Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Вера |
|
|
Опции темы |
13.07.2005, 10:26 | #3 | |
отпускаю грехи
Сообщений: 121
Регистрация: 08.06.2005
Не в сети |
Цитата:
|
|
13.07.2005, 15:22 | #4 | |
МаньякБушеми
Сообщений: 4,550
Регистрация: 11.07.2005
Возраст: 47
Не в сети |
Цитата:
|
|
15.07.2005, 13:44 | #6 |
Нашёл...
Сообщений: 525
Регистрация: 03.03.2005
Не в сети |
А без веры и жить нельзя. Для чего... Так и появляются самоубийцы.
|
17.07.2005, 22:50 | #9 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Ну, Женек, что-то твоей мысли то я и не вижу. Разве цитата из кого-то может быть твоей мыслью? Совпасть - да, но ты же это не обозначил.
Религиеведческие представления Фейербаха, "творчески" перенесенные в марксизм, ныне серьезно уже никто не рассматривает даже. Это полная неадекватность исторической ткани, существу религий. Но то, чес тебе эта цитата импонирует - понятно вполне. Только вот это неправда... Вот тебе С.Г.Кара-Мурза (человек неверующий): "Хотя подобное отношение к появлению у первобытного человека особого типа мироощущения (обожествление) марксисты считают проявлением "материалистического понимания истории", сама постановка проблемы религии в марксизме является внеисторической. Энгельс пишет: "Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе" ("Людвиг Фейербах...", соч., т. 21, с. 313). Как такое можно сказать? Энгельс неправомерно объединяет под словом "религия" совершенно разные стадии развития представлений о "потустороннем". Возьмем мировые религии - буддизм, христианство, ислам. Какие "самые первобытные времена"? Где тут "самые невежественные, темные, первобытные представления"? В утверждении Энгельса важны оба плана - и его оценка культов первобытного человека (как порождения самых темных представлений людей), и его перенос этой оценки на религию в целом (что видно из приведенных выше суждений о христианстве). Рассмотрим с того, что соединение в одном понятии культов и верований древних с мировыми религиями приводит к очень большим искажениям и ошибкам (например, к трактовке религии как продукта невежественных представлений). Но это соединение стало стереотипом у образованных людей, прошедших школу официального исторического материализма. Многие товарищи не делают различия между религией как специфической формой общественного сознания, и культами древних. Религиозные люди и тем более священослужители эти различия знают и чувствуют, но ведь и в научной (еще советской, подконтрольной марксизму) литературе оно явно проводится. Большая статья А.И.Клибанова и Л.Н.Митрохина "Религия как предмет науки" дана в ежегоднике "Религии мира. История и современность. 1987" (М.: Наука. 1989) в рубрике "Теоретические вопросы религиоведения". Она целиком посвящена марксистскому взгляду на религию и советской практике в отношении религии. Она полезна тем, что из нее виден генезис этого взгляда и его противоречивость - при том, что написана статья еще с позиций правоверного марксизма. Другой ценный для нашего вопроса источник - послесловие В.А.Чаликовой к книге М.Элиаде "Космос и история" (М.: Прогресс, 1987), разумеется, как и сама книга. В.А.Чаликова пишет о "современной западной гуманитарной традиции", в которой принято "научное представление о религии как об уникальном мировоззрении и мирочувствии, возникшем в нескольких местах Земли приблизительно в одно и то же время и сменившем предрелигиозные воззрения, обозначаемые обычно понятием "магия"... Авторитетнейшая на Западе формула Макса Вебера указывает не на структурный, а на функциональный признак религии как уникального исторического явления. Этот признак - рационализация человеческих отношений к божественному, то есть приведение этих отношений в систему, освобождение их от всего случайного" (с. 253-254). Итак, уже более стал лет, как религия рассматривается в науке как уникальное историческое явление, возникшее как разрыв непрерывности - подобно науке. Религия вовсе не "выросла" из предрелигиозных воззрений, как и наука не выросла из натурфилософии Возрождения. И функцией религии, вопреки представлениям Маркса и Энгельса, является вовсе не утверждение невежественных представлений, а рационализация человеческих отношений к божественному. ... Но даже если не отличать религию от примитивных верований - каковы основания, чтобы сказать: "Религия возникла... из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе"? Почему такое принижение? На мой взгляд, оно противоречит и знанию, и здравому смыслу. Даже наоборот, духовный и интеллектуальный подвиг первобытного человека следовало бы поставить выше подвига Вольтера, как окультуривание растений или приручение лошади следует поставить выше "манхэттенского проекта". ... К.Леви-Строс писал: "Задача мифа - создать логическую модель для преодоления противоречий" (с. 266). Разве решение такой задачи можно отнести к порождению самых невежественных представлений? В другом месте К.Леви-Строс писал: "Так что же я узнал от философов, которых читал,.. от самой науки, которой так гордится Запад? Один-два урока, соединив которые можно стать на уровень дикаря, сидящего в безмолвном созерцании под деревом" (с. 268). Можно ли отнести "безмолвное созерцание" к категории "чисто животного осознания природы", к подчинению ей, "как скот"? ... И если Энгельсу еще можно простить апломб буржуазно-просветительского энтузиазма ХIХ века, то у интеллигента начала ХХI века - после того знания, что накопил ХХ век -этот апломб выглядит как-то странно. Но ведь эти утверждения Энгельса до сих пор принимаются как вполне обоснованные. Между тем даже логически они построены так, что вызывают возражение. Энгельс пишет: "Религия по существу своему есть выхолащивание из человека и природы всего их содержания, перенесение этого содержания на фантом потустороннего бога, который затем из милости возвращает людям и природе частицу щедрот своих" (соч., т. 1, с. 590). Допустим даже, что "бог", к которому обращается сознание людей с целью "создать логическую модель для преодоления противоречий", является фантомом (подобно многим фантомам научного метода, например, мнимым числам). Почему же при этой мыслительной операции обязательно происходит "выхолащивание из человека и природы всего их содержания"? Это ни из чего не следует. Как может при включении "фантома" в массив реального знания о природе и человеке исчезнуть, выхолоститься все (!) содержание этого реального знания? Разве это наблюдалось в истории? Разве сознание религиозных людей бессодержательно?" |
20.07.2005, 17:39 | #12 |
Форумец
Сообщений: 120
Регистрация: 16.06.2005
Возраст: 59
Не в сети |
Люди приходят к вере через личное несчастье, которое их духовно ломает, или просто через воспитанную слабость духа.
Вера- это костыль для духовно слабого человека. Может быть опора это и не плохо с одной стороны, но с другой это способ переложить ответственность с себя на кого то. Для христианина на Бога, для мусульманина на Аллаха и т.д. Бог даст, исцелит, накажет, спасет и т.д. Или пример из первоисточника (для христиан): "Птички Божии не жнут, не пашут, а бог их питает" (И.Христос голодающим). |
20.07.2005, 17:48 | #13 |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Проведем паралель до конца:
медицина - это для слабых, толко слабые лечат себя милиция - для слабых я себя и так защищу семья -для слабых , я и так один проживу учеба - для слабых , я и так умный и так далее. То что слабые люди нуждаются в поддержке Аллаха - не значит, что все верящие в Него слабы. Порок логики - учись разговаривать. |
20.07.2005, 17:50 | #14 | |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
|
|
20.07.2005, 18:51 | #16 |
Форумец
Сообщений: 120
Регистрация: 16.06.2005
Возраст: 59
Не в сети |
А не нападаю на религию. Боже меня избавь. А термины "духовность", "дух", а так же выражение "боже избавь" использую чисто в бытовом смысле. Духовность человека это система его моральных ценностей. И "не убий" и т.д. в т.ч. А также мне нравится такая ценность как "никто не виноват в поступках и мыслях человека больше, чем он сам". Нельзя грешить не потому, что кто то накажет, а потому, что этому нет прощения. Нельзя замолить грех перед своей совестью. У совести нет свойства милости и прощения.
|
20.07.2005, 19:14 | #18 |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Как тогда понять выражение "слабость системы моральных ценностей"?
Нападать не нападаешь - еще бы, либеральные взгляды рулят. Но противопоставлять - противопоставляешь себя религии. Пусть так. Противопоставляя себя религии ты в чисто бытовом смысле, не отдавая себе отчета в семантике слов, используешь религиозные термины. Не смущает? |
20.07.2005, 20:47 | #20 |
Форумец
Сообщений: 5
Регистрация: 20.07.2005
Возраст: 37
Не в сети |
ВЕРА
«Вера есть ответ человека Богу, открывающему и отдающему Себя ему, принося в то же время изобильный свет человеку, ищущему высшего смысла своей жизни.» (Католический катехизис, 26) ОБОСНОВАНИЕ Чтобы понять, что такое вера, нужно её приобрести. Чтобы приобрести веру нужно: 1) Искрений посик веры («жажда») 2) Ощущение Божественного Откровения («встреча»), являющегося плодом искреннего поиска 3) Ответ веры («исповедание») Разберём эти положения 1) ЖАЖДА «Когда я прильну к Тебе всем существом моим — исчезнут моя боль и печаль — и подлинной будет жизнь моя, вся полная Тобою» (Св. Августин). Жажда Бога заложена в сердце человеческое. «Глубочайший смысл человеческого достоинства состоит в призвании человека к общению с Богом. Бог приглашает человека к диалогу уже с самого начала человеческого существования. Ибо человек существует потому, что Бог создал его из Любви, и из Любви постоянно хранит его; и человек живет всей полнотой истины, только если он свободно признает эту Любовь и отдает себя своему Творцу». (Пастырская конституция II Ватиканского Собора «Gandium et spes» («Радость и надежда») о Церкви в современном мире) На протяжении всей истории человечества люди постоянно искали Бога и старались выразить этот поиск в своих верованиях и своем религиозном поведении. Так что мы с полной уверенностью можем назвать человека религиозным существом. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы искали они Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян 17, 26–28). Но эта глубинная и жизненная связь человека с Богом может быть забыта, неизвестна или даже откровенно отвергнута человеком. Причины такого состояния могут быть самые разные: протест против зла в мире, религиозное невежество или безразличие, забота века сего и обольщение богатством, дурной пример верующих, враждебные религии течения мысли и, наконец, поведение человека-грешника, прячущегося от Бога из страха и бегущего от Его зова. Человек же искренее ищущий «встречи», открывает для себя «пути», ведущие к познанию Бога. Их называют также «доказательствами существования Бога». А) Вселенная Бог первопричина и цель Вселенной. «Вопроси красоту земли, вопроси красоту моря, вопроси красоту воздуха, плывущего и рассеивающегося, вопроси красоту неба (...) — вопроси все сущее. Все отвечают тебе: “Смотри, мы прекрасны”. Вся красота эта есть исповедание. Кто создал красоту эту, подверженную изменениям, если не Прекрасный, не подверженный изменению?» (Св. Августин) Б) Человек Со своей открытостью истине и красоте, своим нравственным чувством, своей свободой и голосом своей совести, своим устремлением к бесконечному и к счастью, человек вопрошает себя о существовании Бога. Сквозь все это он различает знаки своей души, своей духовности. «Зерно вечности, которое он несет в себе самом и которое не может быть сведено к одной только материи» (Пастырская конституция II Ватиканского Собора «Gandium et spes» («Радость и надежда») о Церкви в современном мире), — его душа не может иметь иного начала, как в одном Боге. «Святая Церковь, Матерь наша, верит и учит, что Бог, начало и конец всех вещей, может быть определенно познан естественным светом человеческого разума на основании сотворенного» (I Ватиканский Собор; «Dei Verbum» («Слово Божие»): Конституция II Ватиканского Собора о Божественном Откровении). Без этой способности познавать человек не смог бы принять Откровение Божие. Человек обладает этой способностью потому, что он создан «по образу Божию». Но: «Хотя разум человеческий действительно, попросту говоря, может собственными силами и естественным светом своим прийти к настоящему и уверенному познанию единого личностного Бога, хранящего мир и правящего им Своим Провидением, так же, как и к познанию естественного закона, вложенного Творцом в наши души, тем не менее, есть множество препятствий, мешающих тому же разуму эффективно и плодотворно пользоваться своими природными возможностями. Ибо истины, относящиеся к Богу и Его взаимоотношениям с людьми, во всём превосходят порядок чувственного, и если они должны перейти в жизненное действие и влиять на него, они требуют самоотдачи и самоотречения. Человеческий дух при восприятии этих истин сталкивается с затруднениями со стороны чувств и воображения, а также от порожденных первородным грехом дурных побуждений. Отсюда происходит тот факт, что в этой сфере люди с легкостью убеждают себя в ложности или хотя бы сомнительности того, что им не хочется признать подлинным» (Энциклика Пия XII «Humani generis») Признание границ разума подводи к принятию Откровения. 2) ВСТРЕЧА «Своим свободным решением Бог открывает и отдает Себя человеку. Он делает это, открывая Свою Тайну, Свой благой Замысел, предвечно задуманный Им во Христе ради всех людей. Он открывает Свой Замысел во всей полноте его, посылая Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святого.» (Католический катехизис, 50) Божественный замысел Откровения осуществляется одновременно в действиях и в словах, тесно связанных между собой и освещающих друг друга. Замысел требует особой «божественной педагогики»: Бог открывает Себя человеку постепенно, Он поэтапно готовит его к восприятию сверхъестественного Откровения о Себе Самом, которое достигнет высшего совершенства в Лице и деле Воплощенного Слова — Иисуса Христа. «Слово Божие обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека понимать Бога и приучить Бога жить в человеке, по воле Отца» (Св. Ириней Лионский) Таким образом, встреча с Богом возможна только если ты втсретил Христа. Значит нужно принять Христа. А что значит принять Христа? Это значит принять Священное Писание, Предание и Церковь. Только таким образом можно приобрести истинную веру. Находясь в Церкви, благодаря помощи Святого Духа, человек начинает понимать суть и основы наследия веры: — через созерцание и исследование верующими, которые хранят их в своем сердце; речь идет, в частности, о богословских исследованиях, углубляющих познание истины Откровения; — через внутреннее опытное разумение всего духовного, слова Божий и тот, кто читает их, растут вместе; — через проповедь тех, кто благодаря епископскому преемству получил несомненный дар истины. «Итак, очевидно, что Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви, по премудрому совету Божию так между собой связаны и соединены, что одно не без другого, а все вместе, каждое своим способом, под действием единого Духа Святого, действенно способствуют спасению душ» («Dei Verbum» («Слово Божие»): Конституция II Ватиканского Собора о Божественном Откровении). Таким образом, встреча с Богом возможна только в Церкви. Польза от этой встречи может быть полностью осознанна только после приобретения веры. 3) ИСПОВЕДАНИЕ «Откровением Своим Невидимый Бог по обилию Своей любви обращается к людям как к друзьям и беседует с ними, что бы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение. Адекватным ответом на это приглашение является вера. Верой своей человек полностью подчиняет Богу свой разум и волю. Всем существом своим человек дает согласие Открывающему Себя Богу. Священное Писание называет этот ответ человека Богу, дающему Откровение, «послушанием веры». Послушание в вере означает свободное подчинение услышанному слову, ибо истинность его гарантирована Богом, Который есть сама Истина.» (Католический катехизис, 142, 143) |
20.07.2005, 21:08 | #21 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Victorio, а Вы - католик?
Как-либо проясните свою позицию, пожалуйста. Ведь приведенное Вами вряд ли потянет на комментарий цитаты, породившей ветку. Да и на отповедь полагающим религию костылем для слабых не тянет. Но что-то же Вы хотели сказать - это-то и интересно узнать. У Августина есть и более выразительное и подходящее для иллюстрации "жажды": "для Себя создал нас Бог и не успокоится сердце наше, пока не найдет Его" Хорошо дополняет знаменитое тертуллиановское "всякая душа - христианка". Вы не находите, что в описании "встречи" излишний упор сделан на рациональной стороне? Один раз упомянут внутренний опыт, но и тот - в связке с разумением. В некоторых местах текста может быть неодинаковое восприятие слов, но в целом - сильный крен в рассудочность. Вы согласны с таким креном? И еще, конечно, экклезиологический вопрос: вы привели следующую выдержку: «Итак, очевидно, что Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви, по премудрому совету Божию так между собой связаны и соединены, что одно не без другого, а все вместе, каждое своим способом, под действием единого Духа Святого, действенно способствуют спасению душ» («Dei Verbum» («Слово Божие»): Конституция II Ватиканского Собора о Божественном Откровении). Вы согласны с таким "арифметизированием"? Я даже не столько о толковании этих слов, а о самом подходе. |
20.07.2005, 22:14 | #22 | ||||||
Форумец
Сообщений: 5
Регистрация: 20.07.2005
Возраст: 37
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
В следующем посте постараюсь раскрыть «внутреннюю» суть веры, как бы это противоречиво не звучало.[/SIZE] |
||||||
20.07.2005, 23:08 | #23 |
Форумец
Сообщений: 5
Регистрация: 20.07.2005
Возраст: 37
Не в сети |
Чтобы постараться лучше понять суть веры, давайте вспомним евангельское событие, которое произошло у Геннисаретского озера. Один из местных рыбаков, Симон, вернулся вместе с товарищами с рыбной ловли. Было раннее утро. Они трудились всю ночь и ничего не поймали. Симон очень устал, и ему хотелось спать. Ему все надоело. Он мечтал только о том, чтобы лечь и отдохнуть. Тогда подошел к нему Христос и сказал, чтобы он выплыл на озеро и расставил сети. Симон сказал в ответ, что рыбы нет. Он хорошо об этом знал, так как всю ночь рыбаки трудились напрасно. Однако он отдавал себе отчет в том, кто к нему обращается, кто его об этом просит. Поэтому он добавил, что для своего Учителя он может это сделать. Хоть это и бесполезно. И они выплыли на озеро и, как говорит Евангелие, «поймали великое множество рыбы» (Лк 5. 6). Для людей, наблюдавших с берега, в этом не было ничего удивительного. Рыбаки выплыли на озеро, рыбаки поймали рыбу. Но Симон припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5.8). А потом, как сказано в Евангелии, оставил все и последовал за Иисусом. Все происшедшее касалось его непосредственно, и он это понял. Но вначале он должен был рискнуть - выплыть на озеро.
Я хотел этим небольшим отрывком из евангелия показать, что в начале, чтобы приобрести веру, нужно рискнуть. Рискнуть, чтобы убедиться, чтобы почувствовать подлинность дошедшего до нас слова, чтобы поверить. А потом уже не останется сомнений, что все именно так. Вера не что-то такое, что мы когда-то обнаружили в себе и с тех пор «успокоились» на всю жизнь. Как будто бы это было наше удостоверение личности. Вера - принадлежность человека, а человек реализует себя в каждом своем поступке, и в каждом из них он или верующий, или неверующий. Каждый поступок нужно оценивать с учетом веры, этого риска любви, самоотверженности, самопожертвования. Значит, вера это не такой акт, который не требует самоотдачи. Недостаточно, сунув небрежно руки в карманы, сказать: «Ну, ладно. С сегодняшнего дня я верю, что Бог есть». За веру надо жертвовать собой. Только тогда можно уверовать, когда ты войдешь в мир, в общество со своей самоотверженностью, самопожертвованием, любовью, трудом, прощением, добротой. «…если нужно было бы объяснить кому-то, почему мы верим, привести аргументы в защиту нашей позиции, то при всем нашем желании и абсолютной честности трудно было бы ответить на этот вопрос. Потому что, во-первых, очень трудно выразить словами то, что является содержанием наших глубочайших переживаний. А во-вторых, их так много и они так разнообразны, что их трудно систематизировать. Слушатель, который ждет от нас обобщенного и обоснованного суждения, бывает удивлен, что в качестве аргументов мы используем различные подробности из своей жизни. А для нас эти подробности являются вполне достаточным подтверждением того, что мы называем верой.» (Мечислав Малиньский ВЕРИТЬ В ХРИСТА) Недостаточно воспринимать веру рационалистически. Ибо верующий это не тот, кто лишь «знает», кто лишь получил информацию. Это ещё не вера. Представим себе такую ситуацию. Кто-то утверждает, что верит в Бога или в то, что провозглашает Церковь, но при этом является плохим человеком: он жаден, сварлив, ни к чему не пригоден, эгоист, который заботится только о своих интересах, он завистлив, злопамятен, обманщик, лентяй, наживающий состояние всеми способами. А с другой стороны, существуют люди, которые утверждают, что не верят в Церковь, в Иисуса Христа, в Бога, но при этом честно трудятся, помогают другим найти себя в жизни, защищают обиженных, навлекают на себя гнев начальства, критикуя его за недобросовестность. А ведь они знают, что те силы и время, которое они могли бы посвятить себе, собственному благополучию, они отдают другим людям. Они могли бы отвернуться от чужого несчастья, могли бы сказать: «Меня это не касается». Но они говорят совершенно иное: «Нельзя смотреть безучастно». Они называют это Порядком, Гармонией, Справедливостью и этим принципам посвящают себя. Можем ли мы сказать, что они не верят? Да, конечно, они не имеют полного представления о Боге, но мы не можем игнорировать акт их неполной («половинчатой»), а значит и неустойчивой веры. Вот ещё одна интересная цитата: «Познание наше определяется тем светом, который дается Христом "всякому приходящему в мир". Этот свет можно было бы назвать "естественным светом разума", если бы не было грехопадения в раю, если бы первородный грех, живущий в каждом человеке в силу единосущия человечества, не поколебал бы душевного строя, не внес бы расстройства в душу. Приобщение к Церкви открывает путь к восстановлению утраченного "естественного света разума", который был присущ людям в раю, - но это восстановление есть восхождение по лестнице духовной жизни, требующее усилий в восстановлении, прежде всего, утраченной целостности духа, соединения интеллектуальной зрячести и озарений сердца. Путь познания связан не только с работой одного интеллекта, но связан со всей жизнью человека. В общении с благодатными силами Церкви человек научается искать в церковном разуме восполнение своей ограниченности - и на этом пути расширяются силы разума, рождается единство ума и сердца. Коренная христоцентричность знания, закрытая для самосознания, открывается через это вольное вхождение в разум Церкви - и вера, как основная сила духа, оттесняемая интеллектом в глубь души, возвращает себе свое основное положение в составе души. Познание на этом становится силой единения с миром - преодолевается ограниченный интеллектуализм познания, открывается истинный смысл той первичной интуиции гармонии в космосе, которая влечет нас к живому общению с космосом. Открывается, что познание есть лишь начальная стадия в том воцарении в мире любви, которая ныне еще неосуществима.» (В. В. Зеньковский ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ) |
21.07.2005, 09:15 | #24 | |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Цитата:
Когда последний раз Вы были в православном храме на службе? |
|
21.07.2005, 10:26 | #25 | |||||
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
прот. Г.Флоровский
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||||
21.07.2005, 11:36 | #26 |
wise owl
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 45
Не в сети |
Хорошие цитаты, нельзя свести все к какой-то конечной формулировке, потому что опыт переживания веры у каждого разный, но можно делиться этим опытом с другими. Если у человека есть что-то схожее с нашим опытом, то мы с ним можем понять друг друга. Воспринимая веру как что-то внешнее, некий объект, без ее переживания, мы никогда не сможем ее понять, как нельзя понять любовь, искусство. Веру нельзя доказать, можно лишь обосновать ее возможность, нельзя показать в том смысле как показывается что-то материальное, но можно рассказывать о ней.
|
21.07.2005, 18:51 | #27 |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Невежество честное – как у наивного человека, может искупаться искренностью : но не оправдываться.
Невежество агрессивное – как у гопоты или всяких политических партий: можно все же терпеть, если иметь смелость отстаивать себя независимо от последствий. Но то, что я вижу здесь – невежество исподтишка, вызывает у меня такое же омерзение, как человек, который попав в неизвестное для себя окружение вдруг начинает хорохориться, выпячивать грудь – не столько потому, что хочет произвести впечатление на окружающих, а просто чтобы получить удовлетворение за счет испорченного настроения остальных. Атеизм, при всей его , по моему, неприглядности – все же обоснованная и «умная» система. Отрицать Бога и веру в Бога –не значит исповедовать атеизм, для этого надо принять остальные постулаты атеизма. Телесность, гуманизм, приоритет общественной морали, либерализм. Если внятно объяснить все это тем, кто считает себя атеистами: сразу начнется скулеж – нет пусть все таки остальные –то верят. Мол и религию все же для масс стоило бы выбрать. И мораль все таки лучше не общественную (фашистскую например) а какую-нибудь более консервативную. Осознанный атеизм это не меньший труд, чем подвиг веры – почитайте Сартра, почитайте Вольтера наконец. Просто непонятно во имя чего он совершается. Невежественному человеку такой подвиг недоступен. И более – если в устах одного человека Бога – Нет , это философское утверждение,то в устах недоучки, мямли или просто неудачника который попытался родить что-то глубокомысленное "бога-нет" – очередная глупость. Мне порой кажется, что ум, честность и бесстрашие будут веским основанием для того чтобы Аллах обратил на тебя свой взор. Просто потому, что обладающий этими качествами неминуемо придет к Творцу, или если не придет то в результате какой-нибудь чудовищной ошибки. |
21.07.2005, 21:10 | #28 | ||
///
Сообщений: 9,724
Регистрация: 02.04.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Ого! Смело... Видимо вы себя к первой категории причисляете. Однако, если представить себе что бога все таки нет (как вариант - бог все-таки есть), то оказавшийся правым недоучка будет выглядеть достойней заблуждавшегося философа (ИМХО). |
||
21.07.2005, 21:17 | #30 |
Форумец
Сообщений: 5
Регистрация: 20.07.2005
Возраст: 37
Не в сети |
Спасибо Антон за классные цитаты. Думаю, всем нам будет полезно их прочесть. Особенно мне ипонирует объяснение веры, приведённое митрополитом Антонием.
Но вот некоторая проблема, котрая меня несколько волнует (я её обозначил в конце моего предыдущего поста): «Представим себе такую ситуацию. Кто-то утверждает, что верит в Бога или в то, что провозглашает Церковь, но при этом является плохим человеком: он жаден, сварлив, ни к чему не пригоден, эгоист, который заботится только о своих интересах, он завистлив, злопамятен, обманщик, лентяй, наживающий состояние всеми способами. А с другой стороны, существуют люди, которые утверждают, что не верят в Церковь, в Иисуса Христа, в Бога, но при этом честно трудятся, помогают другим найти себя в жизни, защищают обиженных, навлекают на себя гнев начальства, критикуя его за недобросовестность. А ведь они знают, что те силы и время, которое они могли бы посвятить себе, собственному благополучию, они отдают другим людям. Они могли бы отвернуться от чужого несчастья, могли бы сказать: «Меня это не касается». Но они говорят совершенно иное: «Нельзя смотреть безучастно». Они называют это Порядком, Гармонией, Справедливостью и этим принципам посвящают себя. Можем ли мы сказать, что они не верят? Да, конечно, они не имеют полного представления о Боге, но мы не можем игнорировать акт их неполной («половинчатой»), а значит и неустойчивой веры.» Моё объяснение меня не совсем удовлетворяет. Кто какие мысли имеет на этот счёт? |