Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Воронежский механический завод |
Вопросы истории родного города и края |
|
Опции темы |
21.04.2011, 15:22 | #1 | |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Воронежский механический завод
Родственные темы:
Воронежский завод №16 улица Ворошилова Воронежский авиационный узел (все - что касается аэродрома) ------------------ В теме "Военный аэродром "Альфа" и механический завод -- в своем сообщении MONTY PYTHON размещал фото вот с таким комментарием Цитата:
Не этот ли памятник? Последний раз редактировалось SERG16; 19.03.2013 в 13:23. |
|
22.04.2011, 19:17 | #4 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Большое спасибо за фото. У меня нет слов. Все в точности подтверждает мои детские воспоминания. Вот только постаменты вождей мне тогда не казались такими высокими, странно, несмотря на мой мелкий 9-летний рост и возраст.
Последний раз редактировалось SERG16; 23.04.2011 в 00:16. Причина: перенос части поста в тему "Фото старого Воронежа" |
27.04.2011, 10:39 | #5 | ||
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Из Википедии-о Мехзаводе
Цитата:
Цитата:
|
||
27.04.2011, 11:03 | #6 | |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Цитата:
|
|
26.01.2012, 20:39 | #7 |
Форумец
Сообщений: 127
Регистрация: 23.11.2007
Не в сети |
Мехзавод
Посвятим эту тему заводу, сыгравшему важнейшую роль в отечественной космопнавтике и индустрии
Последний раз редактировалось Natalia425; 26.01.2012 в 21:20. Причина: перемещение из новой темы |
27.01.2012, 16:23 | #9 |
Форумец
Сообщений: 127
Регистрация: 23.11.2007
Не в сети |
Вот фотку в тему выложил http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=1...&postcount=165
На предпоследнем фото проходная мехзавода когда он находился на территории нынешнего сельмаша. конец 20х гг. |
27.01.2012, 16:23 | #10 |
Форумец
Сообщений: 127
Регистрация: 23.11.2007
Не в сети |
на фото памятник Ленину на терр.завода.Раньше там Сталин стоял
|
27.01.2012, 17:55 | #11 |
Форумец
Сообщений: 127
Регистрация: 23.11.2007
Не в сети |
На месте памятника Ленину, что на посл.фото,стоял Иосиф Виссарионович когда-то. А что касается Ленина,который за заводом у дирекции,рассказывают, что в начале лихих 90х по нему стрельнули из гранатомёта и взрывом оторвало ногу.потом на заводе изготовили новую и приварили.Если внимательно присмотреться, протез правой ного сильно диссонирует с левой ногой.
Как упоминалось. рядом с Лениным за терр.завода стоял ещё один Сталин |
27.01.2012, 18:01 | #12 | ||
Форумец
Сообщений: 7,671
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Последний раз редактировалось Natalia425; 24.10.2019 в 10:20. |
||
27.01.2012, 18:22 | #13 |
Форумец
Сообщений: 127
Регистрация: 23.11.2007
Не в сети |
elena71, имя Сталина носил мехзавод. Позже он переехал с терр. Сельмаша имя Сталина так и осталось,т.е. именовался механический завод им.Сталина
SERG16, коллеги рассказывали именно о ноге. Последний раз редактировалось SERG16; 27.01.2012 в 18:41. Причина: объединение |
24.05.2012, 21:16 | #14 | |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Выскажу свое мнение, не претендующее на то, чтобы считаться абсолютно верным . Однако полагаю, что механический завод (№16) и дизельный завод им. Сталина являлись разными предприятиями ввиду явного отличия выпускаемой продукции: первый выпускал авиационные двигатели, в то время как второй –дизельные, в авиации не применявшиеся. Не объединяла их и общность территории. Единственное, что их связывало, так это то, что оба весьма короткий промежуток времени 1934-1936 г.г. находились в ведении Наркомата тяжелой промышленности.
Вот как, по сведениям БСЭ, развивался советский авиапром до войны: Цитата:
Думаю, что наличие памятников «отцу народов» на территории многих предприятий, не дает основания полагать, что это связано с присвоением им имени Сталина, а просто отражало дух времени (ИМХО). Хотя в той же сноске на карте немцы указывают, что Машиностроительный завод им. Сталина, он же дизельный, изготавливал авиационные двигатели для авиазавода № 18 им. Ворошилова. Наша промышленность в те годы была так засекречена, что наименование завода ещё не означало, что его наименование соответствует выпускаемой продукции . Последний раз редактировалось Alex66; 25.05.2012 в 09:05. Причина: объединение |
|
21.12.2012, 11:04 | #16 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
В ноябре 1941 г. завод N 16 Наркомата авиационной промышленности СССР эвакуирован из г. Воронежа в г. Казань и объединен с заводом N 27, с 1957 г. - в ведении ТСНХ и Средне-Волжского СНХ, с января 1967 г. Казанский ордена Ленина моторостроительный завод Министерства авиационной промышленности СССР.
http://guides.rusarchives.ru/search/...fund_id=415935 Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) — одно из крупнейших в России предприятий авиационной и машиностроительной промышленности, действующее в городе Казани. Находится в Авиастроительном районе города у названной в его честь площади Моторостроителей, восточнее улицы Дементьева посёлка-микрорайона Караваево. Наряду с расположенным рядом КАПО имени С. П. Горбунова, является одним из районообразующих предприятий. Официально датой основания ОАО КМПО считается 1931 г. — год создания на базе завода «Взрыватель» Воронежского моторного завода № 16, эвакуированного в 1941 г. в Казань на территорию Казанского моторного комбината (завода) № 27 и объединённого с ним и с рядом других заводов в предприятие под названием «Завод № 16». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A...BD%D0%B8%D0%B5 История КМПО до 1941 года складывалась из самостоятельной жизни двух заводов: Воронежского завода № 16 и Казанского моторного комбината № 27. Воронежский завод № 16 В 1931 году на базе завода «Взрыватель» для ремонта самолетов и моторов создается Воронежский завод № 16. На 1932 год завод имел объемную программу по ремонту моторов и самолетов. Однако в октябре 1931 года разрабатывается проект реконструкции завода — теперь уже для выпуска самолетов. В начале 1932 года реконструкция в основном была завершена, значительная часть инженерно-технических работников прошла переподготовку на родственных предприятиях Москвы. В 1932 году завод собрал пять самолетов, еще пять находилось в производстве, но летные испытания выявили ряд конструктивных и технологических недоработок, поэтому Всесоюзное авиационное объединение сочло нужным ликвидировать самолетостроительный профиль завода и переориентировать его на серийное производство самолетного оборудования. За короткое время завод трижды поменял основной профиль и производственные программы. В феврале 1934 года по приказу Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапром» разрабатывается еще один проект реконструкции — на производство моторов воздушного охлаждения М-11 конструкции А. Д. Швецова. Мотор М-11 имел форму пятиконечной звезды — это пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 110 л/с, ресурс — 400 часов, вес — 160 кг, расход топлива — 250 л/час. М11 был одним из самых популярных авиамоторов на протяжении многих десятков лет. Потребность в них была велика — они устанавливались на знаменитые самолеты ПО-2 (У-2) конструкции Н. Н. Поликарпова, используемые для массовой подготовки пилотов, в сельском хозяйстве, для почтовой связи, в медицине, для пассажирских перевозок. Разработка проекта реконструкции, сама реконструкция, подготовка кадров и производства, освоение изделий — все это было осуществлено за шесть месяцев: с февраля по август. В августе 1934 года началось серийное производство. В 1934-1935 годах завод стал единственным предприятием, выпускающим подобные моторы. Конвейер В 1936 году завод освоил конвейерную сборку изделий, что требовало четкого обеспечения узлами и деталями, организации внутрецехового планирования. В 1939 году завод получил задание — освоить производство двигателя нового поколения — первоклассного мотора ВК-105 конструкции В. Я. Климова. ВК-105 мощностью 1100 л/с и ресурсом в 100 часов был рассчитан на полетную скорость 480 км/час и устанавливался на знаменитые пикирующие бомбардировщики «Пе-2» и «СБ». Объединение двух заводов С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны произошла эвакуация Воронежского завода № 16 в Казань, на территорию завода № 27. Объединение позволило сконцентрировать в одном месте научно-конструкторскую мысль, материальные и трудовые ресурсы, на новой технической основе решать сложнейшие производственные задачи, выдвинутые необходимостью военного времени. Работу объединения в военные годы можно рассматривать в четыре периода. Первый связан с техническим восстановлением объединённых заводов, второй — с организацией и развертыванием производства, третий — с подъёмом его до уровня правительственного задания, четвертый — с осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции. С 1941 по 1945 год на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В. Я. Климова М105ПФ, мощностью 1200 лошадиных сил. В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемым В. П. Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1. Он использовался в качестве вспомогательного двигателя-ускорителя для улучшения взлётных, скоростных и высотных характеристик самолётов. В тот период опытно-конструкторское бюро было укомплектовано высококвалифицированными учёными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками. С 1942 по 1946 год заместителем главного конструктора двигателей по лётным испытаниям здесь работал С. П. Королев. По стечению обстоятельств на казанском заводе № 16 сосредоточились самые талантливые двигателестроители страны. Труд Казанских моторостроителей в годы ВОВ был высоко оценён правительством СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награждён орденом Ленина. За время войны коллектив завода завоёвывал переходящее Красное Знамя Комитета Обороны 19 раз! Решением ВЦСПС и Министерства от 16 апреля 1946 года Красное Знамя Комитета Обороны оставлено заводу на вечное хранение. http://www.kmpo.ru/about/history/ |
15.04.2013, 10:39 | #17 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
15 апреля 2013, 10:39 (мск) | Общество | www.aifax.ru
Умер бывший гендиректор Воронежского мехзавода Александр Бондарь Он являлся членом-корреспондентом Международной Академии наук, членом Российской Академии космонавтики имени Циолковского, Почетным Академиком Международной Академии качества и маркетинга, доктором технических наук. 14 апреля на 52-м году жизни скоропостижно скончался бывший генеральный директор Воронежского механического завода Александр Бондарь. Александр Бондарь уроженец Тульской области. Трудовой путь начинал инженером-технологом после окончания Тульского политехнического института и дослужился до генерального директора Воронежского мехзавода. Он являлся членом-корреспондентом Международной Академии наук, членом Российской Академии космонавтики имени Циолковского, Почетным Академиком Международной Академии качества и маркетинга, доктором технических наук. Прощание с Александром Бондарем состоится 16 апреля в ДК 50-летия Октября с 8 до 11 часов. |
17.04.2013, 17:49 | #18 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Не знаю, сюда ли?
http://www.arsvo.ru/arkhivy/gavo/fun...ription/204692 Государственный союзный завод № 154 им. Сталина Министерства авиационной промышленности СССР. г. Воронеж. Фонд №: Р-1,837 Историческая справка: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА К описям №1 и №2 дел фонда № Р-1837, Воронежского завода № 154 им. Сталина Министерства Авиационной промышленно-сти СССР В 1939 году в г. Воронеже начал функционировать дизелестроительный завод им. Сталина Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР, филиал завода №16. На основании приказа № 263/473 НКАП СССР от 14.09.40 завод им. Сталина вступил в число действующих предприятий НКАП как филиал завода №16 с самостоятельным балансом и расчетным счетом. Директором завода был назначен Сухоруков. Началась достройка и реконструкция завода. Производственные и складские здания и сооружения завода в ноябре 1940г. размещались в 5 корпусах: - корпус "А" - механический цех № 4, инструментальный цех № 9, цех по-крытия № 11, электроцех и подстанция, лаборатории завода, временный склад литья и металлов; - корпус "Б" - часть цеха № 9 (старый термический цех и котельная); - корпус "В" - 2 механический цех; - корпус "Г" - учебные мастерские; - корпус "Д" - новый термический цех, новое помещение кузнечного цеха, новый литейный цех, модельный цех, главная контора, по-жарное депо и телефонная станция, склады горючего, мате-риалов и готовых изделий, новая проходная, временный ав-тогараж, сарай для лесорамы. На основании приказа Наркома АП СССР № 19 от 03.01.41г. заводу им. Сталина (бывшему филиалу завода № 16) присвоен самостоятельный ли-тер №154. В соответствии с приказом №193 НКАП СССР от 03.03.41г. производи-лась сдача-прием завода №154 им. Сталина из состава завода №16. По акту - приема-передачи оборудования, машин, станков, рабочих ап-паратов, транспортных средств, хозинвентаря, инструментов и проч. В февра-ле 1941 года сумма передаваемого от завода №16 НКАП заводу им. Сталина оценивалась в 6 005 055 руб. 46 коп. В 1940 - начале 1941 года велось строительство завода и переоборудо-вание завода №154 им. Сталина в г. Воронеже. По состоянию на 1 января 1941года расположение производства на за-воде было следующим: 1. Корпус А и Б. 1 этаж а) механический цех №4 б) цех покрытий в) инструментальный цех г) котельная д) электроподстанция е) резервная электростанция ж) электроцех 2 этаж а) бытовые помещения цеха №4 б) столовая заводская в) лаборатория главного металлурга г) ЦИС д) ПАС е) склад готовых деталей ж) помещение, занятое воинской частью з) помещение отделов № 12 и № 2 и) бытовые помещения инструментального цеха 2. Корпус В. а) механический цех №2 3. Корпус Д. а) сборочно-переборочный цех б) экспедиция и склад готовых деталей в) испытательная станция 4. Корпус Г. а) учебные мастерские ФЗО б) баббито-заливочная и меднично-сварочная мастерские 5. Корпус Е. а) литейный цех б) ФЗО в) заводская амбулатория 6. Корпус Ж. а) кузнечный цех б) ремонтно-монтажный цех в) отдел № 8 7. Корпус З. а) деревообделочный и модельный цех 8. Главная контора. 9. Пожарное дело и телефонная станция. 10. Отдел кадров, партбюро и завком. 11. Центральный склад № 1. 12. Склад черных металлов № 2. 13. Склад химикатов. В начале 1941 года территория завода составляла 13,3 га, наличие про-изводственных площадей - 39 200 м2. Все заводские здания полностью соот-ветствовали условиям точного машиностроения. К 1 апреля 1941 года был подготовлен к выпуску продукции литейный цех завода. 1 июля 1941 года в связи с введением военного положения по Воронеж-ской области были приняты меры по усилению охраны завода, 15 сентября 1941года проводились работы по маскировке завода. 2 июля 1941 г. на основании распоряжения СНК СССР №1325-РС от 09.06.41г. и письма секретариата НКАП № Н - 3/4246 от 13.06.41г. произошла передача незавершенного производства, инструмента, спецприспособлений и всех других материальных ценностей, относящихся к производству корпусов 76 мм зенитных гранат Ивановскому текстильно-машиностроительному заво-ду Наркомобшмаша. 3 июля 1941 года в соответствии с приказом Наркома АП СССР за № 564 и в целях оперативной помощи фронту из работников цехов № 5 и № 6 за-вода № 154 создались три бригады по организации ремонта моторов М-11 в боевых условиях. Состав бригады: мастер, инспектор, 2 сборщика, моторист. В октябре 1941года в соответствии с указанием Комитета Обороны за-воду № 154 им. Сталина предложено в кратчайшие сроки произвести эвакуа-цию оборудования и материалов в г. Ташкент. По плану эвакуация завода проводилась по железной дороге в 3 очереди. Всего требовалось 10 эшелонов из 744 вагонов (352 крытых). Перевозились люди и оборудование. Котельная завода готовилась к взрыву, мазут - к унич-тожению путем разлива по земле и сожжения. Лесоматериалы должны были использоваться в целях обороны г. Воронежа, а оставшиеся - уничтожены. Во исполнение решения Государственного Комитета Обороны № 741 от 08.10.41г. и приказа НКАП № 1053 от 09.10.41г. завод № 154 им. Сталина был переведен в г. Ташкент на площадь бывшего полиграфкомбината. Первые два эшелона с людьми и оборудованием вышли из г. Воронежа 12 и 14 октября и прибыли в г. Ташкент 26.10.41г. В продолжении 3-4 дней эшелоны были раз-гружены у станции на площадке текстилькомбината. Переброска оборудова-ния внезапно была запрещена заместителем председателя СНК Уз ССР тов. Юлдашевым, и руководству завода было предложено осмотреть территорию завода "Вулкан" (быв. Кондитерская фабрика г. Ташкент) для размещения завода. Площадка 5 700 м2 оказалась недостаточной для размещения и введения в строй в установленный срок производства завода. 30.10.41г. решением ЦК КП (б) Уз ССР было предложено осмотреть территорию хлопкозавода № 2 в г. Андижане. Попытка руководства завода № 154 опротестовать это решение, путем неоднократного телеграфного запроса Наркомата, оказалась тщетной, т.к. те-леграммы завода по этому вопросу в НКАП оставались без ответа или воз-вращались, не выходя из Ташкента. 1 ноября 1941года руководству было вручено Постановление СНК СССР о размещении его в г. Андижане на площадке хлопкозавода № 2. 2 ноября 1941г. во исполнение этого постановления началась погрузка и отправка людей и оборудования из Ташкента в г. Андижан. На место назначения в г. Андижан эшелоны завода им. Сталина начали прибывать с 04.11.41г. Территория хлопкозавода № 2 располагалась на окраине города на рас-стоянии 5 км от центра города и располагала 20 га. Общая площадь зданий хлопамбаров хлопкозавода, относительно пригодных для приспособления под производственные цеха равна 17 000 м2, из них: 1) основной цех (бывший ме-хано-прессовый хлопкозавода) - 700 м2, здание кирпичное, высотой 10 м; 2) тарная фабрика - 2320 м2, из сырцового кирпича, высота 4 м; 3) помещение для сушки хлопка - здание из жженого кирпича 420 м2, высотой 5,5 м. Осталь-ные здания представляли собой сараи - амбары для хранения хлопка от 900 м2 до 3 400 м2 из сырцового кирпича, без окон и дверных проемов. Отопление са-раев не предусмотрено. Энергией хлопкозавод обеспечивался от гидротурби-ны собственной дизельной станции. Канализационной системы как на заводе, а также и в самом городе нет. Водоснабжение - от горной речки Андижан-Сай путем отвода на территорию завода арыков. Водоочистительной установки на заводе нет - водонапорная башня служит и водоотстойником. Отопление про-изводственных зданий и складов на заводе отсутствует, служебные помеще-ния имеют печное отопление. Переоборудованием и строительством для нового производства, в част-ности приспособлением к условиям и нормам сейсмического строительства в 9 балльной зоне г. Андижана, занималась 5 строительная контора 31 треста. Руководство республики Узбекистан с первых же дней уделяло доста-точно внимания эвакуированному заводу им. Сталина. 24-28 января 1942года вышло Постановление № 32 СНК Узбекской ССР и ЦК КП (б) Узбекистана "О мероприятиях по выполнению плана производства авиамоторов М 11 Д заводом № 154 Наркомавиапрома", где отмечалось, что план производства авиамоторов в декабре 1941 года и двух декадах января 1942 года сорван: при задании в декабре изготовить 150 авиамоторов, сдано 34 мотора, за две декады января 1942года при месячном плане 240 метров сдано 34 мотора. Обращено внимание на слабое руководство со стороны директора завода, парторга ЦК ВКП (б), управляющего стройтрестом №31, уполномоченного Наркомавиапрома. Постановили к концу 1942г. завершить все строительные и пусконаладочные работы, определили поставщиков из со-става местных предприятий, пополнить завод местными квалификационными рабочими, обеспечить жильем всех рабочих завода, организовать и укомплек-товать врачами закрытую поликлинику для рабочих завода и членов семей, обеспечить завод нефтью, хлопковым маслом, углем, организовать вторую столовую, отвести дополнительно 100 га земли пригородному хозяйству заво-да под посев риса, выделить заводу районы для самозаготовок мяса, овощей, сухофруктов, оказать содействие пригородному хозяйству заводу в покупке скота и семян для посева, организовать поставку продуктов для столовой, по-стельного белья для рабочих, организовать детсад. Оргкомитет Верховного Совета Уз ССР по Андижанской области при-нял особое решение № 974 от 03.02.42г. "О постановлении СНК Уз ССР и ЦК КП (б) Узбекистана "О мероприятиях по выполнению плана производства авиамоторов М-11 Д заводом № 154 Наркомавиапрома". Был составлен план работы по выполнению этого решения. 2 мая 1942года СНК Уз ССР постановил мобилизовать из числа нерабо-тающего трудоспособного населения для работе на завод № 154 - 400 чело-век. Завод принимал активное участие в жизни Андижанской области: вы-пускал новые и реставрировал старые запчасти для ремонта автомашин (март 1942г.), детали для тракторов (июль 1942г.). Рабочие завода помогали в проведении капитального ремонта Кувасай-ской ГРЭС. Завод шефствовал над эвакуационным госпиталем № 1533. Для секретаря Оргбюро ЦК КП (б) Уз ССР по Андижанской области Ба-кулина 02.03.42г. была составлена краткая характеристика завода №154 им. Сталина: 1. Завод выпускает авиамоторы М-11 Д. 2. Руководящий состав завода: директор завода - Морозов Дмитрий Арсенть-евич, зам. Директора по коммерческой части - Кошевой Андрей Корнее-вич, главный инженер завода - Шендеревич Исаак Наумович, парторг ЦК ВКП (б) - Александров Алексей Никифорович. 3. Всего работает на заводе - 4 000 человек. В том числе: инженерно-технических работников - 540 чел., квалифицированных рабочих - 1224 чел., подсобных рабочих - 958чел., учеников 878 чел., служащих - 223 чел. Всего количество рабочих узбеков - 672 чел. 4. Состав парторганизации завода: членов ВКП (б) - 187 чел., кандидатов ВКП (б) - 60 чел. 5. Состав комсомольской организации завода: членов ВЛКСМ - 602 чел. Сек-ретарь комитета комсомола т. Захаров. 6. Всего на заводе имелось 15 цехов: литейный цех № 1; механические цеха № 2, № 3, № 4: сборочно-переборочный № 5, испытательная станция № 6; термический № 7, механически № 8, инструментальный № 9, ремонтный № 10, цех покрытия № 11, кузнечный № 12; цех тары № 13; энергетический № 14; теплосиловой № 15. Кроме того имелось 33 отдела: секретный, техно-логический, планово-производственный, снабжения, конструкторское бю-ро, финансовый, отдел главного механика, капитального строительства, кадров, подготовки кадров, административно-хозяйственный, диспетчер-ский, мобилизационный, главного металлурга, МПВО, эксплуатационный, главной энергетики, бюро нормализации и стандартизации, отдел техники безопасности, бухгалтерия транспортный отдел, технического контроля сбыта, юридический отдел, складское хозяйство, охрана завода, жилищно-коммунальный, подсобное хозяйство. Выпускаемая заводом продукция принимается военным представителем под руководством Гизатулина Зифира Ивановича. В связи с расширением промышленности в г. Андижане было решено при Андижанском горисполкоме образовать оргбюро Научно-Инженерного технического общества, которое возглавил главный технолог завода им. Ста-лина Н. И. Боярченко (сентября 1942г.). За годы Великой Отечественной войны на заводе осваивались новые ви-ды продукции, происходили структурные изменения. В начале войны на заводе осваивались и выпускались моторы М-11, МВ-6 . С июля 1942 года в опытное производство был запущен мотор М-12, сконструированный ОКБ завода им. Сталина. В целях повышения связи с эксплуатационными частями и ремонтными базами, устранения и изучения всех дефектов и неполадок с продукцией, в ав-густе 1942 года на заводе был организован эксплуатационно-ремонтный отдел №19. Во исполнении пункта 1 б приказа НКАП СССР № 146 от 23.02.44г. ОКБ завода №154 было переведено на завод №41 в составе работников ОКБ и членов их семей со всем оборудованием и имуществом, принадлежащем ОКБ. К 1 августа 1945 года заканчивалось строительство, монтаж и сдавалась в эксплуатацию пристройка плавильного отделения литейного цеха. С января 1943 года на завод начали поступать импортные оборудование, инструменты, приборы и материалы, а с августа 1945 года -трофейное обо-рудование и товаро-материальные ценности, возвращаемые в СССР. За достигнутые производственные успехи завод № 154 им. Сталина в годы войны награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Производственные же площадки завода в г. Воронеже очень серьезно пострадали от ударов фашистской авиации. После неоднократного налета вражеской авиации на заводе по состоя-нию на 4 июля 1942 года были подвергнуты бомбежке с воздуха основные средства и материальные ценности, из которых ряд объектов уничтожен пол-ностью, а ряд - частично поврежден. 1. Ш-образный корпус. Прямого попадания не авиабомб не было. Разрывы авиабомб были во-круг самого здания. Осколками и воздушной волной совершенно уничтожены рамы, двери и частично повреждена крыша. 2. 2 механический цех. Имел 4 авиабомбы прямого попадания по 50 кг. каждая . Поврежден пол, совершенно уничтожен световой фонарь, рамы и двери. Осколком авиабомбы повреждены частично стены. От зажигательных бомб было загорание крыши корпуса. Силами рабочих загорание было ликви-дировано. 3. Сборочный цех, расположенные в нем цех № 5, экспедиция, СГД, ис-пытательная станция и цех № 7 Прямого попадания авиабомб не было, за исключением цеха №7, попа-дание было в торцевую часть. Разрывы авиабомб были вокруг самого корпуса. Осколками и воздуш-ной волной совершенно уничтожены рамы, двери. 4. Литейный цех. Имело место прямое попадание нескольких авиабомб непосредственно в цех, а также и вокруг цеха №1. От воздушной волны и осколков выбиты рамы, двери, частично повреж-дены стены и внутренние постройки. Между цехом №8 и складом стройматериалов, принадлежащих 5 строй-конторе было сброшено количество авиабомб, в том числе одна весом 0,5 тон-ны от которой стена цеха № 8, выходящая к этим окладам, разрушена и скла-ды с цементом, стройматериалами полностью уничтожены. 5. Модельный цех и отдел № 13. Были сброшены зажигательные бомбы прямо в цех, а авиабомбы около цеха. От зажигательных бомб возникший пожар силами рабочих был ликви-дирован. От осколков авиабомб и воздушной волны повреждены рамы и две-ри. 6. Котельная старая и новая. Прямого попадания авиабомб не было, а от авиабомб, которые сброше-ны около здания, повреждены рамы и двери. 7. Кузнечный и ремонтно-монтажный цех. В ремонтно-монтажный цех имело место прямое попадание авиабомб, а в цех № 12 - не было, но были около самого здания. Как в цехе № 12, так и в цехе № 10 от осколков и воздушной волны повреждены рамы, двери и стены. 8. Здание вспомогательных цехов и отделов. При налете вражеской авиации на объекты нашего завода были подверг-нуты бомбежки с воздуха здания вспомогательных цехов и отделов, из кото-рых часть зданий разрушено от прямого попадания фугасных бомб. Разрушены и сожжены: 1. Лесопилка 2. Гараж 3. Расходное бензохранилище 4. Завком 5. Здание отдела кадров 6. Пожарный сарай 7. Склад горючего 8., 9. Постоянная и временная конюшни 10. Контора ОКСа 11. Склад химикатов 12. Забор завода Частично разрушены: 1. Лесосушка 2. Центральный материальный материальный склад 3. Здание главной конторы 4. Склад для кислот и лака Прямым попадание авиабомб убито 6 лошадей. Жилфонд. 1. 3 трехэтажный дома по ул. 9 Января от прямого попадания авиабомб раз-рушены. 2. Один четырехэтажный дом по ул. 9 Января: 2 блока сожжены от прямого попадания зажигательных бомб, а остальные четыре блока сохранены. 3. Один пятиэтажный жилой дом ИТР по ул. Кольцовской, 54 от прямого по-падания зажигательных бомб полностью сгорел. 4. Барак шлакобетонный № 11 по ул. 9 Января, 68 от прямого попадания фу-гасных бомб полностью уничтожен. 5. Бараки тесовые № 2, 3, 4, 5 по ул. Тараченко от прямого попадания фугас-ных бомб полностью уничтожены. Несмотря на все эти разрушения, работники завода стремились вернуть-ся на родину, в Воронеж. В соответствии с постановлением СНК СССР №398 от 17.02.46г. и рас-поряжения СНК СССР №3210 от 10.03.46г. о перебазировке завода из г. Ан-дижана в г. Воронеж создавалась комиссия для определения необходимого оборудования, подлежащего переброске в г. Воронеж. С апреля 1946 года началась погрузка, доставка и сдача эшелонов, на-правляемых в г. Воронеж. В докладе директора завода на 1948 год, говорится, что в 1946 году за-вод, согласно приказов Министра АП СССР № 154 от 23.03.46г. и №184 от 01.04.46г. перебазировался из г. Андижана в г. Воронеж. В г. Андижане завод работал как моторный, в г. Воронеже - как моторно-агрегатный. В г. Вороне-же он слился с заводом "265 того же министерства, образовав завод № 154 им. Сталина. Деятельность завода согласно вышеизложенного разбивалась: 1 период - с января по май - в г. Андижане. 2 период - с мая по 1 августа - перебазировка. 3 период - с августа - монтаж оборудования, приспособление завода на про-филь моторно-агрегатный. Период перебазировки, демонтажа оборудования начался с середины апреля. Первый эшелон с оборудованием вышел из Андижана 20 мая 1946 го-да. Всего демонтировано станочного оборудования 1412 станков, в т.ч. завода № 265 1092 станка. Производство моторов было приостановлено с 15 апреля. Во второй половине июня завод приступил к монтажу оборудования. Начал работать завод на новой площадке в Воронеже частично со 2 половины авгу-ста (инструментальный цех) и в сентябре - остальные производства при по-вседневных перебоях в электроэнергии, топливе. В соответствии с приказом МАП СССР №646 от 17.09.48г.на заводе бы-ло ликвидировано опытно-конструкторское бюро №2. В послевоенные годы на заводе выпускалась следующая продукция: во исполнении приказа МАП СССР № 646 от 17.09.47г. организованно серийное производство моторов М 11-ФР-1, с января 1948 года произошло изменение конструкции мотора М 11-Д и переход на изготовление мотора М-11-К , вне-дрен метод прецизионного литья для изготовления деталей , с апреля 1950 года организованно производство моторов М-14 Р, в соответствии с прика-зом №965 от 29.09.51г. прекращено , а приказом №65 от 23.09.53г. возобновлено производство самолетов ЯК-12 и моторов АИ-14 Р к ним. Из характеристики завода № 154 за последние годы: завод № 154 им. Сталина АП СССР является машиностроительным. Адрес: Воронеж, п/л 152. Расположен в Ворошиловском р-не на окраине города, тут же вблизи завода расположены жилые дома работников завода, клуб, парк культуры и отдыха, магазины столовая, медсанчасть, школа, детясли, детсад. Территория завода и жилзона достаточно озеленены деревьями, декоративным кустарником, цве-точными клумбами. Проезжие дороги и проходы асфальтированы. В 1954 году структура завода была следующей: 1. Дирекция 2. Мобилизационный отдел 3. Юридическое бюро 4. Планово - экономический отдел 5. Производственно - диспетчерский отдел 6. Отдел труда и зарплаты 7. Бюро техники безопасности 8. Секретный отдел 9. Отдел технического контроля 10. Эксплуатационно-ремонтный отдел 11. Главная бухгалтерия 12. Технологический отдел 13. Инструментальный отдел 14. Серийно-конструкторский отдел 15. Отдел главного механика 16. Отдел главного энергетика 17. Отдел главного металлурга 18. Отдел снабжения 19. Отдел кадров 20. Шоферы легковых автомашин 21. Отдел капитального строительства 22. Административно-хозяйственный отдел 23. Финансово-сбытовой отдел 24. Машиносчетное бюро 25. Обслуживающий персонал отдела связи (административно-хозяйственное руководство, автоматические станции всех систем, диспетчерские, дирек-торские, охранные, пожарные и др. коммутаторы связи, ремонтная группа, радиотрансляционные узлы, надсмотрщики для обслуживания абонентских установок). 26. Вооруженно-вахтерская охрана Производство завода располагалась в следующих цехах. 1. Цех цветного литья №1 2. Механический цех №3 3. Термический цех №7 4. Цех черного литья №9 5. Цех покрытия №11 6. Кузнечный цех №12 7. Цех тары №13 8. Механический цех №2 9. Ремонтный цех №45 10. Монтажный цех №22 11. Ремонтно-строительные цеха. |
07.01.2014, 14:51 | #20 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Из книги В.И. Кононова "Памятник В.И. Ленину", 2013 г.
".... Памятник у механического завода на улице Ворошилова открыт 7 ноября 1969 года на месте прежнего гипсового памятника. Изготовлена статуя высотой 3,5 метра из чугуна на заводе художественого литья в Мытищах. Постамент облицован плитами черного гранита. Автор памятника - московский скульптор М.С. Алещенко (1915-1981), уроженец Воронежской области. Он участвовал в работе творческой группы под руководством Е.В. Вучетича по созданиюмемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде". |
30.10.2015, 13:07 | #21 |
Форумец
Сообщений: 190
Регистрация: 28.01.2013
Возраст: 86
Не в сети |
Наименование “Воронежский механический завод” – с 28 ноября 1961 года
В соответствии с распоряжением Воронежского СНХ от 26 ноября 1961 № 77рс завод им. Сталина переименован на Воронежский механический завод с 28 ноября 1961г.
В трудовых книжках сотрудников завода делалась соответствующая запись: А до этого при приёме на работу в трудовой книжке делалась запись: Завод им. Сталина и далее Принят … |
08.01.2016, 15:00 | #22 |
Форумец
Сообщений: 280
Регистрация: 28.02.2013
Возраст: 80
Не в сети |
Интересно, как долго сохраняются народные названия районов города. Мехзавод был "заводом №16 только до войны, а ещё в 50-х говорили "Работаю на шестнадцатом заводе", " Живу около шестнадцатого завода". С 1961 года начали привыкать к новому названию.
|
06.03.2016, 12:16 | #23 | |
Форумец
Сообщений: 4,970
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
Цитата:
|
|
03.05.2016, 09:21 | #28 | ||
Форумец
Сообщений: 280
Регистрация: 28.02.2013
Возраст: 80
Не в сети |
Цитата:
|
||
03.09.2022, 10:22 | #29 |
Форумец
Сообщений: 20
Регистрация: 08.03.2009
Возраст: 52
Не в сети |
Подниму тему. Работая на заводе в середине 90-х видел возле административного здания было что то вроде памятника - капсулы времени, образно: "обращение рабочих из прошлого к рабочим будущего". Не помню когда там была дата вскрытия этой капсулы. Интересно вскрыли её вообще? По моему в 2000 х должны были вскрыть. И что там было за обращение?
|