Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Священная история |
|
|
Опции темы |
25.10.2005, 17:02 | #1 | |
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Цитата:
Но противоречивость следует из самого свойства, которое мы принимаем: разум ограничен. И получается, что как ни крути, а вот сейчас наглядно видно, что даже в пределах одного форума у последователей традиции немножечко отличаются взгляды. Или по крайней мере, если взять конкретный момент времени, в умах православных можно найти противоречие. Этот разрыв все время сокращается в той или иной степени, но в каждый момент времени он существует и по-другому быть не может, ибо грешные мы все (в смысле того текста опять же). И так, например, у некогда цельной религии рождаются всякие секты, ответвления и т. п. И еще: некоторые особенности разума, позволяют также изобреть разного рода мифы и верить в них же. Даже сейчас предостаточно суеверных людей. Откуда эти суеверия? Другое дело, что самые простые из них вскрыть легко, другие сложнее, а некоторые "не свернув шею" практически нереально. |
|
25.10.2005, 17:38 | #2 |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Не, я не о Библии, а о священной истории. Немного криво поставил вопрос...
Лучше так: Скажи, тебе видится священная история от грехопадения до Вознесения Христа чем-то целостным, или достаточно произвольным нагромождением событий в жизни человеков? |
26.10.2005, 10:26 | #3 |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Ладно, если сложно, можно пройтись по канве. Историческая последовательность заветов Бога с людьми - с Адамом, с Ноем, с Авраамом, с Апостолами - в этом есть какая-то логика, какое-то развитие, или это всё не имеет значения?
|
26.10.2005, 10:59 | #4 |
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Затрудняюсь ответить на вопрос, честно. В данном случае, целостного ощущения пока нет, но не исключаю, что все это может быть не случайно, т.е. не просто "произвольное нагромождение".
Вопрос смысл имеет, но в данном случае не ко мне. |
26.10.2005, 11:41 | #6 |
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
А я сужу об отдельных моментах, например, грехопадении. У меня есть свое понимание, которое на самом деле не только мое. Не на все вопросы у меня есть ответы. Вернее, обосновать на словах я могу не все, другое дело, что есть субъективное ощущение. Брать его за непреложную истину нельзя, пока в этом деле замешан разум, но прислушиваться к "голосу" изнутри стоит.
Если ты хочешь меня формально победить в споре - так я могу сразу сдаться, ибо смысл в этом не вижу. Если тебя такая победа устроит - твое дело, мне же все равно. Зачем я интересуюсь христианством и учавствую в дискуссиях? Затем, чтобы для себя определить, почему же христианство и его последователи противоставляют себя остальным, тогда как я вижу явную связь. |
26.10.2005, 13:49 | #7 |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Да нет, "митьки никого не хотят победить", зачем мне это?
Судить об отдельных моментах, не видя целого - ну это про слепых и слона, сам знаешь. Смысла противопоставления христианства язычеству без более-менее цельного понимания священной истории не поймешь. Тут даже пошире можно взять - поговорить о смысле противопоставления религий откровения (авраамистических) и языческих, хотя вряд ли это упростит... Что за понимаение, которое не только твое? Чьё же еще? Откуда оно выросло? |
26.10.2005, 15:20 | #8 |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
maximk Почему тебе так истово ненавистна однозначность? Для старых людей священный - означало истину в последней инстанции- давай назовем писание "Истинным" - то есть то что там написанно правда. Тогда какое может быть "свое" понимание - либо просто буквальная трактовка - как у протестантов одной руки, либо трактовка метафорическая - как у других протестантов, либо используеться та или иная логичская машина - как у Католиков и Православных. Свое-то понимание на чем основываеться? "Я так вижу"?
|
26.10.2005, 15:41 | #9 | ||||
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Вот даосы, правильно все понимают. Смотрим самое начало Дао де Цзин и видим Цитата:
|
||||
26.10.2005, 16:24 | #10 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Макс, есть еще такая штука - принцип дополнительности. В богословии его начал применять Ганс Кюнг что ли. Пришло это из физики - по примеру корпускулярно-волнового дуализма. Модели частей в этом дуализме несводимы друг другу и на уровне аксиоматизирования отправных точек противоречат друг-другу в смысле постулирования одной реальности совершенно по-разному. Однако, результаты полученные по каждой из схем переводимы на язык другой и могут быть использованы на каждом шаге, в принципе - без прослеживания корней в схеме, куда переводятся. Это не введение новой формальной логики, не отказ от старой, а надлогический что ли принцип. Самым наглядным образом это иллюстрируется троичным догматом - надо соблюсти нераздельность Божества и неслиянность трех Лиц в Божестве. Ересь появляется как следование одной из линий соблюдения в ущерб другой: абсолютизируется единство Бога - появляется, скажем, гностическая мнимость воплощения Христа или модализм - понимание Лиц Троицы как трех проявлений одного Лица. Абсолютизируется Троичностиь - появляется разделение Бога, Демиург, эманации.
Это я все к тому, что не надо мешать разум, страсти, поврежденность человеческую - часто надо еще грамотно и культурно мыслить - возможности этого нередко шире, чем границы, которые можно стремиться положить разуму. А слова ты так и употребляешь по-своему. ) |
28.10.2005, 21:51 | #13 | |
Форумец
Сообщений: 4
Регистрация: 28.10.2005
Не в сети |
Всем привет. Попробую изложить свою точку зрения.
Цитата:
Думается, что самой по себе, истории вне меня не существует и не может существовать. Давать оценки, какова она вне меня или шире вне общества не правильно, т. к. невозможно абсолютно покинуть границы себя. Таким образом, в любом случае мы сталкиваемся с субъективностью в оценке истории. Если говорить о моём личном её восприятии, то мне кажется, что история такова, каков человек, каково общество плюс некие общие представления, наличествующие у всех людей вследствие схожести их мозговых структур. История не может быть только священной или какой-либо ещё. История – это все теории, гипотезы и мысли которые были высказаны в различные времена. Актуальность исторической теории обусловлено выгодностью её существования для конкретного человека в данный отрезок времени. Подытожу, история не заданна богом, природой или кем было ещё. История – продукт развития человека и общества. И если человеку кажется, что она священна, то это лишь одно из представлений об истории в рамках религиозной парадигмы. Это представление имеет свой логический каркас и, безусловно, может, и будет претендовать на абсолютность, ведь иначе оно потеряет способность конкурировать, т. е. выживать. Извините, если так неловко встрял в диспут. |
|
28.10.2005, 22:42 | #14 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Да все нормально, Мозг ), только здесь некоторое непонимание слов есть - это не Ваша личная ошибка, а скорее редкое наше разъяснение. История Заветов Бога с человеком в ВЗ (Ветхом Завете) священна не каждым своим фактом, который задан, а тем, что ее освящает - этими Заветами. А в самой истории гораздо больше незаданности - тех проявлений свободы человека, что были в сторону уклонения от этих Заветов. Священная история - это история поиска Богом человека, ожидание и взращивание человека, который свободно и без остатка обратится к Творцу. И в этом взращивании, как и во всякой органичности прослеживается не механическая логика, а раскрывающийся смысл, составляя который обретают свое значение многие и многие шаги на этом пути.
И вопрос в том - признается ли человеком, знакомым с ВЗ наличие этого смысла в нем, целостности в ВЗ в раскрытии этого смысла, неслучайности нашего видения этого смысла тексту? Мы специально не ставим вопроса о какой-то несомненности и доказательности. Мы подходим с той стороны, что, если мы признаем Писание чем-то неслучайным и целым, то такой же целостности и непроизвольности тексту естественно требовать и от самого восприятия Писания и тех представлений, что из этого восприятия рождаются. А если человек не видит Писание таким, то мы просим подойти, посмотреть и сказать - видит ли он эти цельность и смысл? Историческим же источником в обычном смысле ВЗ является вторично и опосредованно, речь же здесь у нас все-таки о том, что первично. Не обязательно в нашем понимании, но хотя бы в признании того, что первичность сакральных текстов не в этом. А Вы видите общую логику ВЗ? |
30.10.2005, 16:10 | #15 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Вдогонку:
Цитата:
|
|
31.10.2005, 12:06 | #17 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх, источники уверенности в разных мнениях по этому поводу у нас слишком различны. Если бы все нормально было, то и пришествие Христа было бы не нужно. Впрочем и последнее ты понимаешь по-своему, то есть - как хочется тебе (без малейших на то оснований). Разве не так?
|
31.10.2005, 12:23 | #18 |
Registered User
Сообщений: 1,746
Регистрация: 07.08.2003
Не в сети |
Антон Ю.Б. Насчет мнения. Каждый все понимает по-своему. По-другому не бывает никогда. Просто я не принимаю бездумно на веру ничью точку зрения и стараюсь свое мнение обосновывать даже если оно только для меня одного и никто другой его никогда не услышит.
Насчет прихода Христа. Ты считаешь, что это нужно было Богу? Я считаю, что его приход нужен человекам. Если церковь считает ровно наоборот, значит наши мнения тут разнятся и тут ты прав. |
31.10.2005, 12:29 | #19 | ||||
Форумец
Сообщений: 4
Регистрация: 28.10.2005
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Вот так. |
||||
31.10.2005, 12:31 | #20 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх, я специально не стану пока что о том, кому нужно. Я спрашиваю все о том же, что и раньше - на чем ты строишь свое обоснование своего представления о Христе? Ты скажешь, что на своем прочтении Библии. Я тебе опять задам то, что ты проигнорировал - ты же не можешь не понимать, что свое прочтение - это насилование текста, потому что есть очень глубокий и богатый контекст, который стоит за самим текстом (я не "православные толкования" имею в виду). Если попросить тебя даже без контекста указать те места в Писании, что твое понимание обусловили, то что ты ответишь при указании нестыковок такого восприятия, при указании иных мест Писания, что в такую картину не вписываются?
|
31.10.2005, 13:00 | #22 |
Registered User
Сообщений: 1,746
Регистрация: 07.08.2003
Не в сети |
Антон Ю.Б. При наличие нестыковок, я скажу, что библия местами противоречива. Про контекст - я еще раз повторюсь, я не любитель искать глубокий смысл там, где его нет. Это же не суфийские притчи с 7 слоями смысла. Ты все время говоришь про глубокий и богатый контекст, скрытый смысл и т.п. Но ни разу не показал его на примере. Я видел примеры расшифровки суфийских притч - на несколько (1-2) смыслов всего. Про библию я такого не видел, покажи. Насчет насилования текста - значит, когда я читаю текст и вижу прямо что написано и говорю об этом - это насилование, а если додумываю еще пару смыслов и говорю, что это надо трактовать совсем не так, как говорится в библии - то это трактовка. Интересно. Я читаю сейчас Сирина, (ты уж прости меня, убогого, что своими грязными лапами в святой огород (шутка ), но у него ( и не только у него) так же я не вижу глубоких и скрытых смыслов. Наоборот, я вижу четкое и ясное представление о чем пишет.
|
31.10.2005, 13:16 | #23 |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Библия не зашифрована, конечно. Но кое-что надобно иметь в виду, чтобы ее читать. Например, то, что текстам много тысяч лет - и поэтому написанное примерять надо не к нам - современным и из ума сшитым - а к древним людям. Да еще и воспитанным в иудейской среде. А контекст это именно контекст, а не притча. Он довольно-таки велик. Просто чтобы пройтись по канве с более-менее важными акцентами - это надо прочесть лекцию часа на два. Секрета из этого никто не делает. Но этому надо посвятить время и умственное усилие - а готовности к этому у нашей аудитории что-то не наблюдается.
|
31.10.2005, 13:32 | #24 | |
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Цитата:
|
|
31.10.2005, 15:39 | #25 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх, если я и говорил про слои, то не имел в виду что-то подобное луковице, а имел в виду глубину и сложный характер взаимодействия смыслов. Насчет указания этих смыслов - немного, без особой глубины было в разговоре с КМ65-Straniks'ом про универсальное и этническое в служении Христа. Немного - всплывало всегда. Но твое желание видеть бОльшее - оно же просто странно, потому что ты игнорируешь и очевидные вещи. Когда ты говоришь о своем понимании Христа как простого человека по своей природе, но не простого в явленном своей жизнью, то согласись, что я вправе тебя спросить, скажем, про места Евангелия связанные с Воскресением - это нормально укладывается в твое представление? Как именно? А "объективные" условия Царства - все то, что предваряется словами "истинно, истинно"? Как категоричность этого уживается в тебе с настойчивым отрицанием этой необходимости? И Сирин, которого ты сейчас читаешь, он что, не говорит об участии в Таинствах, считает это необязательным? А все то, что в Посланиях написано про Церковь? Как ты понимаешь обоснование жизни вне ее?
|
31.10.2005, 17:02 | #26 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх, вот ряд цитат из Сирина или опосредований его слов. Я не говорю, что ты высказывал что-то ровно противоположное. Но согласись, что приведенное - не в направлении излагаемого тобою, а вот для Сирина - не что-то случайное, что можно вычеркнуть.
Вот твое: ______________ A Бог для меня - это не кто-то внешний, встреча с ним - не встреча личностей. Личность - это придумка разума B Христос - человек, который познал Бога. Заповеди Христовы - то как этого достичь и одновременно признаки человека, этого достигшего. Эти представления почерпнуты из Библии и раздумьях над этой книгой. ______________ Вот Сирина (к вопросу о личностности Бога, Троичности. А также о том, кем был Христос.): ______________ 1 "Есть чистота ума, в коей, во время молитвы, воссияет свет Святыя Троицы. Но удостаиваемый света оного ум и соединенному с ним телу сообщает многие знаки божественной красоты" (св. Исаак Сирин, Д V - 301). 2 "Как мать печется о чаде, так и Христос печется о теле злостраждущего (терпящего ради Его телесные лишения) и всегда есть близ тела его" (св. Исаак Сирин и блаж. Каллист и Игнатий, Д V - 375). 3 "Не называй Бога правосудным, - говорит преподобный Исаак, - ибо в делах твоих не видно Его правосудия. Правда, Давид называл Его и правосудным, и правым, но Сын Его показал нам, что Бог паче благ и милостив... Где Его правосудие? В том, что мы грешники, и Христос умер за нас" (Прп. Исаак Сирин. Сл.90). 4 Воплощение есть акт божественной филантропии - любви и доброты Бога к человечеству. Некоторые восточные богословы, рассматривая воплощение под таким углом зрения, утверждают, что даже если бы люди не согрешили, Бог в своей любви к человечеству все равно бы вочеловечился: воплощение нужно считать частью предвечного замысла Божьего, а не только ответом на грехопадение. Так думали Максим Исповедник, Исаак Сирин, такова же была точка зрения некоторых западных богословов, в первую очередь Дунса Скота (1265-1308). (еп. Каллист (Уэр)) ______________ Вот Сирина о Таинствах (и в том числе - о личностности Бога): ______________ 5 Ссылаясь на св. Исаака Сирина (Сл. 1, 84), прп. Марка Подвижника (Слово о Крещении), Ксанфопулов (гл. 4, 5, 7), свт. Игнатий говорит, что в Крещении Христос насаждается в наши сердца, как семя в землю, дар этот сам по себе совершен, но мы его своей жизнью или развиваем или заглушаем (Сл. о ч., с.66). 6 Позорный Крест, который Ты нес ради меня, да будет для меня мостом к этому мирному прибежищу. Терновый венец, которым голова Твоя была увенчана, да будет для меня шлемом спасения{48} в жаркий день битвы. Оплевание, принятое Лицом Твоим, да уготовит меня к <тому, чтобы иметь> открытое лицо перед судом Твоего пришествия. Тело Твое святое, которое было обнажено на Кресте, да распнет меня миру сему и похотям его через любовь к Тебе. Одежда Твоя, о которой был брошен жребий, да разорвет в клочья перед глазами моими одежду тьмы, в которую я внутренне облечен. Вода и кровь, истекшие из Тебя, да будут для меня книгой освобождения от прежнего рабства.{49} Тело Твое и Кровь Твоя, смешавшиеся с моим телом, да пребудут во мне как залог того, что я не лишусь постоянного видения Тебя в том месте, которому нет предела. Таинства веры, которые сохранил я в себе неповрежденными,{50} да сохранят для меня что-либо достославное в тот день, когда мир будет готовиться к встрече пришествия Твоего, и пусть они там восполнят недостаток подвижничества моего. ("О Божественных тайнах") ______________ Сирин о Церкви: ______________ 7 28. Осени, Господи, святую Церковь Твою, искупленную Кровью Твоею; пусть живет в ней Твой истинный мир, который Ты дал святым Твоим апостолам; свяжи чад ее святыми узами нерушимой любви; мятежник{52} да не имеет силы над ней, и удали от нее гонения, мятежи и войны как от внутренних, так и от внешних; и пусть цари и священники будут связаны великим миром и любовью, чтобы разум их был на всякое время наполнен видением Тебя; и да будет святая вера стеной для паствы твоей. А меня, грешника, по молитвам их, тоже удостой сохраниться на всякий миг под мощной защитой святой руки Твоей, которая есть Промысл Твой, объемлющий все. Аминь. (там же) _______________ |
01.11.2005, 12:17 | #28 |
Registered User
Сообщений: 1,746
Регистрация: 07.08.2003
Не в сети |
Антон Ю.Б. По цитатам Сирина - цитаты 1 и 3 понятны, непротиворечивы, я внимательно все это проработаю, 2 цитата - неясен контекст, откуда ссылка? можно на веб? Отношение Сирина к церкви то же понятно.
Насчет попытки - это ты сам писал? Не могу физически такие посты читать, хотя этот осилил. Нудно, длинно и суть сразу неясна. Нет желания обсуждать такие посты. |
01.11.2005, 12:43 | #29 | |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
В игнор. Раздражает. |
|