Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Визитные карточки |
Вопросы истории родного города и края |
|
Опции темы |
17.04.2011, 11:30 | #1 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Тоже интересная тема. Визитные карточки столетней давности. Может тему открыть. Я бы о них сделал сообщение? А? А МОЖЕТ УЖЕ ЕСТЬ ТАКАЯ ТЕМА?
Вот эти визитки. Последний раз редактировалось SERG16; 17.04.2011 в 12:12. Причина: перемещение из темы "Фото старого Воронежа", объединение |
17.04.2011, 12:06 | #2 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Начну рассказывать о визитных карточках. Знаю лишь несколько в Воронеже собирателей карточек.
В книге «Правила светской жизни и этикета…», которую составили некие Юрьев и Владимирский, издана в столице в 1889 году. В части шестой - «Общие советы в разных случаях общественной жизни» в главе II - «Корреспонденция» в параграфе шесть «Рекомендательные письма» можно прочесть следующее: «Лицо, получившее о себе письмо, для передачи его по принадлежности, ни в каком случае не должно доставлять это письмо лично. Нужно или посылать его с посыльным, или отправлять по почте, приложив к письму свою карточку. Тот, к кому адресуется рекомендательное письмо с приложенной к нему визитной карточкой рекомендуемого, должен по правилам этикета, сделать рекомендуемому визит, не позже как на третий день по получению письма. Само-собой, разумеется, что правило это в том лишь случае, когда рекомендуемый, как по возрасту, так и по положению в свете, стоит на одной ступени с тем, кому его рекомендуют, или, говоря иначе, не ниже его. Если вы, получив о ком-нибудь рекомендательное письмо с карточкой рекомендуемого, найдете почему-нибудь неудобным для себя ехать с визитом к нему, то пошлите ему вашу визитную карточку при вежливом письме, в котором заявите о своей готовности быть ему полезным. Рекомендательное письмо дается рекомендуемому не запечатанным, а только вложенным в конверт. Это делается с тем, чтобы рекомендуемый прежде, нежели письмо пошлет, мог бы прочесть то, что о нем в этом письме написано. Бумага и конверт рекомендательного письма должны быть лучшего качества». А вот что говорится в этой же книге о нанесении визитов: «Подойдя к дверям квартиры тех лиц, к которым вы направлялись с визитом, первым делом нужно смахнуть с платья пыль и вытереть ноги о половик. Затем, конечно, следует позвонить или постучать, но не слишком громко, а так чтобы звон или стук были услышан. Если после того как вы позвонили или постучали два-три раза, с некоторыми промежутками, никто не отворяет, то вам следует удалиться оставить визитную карточку у швейцара, загнуть предварительно левый уголок ее; это означает, что вы были лично». В коллекциях собирателей визиток имеется карточка второй половины XVIII века Президента академии художеств И.И. Бецкого. Коллекционеров смущает вид этой визитки, так как эта карточка выполнена некачественно. На щите автограф – «Иван Бецкий». Совсем простая виньетка с эмблемой. И «безобразный и старый амур» – по выражению коллекционера-исследователя Файнштейна, - держащий ленту, да еще в обрамлении лавровой ветви этот выплывающий из облаков щит…Коллекционеры считают ее одной из первых визитных карточек в России. Бецкий стал Президентом Академии художеств в 1763 году, и с тех пор мог бы себе позволить и более приличную карточку, отвечающему положению. Значит, полагают исследователи, карточка изготовлена до вступления Ивана Бецкого на эту должность. Не обошла вниманием волна визитных карточек многих известных россиян. В коллекции П.Я. Дашкова имеется 4 карточки А.В.Суворова, Фонвизинская, генерал-фельмаршала П.А. Румянцева и, та самая, карточка И.И. Бецкого. Они различаются метаморфичностью, выдают пристрастия хозяев и их характер. В коллекции Марии Яковлевны Чапкиной выпустившей замечательный фотоальбом к столетию открытки в России есть интересные образцы конвертов конца начала ХХ века, выполненные Мстиславом Валерьяновичем Добужинским – театральным художником и настоящим мастером высокохудожественной графики. Только для издателей Общины Св.Евгении он исполнил до 1917 года более 50 открыток в цвете. Конверты предназначались для хранения визиток. Размеры конвертов были типовые для той поры – 7,8х10,9 см. Благотворительные конверты «Вместо визита» и с надписью в пользу Красного креста были выпущены в 1904 году и предполагали пересылку по почте, для чего на обратной стороне имелось «место для марки». Рисованием карточек и конвертов к ним занимался и столичный художник Григорий Нарбут. В 1906 году уже буквально каждый мог стать владельцем домашней типографии и печатать себе визитки самостоятельно и в любом количестве. Об этом я вычитал в рекламе «Ежемесячного журнала для всех» №5 начала ХХ века, хранящегося в коллекции воронежского коллекционера Виктора Чикунова. Вот что говорится в этом рекламном объявлении: Домашняя типография Необходимый каждому прибор для самостоятельного печатания всевозможных текстов для самостоятельного печатания всевозможных текстов: визитн. карт., конвертов, писем, отношений и т. п. – Оффиц. благодарные отзывы о домашней типографии утверждены цензурным комитетом за № 839. Цена каждому прибору с принадлежностями: в 100 букв 1 р. - ; в 335 букв 3 р. - ; в 1160 букв 10 р. в 150 букв 1 р. 50 ; в 540 букв 4 р. 50; в 1370 букв 12 р. в 200 букв 2 р. - ; в 780 букв 6 р. - ; Торговцам скидки. И. С. ЗИМАН, ВАРШАВА ГРАНИЧНАЯ, №10 |
17.04.2011, 12:16 | #3 |
Вне времени
|
Как мне нравятся старые визитки. А какая в них гравюра. Такого сейчас не делают. На одном сайте видел несколько визиток воронежских фотографов, так не удержался чтобы не взять. Тема архиинтересная, перефразируя В.И. Буду ждать рассказов и конечно самих визиток. Тогда это было настоящее искусство. Спасибо Владимир за такую тему.
|
17.04.2011, 12:32 | #4 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Из истории воронежской визитки
Мне попались цены на фотографические изделия на вокзале Воронежа датируемые 1865 годом. Оттуда стало известно о стоимости визитных карточек для местных заказчиков. Например, за обыкновенные карточки испрашивалось за дюжину 3 рубля серебром, за 6 штук цена карточки была 2 рубля серебром, по четыре рубля за дюжину предлагалось изготовить карточки на белом фоне, а заказ полдюжины таких же карточек - обходился клиенту в два пятьдесят. Почему фотографические? Неужели типографическим способом были дороже? Первая воронежская типография существовала в Воронеже с 1798 года. Может, до 1865 года в ней и печатались визитные карточки местной знати, но свидетельств этому пока не найдено. А вот в одном из документов нам удалось почерпнуть информацию о том, какие цены в шестидесятые годы прошлого века на изготовление визитных карточек были в одной из старейших частных типографий губернского центра – В.А. Гольдштейна. Сто и менее визитных карточек у Гольдштейна стоили один рубль. Последующее увеличение тиража цена возрастала на ***188; копейки за один экземпляр. Непонятен этот вариант с повышением цены за тиражность, но разгадка кроется, скорее всего, в существующих правилах для типографских работ. Дешевизна изготовления по отношению к фотоспособу очевидна. Даже заказывая полдюжины визиток без конвертов за целковый, вы выгадывали более чем в два с половиной раза. Другое дело изготовление и полагающаяся утряска с цензурой требовало некоторых сроков, что не всегда устраивало клиента. А, устроившись на вокзале, арендатор-фотограф имел определенную выгоду. Заезжий чиновник или гость, пришедший на вокзал, мог быстренько заказать себе визитки. Где ему искать типографию, ждать заказ, договариваться с полицией? Впрочем, неизвестно о каком вокзале здесь идет речь. Железнодорожный вокзал появился три года спустя этого объявления, а о других вокзалах, как местах отдыха и услаждения слуха музыкой в воронежских садах и парках, а это понятие было введено в России еще в конце 18 века, мы знаем очень мало… Известно, что существовал в Воронеже) в 1784 году воксал (именно так поначалу писалось это слово в Архиерейской роще в загородном доме воронежского архиерея, да еще в Острогожском городском саду. Может, во второй половине 18 века существовали в Воронеже и другие общеизвестные воксалы в городе, о которых мы не знаем сегодня? О каком именно воронежском идет речь неизвестно. Но ясно одно, что новомодная фотография в Воронеже уже пыталась скоропечатанием составить конкуренцию на визитные карточки переполненным заказами местным типографиям. Владимир Александрович Гольдштейн (1821 - 1873), еврей по национальности, был приглашен на работу в Воронеж из столицы местным губернатором Х.Х. фон-дер-Ховеном примерно в 1844 году для укрепления захиревшей губернской типографии. В тридцатилетнем возрасте в 1851 году он принял православие, женился на дочери местного купца и, записавшись купцом 2-й гильдии, в 1858-59 г.г. открывает собственную частную типографию, первую частную типографию в округе. С этой типографии ведет отсчет своего существования ИПФ «Воронеж», что имеет на сегодня самую мощную полиграфическую базу в Воронеже. Рекламировала среди своих видов услуг размещение заказов на визитные карточки и губернская типография. В качестве примера может служить реклама в Памятной книжке Воронежской губернии на 1897 год. Кстати, эта ежегодные «книжки» и выпускалась именно в ней. Приводим текстовую часть этой рекламы, занимающую целую последнюю страницу книги и напечатанную на темно розовом фоне. Вся реклама взята в виньетки, украшена гербом губернии и выполнена разнообразными шрифтами, представляя собой интересный и добротный пример качественного рекламно-полиграфического творчества конца 19 века. Вот как выглядит текстовой материал этой рекламы: Существует с 1798 года Типолитография Воронежского Губернского правления Большая Дворянская улица, здание губернских присутственных мест Принимает заказы: Городских и иногородних правительственных и общественных учреждений, частных лиц, фабрик, заводов, складов, контор, сельскохозяйственных экономий. Счеты, бланки, аптечные сигнатурки. Свадебные пригласительные билеты. Облатки для пакетов. Визитныя карточки. Разныя периодическия издания и книги – с рисунками, чертежами и планами. Музыкальныя ноты, Конторския книги, объявления этикеты. Конволюты, прейскуранты, афиши и т.под. работы. Всевозможныя переплетныя работы. Заказы принимаются с 9 часов утра до 6 вечера ежедневно. Исполнение работ аккуратное, скорое и недорогое. Кто же был заказчиком этим работ? Визитки обычно заказывали чиновники и купечество, известные люди богатого сословия и предприниматели и врачи. В одной из книг о российских шашистах мне попался интересный факт использования визитки в качестве письма. О нем поведал В. Пименов - энтузиаст и собиратель истории шашек. Известный игрок в шашки Павел Николаевич Бодянский (1857 - 1922 гг.), устроитель до революции шашечных турниров в России, был еще и замечательным историком, удостоившемся по этой части статьи в Большой энциклопедии выпущенной в 1896 году. Работая директором 3-й Киевской гимназии, он знался и с крупным воронежским знатоком игры в шашки А. Харьяновым участником 4-го Всероссийского шашечного турнира 1901 года в Москве, чье имя вписано золотыми буквами в теорию шашечной игры как «жертва Шошина –Харьянова». Но неожиданно злодейка - судьба распорядилась пожить Бодянскому, как беженцу, и в нашем Воронеже. Вот отсюда и была послана визитная карточка в Киев, так как в 1915 году 3-я гимназия, которой руководил Бодянский, была в то время эвакуирована в Воронеж, в связи с приближением фронта к Киеву. На карточке он написал своему знакомому П.А. Слезкину: «г. Воронеж - губернский января 1916 г. От души поздравляю Вас с наступившим новым 1916 годом и шлю свои пожелания всего наилучшего в этом году. В.К. Лисенко прислал мне на днях 3-й том своих рассказов. Познакомился здесь с Мишиным (А. Мишин – известный шашист –В.Е.). Саргин, сообщил мне Мишин, почти окончил печатание своего труда о шашках. Питаю большую уверенность в очень скором возвращении гимназии в Киев. Ваш Павел Николаевич Бодянский, директор Киевской 3-й гимназии Воронеже». Известно, что А. Мишин издал два издания своей книги «Концы игр в Русские шашки» в 1926 и 1932 годах. В начале века визитными карточками увлеклись гимназистки и курсистки. В данном случае они выражали способ напоминания о встречах, дружбе и увлечениях юности. Размер этих карточек был в несколько раз меньше деловых. Они выглядели празднично и составляли предмет собирания в альбомах. Но об этом поговорим позднее. Как рассказал мне директор Областного музея народного образования Юрий Валентинович Пыльнев, один из альбомов той поры попал в их музей, в котором и сохранились несколько девчоночьих визиток из Мариинской гимназии. Фотографических визиток в собраниях коллекционеров пока не обнаружено, хотя известно, что их изготовлением занимались многочисленные фотографические воронежские заведения в конце 19 начале 20 столетия. |
17.04.2011, 12:48 | #5 |
Вне времени
|
|
17.04.2011, 19:07 | #6 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Такие были времена. И потом - это же фотография!
|
17.04.2011, 20:14 | #7 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Cтихи 1913 года из парижского архива о воронежских гимназистках. Их написала наша землячка, актриса, сосланная в Гулаг, Галина Ростовцева. Они попали в далеком 75-м к А.А. Васильеву.
Дословно: «Гимназистки Воронежа» У мариинок* сердце не из меди. Все вздор, что мариинка холодна. Тиха, горда и держится, как леди, Но будет верная хорошая жена. Нечаевка* под маской воспитанья Холодной страстию французских фраз Таит в себе костер желаний. И сей костер сверкнет вдали, как глаз. Мерчанка*... Та нежна, как паутина, Театры любит, общество и свет. Характером она, как Мессалина, Поклонница «а-ля фуршет». А вы, Фон-энгельки*, так плохи и ужасны. Своим же вечером вы доказали все, Как пудритесь и краситесь всегда вы. Но, кажется, не любит вас никто. Но вы, степанцовки*, боюсь признанья, Лишь вы одни могли меня понять. Вы вся любовь, весь яркий факел счастья, Вы вся война, вся Божья Благодать. * Мариинки, нечаевки, мерчанки, Фон-энгельки, степанцовки - выпускницы местных гимназий. А к этому несколько визиток воронежских "мариинок". |
27.04.2011, 08:31 | #8 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Добавлю новых визиток. Это визитки девчонок-гимназисток. Но бороте интересные записки.
|
27.04.2011, 08:42 | #9 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
А это уже взрослые визитки Горенкова и Максимова. Весьма странная визитка Горенкова.
|
28.10.2011, 22:52 | #11 |
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
reto, а зачем там адрес? Это же визитка. От слова визит.
Это сейчас назначение этого куска картонки переродилось в носитель контактной информации о человеке. А раньше её назначением было засвидетельствовать визит. Т.е. пришел человек в гости. А того, к кому пришел, дома нет. Тогда визитер оставляет свою визитку, в знак того, что он заходил. Или пригласили человека на ужин, а он придти не может. Он в ответ присылает свою визитку с извинениями. Визитка, вданном, случае символизирует личное посещение. Ну и т.п. |
02.11.2011, 15:22 | #13 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
reto, Дело в том что в старину визитка давалась близким знакомым. А некоторое сообщение оставлялось на обороте или с письмом. Я об этом писал ранее. К примеру, у Пушкина на визитке стояло просто "Пушкин". А еще визитка предполагала проход с ней, допустим, на бал или званый вечер. Предъявляя ее швейцару или лакею, обладатель визитки в пушкинские времена, считался знакомцем хозяина и проходил по ней без объяснения визита в гостиную или место собрания. Лишь потом просил доложить. Такой вот интересный документ. Сегодня визитка несет функцию несколько другую - более деловую.
|
02.11.2011, 18:17 | #14 |
Форумец
Сообщений: 493
Регистрация: 19.05.2009
Возраст: 44
Не в сети |
да, логично. спасибо.
|