности именно такого воплощения - третье.
Боюсь, что у нас не очень много шансов договориться до какого-то общего понимания либеральных ценностей, если мы будем это делать, как обычно в этой ветке. Давайте постараемся держаться правил. До того, как Вы изложите свое понимание, я бы сказал, что полагаю достаточно обоснованным то, что либерализм может приобретать только тот облик, что имеет нынче. Либерализм поэтому не может быть совместим с Православием опытно. В своих посылках понимания человека и должного человеку (и вот об этом можно говорить даже и без истории) либерализм также несовместим с православным взглядом на человека. Вот цитата из любимца готов - А.Дугина: Цитата:
Полагаю, что имеет смысл прочесть эту книгу ("Манипуляция сознанием") в любом случае, а для нашего разговора это могло бы быть неплохой основой для обсуждения либерализма и его истории. Готов посмотреть и Ваши источники, если Вы их предложите. |
|
25.07.2005, 18:00 | #5 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Камиль Писсаро В данном конексте только православие. Камиль, мне бы не хотелось рассуждать о либеральных ценностях и исламе, потому как я плохо владею даже начальными знаниями в вашей религии. Так, по верхам нахватался...
|
25.07.2005, 18:05 | #6 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Сержант Аналогично тому что я сказал Камилю: если мы берем либерализм как систему ценностей в рамках общей политической философии, то мы не можем противопоставлять (для сравнения или обсуждения) его религиозной философии целиком. Неравный получился бы бой
|
25.07.2005, 18:07 | #7 |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Действительно ,Scorpion, обьясните нам , что такое либеральные ценности?
Что такое в Вашем понимании либерализм? И если Вам не сложно мотивы постановки подобного вопроса? |
25.07.2005, 18:09 | #8 | |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
|
|
25.07.2005, 18:19 | #10 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Повторю, либерализм не может быть ограничен экономикой и политикой (употребление последнего слова обессмысливает, правда, разговор об ограничении). Вот еще цитата из Кара-Мурзы:
Цитата:
|
|
25.07.2005, 18:25 | #11 | ||||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Ну, кажется, вся компания в сборе. Поехали
Цитата:
- либо абстрактное постулирование - либо историческое воплощение - либо неизбежности именно такого воплощения В равной мере это касается как либерализма так и православия, и мы неизбежно (если возьмем, например, второй вариант, как вы предложили)наталкиваемся тогда, например, на необходимость обсуждения бюрократизма, политической ангажированности и не всегда приглядной истории православной церкви, чего мне делать не совсем хотелось бы. Или, другими словами, превращать обсуждение в банальный спор "а вы раскол устроили и боярыню Морозову сослали". Например, в разговоре с Сержантом в другой ветке мы уже дошли до того, что у РПЦ действительно есть ряд недостатков и наша общая задача их лечить, если помните. Более того, мне бы совсем не хотелось противопоставлять либерализм и православие. Если позволите, давайте все же обсудим именно абстрактное посулирование для начала. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Итак! Я так понимаю, мы должны определиться для дальнейшего разговора с определением понятий и предмета дискуссии. Можно ли считать приведенные вами цитаты вашей точкой зрения? |
||||
25.07.2005, 18:27 | #12 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Камиль Писсаро Ну, извините Надеюсь, я вас не обидел. Как говорится, в моей профессии человек должен быть дилетантом во всем. Ключевое слово - всем
|
25.07.2005, 18:28 | #13 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Сержант Я понимаю политическую философию (прошу прощения, если термин был видвинут неправильно) как совокупность научных и прикладных знаний и методов изучения, рассматривающих организацию общества в государство.
|
25.07.2005, 18:39 | #14 | |||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
- свобода слова - свобода вероисповедания - свобода предпринимательской деятельности - право частной собственности - свобода собраний - право на судебную защиту - избирательное право - право на равенство всех перед законом Ну, и все прочее (довольно банально и Антон, без сомнения, меня поправит). Однако, хочу заметить, что для меня понятие свобода неразрывно связано с известной максимой "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого", а границы эти должен определять закон. Цитата:
Во-вторых, уже чисто для себя определиться с обоими понятиями и выяснить, какое место они занимают уже в моей личной жизни (ну, вот такой я ИГАИСТ , уж извините). Это как раз тот спор, где может родится хоть такая персональная истина. И в-третьих, выяснить, насколько религия (и здесь вы были правы, когда предложили ввести в дискуссию "религиозную философию" в целом) соотносится с общественным устройством. |
|||
25.07.2005, 20:26 | #15 | |
wise owl
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
|
|
25.07.2005, 23:46 | #16 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Scorpion, меня правда радует, и это я говорю искренне, что у нас разговор идет нормально, как должен идти разговор, где мы хотим понять друг друга.
Теперь переходим к либерализму. Исторические вещи часто стоит понимать, не эксплицируя смыслы, не выискивая, как бы это было идеально, но, понимая, что многие вещи являются не не совсем полным отражением некоторой идеи, но исторической реальностью, которой мы нашли некоторое слово, от которого уже и начинаем искать смыслы. Примеров искать не надо - говорим о "демократиии", но что это? Нет, я не говорю, что это полная уж иллюзия. Но это же концепция, которая содержала при своем возникновении что-то одно (и мы этого не помним уже, оно не совместимо с современными представлениями), в развитии - иное, в актуальном состоянии - третье. И не надо забывать, что нынешнее положение - это часто не новый смысл слов, но использование старых в своих целях. Ну какое отношение к "демократии=власти народа" имеют насаждаемые США режимы, способствующие неэквивалентному экономическому обмену? И это же не единственный вопрос, который здесь возникает. Стоит ли говорить так о либерализме, то есть не абстаргироваться от исторической реализации, подходя от нее, а не от принципа? Наверное нет. Потому что либерализм - это философия либерализма в первую очередь, и в каждый момент она ставит вопросы, которых не было в предыдущие. Вы говорите о либерализме описательно, но это же не философский подход. Это не упрек, но поймите, Вы описываете то, как он сложился, а сложился он из определенной философии. Не философии, как отвлеченной совершенно зауми, нет - Вы же не станете спорить, что либерализм - это "правила поведения человека в обществе человеков?" То есть, он с необходимостью не несет даже, а питается и растет из определенного понимания человека. Какое же это понимание? Это вовсе не набор тех ценностей, которые Вы предполагаете возможным без существенных противоречий вместить в нормальное функционирование общества. Поперву - это деление на своих, которым эти свободы даются, и прочих, которые отличны именно антропологически, как негры, в работорговлю которыми вкладывал свои средства один из теоретиков либерализма. И он же не потакал своим слабостям в ущерб своей же философии, а был вполне последователен. Ныне можно противоречия перенести на преиферию - в США подростки уже давно не вкалывают на заводах, а на заводах американских концернов, скажем, в Индонезии - пожалуйста. И, собственно, как показывает Ирак, само антропологическое представление никуда не девается, экономическая и политическая логика последуют ему. И когда Вы говорите, что Цитата:
И о неизбежности непериферийных особенностей исторического воплощения тоже стоит сказать. Византийская культура имела тоже довольно своеобразные антропологические представления о варварах, что отражалась во многом. Но христианство заключалось не в этом даже в Византиии, а в своем воплощении в России потеряло эти оттенки совершенно. Но последовательно воплощенный либерализм "с человеческим лицом" - нонсенс. Нельзя одновременно содержательно отстаивать права и обязанности как порождающие прочее философские категории. Да, зафиксировав конкретными свободами понимание либерализма его можно пытаться примирить с многим, но поймите, что либерализм не в правилах и свободах-следствиях, но в принципе. Поэтому гомосексуализм, эвтаназия и прочее упомянутое Кара-Мурзой - это не издержки, но реализация разрушающего принципа в общих условиях. Если же Вы скажете, что давайте ограничивать применение принципа свободы тем или иным набором норм, даже и православных, то это порождает два противоречия: а) это будет не либерализм, как и то, что Вы нарисовали. Вы нарисовали то, как принцип "разрешено то, что не запрещено" реализовался однажды и кое-где исторически. Но либерализм - это сам принцип, стремящийся еще и опровергнуть само право его ограничивать (отказ от любых форм легитимации смыслами постмодернизма растет отсюда. А единственная допускаемая легитимация экономической прагматикой оставляет нам возможность понять это все, распутав клубок с этого кончика). б) Любой набор норм предполагает определенную свободу в ими не ограниченном. То есть либерализм "с правилами" - это ломиться в дверь, очерченную этими же правилами. Так что, боюсь, Scorpion, что Ваше понимание либерализма - это обзывание либерализмом хорошего пафоса фантастики типа Стругацких (говорю не снисходительно, ибо это и для меня как-то остается близким). Это - свобода вырастающая из человека не для себя и реализации узко- или широко- эгоистичных интересов. Это не имеет никакого отношения к последовательной философии либерализма и ее реализации на практике. Эта реализация не может не быть людоедской, поскольку, как уже сказано, одно их двух - или свободу ограничивают "правильные рамки" и тогда, либерализму нет места, или - правильных рамок нет, а без них все приходит к логичному развитию. Говорить же о либеральных принципах отдельно где-то - тоже не имеет смысла. Даже если убрать "российскую специфику", то поймите, что отключение рубильника на подачу света в роддома - нормальный либеральный шаг. Однако, надо быть честным, поскольку Вы в защите того, что именуете либерализмом, искренне отстаиваете не ошибочные веши. Преимущественно, пожалуй, Вы говорите о необходимости помнить, что человек и его права - не то, чем можно пренебрегать в выполнении даже и необходимого. Но это же - совсем иной вопрос, о котором надо и говорить по-иному. Поверьте лишь, что не стоит по "аналогическим симпатиям" снисходительно относиться к либерализму - пафос первых приведенных абзацев из Дугина вполне оправдан и обоснован. P.S. На этом уровне, а другой нам вряд ли нужен не только сейчас, Вы Scorpion не правы допуская к этому диалогу с религиозной стороны лишь Православие. P.P.S. Кот Базилио, я не согласен. Он не "когда-то" начинает противоречить, а в принципе. |
|
26.07.2005, 08:58 | #17 | |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Цитата:
Угу, если еще вспомнить, что называлось демократией в Древних Афинах... "Граждане", "не-граждане" и рабы... |
|
27.07.2005, 13:10 | #18 |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Либерализм – в том виде в котором он существует сейчас – это фантом, иллюзия. Это идея которая не оформилась ни в научное, обоснованное учение, ни в традицию, ни во внятную идеологию.
Все что вы описали: -свобода слова - свобода вероисповедания - свобода предпринимательской деятельности - право частной собственности - свобода собраний - право на судебную защиту - избирательное право - право на равенство всех перед законом Что это? Задачи? Основные принципы7 Теперь давайте определимся - Являются ли эти права доступными для всего человечества т.н. «Вариант Кантона» или только для граждан – «вариант Афин»? Известно ли Вам что демократические Афины были «демократической империей» которая огнем и мечем подавляла всякое проявление недовольства у своих союзников? Швейцарские же кантоны были вынуждены отказаться от прямой демократии - и перейти к невнятной демократии представительной. Предположим, что вы выбрали идеалистический « Кантонский вариант» - возникают вопросы: 1. Право частной собственности. Границы этого права? Наследование? Национализация? Монополистическая деятельность? Социальное неравенство? Неужели так сложно понять, что право личного владения и право частной собственности – не одно и тоже? Частная собственность – как заявленное право, как отдельное явление – предполагает и неминуемо за собой тянет «оцениваемость» любого объекта и явления, в том числе ущерба морального и т.д. - и как следствие «люмпенизацию», «овеществление» любого обьекта. Право человека на плоды своих трудов, право наследования – это сложный организм и частная собственность возведенная в институт – это в большей степени враг этого права. Простейший пример который приводят левые на западе : « Человек работает на заводе. Завод принадлежит человеку , который получил его по наследству. Человек получает деньги за свой труд. За что получает деньги владелец?» Естественно, что в большинстве стран введены правила ограничивающие право собственности: но их работоспособность это отдельный вопрос. 2. Свобода предпринимательской деятельности. Вам не кажется странным, что практически в любой религии ростовщичество запрещено? По моему торговая деятельность – если она рассматривается не как инструмент распределения материальных благ - аморальное дело. И наконец: 3. Избирательное право. Демократия. Идеалистическая –нежизнеспособна. Реальная – уродливое временное внутренне противоречивое образование. В общем , не только религиозному , но и вообще порядочному человеку стоит задуматься над тем, к чему приведет тотальное следование лозунгам либерализма. Заранее прошу прощения за казеный слог: тема сама по себе казеная. |
27.07.2005, 13:19 | #19 | |
Форумец
Сообщений: 1,380
Регистрация: 13.05.2005
Возраст: 55
Не в сети |
Цитата:
|
|
27.07.2005, 16:54 | #20 | |||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
27.07.2005, 17:07 | #21 | |||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Камиль Писсаро Теперь о конкретике.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
27.07.2005, 17:19 | #22 | |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Антон Ю.Б., я надеюсь, мы еще сможем более подробно обсудить наши точки зрения, но пока мне бы хотелось остановиться на принципах.
Цитата:
Как я уже писал, религия не предполагает того, что люди безгрешны, что люди не могут совершать грехи и не могут делать этого сознательно. Даже воздаяние за грехи выносится многими религиями за пределы человеческой жизни. Так что человек фактически обладает свободным выбором своего пути, будет ли это путь "зла" или "добра" (ставлю кавычки, потому что понятия приведены в качестве условных терминов). А религия, на мой взгляд, и указывает тот путь, на котором человек получает возможность сознательно отказаться от совершения и множения зла. И вопрос как раз в том, как должен поступить верующий, когда видит, что кто-то выбрал иной путь. Наверное, попробовать отвратить его от этого пути. А либерализм, получается, следует принципу "каждому свое". Противоречие в этом? Или я не прав? |
|
27.07.2005, 17:27 | #23 | |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
И, наконец, о ЮСе, как наиболее часто приводящемуся примеру реализации либерализма. Он, на мой взгляд, поздразумевает свободный выбор человека и признание права этого человека на этот выбор, опять же ограниченный общепринятыми нормами закона*. Все примеры Ирака и тапэ полностью противоречат этому принципу, так что ЮСю назвать либеральной страной сложно . В любом случае, мне Более того, мое личное мнение, что в этой замечательной стране создана такая система контроля над состоянием мозгов ее граждан, которой могли бы и некоторые авторитарные режимы позавидовать. Но это - лирическое отступление от основной темы И послднее. РПЦ санкционировала опричнину и раскол - это кровавые страницы российской истории. Но означает ли это, что принципы, которые лежат в основе церкви - ложны и жестоки? |
|
27.07.2005, 19:24 | #24 | ||||
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Scorpion, вспомнилось мне, как выразился кто-то в нашем разделе про мелочи. Начать, полагаю, стоит с них. Когда мы говорим о полноте или неполноте исторического проявления конституирующих феномен тенденций, особенностей, то это не совсем произвольный разговор. К нему подходить можно достаточно "объективно". А раз можно, то и нужно.
Я Вам приводил пример отношения к варварам в истории культур, принявших в себя Церковь. Можно ли сказать, что ксенофобия в любом варианте этого слова, - конституирующий элемент христианства? Нет, напротив, диалектика еврейского национализма, преодолевающегося христианским универсализмом определила эту сторону образа Церкви в раннее время и принципиальное отношение к этому вопросу - навсегда. Поэтому, когда мы говорим об отношении греков к варварам, то оно нехристианское не потому, что в других христианских культурах (у нас, например) могло быть по-другому, а потому, что самой Церкви в своих основах это чуждо. И эти основы в этом вопросе - не нечто ускользающее и нуждающееся в общей договоренности для дальнейшего диалога. Теперь к самим деталям в этом свете и вообще: РПЦ (и здесь не лучше, а правильнее - Русская Церковь) не "санкционировала опричнину". Это, батенька, какая-то ерунда: Цитата:
С расколом - еще сложней. Поверьте, что о нем надо говорить более подробно, и мой отказ это делать сейчас - не уход от этого разговора. Переходим к следующей мелочи: Цитата:
Цитата:
Далее, Вы говорите: Цитата:
Давайте еще раз повторим: либерализм - это совершенно конкретная философия. Если мы пытаемся ее очень дозированно и ограниченно применять в некоторых сферах, то это не либерализм, а либеральные принципы, но и этого "врагу не отдадим" - можно называть это и другими словами, поскольку к либерализму как философии это признание свобод уже может не иметь никакого отношения. Если же говорить о более или мене последовательной либеральной практике, воплощении философии, то она носит разрушительный характер: "теория невидимой руки", признание системной самоорганизации в либерально атомизированной, деструктурированной среде - устаревший миф. А вот разрушение традиционных культурных структур - логически необходимый вывод (мораль вторична свободе и может рождаться только из защиты свободы других, но не может быть внеположна этой войне всех против всех, выражена на ином языке - как императив Христианства) и, исторический факт, который не девиация, не неудачная реализация удачных принципов, но закономерное проявление в истории конституирующих эту философию принципов. Что же касается Вашего последнего абзаца, то с ним можно было бы согласиться, если бы не одна вещь - то отношение к религиозному выбору, которое Вы описываете, не равно либерализму. Это опять попытка использовать это слово для нормального и здравого отношения. Да, в Церковь никого тянуть не надо, насильно крестить и обращать (при всех исторических искажениях) - не наш путь. На уровне изначальных принципов это показать легко, но и на уровне исторических примеров не так сложно - посмотрите на историю русской миссии в XVII-XIX веках, сравните ее характер с католической, скажем, миссией. Но если мы оставляем человеку выбор, то надо и нам оставить возможность воспитывать детей не в культурно агрессивной и духовно нездоровой обстановке. И вот эти то вещи определить на языке либерализма - невозможно, на этом языке можно рассказать только о реализации самого либерализма - демографической ситуации, распаде браков, абортах, алкоголизме, наркомании. Чтобы упоминание этих слов не было бы "старушечьим брюзжанием", приведите нам статистику - Вам ее проще достать. И поймите, что либерализм не согласиться на запрещение человеку права спиваться, например, введением гос.монополии и ограничительных мер. И так - по всем пунктам, потому что причины того, что это плохо - выражены уже на нашем языке. |
||||
28.07.2005, 08:17 | #25 |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Хорошо, приходиться признать, что с позиций всечеловечности и договорной морали аккуратно привести аргументы против неолиберальных ценностей сложно.
Давайте пойдем накатанным путем. В чем смысл вероисповедания? Если отложить какие-то (весьма важные в каждом случае) отличия , главное – это включение человека (на самом деле возвращение) в другую реальность, реальность Аллаха ( для Ислама и братьев), мистическое тело Церкви – для христианина. Вера не ставит своей целью сделать жизнь человека проще, в определенных случаях она усложняет его жизнь, и даже ставит перед ним ценностные ориентиры, которые символически самоубийственны. И у человека нет никакой возможности выбора. С позиций любого вероисповедания любой человек исторически включен в круг, любое вероисповедание ставит своей целью воссоединение круга Лаль-Шах, единство Бога и его детей. Так же как у ребенка нет выбора – слушать родителей или нет, так и у человека нет права не следовать за отцом – это ложная инфантильная свобода, безответственность испорченного ребенка. Цели либерализма – абсолютно атеистичны, несмотря и благодаря включению религии в список «прав» - это благоденствие человека, это могущество и свобода. Цель человека прежде всего собственное благополучие, спокойствие чувственное и эстетическое, наслаждение. Антропоцентрическая система ценностей предполагает совершенство человека – и потому кощунственна. За несколько десятилетий атеистического правления земля постарела на сотни лет. Касаемо прав. Я уже пытался здесь сказать, что институализация прав, их выделение в отдельные общественные явления – это выхолащивание самой их сути. Право собственности – право на плоды своего труда. Свобода вероисповедания – и свобода Веры. ( Язычник может жить рядом с Верующим - Верующий не может потерпеть рядом с собой куфра.) Судебная система – правосудие. Свобода слова как свобода лжи – свобода слова как возможность быть услышанным. Отнять право – «назвав» его – любимое занятие современного либерального философа. |
29.07.2005, 15:12 | #26 |
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
О сакральности, сакральности власти, общечеловеческой морали и ценностях современных демократических государств. Слегка не в тему, но в общую канву дискуссии, ИМХО, ложится:
http://www.kommersant.ru/k-vlast/get...20052926-7.htm |
29.07.2005, 16:11 | #27 | |||||||
NetSurfer
Сообщений: 1,134
Регистрация: 24.01.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Немного поясню, хотя могу, опять же, ошибаться. В одной из тем Сержант поднял интересную проблему что называть Церковью, а что церковью (с маленькой буквы)? Эта - земная церковь - церковь как организация, ИМХО, лишь образ Небесной, образ всехристианской, апостольской общины. Так же и первый человек был создан по образу и подобию, но подобие он утерял и лишь с искуплением получил возможность найти вновь. Наверное, она не может не содержать недостатков. Опять же, спорю с тем, что для христианина она остается Церковью-общиной, мистическим телом Христовым, одним из столпов веры. И в этом смысле ее просто невозможно сравнивать с философским течением. А вот в смысле организации? Можем ли мы сравнить недостатки одного и другого - то есть реального воплощения либеральных ценностей? И обратно - если мы сравниваем лишь проявления, то почему мы не можем сравнить исходные посылки без проявлений? Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Я отдаю себе отчет в том, что христианская община не может быть основана на либеральных принципах - в ее основе лежат совсем другие понятия, но попытки реализовать ее в подобных окружающих условиях неуклонно вели к "историческим искажениям". Вы написали ранее, что приходилось расплачиваться за конформизм, но ведь это был конформизм, порожденный единством церкви и государства. И раскол во многом имел политические причины. И разделение католичества и православия в 11 веке - тоже имело (не исключительно, но в том числе) политическую подоплеку. Это была вина Церкви? НЕТ. Но церковь была вынуждена идти на поводу у государства. Именно это в отношении либерализма и христианства мы наблюдаем сейчас на Западе. В России это имеет другие проявления, но суть не меняется. Виноват ли в этом либерализм или есть другие причины? Цитата:
В общем и целом. Либеральные ценности, получается, основаны на простом принципе - "каждому свое". Мне, отчасти, нравится этот принцип, но как христианин я должен его отвергнуть. (не буду формулировать религиозные принципы по указанной выше причине) Такая формулировка противоречия устроит высокие стороны? |
|||||||
29.07.2005, 22:48 | #28 | |
Форумец
Сообщений: 5
Регистрация: 29.07.2005
Не в сети |
Цитата:
|
|
30.07.2005, 20:55 | #29 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Scorpion22 , мне кажется,что вы верно отметили, что либеральные ценности основываются на принципе индивидуализма. И на первый взгляд очень привлекательны. Но как отмечал Антон, нужно различать их абстрактное постулирование и историческое воплощение. Сами по себе они как бы нейтральны, но могут быть использованы как на пользу, так и во вред обществу.На пользу тогда, когда помогают созданию условий для торжества добродетели и обуздания порока. Но когда им начинает придаваться самодавлеющее значение, подспудно признается законность многих страстей с точки зрения религии, что оказывается губительным для духовного здоровья личности и государства в целом. Поэтому либерально- демократическая идея для того и предназначена, чтобы подточить устои крепкого , традиционного общественного устройства и разрушить его духовные и религиозные опоры. В историческом воплощении это выглядит в постепенной для одурманенного либерально-демократическим пафосом общества передаче бразд правления мировой закулисе, о которой еще Победоносцев предупреждал.
|