Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
КБХА |
Вопросы истории родного города и края |
|
Опции темы |
21.04.2011, 08:32 | #1 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
КБХА
Первый генеральный конструктор КБХА Семен Ариевич Косберг. Памятник на территории КБХА. Кратер на обратной стороне Луны.
Последний раз редактировалось Natalia425; 02.12.2020 в 14:06. |
21.04.2011, 08:57 | #2 |
Форумец
Сообщений: 455
Регистрация: 30.03.2011
Не в сети |
|
21.04.2011, 09:32 | #3 |
Вне времени
|
Прошу прощения это КБХА не на территории мех. завода находится?
|
26.04.2011, 14:20 | #4 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Фото из КБХА
|
27.04.2011, 08:53 | #5 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
А это движок "Бурана", нашего "Шатла" в музее КБХА.
"БУРАН"! Последний раз редактировалось SERG16; 27.04.2011 в 09:27. |
28.04.2011, 07:28 | #6 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Говорят Дикунов...
Последний раз редактировалось SERG16; 28.04.2011 в 12:26. Причина: скобка в цитате |
01.05.2011, 09:53 | #8 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Еще немного о достижениях
|
16.08.2011, 22:47 | #9 |
Форумец
Сообщений: 1
Регистрация: 16.08.2011
Не в сети |
КБХА Химзавод
Интересное местечко. Рядом несостоявшаяся ВАСТ (спасибо Чернобыльской катастрофе, а то бы точно построили и запустили в эксплуатацию - мирный атом в каждый дом!) и Балтимор.
Видел те дымы и слышал вой сирены, от которых народ дружно несся с будущих садов (в ту пору там только колышки забивали) к остановке, чтобы успеть до прихода облака смыться в город. Не трудно было догадаться, что за рев моторов доносился, когда на Балтиморе не было ни погоды, ни полетов Ту-22К (красиво летали строем всего полка на 5000 метров - такого по телевизору не увидишь). Как было сказано кем-то на форуме: бывали времена. Те, кто хоть что-то знают - обычно помалкивают. Ведь закона о сохранении гостайны никто ни в одной стране мира никогда не отменит. Так что смотрите телевизор и полная свобода для фантазии, товарищи краеведы! |
16.08.2011, 22:57 | #10 |
Матёрый
|
|
21.08.2011, 08:37 | #12 |
Алёша Фомкин
Сообщений: 7,593
Регистрация: 29.09.2006
Не в сети |
|
22.08.2011, 07:36 | #13 |
Форумец
Сообщений: 93
Регистрация: 03.03.2007
Возраст: 62
Не в сети |
Последний раз редактировалось SERG16; 22.08.2011 в 10:06. |
22.08.2011, 11:56 | #14 |
Форумец
Сообщений: 93
Регистрация: 03.03.2007
Возраст: 62
Не в сети |
Воспоминание о "Буране"
|
13.11.2011, 19:24 | #15 |
Форумец
Сообщений: 455
Регистрация: 30.03.2011
Не в сети |
Мельниченко Валерий Константинович (25.12.1939), скульптор, член Союза художников (1967). Уроженец г. Киев. Окончил отделение керамики Киевского училища прикладного искусства (1963). С 1960 г – участник областных, зональных, всероссийских, всесоюзных выставок. В Воронеже с 1964 г. Преподаватель Воронежского художественного училища (1980–1985). Автор ... монументально-декоративных композиций «Космонавты» (1975, медь, КБ «Химавтоматика») в Воронеже
|
13.03.2012, 13:47 | #16 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
На территории КБХА открыли памятник А.Д. Конопатову.
Торжественная церемония открытия памятника выдающемуся российскому конструктору ракетных двигателей Александру Конопатову прошла в понедельник, 12 марта. - Сегодня все понимают, что такое космос для современного мира. Но «окно» в космос прорубали примерно полвека назад талантливые люди, в том числе Александр Конопатов и коллектив КБХА. Очень важно, что сегодня мы отдаем Александру Дмитриевичу дань памяти, так как это говорит о сохранении на предприятии преемственности поколений, - отметил губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. - Открытие памятника Александру Конопатову – это подтверждение признания заслуг ученых и конструкторов, которые заложили базу, позволяющую стране и сегодня быть на высоте как в освоении космоса, так и в мировой экономике. |
11.04.2012, 10:42 | #18 | ||
Форумец
Сообщений: 4,969
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
композиция Валерий Мельниченко |
||
20.12.2012, 21:14 | #20 | |
Простой русс
Сообщений: 750
Регистрация: 30.03.2010
Не в сети |
По данным этого ресурса:
Цитата:
|
|
21.12.2012, 11:49 | #21 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
КБХА в сюжетах телерадиостудии Роскосмоса:
Космические насосы http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/...06_05_11_2.php Испытание огнём http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/...24_12_11_2.php |
22.12.2012, 00:57 | #22 |
Форумец
Сообщений: 119
Регистрация: 23.08.2010
Не в сети |
У меня дед на КБХА работал когда Косберг погиб. Он рассказывал (со слов других конечно), что погиб он в автокатастрофе, а его персональный водитель остался жив. Косберг после ДТП какое то время еще жил, и несколько раз повторял: только не наказывайте водителя, он не виноват.
Ну, то есть, ДТП произошло без прямого участия других транспортных средств. А Косберг знал, что умирает, и вины водителя в ДТП не видел. Последний раз редактировалось Natalia425; 22.12.2012 в 06:12. Причина: объединение |
17.04.2013, 17:38 | #23 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
http://www.kbkha.ru/?p=4
Огненные годы В июле 1940 г. на Московском авиационном карбюраторном заводе N33 создается конструкторское бюро (КБ-2) по разработке агрегатов непосредственного впрыска (НВ) топлива в цилиндры авиационных моторов. Начальником КБ и заместителем главного конструктора завода назначается Семен Ариевич Косберг. 13 октября 1941 г. КБ было преобразовано в самостоятельную организацию и эвакуировано в город Бердск Новосибирской области на завод N296, эвакуированный из Харькова. С.А. Косберг был назначен главным конструктором завода. По прибытии на место коллектив ОКБ (29 человек) в неприспособленных помещениях, в суровых сибирских условиях продолжил работы по созданию агрегатов НВ, а работники завода приступили к подготовке производства для изготовления агрегата НБ-ЗУ. В 1942 г. агрегат НБ-ЗУ в составе авиационного мотора М-82 успешно прошел заводские испытания, на самолете Су-2 - летные испытания, и с сентября 1942 года завод начал его серийное изготовление. Летные испытания показали, что замена карбюратора агрегатом НБ-ЗУ дала прирост мощности мотора М-82 на ~70 л.с. при значительном снижении удельного расхода топлива, что позволило повысить летно-технические характеристики самолетов Ла-5, Ла-7, Ту-2, Ту-2Д — скороподъемность, маневренность, скорость, дальность полета, что обеспечило им преимущество над лучшими немецкими боевыми самолетами. Преимущество агрегатов НВ над карбюраторной системой оценили практически все основные разработчики авиационных моторов (генеральные конструкторы А.Д. Швецов, А.А. Микулин, В.Я. Климов, В.А. Добрынин), для которых в течение 1941-1952 г.г. ОКБ разработало около 50 вариантов агрегатов НВ и их модификаций. В начале эпохи реактивных двигателей В апреле 1946 г. ОКБ перебазировалось в Воронеж на завод N265 Министерства авиационной промышленности и получило наименование ОКБ завода N265, а в мае 1946 г. в связи с изменением номера завода - ОКБ завода N154. Послевоенные годы ознаменовались началом развития реактивной авиации, поэтому предприятие, наряду с продолжением работ по агрегатам НВ, начало разработку различных агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых двигателей. За период 1946-1954 г.г. было разработано около 80 наименований агрегатов: топливные форсунки, масляные флюгерные насосы, топливные фильтры, регуляторы подачи топлива, системы управления и регулирования и др. Одной из последних разработок этого направления было создание пусковых стартеров, работающих на твердом и жидком топливе, для мощных реактивных двигателей. Стартеры включали ряд основных агрегатов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД): газогенератор, турбину, насосы, органы управления и регулирования, что явилось основой для перехода к разработке более сложных изделий - ЖРД. Первые ЖРД разрабатывались как дополнительные силовые установки для истребителей-перехватчиков А.И. Микояна (ЖРД РД0100 и РД0101) в 1955-56 г.г., А.С. Яковлева (РД0102) в 1957-59 г.г., П.О. Сухого (РД0103) в 1957 г. Становление КБХА как фирмы ракетного двигателестроения Успешные результаты работы послужили основанием для преобразования ОКБ при заводе N154 в самостоятельное государственное союзное ОКБ-154, и ему была поручена разработка ракетных двигателей. Работы проводились по двум направлениям: разработка ЖРД для ракет-носителей (РН) космического назначения и ЖРД для боевых ракет. Началом работ, связанных с освоением космоса, стала деловая встреча С.А. Косберга и С.П. Королева 10 февраля 1958 г., результатом которой явилась совместная разработка кислородно-керосинового двигателя РД0105 для третьей ступени РН «Луна» (ведущий конструктор двигателя — В.П. Кошельников). С помощью этого двигателя впервые в мире была достигнута вторая космическая скорость, доставлен на поверхность Луны вымпел СССР, проведен облет Луны с фотографированием ее обратной стороны. Позднее одному из кратеров на обратной стороне Луны было присвоено имя С.А. Косберга. На базе двигателя РД0105 нашим ОКБ был разработан ЖРД РД0109 для третьей ступени РН «Восток» (ведущий конструктор — В.П. Кошельников). Двигатель имел повышенную надежность и улучшенные технические характеристики за счет создания новой экономичной и легкой камеры сгорания. С помощью двигателя РД0109 произведен вывод на околоземную орбиту космического корабля «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту, всех одноместных пилотируемых кораблей, а также различных спутников оборонного и научного назначения. Развитие космонавтики в конце 50-х начале 60-х годов потребовало создания более мощной ракеты-носителя для вывода на орбиту объектов массой до 7000 кг. С этой целью ОКБ на базе отработанного кислородно-керосинового двигателя РД0106 второй ступени боевой ракеты Р-9А разработало двигатели РД0107, РД0108 и РД0110 (ведущий конструктор — Я.И. Гершкович) для третьих ступеней РН «Молния», «Восход» и «Союз» главного конструктора С.П. Королева, которые обеспечили запуски автоматических межпланетных станций к Марсу и Венере, вывод на околоземные орбиты космических кораблей с экипажами из двух и трех человек. Эти экипажи впервые осуществили выход в открытый космос, стыковку на орбите и совместный полет двух кораблей, в том числе с американским «Аполлоном». С помощью РН «Союз» обеспечивается доставка космонавтов и грузов на орбитальные космические станции. С использованием высоконадежного двигателя РД0110 произведено более 1500 запусков РН. В начале 1965 г. в результате автомобильной катастрофы при исполнении служебных обязанностей погиб главный конструктор С.А. Косберг. Главным конструктором ОКБ был назначен А. Д. Конопатов. Новые схемы - новые двигатели. Рубеж 70-х Очередным этапом в развитии отечественной космонавтики стало создание мощной РН УР 500 генерального конструктора В.Н. Челомея, способной выводить на орбиту тяжелые объекты массой до 20 т. Для второй ступени двухступенчатой РН «Протон» КБХА создало ЖРД РД0208 и РД0209 (ведущий конструктор — В.П. Козелков), работающие по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа. В качестве прототипа был использован двигатель РД0206 для второй ступени боевой ракеты УР-200. С помощью этой РН были выведены на околоземные орбиты тяжелые автоматические станции «Протон». РН УР500 впоследствии стала именоваться «Протон». Более мощной РН стал трехступенчатый «Протон», для второй ступени которого были модернизированы двигатели РД0208 и РД0209, которые получили название двигатели РД0210 и РД0211 (ведущий конструктор — В.П. Козелков), а для третьей ступени - РД0212 (ведущий конструктор — Я.И. Гершкович). Кроме того, для коррекции орбиты космической станции «Алмаз», выводимой на орбиту РН «Протон», КБХА создало двигатель РД0225 (ведущий конструктор — В.М. Бородин) с вытеснительной системой подачи топлива, многократного включения (до 100 раз), с длительным пребыванием на орбите (до двух лет). Этой РН были доставлены на Луну луноходы, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта и совершивших посадку на Марс и Венеру. Стало возможным выводить в космос долговременные орбитальные станции «Салют» и «Мир», а также модули «Заря» и «Звезда» для международной космической станции. К настоящему времени произведено уже более 300 запусков «Протонов». Т ехническое совершенство двигателей РД0110, РД0210, РД0211, РД0212 обеспечило им эксплуатационное долголетие. Более 40 лет с помощью этих двигателей осуществляются запуски различных спутников, автоматических станций и пилотируемых космических кораблей. Высокие энергомассовые характеристики, простота в эксплуатации ставят эти двигатели в число лучших среди российских и зарубежных двигателей того же класса. Мы создавали ракетно-ядерный щит Одним из приоритетных направлений деятельности КБХА являлось выполнение оборонных заказов — создание ЖРД с высокими энергетическими характеристиками и надежностью, технологичных в серийном производстве, не требующих обслуживания в течение всего длительного срока эксплуатации. В 1957 г. ОКБ, опираясь на опыт, приобретенный при разработке двигателей РД0100, РД0101, РД0102, предназначенных для использования на истребителях-перехватчиках в качестве дополнительных силовых установок, приступило к созданию двигателей для зенитных управляемых ракет (ЗУР) на самовоспламеняющихся компонентах топлива. Первый ЖРД РД0200 (ведущий конструктор — А.А. Голубев) был разработан для второй ступени ЗУР 5В11 генерального конструктора С.А. Лавочкина. Двигатель спроектирован по открытой схеме при десятикратном регулировании тяги. Двигатель прошел все виды испытаний и изготавливался серийно. ЖРД РД0201 (ведущий конструктор — Л.А. Поздняков) разрабатывался для третьей ступени ЗУР В1100 генерального конструктора П.Д. Грушина. Двигатель отличается от РД0200 наличием четырех качающихся КС, с помощью которых производится управление полетом ракеты. В конце 50-х годов назрел вопрос о создании более мощной ракеты Р-9 второго поколения взамен ракеты 8К72. Для второй ступени (блок «Б») этой ракеты ОКБ в 1959-1962 г.г. разработало кислородно-керосиновый двигатель РД0106 (ведущий конструктор — Я.И. Гершкович). Высокие энергетические характеристики, удобная компоновка в сочетании с относительно небольшим размером по высоте, простота в эксплуатации, отработка, проведенная в ходе наземных и летных испытаний, стали основанием для разработки на базе данного ЖРД ряда двигателей для космических ракет С.П. Королева, в том числе двигателя РД0110 для третьей ступени (блок «И») ракеты-носителя «Союз». С начала 60-х годов идет отсчет длительного плодотворного сотрудничества КБХА с ОКБ генерального конструктора В.Н.Челомея, для ракет-носителей которого разработано около 20 ЖРД. Создание в эти годы мощных ракет-носителей космического назначения потребовало существенного повышения энергетических характеристик и эксплуатационных качеств, разрабатываемых ЖРД. КБХА в числе первых приступило к разработке таких ЖРД. В 1961-1964 г.г. были созданы ЖРД РД0203 и РД0204 (ведущий конструктор - В.П. Козелков) для первой ступени ракеты УР200 и ЖРД РД0206 и РД0207 (ведущий конструктор — Л.А. Поздняков) для второй ступени этой же ракеты. Это были новые, технически более сложные, первые в мире ЖРД на высококипящих компонентах топлива, выполненные по схеме с дожиганием генераторного газа. Применение такой схемы позволило сразу более чем в 2 раза увеличить давление в камере (до 150 кгс/см2 вместо 70 кгс/см2) по сравнению с двигателями открытых схем и исключить потери удельного импульса тяги на привод турбины ТНА. Мощные, высокоэкономичные двигатели, созданные в короткий срок, прошли наземную отработку и этап летных испытаний. Двигатели стали базовыми для создания очередных ЖРД. В 1963 году КБ В.Н. Челомея приступило к созданию новой ракеты PC-10, для первой ступени которой КБХА в 1963-1966 гг. разработало двигатели РД0216 и РД0217 (ведущий конструктор - В.П. Кошельников). Повышенные технические и эксплуатационные требования к ракете определили необходимость обеспечения высокой экономичности и надежности двигателя, защиты его внутренних полостей от окружающей среды и т.д. Эти требования были выполнены и подтверждены наземной отработкой и летными испытаниями в составе ракеты. Накопленный опыт послужил основой для проведения проектных работ по двигателям нового поколения с более высоким давлением в камере сгорания, первыми из которых являются ЖРД РД0233 и РД0234 (главный конструктор - В.П. Козелков, ведущий конструктор - В.А. Ежов), созданные КБХА в 1969-1974 г.г. для первой ступени ракеты РС-18. Далее были разработаны два двигателя: основной РД0235, выполненный по замкнутой схеме, и рулевой РД0236, выполненный по открытой схеме (главный конструктор - В. П. Козелков, ведущий конструктор - Ю.А. Гарманов) для второй ступени РС-18. Двигатель РД0235 разработан на базе двигателя РД0216 и отличается от него повышенной надежностью, обеспеченной схемно-конструктивными и технологическими мероприятиями. Приобретенный опыт разработки ЖРД послужил основанием для привлечения КБХА в 1967 г. к разработке двигателя РД0228 (ведущий конструктор - Я.И. Гершкович) для второй ступени ракеты РС-20 генерального конструктора М.К. Янгеля. Двигатель разрабатывался на базе ЖРД РД0212 третьей ступени ракеты-носителя «Протон», однако был значительно мощнее и отличался условиями эксплуатации в составе ступени. Вооружая подводный флот... В 1987 г. КБ машиностроения генерального конструктора В.П. Макеева начало разработку ракеты морского базирования РСМ-54 с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками. КБХА взялось за новую, сложную задачу создания двигателя первой ступени РД0243 с предельными техническими характеристиками (главный конструктор - В.П. Козелков, ведущий конструктор - В..А. Ежов). Тщательная конструкторская, технологическая и экспериментальная отработка двигателя позволила уверенно провести летные испытания, внедрить его в серийное производство и сдать в эксплуатацию. По своим энергомассовым характеристикам ЖРД РД0243 является наиболее совершенным из всех существующих двигателей такого класса. Первый ядерный двигатель КБХА в 1965 г. поручено разработать ядерные ракетные двигатели РД0410 и РД0411 (главный конструктор - Г.И. Чурсин, ведущие конструкторы - Л.Н. Никитин, М.П. Бирюков, А.И. Белогуров, Ю.И. Мамонтов). Двигатели предназначались для разгона, торможения космических аппаратов и коррекции их орбиты при освоении дальнего космоса. Двигатели выполнены по замкнутой схеме. Рабочее тело - жидкий водород. Благодаря термодинамическому совершенству рабочего тела и высокой температуре нагрева его в ядерном реакторе (до 3000 К), двигатель имеет высокую экономичность (удельный импульс тяги в пустоте - 910 кгс·с/кг). Для ускорения работ ядерный реактор и «холодный» двигатель (агрегаты подачи, регулирования и управления) разрабатывались параллельно. Ядерный реактор выполнен по гетерогенной схеме — в его конструкции реализован принцип блочного построения, что позволило вести раздельную отработку ураносодержащих (тепловыделяющих) сборок и собственно реактора. Проведены комплексные натурные испытания «холодного» двигателя на номинальной мощности в НИИХИММАШе, а также серия огневых натурных испытаний реактора на Семипалатинском ядерном полигоне. Результаты работ по созданию ЯРД РД0410 были использованы при создании ТНА двигателя РД0120, а также послужили основой при проектировании многорежимных ядерных энергодвигательных установок для космических аппаратов. Первый газодинамический лазер В начале 70-х годов КБХА приступило к разработке непрерывн ых газодинамических С02 - лазеров (ГДЛ) большой мощности, работающих по принципу преобразования тепловой энергии активной газовой среды, полученной при неравновесном расширении в сверхзвуковой сопловой решетке, в электромагнитное излучение. Было созда но семейство стендовых образцов ГДЛ с мощностью излучения от 10 до 600 кВт, а также бортовой космический ГДЛ РД0600, работающих на газообразных компонентах топлива (ведущие конструкторы - В.П. Кошельников, Г.И. Завизион , В.Ю. Гутерман). ГДЛ РД0600 прошел полный цикл стендовой отработки на специальном стенде с оптической трассой. «Энергия - Буран» В 70-80 г.г. был разработан кислородно-водородный ЖРД РД0120 (главные конструкторы - Г.И. Чурсин, В.С. Рачук, ведущий конструктор - Л.Н. Никитин), используемый в качестве маршевого двигателя второй ступени РН «Энергия» генерального конструктора В.П. Глушко. Эта разработка наиболее значима по сложности и новизне технических решений. Для создания высокоэнергетического двигателя, работающего на криогенных компонентах топлива, потребовались решение целого ряда научных, конструкторских и технологических проблем, организация нового производства, новой экспериментальной базы. Высокая надежность двигателя подтверждена более чем 800 огневыми испытаниями с суммарной наработкой около 170000 с, в том числе двумя летными испытаниями в составе РН «Энергия» и в составе ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Новые двигатели на рубеже тысячелетий Коллектив КБХА, располагающий большим конструкторским заделом, высококвалифицированными кадрами ученых (6 докторов технических наук, более 50 кандидатов технических наук), конструкторов, технологов, рабочих, экспериментаторов продолжает успешно трудиться над созданием новых образцов ракетных двигателей и энергетических установок. РД0124 С 1993 г. ведется разработка четырехкамерного кислородно-керосинового ЖРД РД0124 (главные конструкторы - В.П. Козелков, В.Д. Горохов, ведущие конструкторы - В.М. Бородин, А.Г.Плис, В.В. Гурин) для третьей ступени ракеты-носителя "Союз-2" генерального конструктора Д.И. Козлова, предназначенной для выведения на орбиту искусственных спутников Земли, грузовых и пилотируемых космических кораблей. Двигатель РД0124 разрабатывается взамен РД0110, имеет практически одинаковые с ним габаритно-стыковочные размеры и массовые характеристики, но отличается более высокими параметрами, находящимися на уровне лучших разработок ЖРД данного класса. Он спроектирован по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, имеет более высокую (на 33 сек) экономичность по сравнению с РД0110, что позволит не только выводить на орбиту полезные грузы большей массы (~ на 950 кг), но и обеспечивать запуски ракеты-носителя "Союз-2" с космодромов, расположенных севернее Байконура. Проведенная серия успешных стендовых испытаний подтвердила соответствие основных параметров требованиям ТЗ. Проведено два огневых стендовых испытания в составе III ступени РН «Союз-2», завершившие I этап наземной отработки двигателя. 27.12.2006 г. успешно проведено первое ЛКИ двигателя в составе РН «Союз-2-1б». с выводом на орбиту французского космического аппарата «Corot» В 1998 г. КБХА проработало и определило возможность использования двигателя РД0124 (РД0124А) для второй ступени ракетно-космического комплекса «Ангара» ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, предназначенного для выведения на околоземные орбиты космических аппаратов различного назначения. Основными отличиями от требований к базовому двигателю является изменение времени работы двигателя на главной и конечной ступенях тяги. По состоянию на 01.01.2008 г. более 150 огневых испытаний двигателей с суммарной наработкой более 30 т.сек., подтвердивших соответствие основных параметров требованиям ТЗ. РД0750 В 1993-1998 г.г. на предприятии в инициативном порядке проведен большой объем проектных, расчетно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию трехкомпонентного двухрежимного двигателя на базе двигателя РД0120. Компоненты: жидкий водород, керосин, жидкий кислород. Основанием для проведения работ по созданию трехкомпонентных двигателей явились исследования ведущих российских и зарубежных НИИ и фирм, подтвердивших экономическую целесообразность применения на перспективных РН, особенно одноступенчатых, двухрежимных трехкомпонентных двигателей. Двигатель на первом режиме работает на кислороде и керосине с небольшой добавкой водорода, на втором - на кислороде и водороде. В результате проведенных работ впервые в практике создания ЖРД был разработан трехкомпонентный двухрежимный газогенератор (ведущие конструкторы - Ю.А.Мартыненко, В.А.Туртушов). Последним этапом работ была сборка экспериментального двигателя-демонстратора РД0750Д и его огневые испытания. РД0146 В 1997 г. по ТЗ ГКНПЦ им. М.В.Хруничева КБХА приступило к разработке кислородно-водородного двигателя РД0146 (главный конструктор - Н.Е. Титков, ведущий конструктор - И.В. Липлявый) для КВРБ перспективных вариантов РН «Протон» и «Ангара». Двигатель впервые в России спроектирован по безгенераторной схеме, обеспечивающей высокую надежность, особенно при многократных включениях. В двигателе применены раздельные турбонасосные агрегаты кислорода и водорода, причем рабочая частота вращения ротора ТНАГ-123 тыс.об/мин; электроплазменное зажигание, оребрение огневой стенки камеры, шаровые пуско-отсечные клапаны, современные титановые и алюминиевые сплавы, нагруженные узлы турбонасосных агрегатов выполнены из титана по гранульной технологии, нижнее сопло камеры выполнено радиационно охлаждаемым из углерод-углеродного композитного материала. Проведены автономные испытания агрегатов, испытания блоков агрегатов каждого компонента на режимах выше номинальных и камеры с запальным устройством, изготовлено 4 экземпляра двигателей, на которых проведено 30 огневых испытаний с выходом на режим до 109,5% и суммарной наработкой 1680 сек. Наработка на одном двигателе составила 1604 сек. при 27 испытаниях. Отказом и аварий при испытаниях не было. РД0126, РД0126Э В 1995 г. была начата научно-исследовательская работа по созданию безгенераторных кислородно-водородных ЖРД для перспективных разгонных блоков и межорбитальных буксиров, определившая облик двигателя, его характеристики и закончившаяся выпуском технического предложения. На основании проведенных работ РКК «Энергия» выдала ТЗ на разработку двигателя, который был рассмотрен в двух вариантах: РД0126 - с камерой, имеющей традиционное сопло Лаваля; РД0126Э - с камерой, имеющей тарельчатое сопло и щелевое критическое сечение (главный конструктор - В.Д. Горохов, ведущий конструктор - И.В. Липлявый). РД0126Э имеет ряд преимуществ по сравнению с ЖРД традиционной схемы: более высокое значение удельного импульса тяги в пустоте при одинаковой длине; меньшая масса при одинаковых значениях удельного импульса тяги; возможность получения высоких значений температуры горючего в тракте охлаждения, что позволяет использовать его в качестве рабочего тела для вращения турбины ТНА; возможность проведения испытаний высотных двигателей в земных условиях без газодинамической трубы. В 1998 г. была испытана стендовая камера с кольцевым соплом. Было проведено 5 огневых испытаний в земных условиях, которые подтвердили безотрывное истечение продуктов сгорания из высотного тарельчатого сопла, что существенно упрощает отработку двигателя. Полученные показатели экономичности соответствуют расчетным. Рабочий процесс устойчивый, материальная часть находится в удовлетворительном состоянии. ГПВРД 58Л С 1994 г. КБХА по ТЗ ЦИАМа им. Баранова разрабатывает экспериментальный осесимметричный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель ГПВРД 58Л (ведущие конструкторы - И.В. Липлявый, Ю.А. Мартыненко), предназначенный для исследования рабочих процессов горения водородного топлива в условиях полета при скоростях 3-6,5 М и высотах от 20 до 35 км. Двигатель работает на жидком водороде, который проходит через тракт охлаждения камеры сгорания и затем попадает в зоны горения. Камера сгорания кольцевая, трехзонная. В первой зоне сгорание водорода происходит в дозвуковом потоке воздуха, в двух других - в сверхзвуковом. Камера сгорания полностью спроектирована и изготовлена в КБХА, при этом были реализованы оригинальные конструкторско-технологические решения. В 1998 г. ГПВРД успешно прошел летные испытания в составе гиперзвуковой летающей лаборатории "Холод". Двигатель был включен при скорости полета ЗМ, в конце полета на 77 с. скорость достигла 6,47 М. Впервые в мире сгорание водорода в камере происходило в сверхзвуковом потоке. Двигатель полностью и без замечаний отработал по программе испытаний. РД0155 В 1999 г. КБХА совместно с ГП «Красмашзавод» (КМЗ) создало экспериментальный кислородно-керосиновый двигатель РД0155 (ведущий конструктор - И.И. Фукс). При разработке двигателя был максимально использован конструкторский и производственно-технологический задел, накопленный в процессе создания серийного двигателя-прототипа РД0244. |
11.04.2014, 08:05 | #24 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Kommuna.ru - 11.04.2014
Двигатель для Гагарина Дата | 12 апреля исполняется 53 года со дня полёта первого космонавта планеты Юрия Гагарина В советское время слова «спутник», «космонавт», «Гагарин» были интернациональными, одинаково произносились в разных странах мира и были понятны без перевода. Время и иные идеалы многое стирают из памяти. Между тем остается неизменным то, что земляки-воронежцы внесли большой вклад в организацию полета Юрия Гагарина, своим трудом способствовали развитию отечественной космонавтики. Об одном из тружеников космической отрасли, чье имя известно лишь узкому кругу специалистов Конструкторского бюро химавтоматики, – наш рассказ. Александр Кажикин Пресс-служба ОАО «КБХА» Первопроходцы советского ракетостроения, родоначальники пилотируемой космонавтики - инженерные гении своего времени. Лица и имена этих людей, осуществивших исторический прорыв в космос, невольно ассоциируются с учеными мужами, впитавшими с юных лет суть механики и математики. Листая пожелтевшие страницы их личных дел, первое, на что обращаешь внимание, – происхождение: «родился в семье крестьян…», «из крестьян-середняков…», «родился в деревне…». Так вот они какие на самом деле – советские первопроходцы космоса, победившие в интеллектуальной гонке рафинированного немецкого аристократа Вернера фон Брауна, который и в гитлеровской Германии, и в последующие годы в США считался светилом ракетостроения. Воронежец Василий Петрович Кошельников - крестьянский сын. Родился он 13 января 1922 года в небольшом селе Бурляевка тогдашнего Елань-Коленовского района Воронежской области. Детство Василия Кошельникова, прошедшее в переездах родителей по стране, завершилось возвращением на малую родину. А в 1939 году он поступил на физико-математический факультет ВГУ. Детская мечта об авиации не оставила его и в университете. В 1941 году, по окончании второго курса, в роковые месяцы начала Великой Отечественной войны, Василий Кошельников окончательно решает направить свои силы в прикладное русло – авиастроение, роль которого в военных сражениях к тому моменту была очевидна. Он переводится в Воронежский авиационный институт и параллельно начинает работать рядовым слесарем на авиазаводе Линия фронта неумолимо приближалась к Воронежу. В декабре 1941 года Василий Кошельников вместе с эвакуированным институтом переехал в Ташкент. Параллельно с учебой трудился электромонтером. Вместе с Победой над фашизмом в 1945 году эвакуированные организации начали возвращаться к привычным трудовым будням. Институт в Ташкенте был расформирован, и Василию Кошельникову пришлось перевестись в Куйбышевский авиационный вуз. Но и на этом его ученические мытарства не закончились: он тяжело заболел. После долгого лечения, длившегося почти год, он снова перевелся, теперь уже в прославленный Московский авиационный институт, который с отличием окончил в 1952 году. Кто знает, как бы сложилась дальнейшая его судьба, если бы не неуемный характер главного конструктора Воронежского ОКБ-154 (ныне КБХА) Семена Ариевича Косберга, который в послевоенные годы лично искал кадры перспективных молодых инженеров в ведущих технических вузах страны. Смекалистого, умелого практиканта Семен Ариевич заприметил сразу и не отпустил уже из своего КБ. Как и Сергей Павлович Королев, он умел ярко, красочно обрисовать открывающиеся перспективы и действительно предоставлял совсем юным специалистам увлекательную работу. Трудно поверить, но пройдет меньше десяти лет после окончания МАИ, и Василий Кошельников будет среди соавторов исторических побед Советского Союза в освоении космоса. 10 февраля 1958 года Косберг впервые знакомится с главным конструктором ОКБ-1 Сергеем Королевым. Эта встреча знаменует начало плодотворного сотрудничества двух предприятий. А на следующий день выходит постановление Правительства страны о разработке ракетного двигателя тягой пять тонн для третьей ступени блока Е космической ракеты 8К72, выводившей на орбиту первые искусственные спутники Земли. За обезличенными индексами секретного документа стояло ни много ни мало - горячее желание Королева создать первую в мире трехступенчатую космическую ракету, которая должна помочь осуществить первый в истории человечества полет к Луне. После выхода того памятного постановления на Василия Кошельникова возложили полномочия ведущего конструктора этого двигателя. Какими словами выразить всю ответственность и сложность, свалившуюся на его плечи? Василию Петровичу на тот момент исполнилось 36 лет. Сможет ли он? Ведь необходимо было разработать первый в истории человечества ракетный двигатель, который сможет включиться и уверенно работать в безвоздушном пространстве. Никто раньше ничего подобного не осуществлял. Семен Косберг был мудрым человеком. Он знал, что двигатель Королеву нужен позарез и в предельно сжатые сроки – ведь американцы буквально наступали на пятки. Говорил он о срочности работ, конечно, и Кошельникову, но вот сказал ли ему, что до воронежцев от этого срочного задания уже успели отказаться ведущие двигателестроительные КБ страны? Пожалуй, это информация была уже лишней для подчиненных, ведь Косберг не знал слов «могу» - «не могу», он знал только одно слово – «надо!». И Василий Петрович его не подвел. Вместе с коллегами в рекордно короткий срок – менее семи месяцев – он обеспечил разработку двигателя. Для сравнения: современные ракетные двигатели могут создавать многие и многие годы. За эти месяцы двигатель не просто с нуля сконструировали: изготовили в металле 44 его экземпляра, провели 28 стендовых огневых испытаний и три испытания с сентября 1958 года – в составе третьей ступени. А второго января 1959 года впервые в мире двигатель в составе ракеты был запущен в условиях безвоздушного пространства и впервые в мире обеспечил достижение второй космической скорости. 12 сентября 1959 года с помощью ракеты-носителя «Луна» на поверхность естественного спутника Земли доставили вымпел СССР, а 4 октября того же года провели облет Луны с фотографированием ее обратной стороны. Потрясающие победы страны Советов в освоении космоса стали предметом бурного обсуждения во всем мире. А Сергей Павлович Королев вместо передышки ставил все более смелые цели: запуск первого человека в космическое пространство. В соответствии с постановлением Правительства от 22 мая 1959 года ОКБ Косберга поручают разработку ракетного двигателя для третьей ступени ракеты-носителя «Восток». За основу взяли двигатель «лунной» ракеты, а значит, выбор ведущего конструктора оказался предопределен. Василий Кошельников возглавил и эти работы. Двигатель получил повышенную надежность и улучшенные технические характеристики. Во многом это было обеспечено за счет замены камеры сгорания, которую в готовом виде предоставляли специалисты Королева, на более легкую и экономичную камеру, созданную воронежцами по собственной инициативе. Первое летное испытание двигателя в составе ракеты было провели 22 декабря 1960 года. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил на ракете «Восток» свой легендарный полет на орбиту Земли, открыв для человечества эру пилотируемой космонавтики. Несколькими метрами ниже, под его космическим кораблем, в составе третьей ступени ракеты уверенно отработал положенные по программе секунды двигатель воронежцев. Это был всего лишь семнадцатый по счету экземпляр, изготовленный на производстве. 17 июня 1961 года после отгремевшего триумфа советской науки и техники настоящие победители советско-американской космической гонки, так и оставшиеся в тени секретности и режима, получили заслуженные награды. Был среди них и Василий Кошельников. За вклад в полет Юрия Гагарина он был удостоен высшего ордена Советского Союза – ордена Ленина. В последующие годы с помощью созданной ракеты были обеспечены все одиночные пилотируемые запуски в Советском Союзе. Герман Титов, Алексей Леонов, Валентина Терешкова и многие другие космонавты прочувствовали мощь воронежского двигателя, завершавшего вывод их кораблей на орбиту. Говорят, что везет сильнейшим. Вот и у Василия Петровича Кошельникова после знаменательных успехов в создании двигателей для космических ракет Королева список выдающихся достижений был продолжен на ниве разработки уже боевой техники. Карибский кризис 1961 года со всей очевидностью показал, что холодная война между СССР и США требует уверенного преимущества над потенциальным соперником не только в космосе, но и в ядерном вооружении. Советскому Союзу была крайне нужна хорошо защищенная стратегическая ракета, способная находиться в постоянной боевой готовности. В 1963 году КБ главного конструктора В.Н.Челомея приступает к созданию межконтинентальной баллистической ракеты УР-100. На ОКБ Косберга возлагается задача разработки двигателей для первой ступени этой ракеты. Ведущими конструкторами стали уже опытные Василий Кошельников и Юрий Гарманов. На первой встрече с Челомеем Семен Косберг, объясняя свои соображения по новому заданию, так представил ведущего конструктора Кошельникова: «Это лучший наш специалист в области космических двигателей». Ни капли восхваления в тех словах не было. Уже в 1967 году стратегическую ракету с новыми воронежскими двигателями приняли на вооружение, и долгие годы она несла боевое дежурство. Общее количество развернутых ракет УР-100 в различных модификациях превысило тысячу штук: она стала самой массово выпускаемой за всю историю страны. За успешную разработку двигателей для боевой ракеты УР-100 в 1967 году Василий Кошельников был удостоен Государственной премии СССР. В 1972 году Василий Петрович возглавил еще один удивительный проект – создание газодинамического лазера. Мечты фантастов – гиперболоид инженера Гарина – начали воплощаться в реальность. В первый же год разработки на опытном образце лазера впервые в СССР была получена непрерывная генерация излучения. К сожалению, в конце 1975 года Василий Петрович тяжело заболел и вскоре получил вторую группу инвалидности. В заявлении на имя руководителя предприятия в январе 1976 года он написал: «Прошу освободить меня от занимаемой должности ведущего конструктора темы и перевести на другую работу (после лечения)». Василий Петрович был готов бороться с болезнью и продолжать трудиться на благо Родины, но уже 17 марта его не стало. В наследие Василий Кошельников оставил соотечественникам удивительные разработки, ставшие достоянием мировой истории, и пример смелого дерзновенного труда, для которого нет границ и рамок невозможного. Источник: газета «Коммуна» № 51 (26267), 11.04.2014 г. На фото: Юрий Гагарин. Этот снимок фотокорреспондент «Коммуны» Владимир Майоров сделал за год до гибели первого космонавта на аэродроме Брянска; Василий Петрович Кошельников. Фото из архива ОАО «КБХА» Вот они, незаметные герои космической гонки! Второй справа - Василий Кошельников Фото из архива ОАО «КБХА» Редкая архивная фотография. 13 апреля 1961 года специалисты, в том числе главный конструктор ОКБ-154 (КБХА) Семен Косберг, осматривают спускаемый аппарат космического корабля «Восток», на котором вернулся с орбиты Юрий Гагарин Последний раз редактировалось Natalia425; 02.12.2020 в 14:06. |
13.04.2014, 13:00 | #25 |
Простой русс
Сообщений: 750
Регистрация: 30.03.2010
Не в сети |
Всех сотрудников КБХА хочу поздравить с прошедшим днём космонавтики!
Уважаемые инженеры, рабочие, и остальные сотрудники КБХА, успехов вам и благополучия, благосостояния. Именно вы выполняете такую работу, которая заставляет считаться с мнением России на международной арене. Я всегда восхищался такими людьми как вы... Надеюсь что наши власти наконец - то обратят внимание на вас и ваша значимость будут по крайней мере такие - же как у артистов, и топ менеджеров ресурсных компаний. Ещё раз успехов вам! |
24.06.2014, 11:02 | #26 |
Registered User
Сообщений: 8
Регистрация: 30.11.2012
Не в сети |
А способно ли ваше предприятие в свою очередь обратить внимание на специалистов, которые могут и хотят у вас работать, которые 16 лет трудового стажа посвятили ракетно-космической отрасли?
|
03.06.2016, 15:30 | #27 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Коммуна, 03.06.2016
Из плеяды созидателей космической отрасли Земляки | Проезжая мимо десятков жилых домов, детских садов, спорткомплекса «Факел», что в Советском районе города, воронежцы вряд ли задумываются над тем, кто являлся в свое время организатором строительства этих объектов, обеспечивал развитие городской инфраструктуры И уж точно, они удивятся, узнав, что прекрасный и благоустроенный ныне район в свое время отстраивали, возводили практически с нуля ракетчики-двигателисты. Те самые, которые обеспечили запуск Юрия Гагарина. Александр Кажикин А ведь им в условиях советско-американской космической гонки приходилось одновременно с жилыми домами еще и стремительно возводить испытательные стенды для ракетной техники, промышленные корпуса для создания и отработки жидкостных ракетных двигателей. К сожалению, история сохраняет мало воспоминаний о таких людях. Одному из них – Ивану Васильевичу Базарову – на днях исполнилось бы сто лет. Иван Базаров родился в 1916 году в деревне Большая Федоровка Ростовской области. С 15 лет Иван начал приучаться к труду, поступил в Новочеркасский авиационный институт. В связи с расформированием вуза закончить его не удалось, поэтому диплом о высшем образовании он получал уже в Харьковском авиационном институте. Трудовые будни для молодого специалиста по авиационным моторам начались в 1939 году в Перми на заводе №19 Наркомата авиационной промышленности СССР. Вскоре началась Великая Отечественная война. Завод занимался созданием моторов для боевой авиации, поэтому известный лозунг «Все для фронта – все для Победы!» стал главным ориентиром для Ивана Васильевича и его коллег. Орден Красной Звезды и медаль «За доблестный труд», которых он был удостоен в 1945 году, наглядно свидетельствуют о его большом личном вкладе в создание техники военного назначения. Рубеж 50-60-х годов ознаменовался активным развитием ракетно-космической техники. Став в 1960 году главным инженером Управления машиностроения Пермского Совнархоза, Иван Васильевич успешно организовал выполнение государственного задания по подготовке и обеспечению полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина, за что в 1961 году получил орден «Знак Почета». Вряд ли он тогда знал, что в эту историческую победу вместе с ним внес свой вклад и коллектив Воронежского КБ под руководством Семена Косберга, создавший двигатель третьей ступени для ракеты-носителя «Восток». После первых побед в освоении космоса Косберг начал энергично строить собственную испытательную базу, расширять мощности опытного производства. Даже Семену Ариевичу, с его кипучим энтузиазмом, на все не хватало времени. Встал вопрос о назначении человека, который закрыл бы в Воронеже все вопросы по техническому перевооружению и строительству сложнейших испытательных стендов. Так, волею судьбы, в 1962 году Ивана Васильевича Базарова перевели в Воронеж на должность начальника КБ – заместителя главного конструктора. К 1962 году в Шиловском лесу уже был развернут широкий фронт работ по строительству испытательных стендов. В 1964 году под руководством Базарова на предприятии вводится в строй самый мощный и технически сложный вертикальный огневой испытательный стенд. Уникальное даже в рамках страны сооружение позволило за прошедшие годы провести отработку свыше 20 типов ракетных двигателей, в том числе – для тяжелой космической ракеты «Протон» и межконтинентальных баллистических ракет РС-18 «Стилет», РС-20 «Сатана», «Воевода». В наступившем XXI веке этот стенд продолжает использоваться для огневых испытаний серийных ракетных двигателей космической ракеты «Протон-М». В 1965 году окрестности Шиловского леса впервые огласил рев еще одного нового – наклонного – испытательного стенда, на котором долгие годы проводилась отработка ракетных двигателей на токсичных компонентах топлива, а в настоящее время ведутся испытания на экологически чистых компонентах: жидком кислороде и жидком водороде. Под руководством Ивана Базарова возводились не только огневые стенды, но и вся инфраструктура испытательного комплекса. Чтобы представить себе размах строительства, можно отметить, что общая стоимость объектов превышала 50 миллионов рублей (и это в советских ценах!). На первый взгляд, кажется странным, как человека, только что приехавшего в Воронеж, тут же в 1962 году избрали депутатом ородского Совета депутатов трудящихся. На этот пост, кстати, Иван Васильевич в дальнейшем неоднократно переизбирался. И – заслуженно. Денег предприятию в советские годы давали в достатке, и ОКБ не оставалось в стороне от жизни города, его развития. Под руководством Ивана Базарова в Советском районе были построены жилые дома и детские сады общей стоимостью свыше 11 миллионов рублей, один из лучших в Воронеже больничных комплексов со стационаром и поликлиникой, известный как медсанчасть №97, санаторий-профилакторий, на котором впоследствии была установлена мемориальная доска в честь Базарова. База отдыха «Факел» и пионерский лагерь «Восток», расположившиеся на берегу реки Усманка, любимый многими воронежцами спорткомплекс «Факел» в центре Советского района – тоже плоды неустанного труда Ивана Базарова. Человек широкой души, искренне болеющий не только за порученное дело, но и за процветание родного края, Иван Васильевич везде оказывал посильную помощь. Так, при его поддержке и под его руководством был реконструирован лечебный корпус в Санатории имени Цюрупы – совсем, казалось бы, далеком от ракетостроения объекте. Но, наверное, только так и не иначе могло жить и трудиться поколение людей, отправившее в космос Гагарина. В 1970 году Базаров был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а в 1976 году – ордена Октябрьской Революции. По достоинству оценивая его трудовой вклад, в 1978 году Комиссия по установлению персональных пенсий при Совете Министров РСФСР назначила Базарову за заслуги перед Родиной персональную пенсию республиканского значения – 120 рублей в месяц пожизненно. Без сомнения, и раньше, и сейчас не все можно измерить деньгами и орденами. Наверняка, для Ивана Васильевича не менее ценными стали бы благодарность и память от ныне живущих воронежцев, чьи дети воспитываются, учатся и лечатся в стенах, возведенных под его началом. На фото: И.В.Базаров.Фото предоставлено ОАО КБХА |