Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Материальные пожертвования граждан фронту в годы ВОВ |
Вопросы истории родного города и края |
|
|
Опции темы |
30.06.2012, 18:31 | #1 | |
Форумец
Сообщений: 7,675
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Материальные пожертвования граждан фронту в годы ВОВ
Фото из книги В.А.Шамрая "Воронежская область в годы ВОВ" (фотография уже была в одной из тем раздела).
Цитата:
Интересно, откуда в то время у простого колхозника было столько денег? Может это какой то "не простой" колхозник? Или здесь что то другое...? P.S. И еще фото в тему: |
|
01.07.2012, 07:35 | #4 |
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Т-34 стоил порядка 300 000 руб. Зажиточные колхозники вполне себе набирали такие суммы. Особенно, если пасечник, ЕМНИП это как раз рыночная стоимость годового урожая с хорошей пасеки.
P.S. А причем тут паспорта? Каверзный вопрос, отсутствие паспорта это хорошо или плохо? |
01.07.2012, 08:05 | #5 | ||
Форумец
Сообщений: 7,675
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
В той же книге указывается - что на строительство боевой техники по всему Аннинскому району было собрано 700000 рублей... А здесь - всего два колхозника, один танк на свои личные сбережения "построил", другой - внес 300000 рублей. |
||
01.07.2012, 08:14 | #6 |
Форумец
Сообщений: 420
Регистрация: 16.11.2011
Возраст: 72
Не в сети |
Часто встречал такие сообщения о покупках "Именных" самолетов И всегда были какие-то сомнения.Может и были единственные случаи реальных покупок,а в основной массе считаю это работой СМИ и тех кто ими тогда заправлял.Особенно верю своему земляку товарищу Мехлису
|
01.07.2012, 09:03 | #7 | ||
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
Про деятелей искусства вообще говорить нечего, вполне реальные суммы для них. Цитата:
Головатова вроде подробно разбирали. Килограмм меда на рынке - 1000 руб. Пчелиная семья дает в хороших условиях до 100 кг, на пасеке в хорошем месте держат до 100 семей. Вот и считайте. Головатов, кстати, еще и двух коров продал. |
||
01.07.2012, 12:49 | #9 | |
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
http://press.try.md/item.php?id=55411 |
|
01.07.2012, 13:35 | #10 | ||
Форумец
Сообщений: 7,675
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Вот цены конца 1930-х. На фоне этого килограмм меда никак не мог стоить 1000 рублей... Мясо стоило 10-15 руб/кг. при зарплате рабочего 500 руб/мес. P.S. К тому же... фраза Лидии Сергеевны в цитате бредовая, т.к. военный самолет никак не мог стоить эквиваленту 100 килограмм меда. |
||
01.07.2012, 15:08 | #11 |
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Так это цены конца 30-х. (да и заниженные они, по сравнению с другими источниками).
В войну цены на рынке сильно поднялись. Мясо поднималось до 500 руб, масло до 1000 руб. Водка 1000 руб бутылка. Мед, кстати, нашел цифру 2400 руб за кг Пик в 43 году, потом спад не большой. А стоимость самолетов и танков в военные годы наоборот, снижалась |
01.07.2012, 15:09 | #12 | |
Форумец
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008
Не в сети |
Цитата:
|
|
01.07.2012, 15:32 | #13 | |
Форумец
Сообщений: 7,675
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
salex, может какие то цены и менялись, но пропорции изменения цен и заработных плат должны были сохраняться в том или ином виде.
Но в любом случае - это: Цитата:
А если то банок и еще меньше - порядка 8 . Соответственно - если водка стоила 1000 рублей, самолет стоимостью 100000 руб. не мог стоить как 100 бутылок (5 ящиков) водки. Что то тут не то... |
|
01.07.2012, 15:38 | #14 | ||
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
В том то и дело , что цены на рынках поднялись в 10-20 раз. А зарплата увеличилась в 1.2-1.5 раза. Среднестатический рабочий просто не имел возможности покупать продукты на рынке. Цитата:
Тут возникает другой интересный вопрос. А кто же, в таком случае, отоваривался на рынках И откуда они брали такие суммы. |
||
01.07.2012, 15:46 | #15 |
Форумец
Сообщений: 7,675
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Ради этого стоит более внимательно покопаться в интернете, чтобы найти стоимости товаров, продуктов и зарплат в период 1941-1945г.г.
А это - себестоимость ТЗ4 в период 1939-1945г.г. Последний раз редактировалось Natalia425; 02.08.2024 в 09:01. |
01.07.2012, 15:59 | #16 |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
Похоже, что в те годы процветал натуральный обмен: одни продукты меняли на другие или на вещи. Во всяком случае, после чтения военных книг и всяческих мемуаров у меня сложилось именно такое ощущение.
|
01.07.2012, 16:01 | #17 | ||
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
http://su-industria.livejournal.com/5771.html Цитата:
Во-первых, была карточная система. Т.е. какой-то продовольственный мизер для рабочих и служащих обеспечивался карточками, отовариваемых в магазинах по твердым ценам. Плюс, на предприятиях организовывалось питание в столовых. Если карточек не хватало, да, приходилось идти на рынок и продавать или обменивать на продукты вещи, драгоценности и т.п. Т.е. рабочие и служащие при скудном питании все же могли обойтись без рынка с его дикими ценами. Колхозникам же карточек не давали. Поэтому не смотря на кажущуюся выгоду — продукты на колхозных рынках существенно подорожали и вроде бы селяне должны кататься как сыр в масле, они оставались в лучшем случае при своих — ведь купить что-либо для себя они могли только на том же рынке с высокими ценами. Но при этом, диспропорция в государственных ценах на военную технику и рыночных ценах на продовольствие ,позволяло некоторым особо урожайным крестьянам передавать приличные суммы в фонд обороны в т.ч. на "покупку" военной техники. |
||
02.07.2012, 11:14 | #18 |
Форумец
Сообщений: 420
Регистрация: 16.11.2011
Возраст: 72
Не в сети |
http://airaces.narod.ru/all/roshin_i1.htm Не знаю как пройдет эта ссылка.Но информации о именных самолетах много.
|
02.07.2012, 22:37 | #20 |
Форумец
Сообщений: 3,296
Регистрация: 29.12.2004
Не в сети |
Взято здесь
http://reibert.info/forum/showthread.php?t=31005 "Ну конечно за танки платили деньги, их вообще платили всем солдатам. (платили как и оклад, так и всякие добавки к окладам - например снайперам, за убитых противников снайперам не платили; а также за всякую полезную деятельность - за быстрый ремонт танков, за сбор и отправку стреляных гильз,резины, ящиков из под патронов - ящик стоил 1 рубль, за сбор и отгрузку черных и цветных металлов и бронекорпусов, хорошие деньги платили за эвакуацию подбитого танка с вражеской территории КВ - 5000 рублей, Т-34 2000, Т-60 или Т-70 - 500 рублей - для сравнения новая 34-ка стоила 135000, а ремонт КВ 15000 рублей, у десантников был свой прайс-лист - за каждую операцию 500 рублей, летчикам платили за сбитый самолет 1000 рублей, за успешные штурмовые действия 1500 за 5 вылетов и 5000 за 40 вылетов, за уничтоженные самолеты противника на аэродромах от 2500 до 5000 в зависимости от количества вылетов, в экипаже бомбардировщика каждый получал по 1000 за 5 ночных и 10 домамых вылетов и по 3000 за 20 и 30 вылетов соответственно, за исторический налет на Берлин сумма была увеличена вчетверо, за потопленный линкор или субмарину платили больше всех - 10000 рублей и т.п.) Вернемся к танкам - за каждый подбитый танк наводчик, командир орудия и механик получали 500 рублей, остальным по 200 рублей, такие же деньги получал и расчет ПТР, при подрыве танка гранатой или "Молотовым" полагалась премия в 1000 или 1500 равными долями если танк уничтожен коллективно. А артиллеристам противотанковой артиллерии прямой наводки (45 и 76 мм) вообще платили двойной оклад, на фронте даже была поговорка "Двойной оклада - тройная смерть!". Но деньги эти давались большой кровью и многими смертями, т.к. в артиллерия прямой наводки работала на малых расстояниях - в результате человек можно сказать один на один с танком и права на ошибку нет, ошибка - СМЕРТЬ. Я думаю за такой риск и подбитые танки стоило им платить (на фронте расчеты жили 1 - 2 боя) деньги. На фронте о противотанковой артиллерии также были поговорки - "Прощай Родина", "Ствол длинный - жизнь короткая". А местный ветеран выдал фронтовую поговорку про 45-ку следущее "Смерть врагу - ****а расчету!" Как видно из солдатского фольклора - деньги были очень кровавыми... Учитывайте ещё то, что буханка хлеба тогда стоила 200-300 рублей, кусок мыла 50 рублей, да и то эти деньги выдавали редко - командиры иногда не оформляли документы, да и воевать за деньги в то время не считалось нормой, а если денежки и были получены, то солдаты почти всегда сдавали их в "Фонд обороны". Если хотите ещё чуть подробнее посмотрите тут, подобная тема уже была http://reibert.info/forum/showthread.php?p=379726 но не всё там есть, что я сообщил." Мой дед тоже получал примии за подбитые танки, суммы похожи на приведенные в сообщении. |
02.07.2012, 23:33 | #21 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
А моя бабушка всю свою послевоенную жизнь получала пенсию за погибшего на фронте сына. А поскольку нигде постоянно не работала, зато родила 9-рых, то эта пенсия была единственной. И перед остальными сыновьями шутила: "вон меня Леша и сейчас кормит".
|
03.07.2012, 18:31 | #22 |
Форумец
Сообщений: 102
Регистрация: 09.11.2011
Возраст: 66
Не в сети |
Пришлось мне 6 декабря 2006 г. участвовать в комплексном осмотре и оценке технического состояния самолёта Як-1 (заводской № 08110) с мотором М-105ПФ (заводской № 4-739) и винтом изменяемого шага ВИШ-61П. Самолёт экспонировался в Саратовском государственном музее боевой славы. Это тот самый подарок Ф.П. Головатого. Не буду вникать в подробности осмотра, скажу, лишь, что дал он много интересной технической и исторической информации. Последнюю почерпнул в основном из разговора с Г.Ф. Горшениным, с которым вместе на самолёте крутили гайки и лазили по отсекам. Геннадий Фёдорович – авиатор и знаток авиации – рассказал, что в своё время встречался и беседовал с людьми, работавшими на Саратовском авиационном заводе, в том числе и с теми, кто был свидетелем передачи самолёта лётчику Б.И. Ерёмину. Все его собеседники были уверены, что деньги Головатого были не собственные. Как объяснил мне Г.Ф., многие рабочие ещё не потеряли связь с деревней (попали в город в ходе индустриализации или были мобилизованы на производство уже во время войны) и, поэтому, знали деревенскую жизнь не понаслышке. 100 тыс. – это неимоверная сумма для любого колхозника того времени, даже самого зажиточного. Выяснилось, также, что Ферапонт Петрович был не рядовым колхозником, а председателем колхоза. Кстати стоимость Як-1 равнялась 150 тыс. руб. Буквально через год Головатый опять внёс 100 тыс. руб., теперь уже на покупку Як-3. Откуда он их взял? Это за какую же цену надо было колхозу сбыть продукцию, чтобы за короткий срок выручить такую сумму? Покупная способность основной массы населения была очень низкой. А ведь надо ещё с государством расплатиться. Одним словом, все эти личные и коллективные инициативы граждан – хорошо спланированная агитационная кампания, неофициальный приказ населению материально жертвовать на алтарь Победы. Трудовые коллективы собирали посильную сумму, к ней добавлялись государственные средства и т.д. Ещё одной такой лазейкой были государственные облигации, которыми в обязательном порядке заменяли часть зарплаты. Так тогда было нужно, люди это понимали и всякие там «почины», воспринимали как должное. Честь им и слава!
А Ферапонт Петрович Головатый мог вполне побывать в Воронеже. В годы Гражданской войны он сражался в корпусе (армии) Будённого. Был начальником пулемётной команды одного из полков. Любопытно, что в Первую мировую он воевал в лейб-гвардии Конном полку, где эскадронным командиром, а затем помощником командира полка был П.Н. Врангель. (помещаю фото Ф.П. Головатого, и фото с технического осмотра) |
03.07.2012, 19:48 | #23 |
Форумец
Сообщений: 420
Регистрация: 16.11.2011
Возраст: 72
Не в сети |
Это как раз тот ЯК-1 который затем продали америкосам?
|
03.07.2012, 21:00 | #24 | ||
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Цитата:
Председателем он стал в 1946 году. Цитата:
При цене меда 1000-2000 за 1 кг меда и стоимости коровы до 40-50 тысяч, набрать известную сумму вполне реально. |
||
03.07.2012, 22:47 | #25 |
Форумец
Сообщений: 102
Регистрация: 09.11.2011
Возраст: 66
Не в сети |
Вряд ли оптом у него по таким заоблачным ценам покупали. Это неделями надо на рынке стоять, а когда в колхозе работать. Да и государство всегда ограничивает частное предпринимательство в военное время (читай спекуляцию). Совершенно не сомневаюсь, что Ферапонт Петрович лично внёс приличную сумму в фонд Победы, но в её оценке нужно быть реалистом.
Одесса алексей, Нет, америкосы зажилили Як-3 – второй самолёт Головатого. В Саратове экспонируется его первый подарок Як-1Б (немного усовершенствованный Як-1). Но если самолётов Як-3 насчитывается в разных музеях мира несколько штук, то Як-1 сохранился в единственном числе. На фронте этому Як-1Б почти сразу не повезло – подломали ланжерон. Он налетал всего 102 часа, участвуя в основном в разведке погоды или учебных «взлёт—посадка». Может быть поэтому и хорошо сохранился для музея. Правда сам Б.И. Ерёмин утверждает, что сбил на нём 8 «немцев» и даже красочно это описывает в своих мемуарах. Здесь у него нестыковка с формуляром Ч. 1, куда в раздел IV журнал работы самолёта заносилось время работы двигателя на земле и в воздухе. Кроме того по последним данным Б.Н. Ерёмин за период пока у него были головатоские именные самолёты сбил один Ме-109 в паре (16.05.43) и один Ме-109 лично (10.04.44) (см. Быков.М. Советские асы 1941—1945. Победы сталинских соколов. М., 2008. С. 169). Любопытно, что вслед за самолётом в Саратовский музей прислали из воинской части «Материал о боевой работе первого самолёта колхозника Ферапонта Петровича Головатого» под редакцией замполита. Там тоже описываются бои самолёта и некоторые даже иллюстрируются рисунками. |
04.07.2012, 03:45 | #26 |
Форумец
Сообщений: 420
Регистрация: 16.11.2011
Возраст: 72
Не в сети |
Понимаю так. Сбрасывались и колхозники и летчики,под управлением замполита... Вопрос в другом-А СЕЙЧАС ,КТО СБРОСИТСЯ?
|
04.07.2012, 08:46 | #27 |
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Ну там даже порезав цены в разы без проблем набирается сумма в 100 000. Вы выше почитайте по ссылкам, про рынок, про ограничения и что из этого вышло в военное время... |
05.07.2012, 17:18 | #28 | |
Форумец
Сообщений: 102
Регистрация: 09.11.2011
Возраст: 66
Не в сети |
Цитата:
А вот ссылка, это объясняющая: http://gusev-a-v.livejournal.com/114302.html#cutid1 Но возможно были исключения. Насчёт взносов Ф.П. Головатого постараюсь навести справки у специалистов по тому времени. Но это позже. Сейчас все в отпусках. |
|
02.11.2012, 19:00 | #29 |
Форумец
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008
Не в сети |
Поговорил с пожилыми односельчанами М.И. Белоглядовой и Е.Ф. Крамарева, помнят их хорошо. Дословно: "Что вы, какие миллионы. Обычные семьи. Голь, беднота как и вся деревня. Голод, еды нет, одеться не во что...в одних валенках по очереди ходили. Со всего села столько собрать невозможно было. Брехня от начала до конца. Все фальшивка. Это агитировали, вдруг какие деньги есть или ценности, чтоб сдавали..." Ну а дальше нецензурно.
|
02.11.2012, 20:35 | #30 |
Форумец
Сообщений: 102
Регистрация: 09.11.2011
Возраст: 66
Не в сети |
Уточнил насчёт Головатого. Он отдал на два истребителя по 100 тыс. Надо учитывать, что у него была большая личная пасека и имелись, оказывается средства у населения. Но не у местного, а у беженцев, эвакуированных из западных районов. И очень приличные средства. Так, что Головатов, хотя и не полностью оплатил самолёты, но стал в этом деле первопроходцем. Его почин был подхвачен, а дальше возможны всякие варианты: покупали как на личные средства (думаю, это были единичные случаи), так и на общественные. Разобраться сейчас в этом крайне сложно. Но всем жертвователям (персональным и коллективным) – честь и слава!
|