Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Стыд и сострадание |
|
|
Опции темы |
25.10.2005, 21:05 | #1 | |||
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Стыд и сострадание
Предисловие:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
25.10.2005, 21:06 | #2 | |
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
maximk, что значит "уместность стыда исходит?", если вы имели в виду наличие - тогда ясно.
Стыд - это не из-за ограниченности в разуме (ложный - да, но естественный - нет), а из-за ограниченности в любви. Адам и Ева устыдились, потому что стали чужими - и Богу, и друг другу. Чужой - это когда нет любви. Цитата:
Стыд здесь играет сдерживающую роль кожаных риз (по Библии) и человеку, чтобы совершить зло необходимо переступить не только через совесть-голос Божий, но и через общественные правила. Т.о. стыд - это конечно ограниченность, но в нашем мире он необходим и даже может считаться благом. Если помотреть, какие сейчас тенденции - мне кажется, люди все больше теряют стыд, и как следствие - деградируют. |
|
25.10.2005, 21:33 | #3 | |||||
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Давай на ты, а? Если против, я исправлюсь. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||||
25.10.2005, 21:36 | #4 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
Олег, здесь разговор процентов на 80 о словах. Макс в соседних ветках довольно много понаписал о разуме. Дело здесь не в понимании написанного им, а в том, что у него есть некоторый "эпистемологический" перекос - в "разум", "понимание", "восприятие" у него попадает многое, что ты назовешь совсем иными словами.
Еще, по-моему "Стыд здесь играет сдерживающую роль кожаных риз (по Библии)" - это все же слишком вольно. |
26.10.2005, 09:31 | #6 |
Registered User
Сообщений: 1,746
Регистрация: 07.08.2003
Не в сети |
sturb Хрен его знает. Про понимание стыда, наверное. Вот вам мое ИМХО, после размышлений. Стыд - это метод понуждения других выполнить то, что надо тому, кто стыдит, будь то знакомые\незнакомые люди или сообщества людей. Ты учишься на тройки, а маме хочется, чтоб были пятерки, которые тебе на хрен не сдались, как и школа вообще - стыдно! Ты ходишь в миниюбке\джинсах\топике а бабушке, которой этого никогда уже не надеть, обидно - она и стыдит - в наше время такого себе мОлодежь не позволяла! Ты работаешь после ВУЗа не там, где хочет папа, который всю жизнь мечтал там работать - стыдно, сынок. Ты идешь по проспекту и куришь дорогую тонкую сигарету - стыдно, дочка - стыдит незнакомая женщина, потому что ей уже никогда так не пройтись, а в свое время она хоть и хотела так сделать, но ее застыдили другие. Любой пример возникновения стыда - это принуждение к каким-то действиям, нужным другим людям или сообществу людей, но не тебе самому.
|
26.10.2005, 10:07 | #7 |
Ворчун
Сообщений: 2,781
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
TAPX, как твои слова похожи на слова Дж. Лилли, описывающего свой ЛСД-трип... На него снизошло, как он описывает, "озарение", когда он вдруг понял, что закрывать за собой дверь уборной - ненужная условность, и, со смехом распахнув дверь, справил "потребности" на глазах присутствующей женщины. Следующий шаг, очевидно - признание ненужной условностью использование унитаза.
|
26.10.2005, 11:59 | #8 |
Registered User
Сообщений: 1,746
Регистрация: 07.08.2003
Не в сети |
Сержант Закрывание за собой двери унитаза - есть договор между совместно живущими, и необходимость, иначе воняет Унитазов то раньше не было, не помнишь такого? А я в детстве в деревне жил, помню Все ходили на двор, в отдельно стоящий сортир. А справление своих потребностей на глазах у женщины - это не стыдно. Ведь справляют же свои потребности мужчины на глазах других мужчин и не стыдятся этого. И еще пример. Ты сексом занимаешься? Это то же потребность. Или ты стыдишься этого, считаешь постыдным занятием? Однако размножаться без секса еще ни у одного человека не получилось, не так ли?
|
26.10.2005, 12:47 | #10 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
Тарх, ты не обижайся, но какой тебе Исаак Сирин...
|
26.10.2005, 23:47 | #12 |
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Друзья, прошу у всех прощение, что четко не обозначил тему.
Меня интересует вот что: Если стыд - это природная реакция, изначально действующая помимо воли человека (которую человек может со временем искоренить или как-то преобразовать), тогда зачем он был дан человеку? И ваше мнение - стыд это благо, или ненужный предрассудок, детскость? Комментарии к вопросу: Стыд имеется в виду в широком понимании - не только перед другим человеком/людьми/обществом, но и перед самим собой (я думаю - это изначальная форма стыда - если перед самим собой не стыдно, то перед любым другим тоже), и перед Богом (у тех. кто верит в Него). Тарх затронул еще один аспект - потребности и стыд, т. наз. "что естественно, то не безобразно". Где границы, за которые нельзя переходить и нужны ли они? И еще сюда же: про забытое слово целомудрие - Тарх, оно тоже нужно обществу, но не тебе самому (поправлюсь - не всякому обществу)? Вообще хотелось бы вопрос поставить личностно-практически - нужен ли мне стыд, какой в нем смысл? Здесь кстати пересекаются понятия совесть и стыд. Совесть - это как бы потенциальный стыд: "если я это сделаю, будет нехорошо и стыдно, не делай этого!". Возможно я беру только один аспект стыда - я не учитываю стыд перед людьми из-за несоблюдения, условностей, глупости, страха и т.д. Интересует стыд в чистом виде. ПС: Антон, про ризы - эта вольность поэтическая maximk, ок, без непонятных слов. Согласен с Антоном - в понятие "разум" ты много чего вкладываешь, это уже не поэтическая вольность, а недопустимое смешивание разных понятий. |
27.10.2005, 08:41 | #14 | ||||
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
||||
27.10.2005, 09:10 | #15 |
Форумец
Сообщений: 1,340
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 44
Не в сети |
maximk Давай так - стыд это природная социальная реакция - она есть и "цивилизованном" обществе и в первобытных сообществах - таких как например народы амазонки - об этом у Карло Маурм хорошо написано.
Есть возражния? Просто у народов (у общностей) окончательно забывших завет грани стерты. |
27.10.2005, 09:16 | #17 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
Тарх, maximk не определяя стыд, можно уверенно сказать, что он неразрывно связан с покаянием и красотой. Эти вещи есть в "чистом", недоговорном виде, хоть и надо себя подготовить к ним. Стыдно - то что некрасиво. Если для Вас что-то не стыдно, то оно и не некрасиво. Вы можете поотстаивать не некрасивость обсуждавшихся примеров, но это будет более упертость, потому что если и есть в чем-то там красота, то поруганная и поврежденная, а кое-где ее и вовсе нет.
А покаяние в чистом виде - это и есть присущее человеку "природное" чувство стыда (которое, sturb, однако, тоже надо воспитывать - поэтому пример с маугли не катит). И покаяние уже имеет отношение к вопросу о "практиках". Без покаяния практики - прелесть. Эта прелесть не "уровнево", собственно, меряется - что со временем и ростом ее меньше становится. Со временем становится меньше другого, а прелесть - это, скорее, "галочка", да-нет (я огрубляю, но для этого разговора - совсем не сильно, честное слово), прелесть - это как свобода, выбор, который бинарен, но всегда перед тобой. Прелесть - неверный выбор, страховки от неверности с ростом человек не получает, повторюсь, что меньше с этим ростом становится другого. Так вот, без покаяния молитвы (любой) - нет, а покаяние - это личное чувство, это личная обращенность к Богу, это больше, чем раскаяние - то есть видение поврежденности и несовершенства в себе. |
27.10.2005, 09:31 | #18 | ||
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
|
||
27.10.2005, 09:35 | #19 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
Макс, ну ты того )
Я же не общечеловеческий и не общерелигиозный взгляд излагаю. И не скрываю этого. |
27.10.2005, 09:42 | #20 | |
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Опять про прелести.
Лично мне, на мой непродвинутый (куда уж мне) взгляд то, о чем ты говоришь видится таким образом: если практики направлены на реализацию своих эгоистических стремлений - они "прелесть". У уважаемого мною Кастанеды (можете рассматривать это как один из источников) от впадания в прелесть (как я это понимаю) есть такая страховка: Цитата:
|
|
27.10.2005, 10:52 | #21 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
"Куда уж мне" - не самая продуктивная форма компенсации-защиты, а здесь - и вовсе не нужная.
Макс, я веду к тому, что прелесть - это результат неверного выбора не в начале, а в любой момент, поэтому, становясь все тоньше, она теряет возможность таких простых выражений, как "реализация своих эгоистических стремлений". Хотя дело, конечно, остается по прежнему в эгоизме, гордости и т.д. Критерием только остается уже не тестирование себя на наличие в себе своего понимания этих вещей - они становятся все тоньше и понимание наше не просто отстает - здесь вопрос не приобретения опыта, чтобы дальше опознавать возможность такой или похожей ошибки. Нет, критерием становится ненарушимость личной Встречи. Это одна из причин того, что практики - вторичны что ли. Кроме того, "ходить кругами" можно не только "на земле", но и немного "приподнявшись", и когда критерии опыта прежних состояний уже не работают, то прелесть - это и есть попадание в такой круг. Прежняя оценка чего-то гордостным и эгоистичным не поможет, а новой не появится - и в путь. И не надо думать, что критерием того, что что-то не так, выступит ощущение "стояния на месте" - не будет этого ощущения. А Кастанеда говорит о другом в этом фрагменте - это что-то типа мистики божественного мрака и т.д. - испытание попускаемым состоянием богооставленности, даваемым для возрастания. Это имеет отношение к вопросу лишь тем, что это одна из "форм" научения сердца ориентированию на личную Встречу без "оценки" самой ситуации, без ориентирования на вторичность. Да, и "форма" здесь - это не практика, а именно аскетическая закономерность - рано или поздно наступает само. |
27.10.2005, 11:42 | #23 | |||
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Цитата:
То, что они врожденные и они есть у всех в той или иной мере я не сомневаюсь. Такой стыд как я уже говорил неотъемлемо связан с явлением совести, которая тоже в той или иной мере есть у всех. Теперь оффтоп по ходу беседы Цитата:
Человек не может исправиться-очиститься сам, без помощи Бога, да собственно говоря сама поврежденность заключается в разрыве общения с Богом. Цитата:
|
|||
27.10.2005, 11:54 | #24 | |||
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
А находятся другие, которые с грустью (да, именно так!) понимают, что Цитата:
|
|||
27.10.2005, 12:07 | #25 | |||
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Цитата:
Далее, ДХ прямо в первой книге рассказывать Кастанеде о 4 главных врагах. Побеждаются они последовательно, каждый следующий сильнее и опаснее предыдущего, по последнего нельзя победить окончательно, он может только отступить. Проигрыш врагу означает безаппеляционное поражение всей битвы. Допускается лишь тактическое отступление. Аналогия не просматривается? Цитата:
Цитата:
|
|||
27.10.2005, 12:19 | #29 |
Ворчун
Сообщений: 2,781
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Да я в юности был активным клиентом "букиниста", что раньше был на углу Кольцовской и Плехановской. В начале девяностых это был практически абсолютный центр литературы на религиозные и магические темы.
|
27.10.2005, 12:28 | #30 |
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Сержант Сергей, если ты о Кастанеде, то осмелюсь предположить, что ты там мало чего понял просто... Сорри. Возможно даже в силу юности. Конечно, у большинства Кастанеда ассоциируется с поеданием грибов и галлицинаторным бредом. Что логично, ибо больше 1-2 книг они не прочитали, посчитав, что с меня такого хватит. Но другие есть, поверь. Я тебе даже больше скажу, среди православных есть те, кто считают Кастанеду не просто гениальным писателем, но и проводят параллели между тем, что говорят христианские богословы и тем, что описывает Кастанеда. Если интересно, вот почитай. Может быть твоя легкомысленность хотя бы приуменьшится. Особенно с того места, где присоединяется А. П. Ксендзюк http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=2272 |